Технологическая карта урока в 5 классе по теме: "Фонетический разбор слова"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Тема «Фонетический разбор слова».

Открытый урок в 5 классе

Цель деятельности учителя: познакомить с порядком фонетического разбора. Систематизировать знания о звуках и буквах, о делении согласных по твердости — мягкости; глухости — звонкости в ходе фонетического разбора. Сформировать навык устного и письменного фонетического разбора. Проверить знания по фонетике и графике.

Тип урока: открытия новый знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора и йотированные звуки; уметь производить фонетический разбор.

Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и организовать её достижение; самоанализ и самооценка.

Личностные: уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения:, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока,  карточки.

Организационная структура урока

  1. Орг.момент .Здравствуйте, сегодня к нам пришли гости, поприветствуем

Возьмите за руку своего соседа, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачного дня

Запишите сегодняшнюю дату, оставьте одну строку для нашей темы и приступите к заданию.

  1. Орфоэпическая минутка. Слова даны на слайде, задание, списать, расставить ударения.

Баловать, добыча, договор, документ, каталог, позвонит

Взаимопроверка

  1. Актуализация опорных знаний. Опрос с сигнальными карточками: Да Нет

Раздел науки о языке, изучающий звуки – фонетика?

Звуки делятся на гласные и согласные?

Гласные могут быть только ударными?

Согласные могут быть твердыми или мягкими?

В русском алфавите насчитывается 36 букв?

 В русском языке гласных  звуков меньше , чем согласных  ?               

 

  1. Формулирование темы, постановка целей и задач.

Что мы сейчас сделали? (Повторили все изученное по разделу «Фонетика»).

Нам надо разобраться, насколько хорошо мы усвоили материал по этому разделу. Разобраться, значит сделать что? (Разбор)

Какой? (Фонетический)

   Какова тема урока? (Фонетический разбор слова)

Выполняли ли вы раньше такой разбор? (Да, в начальной школе)

Значит, сегодня мы повторим эту тему и добавим новые полученные знания.

С какой целью мы будем заниматься фонетическим разбором слова? (…)

  1. Работа по теме урока

А сейчас открываем учебники на странице … смотрим план фонетического разбора

А теперь посмотрим как нужно делать фонетический разбор

На лесной поляне стоял старый пень.

  1. Закрепление.

 

            На слайде ребусы. Разгадайте и сделайте фонетические разборы слов:

воро′та – 3 слога

в [в] – согл., парн., зв., тв..

о [а] – гл., безуд..

р [р] – согл., непарн., сон., тв..

о [о] – гл., ударн..

т [т] – согл., парн., глух., тв..

а [а] – гл., безуд..

                                   6 б., 6 зв.. [в а р о т а]

ры′бка – 2 слога

р [р] – согл., парн., сон., тв..

ы [ы] – гл., ударн..

б [п] – согл., парн., глух., тв..

к [к] – согл., парн., глух., тв..

а [а] – гл., безуд..

5 б., 5 зв.. [р ы п к а]

ты′ква – 2 слога

т [т] - согл., парн., глух., тв..

ы [ы] - гл., ударн..

к [к] - согл., парн., глух., тв..

в [в] - согл., парн., зв., тв..

а [а] - гл., безуд..

5 б., 5 зв.. [т ы к в а]

 

камы´ш – 2 слога

к [к] - согл., парн., глух., тв..

а [а] - гл., безуд..

м [м] - согл., непарн., сон., тв..

ы [ы] - гл., ударн..

ш [ш] - согл., парн., глух., тв..

5 б., 5 зв.. [к а м ы ш]

Молодцы!

 

С какими словами нужно было быть очень внимательными (С гласными я,ё)

Почему? (Они обозначают 2 звука)

Если осталось время:

Запишите предложение:

Яков подъехал к еловой аллее.

Поставьте точки под теми гласными, которые обозначают 2 звука, сделайте фонетический разбор этих слов.

7. Подведение итогов.

- Итак, ребята, наш урок заканчивается.

- Чему мы научились сегодня на уроке?

- Достигли ли мы цели, которую поставили перед собой в начале урока?

- Что на уроке понравилось больше всего?

8. Домашнее задание: стр. 164, упр.336

9.Рефлексия. Заполните карточки, лежащие на партах:

Ребята, выберете к каждому вопросу ответ:

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

7. Домашнее задание мне кажется

интересно / не интересно

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Фонетический разбор слова».

Открытый урок в 5 классе

Цель деятельности учителя: познакомить с порядком фонетического разбора. Систематизировать знания о звуках и буквах, о делении согласных по твердости — мягкости; глухости — звонкости в ходе фонетического разбора. Сформировать навык устного и письменного фонетического разбора. Проверить знания по фонетике и графике.

Тип урока: открытия новый знаний.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора и йотированные звуки; уметь производить фонетический разбор.

Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и организовать её достижение; самоанализ и самооценка.

Личностные: уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения:, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: экран, компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока,  карточки.

Организационная структура урока

  1. Орг.момент .Здравствуйте, сегодня к нам пришли гости, поприветствуем

Возьмите за руку своего соседа, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачного дня

Запишите сегодняшнюю дату, оставьте одну строку для нашей темы и приступите к заданию.

  1. Орфоэпическая минутка. Слова даны на слайде, задание, списать, расставить ударения.

Баловать, добыча, договор, документ, каталог, позвонит

Взаимопроверка

  1. Актуализация опорных знаний. Опрос с сигнальными карточками: Да Нет

Раздел науки о языке, изучающий звуки – фонетика?

Звуки делятся на гласные и согласные?

Гласные могут быть только ударными?

Согласные могут быть твердыми или мягкими?

В русском алфавите насчитывается 36 букв?

 В русском языке гласных  звуков меньше , чем согласных  ?                

  1. Формулирование темы, постановка целей и задач.

Что мы сейчас сделали? (Повторили все изученное по разделу «Фонетика»).

Нам надо разобраться, насколько хорошо мы усвоили материал по этому разделу. Разобраться, значит сделать что? (Разбор)

Какой? (Фонетический)

   Какова тема урока? (Фонетический разбор слова)

Выполняли ли вы раньше такой разбор? (Да, в начальной школе)

Значит, сегодня мы повторим эту тему и добавим новые полученные знания.

С какой целью мы будем заниматься фонетическим разбором слова? (…)

  1. Работа по теме урока

А сейчас открываем учебники на странице … смотрим план фонетического разбора

А теперь посмотрим как нужно делать фонетический разбор

На лесной поляне стоял старый пень.

  1. Закрепление.

            На слайде ребусы. Разгадайте и сделайте фонетические разборы слов:

воро′та – 3 слога

в [в] – согл., парн., зв., тв..

о [а] – гл., безуд..

р [р] – согл., непарн., сон., тв..

о [о] – гл., ударн..

т [т] – согл., парн., глух., тв..

а [а] – гл., безуд..

                                   6 б., 6 зв.. [в а р о т а]

ры′бка – 2 слога

р [р] – согл., парн., сон., тв..

ы [ы] – гл., ударн..

б [п] – согл., парн., глух., тв..

к [к] – согл., парн., глух., тв..

а [а] – гл., безуд..

5 б., 5 зв.. [р ы п к а]

ты′ква – 2 слога

т [т] - согл., парн., глух., тв..

ы [ы] - гл., ударн..

к [к] - согл., парн., глух., тв..

в [в] - согл., парн., зв., тв..

а [а] - гл., безуд..

5 б., 5 зв.. [т ы к в а]

камы´ш – 2 слога

к [к] - согл., парн., глух., тв..

а [а] - гл., безуд..

м [м] - согл., непарн., сон., тв..

ы [ы] - гл., ударн..

ш [ш] - согл., парн., глух., тв..

5 б., 5 зв.. [к а м ы ш]

Молодцы!

С какими словами нужно было быть очень внимательными (С гласными я,ё)

Почему? (Они обозначают 2 звука)

Если осталось время:

Запишите предложение:

Яков подъехал к еловой аллее.

Поставьте точки под теми гласными, которые обозначают 2 звука, сделайте фонетический разбор этих слов.

7. Подведение итогов.

- Итак, ребята, наш урок заканчивается.

- Чему мы научились сегодня на уроке?

- Достигли ли мы цели, которую поставили перед собой в начале урока?

- Что на уроке понравилось больше всего?

8. Домашнее задание: стр. 164, упр.336

9.Рефлексия. Заполните карточки, лежащие на партах:

Ребята, выберете к каждому вопросу ответ:

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным

7. Домашнее задание мне кажется

интересно / не интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.

Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии  с ФГОС....

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Непроизносимая согласная в корне слова»

Цели деятельности учителя: тренировать навык осознанно писать и проверять слова с непроизносимой согласной в корне слова; развивать орфографическую зоркость; поддерживать интерес к изучению русского я...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфологический разбор деепричастия"

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Морфологический разбор деепричастия"....

технологическая карта урока 5 класс "Секреты устаревших слов"

Урок изучения нового материала  по русскому языку из раздела "Лексика" для 5 класса по теме "Устаревшие слова" по программе В.В.Баабайцевой знакомит обучающихся с причин...

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетании» (8 класс).

Этот урок  открытие новых знаний. Задача учителя - расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает  новые термины: согласование, управление...

Технологическая карта урока на тему Нота с точкой. Разбор русской народной песни "Светит месяц"

ТемаНота с точкой. Разбор русской народной песни «Светит месяц»Класс5Тип урокаУрок изучения и первичного закрепления новых знанийЦелиЗнакомство с понятием нота с точкой.Проявлять интерес к...