Технологическая карта урока "Фонетический разбор слова" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Технологическая карта урока "Фонетический разбор слова" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klass.docx246.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет – русский язык

Класс – 5

Автор УМК – Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.

Тема урока: Фонетический разбор слова

Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок систематизации и обобщения знаний и умений)

Цель урока: познакомить с порядком фонетического разбора. Систематизировать знания о звуках и буквах, о делении согласных по твердости — мягкости; глухости — звонкости в ходе фонетического разбора. Сформировать навык устного и письменного фонетического разбора. Проверить знания по фонетике и графике.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора и йотированные звуки; уметь производить фонетический разбор.

Метапредметные: способность осознавать цели учебной деятельности и организовать её достижение; самоанализ и самооценка.

Личностные: уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения:        индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование:        компьютер, экран, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал:        Презентация по теме урока, раздаточные материалы, таблица

Технологии: коммуникативные, информационные,

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемы УУД

(универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности, проверка домашнего задания

- Здравствуйте! Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение,  что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

(Создается комфортная ситуация для начала урока. Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку, проверка дз – устный опрос)

Слушают учителя, настраиваются на урок, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность  к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

2.Актуализация знаний

Вступительное слово.

Тысячи разных звуков окружают человека: шелест травы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц, музыка… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, мама чем-то шуршит на кухне. Но вот она заходит в комнату, и мы слышим: “Вставай, уже пора в школу!”

Как называются эти последние звуки? (Это звуки речи).

-Чем они отличаются от всех остальных звуков? (Из них можно составить слова, предложения – они несут информацию).

-В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? (В фонетике).

-На какие группы делятся звуки речи? (гласные, согласные)

- Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)

- Какими бывают согласные звуки? (звонкие/глухие, твердые/мягкие)

- Каким буквам отведена двойная роль? (е, ё, ю, я)

- В чем разница между буквой и звуком? (звуки слышим и произносим, а буквы пишем и читаем)

- Сколько парных согласных по глухости – звонкости?(6)

- Сколько гласных звуков? (6)

- Сколько согласных звуков? (36)

- Сколько всего звуков? (42)

- Молодцы, ребята!

- Что мы сейчас сделали? Повторили все изученное по разделу «Фонетика».

- Для какого вида работы, для какого разбора нам понадобятся эти знания? (Для фонетического разбора слова.)

-Сформулируйте тему урока.( Запись темы на доске)

-С фонетикой и фонетическим разбором слова вы познакомились еще в начальной школе.

-Подумайте, какой может быть цель нашего урока? (                                        )                                                    

                                                                     

Отвечают на вопросы, повторяют ранее изученный материал.

Формулируют тему и цель урока.

 Планируют способы достижения намеченной цели.

Фронтальный опрос

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа,  классификации, устанавливают причинно-следственные связи; структурирование материала, умение давать определение изучаемых понятий

Регулятивные: коррекция знаний, оценка и самооценка усвоения знаний прошлого урока

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:

Формирование понятийного мышления, формирование логического мышления

Устные ответы

3.Обобщение и систематизация знаний. Работа по теме урока.

4. Физкультминутка

5.Первичное

закрепление с комментированием во внешней речи. Работа по учебнику

 

Прежде чем перейти к теме урока, давайте проверим полученные вами ранее знания.

Орфоэпическая разминка

1 группа. Прочитайте слова в транскрипции и запишите орфографически правильно: [баица] [ваз'м'ом] [л'охк'ий'] [сй'эст] [сонцэ] [вышыфка] [скаска] (боится, возьмем, легкий, съесть, солнце, вышивка, сказка)

2 группа. Разделите слова на слоги и поставьте ударение в словах
ки-ло-метр, ма-га-зин, пред-мет, му-зей,
 до-суг, сан-ти-метр, порт-фель  

-Для чего нужно изучать фонетику?
(Для правильного произношения в устной речи, для грамотного письма, так как многие орфографические правила основаны на знании фонетики)
-Что мы называем словом транскрипция? (Запись слова, как мы его слышим)

-Какие действия вы производили со словами в заданиях? (ставили ударение, делили на слоги, по транскрипции писали слова).

- Где такие действия нам нужно делать? В каком разборе? Давайте вспомним как делаем фонетический разбор слова.

- Что необходимо для выполнения любого разбора? (план, алгоритм)

- Открываем учебники, чтобы добыть нужные нам знания и посмотреть порядок, план фонетического разбора слова.

  1. Написать слово
  2.  Поставить знак ударения.
  3. Определить, сколько в слове слогов.
  4. Записать слово в транскрипции.
  5. Последовательно охарактеризовать все звуки: 

гласные – ударный, безударный;

согласные – звонкий, глухой; твёрдый, мягкий; сонорный.

6.Определить количество букв и звуков.

- Изучите, пожалуйста, схему устного и письменного фонетического разбора.

- С красной строки, с большой буквы записываем предложение:

На лесной поляне стоял старый пень1.

- Давайте выполним фонетический разбор слова   ПЕНЬ, самопроверка

Один работает у доски.

Пень – [п, э н,] - 1 слог.

п [п᾽] – согл., глух., парн., мягк., парн..

е [э] – гл., ударн..

н [н᾽] – согл., сонор., непарн., мягк., парн..

ь [-]

4 б., 3 зв..

Ветер

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)

Видят глазки всё вокруг

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

- Отгадайте загадку, вспомните еще раз порядок фонетического разбора и потренируемся в фонетическом разборе слова (на доске и в тетрадях)

Загадка.
Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками.

Ёжик ё-жик, 2 слога [й'ожык]
Ё [й'] – согл., звонк., непарн., мягк.,      сонорн..
[о] – гласн., ударн..
Ж [ж] – согл., звонк., парн., твёрд., непарн..
И [ы] – гласн., безударн..

К [к] – согл., глух., парн., твёрд., парн..
___________
4 б., 5 зв..

- Упр.320. Сделайте фонетический разбор слов люблю (письменно), грозу(устно) 

Работа в группах.

У доски  запись коллективной работы (от группы по одному человеку).

Систематизация знаний.

Делают упражнения для отдыха и снятия напряжения

Выполняют предложенные задания.

Применяют знания и умения на практике

Групповая, индивидуальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию изученного ранее материала, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Вопросы для уточнения информации

6.Применение знаний и умений в новой ситуации. Творческая и практическая деятельность по теме урока

  1. Разгадайте ребусы и выполните фонетический разбор  двух слов

G:\картинки к уроку\20.gif

G:\картинки к уроку\img0.jpg

Игрушка —и-гру-шка, 3слога  [игрушка]

 и — [и] — гласн., безударн..

г — [г] — согл., звонк. парн., твёрд., парн..

р — [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)

у — [у] — гласный, ударный

ш — [ш] — согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо)

к — [к] — согласный, глухой парный, твердый (парный)

а — [а] — гласный, безударный

______________

7 б., 7 зв..

Рыба — ры-ба – 2 слога [рыба]

р — [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)

ы — [ы] — гласный, ударный

б — [б] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)

а — [а] — гласный, безударный

______________

 4 буквы, 4 звука.

  1. Игра «Рассели жильцов»

Слова вьюга [в’й’уга], ёж [й’ош], баян [бай’ан], морковь [маркоф’], сшить [ш:ыт’], семья [с’им’й’а], любовь [л’убоф’], тепло [т’ипл`о], игрушка [игрушка], рыбка [рыпка], гость [гост’], сказка [скаска], пень [п, э н,], солнце [сонцэ] рассели в домики.

  • В первый домик – слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
  • Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.
  • В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв. 

Выполняют задания.

Осуществляют самопроверку, взаимопроверку

Фронтальная,  индивидуальная, игровая, групповая

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию,  и находят её в материалах урока, строят рассуждения и выводы.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Устные ответы, письменные ответы в тетрадях

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

- Чтобы подвести итоги, выполните тестовые задания

Тест по теме "Фонетика"

  1. Отметьте слово, в котором ударение падает на второй слог.
  1. торты;
  2. досуг;
  3. магазин;
  4. километр.
  1. В каком слове ударение падает на первый слог?
  1. свекла;
  2. квартал;
  3. начать;
  4. столяр.
  1. Отметьте слово, в котором выделен согласный мягкий звук.
  1. кашНе;
  2. парТер;
  3. библиоТека;
  4. каФе.
  1. В каком слове произносится звук [д]?
  1. деталь;
  2. модель;
  3. падеж;
  4. академия.
  1. Укажите слово, в котором нет мягких согласных звуков.
  1. свитер;
  2. яма;
  3. антенна;
  4. плащ.

Выполняют задания в паре. Взаимопроверка.

Формулируют затруднения  и осуществляют коррекцию самостоятельно.

Парная

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Оценивание работы учащихся на уроке.

8.Рефлексия

Наш урок подходит к концу.

Вспомните цель нашего урока, достигли ли мы ее?

«Дерево успеха»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0072/00093bb9-720f0639/img12.jpg

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке, оценивают свою деятельность на уроке.

Индивидуальная

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

9.Домашнее задание

  1. Упр. 320. (остальные выделенные слова)
  2. Придумать (подобрать) примеры для аналогичной игры «Рассели жильцов».

Записывают дз, слушают инструктаж по его выполнению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 11 классе с применением проектной технологии «Основные классы неорганических соединении»

Технологическая карта урокаТема урока «Основные классы неорганических соединений»Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, закреплению, углублению знаний об основных классах неоргани...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

Технологическая карта урока в 5 классе «Фонетический разбор слова»

Учебный предмет: русский языкКласс: 5УМК: учебник «Русский язык» под редакцией Т.ЛадыженскойТема урока «Фонетический разбор слова»Предполагаемые результаты:предметные - расширение понятийной базы за с...

Технологическая карта "Морфемный разбор слова"

Технологическая карта урока в 5 классе "Морфемный разбор слова"...

Конспект урока с технологической картой " Синтаксический разбор простого предложения"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Составлена технологическая карта урока....