Конспект урока с технологической картой " Синтаксический разбор простого предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тарасенко Наталья Анатольевна

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Составлена технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksicheskiy_razbor_prostogo_predlozheniya.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

 «Синтаксический разбор простого предложения»

Цели урока:

Обучающая: Научить правильно выполнять  синтаксический разбор простого  предложения;

Закрепить знание классификаций предложений по цели высказывания, интонации, наличию главных и  второстепенных членов предложения;

Воспитательная: воспитание чувства товарищества, навыков самоконтроля и взаимоконтроля, воли, упорства в достижении цели, воспитание чувства прекрасного.

Развивающая: развитие способности к анализу и обобщению, развитие речи и творческих способностей.

Здоровьесберегающая: создание на уроке условий для сохранения здоровья детей (динамическая пауза, смена деятельности).

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, цель урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.  

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения

Средства обучения: компьютер, проектор,   учебник, мультимедийная презентация.

Урок русского языка в 5 классе по учебнику М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. Русский язык 5 класс, Москва «Просвещение» 2016

Тема урока

 «Синтаксический разбор простого предложения»

Тип урока

Урок « открытия » новых знаний

Цель урока

- организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях;

- обеспечить проверки и оценки знаний учащихся;

- способствовать развитию чувства товарищества, коллективизма.

Планируемые результаты

Познавательные УУД:

- осознание познавательной задачи;

- осуществление операций анализа, синтеза, классификации;

- умение делать выводы, обобщения.

Коммуникативные УУД:- умение  вступать в диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе;

- способность формулировать собственные мысли, обосновывать собственную точку зрения, задавать вопросы;

- осуществление совместной работы в парах и рабочих группах.

Личностный УУД:

- пробудить желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена сообщества;

- способность к адекватной самооценке своих поступков, действий.

Регулятивные УУД:

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

Коррекционно-развивающие – развивать каллиграфические, орфографические навыки, развивать речь, воображение.

Основные понятия

Синтаксис, порядок синтаксического разбора, графический диктант

Межпредметные связи

Литература

Средства обучения

Учебник, тетради, карточки

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Примечание

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя

Доброе утро, дорогие ребята! Я рада, что вы сегодня в хорошем настроении и надеюсь, что мы дружно и активно поработаем. Я надеюсь,  вы будете   стараться работать хорошо, активно и  творчески.. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

Ребята, оценивать свою работу вы будете сами.

Здороваются с учителем, садятся за парты.

2 минуты

Слайд  1 (приветственный)

  1. Актуализация знаний

  1. Постановка учебной цели

- А пока запишите в тетради дату сегодняшнего урока.

- Начнём сегодняшний урок и обратим внимание на доску. Ребята, посмотрите, что у нас на слайде (слова)

Сформулируйте задание, которое мы можем выполнить используя эти слова.(Составить предложение)

 - Попробуйте сформулировать тему нашего урока и его цель.

- О чём мы будем говорить на уроке?

- Что мы на уроке сегодня должны сделать?

(Сегодня мы будем говорить о предложении. Значит, сейчас мы с вами вспомним всё о предложении.)

Для этого мы поиграем в игру «Да и НЕТ»:

1.Предложения по эмоциональной окраске бывают восклицательные и невосклицательные? (да)

2.Предложения по цели высказывания бывают распространённые и нераспространённые? (нет)

3.В  простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных – две и более грамматических основ? (да)

4.Дополнение, обстоятельство и определение – это главные члены предложения? (нет)

5. Обращение- это слово, называющее того, к кому обращаются с речью? (да)

6.Между однородными членами предложения запятая не ставится? (и да, и нет)

Ребята, оцените своё первое задание

Записывают в тетрадь.

Думают и формулируют задание записывают предложение: «Лес- главное богатство природы»

Формулируют тему и цель урока.

Отмечают свои ответы на листке: ДА обозначают +

НЕТ обозначают -

1

2

3

4

5

6

+

-

+

-

+

+-

Ученики оценивают свои ответы

Слайд с ответами (для проверки)

5. Открытие нового знания

Какой раздел науки о языке изучает предложение? (Синтаксис)

А вы знаете, ребята, как называется разбор предложения по членам?

Так как вы думаете, какова тема урока(Синтаксический разбор предложения).

А какова цель урока?(Научиться выполнять синтаксический разбор простого предложения)

Запишите тему в тетрадь.

Вернёмся к нашему предложению, чтобы выполнить разбор нужно воспользоваться алгоритмом.

Как вы думаете, где мы можем посмотреть план разбора (в учебнике, вы нам можете сказать, в интернете). Прочитайте про себя план разбора.

 Да, действительно, ребята, наше главное богатство –лес. Давайте посмотрим на следующий слайд и опишем его.

Что у вас получилось? (Текст)

Что такое текст?

Ребята, давайте запишем предложение и сделаем синтаксический разбор с проговариванием (с комментированием).

Отвечают на вопросы и записывают тему урока.

Ученики открывают учебник, знакомятся с параграфом.

Ученики описывают слайд.

Отвечают на вопросы.

Ученики записывают предложение. Леса украшают  планету.

  1. Физкультминутка

Я думаю, нам пора немного поразмяться. Приглашаем нашего спортмастера для проведения небольшой разминки.

Выполняют комплекс физических упражнений.

  1. Закрепление  изученного материала

  1. Самостоятельная работа

9.Рефлексия   

Ребята, давайте перейдем к следующему заданию - Конструктор.

Составьте предложение, выполнив ряд действий. Выполните синтаксический разбор полученного предложения.

1.Из предложения

взять сказуемое (Рядом РАСТУТ подсолнухи)

2.Из предложения

взять существительное и употребить его в П.п с предлогом В ) Справа тянулся лес).

3.Добавить подлежащее из предложения (Береза- это символ России) и употребите его во мн. ч.

Ребята, давайте вспомним главные и второстепенные члены предложения. В данных предложениях определите синтаксическую роль  выделенных слов и ответ зафиксируйте в вашем листке ответов:

1.        Бродили МЫ долго по лесу.

2.        ЛЕСНЫЕ поляны наливались густой темнотой.

3.        Умолкает птичий ГОМОН.

4.        В ТИШИНЕ слышен стук.

5.        Таинственно шумит ВЕТЕР в ветвях деревьев.

6.        Ночью в лесу ОПАСНО.

7.        Высоко на дереве ЗАУХАЛА сова.

8.        На охоту выходят НОЧНЫЕ хищники.

9.        На берегу НЕБОЛЬШОГО  озера растет ива.

10.        Луна освещает ВЕРХУШКИ деревьев серебристым светом.

Какова тема была нашего урока?

Достигли ли мы цели?

Давайте ещё раз проговорим алгоритм разбора.

Пришло время оценить работу, выполненную на уроке.

Я согласна с вашими оценками.

Урок окончен, всем спасибо!

Один ученик предложение, остальные проверяют.

Отвечают на вопрос учителя.

Слайд

Слайд с эталоном ответов.

1-подлежащее

2-определение

3-подлежащее

4-обстоятельство

5-подлежащее

6-обстоятельство

7-сказуемое

8-определение

9-определение

10-дополнение

  1. Информация о домашнем задании.

Но нас ждет еще одно серьезное испытание – контрольная работа. К ней нужно готовиться. Поэтому запишите в дневники, что необходимо сделать для подготовки к контрольной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС. "Синтаксический разбор простого предложения"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОСУрок 109. Синтаксический разбор простого предложения...

Конспект урока по теме "Синтаксический разбор простого предложения" 5 класс.

Урок систематизации и обобщения знаний с использованием мультимедийных технологий и применением педтехнологии «Пила-1»  (работа в группах)....

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Синтаксический разбор простого предложения».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме:  «Синтаксический разбор простого предложения». Дата: 17.11.2017Тип урока: урок изучения нового материалаЦели урока: познакомить ...

Конспект урока с самоанализом на тему "Синтаксический разбор простого предложения" 5кл

Цель урока: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация» в связи с другими разделами русского языка, отработка умения производить синтаксич...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме синтаксический разбор простого предложения.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме синтаксический разбор простого предложения....