технологическая карта урока 5 класс "Секреты устаревших слов"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Мамутина Валентина Николаевна

 Урок изучения нового материала  по русскому языку из раздела "Лексика" для 5 класса по теме "Устаревшие слова" по программе В.В.Баабайцевой знакомит обучающихся с причинами исчезновения слов. Учащиеся знакомятся в процессе урока с бытом и жизнью наших предков. Использована технология критического мышления через чтение и письмо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по теме "Лексика " 5 класс 38.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Карточка – информатор

        С течением времени выходят из употребления отдельные орудия труда, предметы одежды, домашнего обихода и т.д. Одновременно перестают употребляться слова, называющие их. Слова могут устаревать, заменяясь другими,  хотя называемые ими предметы, явления, например: ветрило (парус), чело (лоб).      

  Устаревшие слова, часто встречающиеся в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой «устар.» (что значит устаревшее).

       Писатели и поэты употребляют в своих произведениях устаревшие слова, чтобы нагляднее, точнее показать, как жили люди в далеком прошлом.

                                                 Карточка – информатор

        С течением времени выходят из употребления отдельные орудия труда, предметы одежды, домашнего обихода и т.д. Одновременно перестают употребляться слова, называющие их. Слова могут устаревать, заменяясь другими, хотя называемые ими предметы, явления, например: ветрило (парус), чело (лоб).      

  Устаревшие слова, часто встречающиеся в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой «устар.» (что значит устаревшее).

       Писатели и поэты употребляют в своих произведениях устаревшие слова, чтобы нагляднее, точнее показать, как жили люди в далеком прошлом.

                                                 Карточка – информатор

        С течением времени выходят из употребления отдельные орудия труда, предметы одежды, домашнего обихода и т.д. Одновременно перестают употребляться слова, называющие их. Слова могут устаревать, заменяясь другими, хотя называемые ими предметы, явления, например: ветрило (парус), чело (лоб).      

  Устаревшие слова, часто встречающиеся в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой «устар.» (что значит устаревшее).

       Писатели и поэты употребляют в своих произведениях устаревшие слова, чтобы нагляднее, точнее показать, как жили люди в далеком прошлом.                                                

                                       Карточка – информатор

        С течением времени выходят из употребления отдельные орудия труда, предметы одежды, домашнего обихода и т.д. Одновременно перестают употребляться слова, называющие их. Слова могут устаревать, заменяясь другими, хотя называемые ими предметы, явления, например: ветрило (парус), чело (лоб).      

  Устаревшие слова, часто встречающиеся в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой «устар.» (что значит устаревшее).

       Писатели и поэты употребляют в своих произведениях устаревшие слова, чтобы нагляднее, точнее показать, как жили люди в далеком прошлом.

        На картине Васнецова изображен русский витязь, который в раздумье стоит перед камнем с надписью. На голове его островерхий шлем. На нем доспехи и латы богатырские. Стальная кольчуга надежно защищает витязя от стрел врага. Но и сам воин может постоять за землю-матушку: в одной его руке копье, а в другой – щит. Колчан полон легких, послушных стрел. Вся фигура выражает задумчивость и в то же время достоинство и силу.

        Сформулируйте для себя задание.

       На картине Васнецова изображен русский …………, который в раздумье стоит перед камнем с надписью. На голове его островерхий  ………..    . На нем доспехи и латы богатырские. Стальная  ……………    надежно защищает витязя от стрел врага. Но и сам воин может постоять за землю-матушку: в одной его руке   ……….., а в другой –  …..  .  ………….  полон легких, послушных стрел. Вся фигура выражает задумчивость и в то же время достоинство и силу.      

 Сформулируйте для себя задание.

       На картине Васнецова изображен русский …………, который в раздумье стоит перед камнем с надписью. На голове его островерхий  ………..    . На нем доспехи и латы богатырские. Стальная  ……………    надежно защищает витязя от стрел врага. Но и сам воин может постоять за землю-матушку: в одной его руке   ……….., а в другой –  …..  .  ………….  полон легких, послушных стрел. Вся фигура выражает задумчивость и в то же время достоинство и силу.

       Сформулируйте для себя задание.

       На картине Васнецова изображен русский …………, который в раздумье стоит перед камнем с надписью. На голове его островерхий  ………..    . На нем доспехи и латы богатырские.  Стальная  ……………    надежно защищает витязя от стрел врага. Но и сам воин может постоять за землю-матушку: в одной его руке   ……….., а в другой –  …..  .  ………….  полон легких, послушных стрел. Вся фигура выражает задумчивость и в то же время достоинство и силу.

 Сформулируйте для себя задание.

       На картине Васнецова изображен русский …………, который в раздумье стоит перед камнем с надписью. На голове его островерхий  ………..    . На нем доспехи и латы богатырские. Стальная  ……………    надежно защищает витязя от стрел врага. Но и сам воин может постоять за землю-матушку: в одной его руке   ……….., а в другой –  …..  .  ………….  полон легких, послушных стрел. Вся фигура выражает задумчивость и в то же время достоинство и силу.

                                   Одежда, наряды

Кокошник – нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой  надо лбом передней частью, с лентами сзади.

 Камзол – старинная мужская верхняя одежда обычно без рукавов.

Косоворотка – мужская рубашка со стоячим воротом, застёгивающимся сбоку.

                                Предметы домашнего обихода

Светец – в старину: подставка для лучины, освещающей жильё, избу.

 Зыбка -  качалка для ребёнка

Сундук – тяжёлый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и замком

 Коромысло – предмет для ношения  двух вёдер на плече – толстая изогнутая деревянная планка с крючками или выемками на концах.

Ухват – приспособление для подхватывания из печи горшков, чугунов – железное полукольцо на длинной рукояти.

Ушат – небольшая кадка с ушами

                              Домашняя утварь

Ендова – в старину: большая открытая округлая посуда для вина, воды, металлическая или деревянная

Ступа – тяжёлый металлический, деревянный или каменный сосуд, в котором толкут что-нибудь пестом.

Кадушка (кадка) -  цилиндрической формы вместилище со стенками из деревянных клёпок, обтянутое обручами.   

Крынка – расширяющийся книзу удлинённый глиняный горшок для молока.                                 

                   Доспехи богатыря

Богатырь – человек рослый, дюжий и видный; необычный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.

Шелом – военный доспех, кроющий голову, ныне – каска.

 Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из мелких металлических колец

 Палица – дубина для обороны, как оружие, с тяжелым или окованным набалдашником.

 Щит – воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля.

 Колчан – сумка, футляр для стрел.

Копьё – колющее или метательное оружие на древке.

Булава – короткий жезл с шарообразной тяжёлой головкой, метательное оружие.

Латы – в старину: металлические доспехи, броня

Женский головной убор

    Роскошным являлся женский головной убор. По его деталям часто можно было узнать, откуда владелица, ее возраст, семейное и классовое положение.

В первую, очередь, четко различался девичий и женский («бабий») головной убор. Незамужние носили более скромные уборы; также для девичьего убора была характерна открытая макушка и волосы на виду (пример — обруч, повязка), в то время, как замужние прятали волосы целиком.

Женский головной убор всегда сочетался с прической. Девушки носили 1 косу, а замужние крестьянки — плели 2, оборачивая их вокруг головы или укладывание в пучок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Устаревшие слова"

Урок построен в соответствии с новыми стандартами. Тип урока: открытие новых знаний. В ходе занятия выясняется роль устаревших слов, сфера их употребления, анализируются художественные тексты, где упо...

Технологическая карта урока по теме: "Слово в словосочетании и предложении"

Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Тема урока: Слово в словосочетании и предложении.Класс: 5 классПредмет: русский язык (УМК Р.Н.Бунеев)Тип урока. Урок развития умений и открытия н...

Технологическая карта урока "Способы толкования слов"

Способы толкования слов (УМК под ред. Шмелева)...

Технологическая карта урока "Фонетический разбор слова" 5 класс

Технологическая карта урока "Фонетический разбор слова" 5 класс...

Технологическая карта урока по теме "Слово о поэте. А.А. Ахматова". 9 класс

Технологическая карта урока по теме "Слово о поэте. А.А. Ахматова". 9 класс...

Технологическая карта урока "Устаревшие слова"

Понятие об устаревших словах. Причины выхода из общего употребления слов в русском языке.Словари устаревших слов....