Урок по русскому языку на тему"Правописание НЕ с наречиями "
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Комкова Лариса Валерьевна

Методическая разработка урока по русскому языку "Правописание НЕ с наречиями "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя  общеобразовательная школа № 8»

                             Тема  урока :

      «Правописание НЕ с наречиями на  – о, - е»

                          (Урок – путешествие)

                                    7 класс

                                                                Подготовила

                                                учитель русского языка МБОУ СОШ №8

                                                                              Комкова  Л.В.

                                                  о. Муром

                                           2015 год.

Эпиграф к уроку:

   Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.

                       Л. Успенский

Тип урока: урок «открытия» новых знаний (урок-путешествие ) 

Оборудование: учебник русского языка для 7 класса  под редакцией М.М. Разумовской;  

мультимедийный проектор, ноутбук, презентация к уроку, раздаточный материал, словари.

 Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Цели:

Образовательные:

закрепление сведений о слитном и раздельном написании не с наречиями на -о и -е;

- обобщение  и систематизация сведений о правописании не с частями речи, изученными ранее;

- выработка практического умения различать слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

-формировать умения находить наречия  в  текстах, определять роль    

 наречий,  конструировать предложения, включая в них наречия;

Общеучебные:

формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе, словарям.

Развивающие:

-способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти

- обогащение синтаксического строя речи учащихся путем использования  причастий;

- развивать внимание, память, логическое мышление;

развивать умение осмысливать значение  причастий, дифференцировать их и употреблять на письме слова с этими причастиями; развивать умение связно излагать свои мысли;

развивать у  обучающихся мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация.

Воспитательные:

-формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

воспитывать уважение к русскому народу – истинному творцу родного языка;

формировать интерес к предмету в ходе освоения лингвистического материала, стремление овладевать богатством русской речи.

Воспитывать личность школьников, развивающих разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой,  правописной).

Ход  урока.

1. Организационный момент.

Учитель.

Ребята, откройте тетради и запишите число.(слайд № 1)

Запишите тему урока (слайд № 2) 

2. Мотивация.

Посмотрите на доску (слайд № 3)  Кто прочитает выразительно стихотворение

Р. Рождественского?(прочтение текста).

Теперь выполним задания (слайд № 4, 5).

3.  Актуализация знаний (разминка)

Учитель

В русском языке существует много наречий.

Чтобы  пополнить свои знания о  наречии, мы с вами совершим путешествие в  страну  Наречие. ( Слайд № 6)

Для того чтобы  попасть в страну Наречие, двигаясь от станции к станции, вы должны будете  преодолевать препятствия. Все сели в автобус. Чтобы автобус двинулся в путь,  сначала проведем  устную разминку.

« Теоретическая дуэль” (слайд № 7)

- Какую часть речи называют наречием?

- На какие вопросы отвечают наречия и каким членом предложения являются?

- Наречия имеют окончания? Почему?

- На какие разряды делятся наречия?

  Как образовался термин «наречие»?

Историческая справка (слайд № 8)

4) Формирование новых знаний

 Учитель:

 Какова цель нашего путешествия в страну Наречие?

Итак, наше путешествие начинается! В добрый путь!

Работа с учебником (слайд № 9)

Время выполнения устного задания 3 минуты.

Вывод (слайд № 10)

5)Реализация. Получение новой информации.

 Учитель.

Молодцы, наш автобус быстро набрал скорость и подъехал к другой станции, но остановиться никак не может, сломались тормоза. Чтобы исправить положение, выполните следующее задание.

 Станция «Практическая» (слайд № 11,12) (самопроверка)

Здесь  вы  можете  проверить  свои  умения    применять  правило  на  письме.

Время выполнения  задания 3 минуты.

Учитель.

Молодцы, вы справились. Наш автобус опять поехал. Но вашем пути река,  через неё переброшен  мост. Подъехав к мосту, автобус останавливается, потому что мост сломан.  Что делать?  Конечно,  решить  задание. Чем скорее его выполните, тем быстрее отремонтируете  мост и отправитесь к следующей станции.

Время выполнения  задания 3 минуты.

Остановка « Игровая »  (слайд № 13. 14)(кто быстрее)

Время выполнения  задания 3- 4 минуты.

Учитель.

Итак, мост отремонтирован, автобус продолжает свой путь. Подъехать  к новой станции мешает препятствие.  Гора трудностей. Что делать? Нужно быстро справиться  с тестом.

Станция « Тестовая »  (слайд № 15,16,17)( взаимопроверка)

Время выполнения  задания 3 минуты.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Давайте дадим отдохнуть нашим глазам (слайд №18,19)

Учитель.

Итак, тест успешно  выполнен. И вот вы почти у цели, но в страну вас еще не пускают. Почему? Нет разрешения. Чтобы получить визу, надо выполнить  интересные задания.

 Остановка « Мыслитель» (слайд № 20,21)

Время выполнения  задания 3 минуты.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель

Остановка « Контрольная» ( слайд № 22,23)

Данный этап урока – закрепление.(взаимопроверка)

Время выполнения  задания 4 минуты.

Учитель.

Ура,  вы в стране  Наречие. Как тут красиво и интересно. Теперь вы можем передохнуть и насладиться творчеством.

Улица «Творческая»( слайд № 24,25)

Задание классу.

Стилистический эксперимент «Сразимся с мастерами слова».

Время выполнения  задания 4 минуты.

Учитель.

Молодцы! Теперь ваш автобус  продолжает  путешествие по стране Причастие .

7) Рефлексия (слайд № 26, 27)

Подведём  итоги.  Ответьте на вопросы.

Учитель.

Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в страну  Причастие. Все

достигли поставленной цели  

 Выставление оценок.

8) Домашнее задание.(слайд  № 28)

  1) Сочинить мини- сочинение

     (8 – 10 предложений ) на тему : «Зима»,

      используя наречия, деепричастные,      причастные         обороты, или придумать  стихотворение.

   2) упр. 257                    Успехов!

(слайд  № 29)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эпиграф к уроку Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них Л. Успенский

Слайд 2

Подготовила учитель русского языка МБОУ СОШ №8 Комкова Л.В. « Правописание наречий на –о, -е»

Слайд 3

Все начинается с любви… Твердят:« Вначале было слово…» А я провозглашаю снова : Все начинается с любви! Все начинается с любви: И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребенка- Все начинается с любви- С любви! Я это точно знаю. Р. Рождественский.

Слайд 4

Анализ текста. Ребята , о чём этот прекрасный текст? А что начинается с любви? Какой частью речи являются выделенные слова?

Слайд 5

Прочитайте выразительно отрывок из стихотворение Ф.Тютчева и ответьте на вопросы: «Как НЕ написано в наречиях ? Знаете ли вы почему ? Хотите узнать ? » Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело, Принахмурилась земля . Ветра теплого порывы, Дальний гром и дождь порой... Зеленеющие нивы Зеленее под грозой . Как вы думаете, ребята, чем будем сегодня заниматься на уроке ?

Слайд 6

В страну Наречие.

Слайд 7

Вспомните. - Какую часть речи называют наречием? - На какие вопросы отвечают наречия и каким членом предложения являются? - Наречия имеют окончания? Почему? - На какие разряды делятся наречия? Как образовался термин «наречие»? Термин «наречие» встречается уже в древнерусском языке. В этом слове выделяется корень – реч -, который прежде был более многозначным, чем в современном языке. Слово «речь» когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, мы получим искусственное слово «наглаголие». Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь. Какая? Основная функция наречия – определять глагол, обозначать признак действия. Такую особенность наречий отмечали и древние римляне, которые эту часть речи называли adverbium . Слово verbium означает «глагол», а приставка ad - - «при», то есть буквальный перевод термина adverbium звучал бы как « приглаголие ». Итак, уже древние ученые главную особенность наречия видели в том, что оно должно быть связано с глаголом. Так оно и есть: наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность. Ср.: работать – работать вдохновенно, радостно, продуктивно и т.п.

Слайд 8

Историческая справка . Термин «наречие» встречается уже в древнерусском языке. Слово «речь» когда-то имело среди других значений и значение «глагол». Поэтому, если буквально перевести термин «наречие» на современный язык, мы получим искусственное слово «наглаголие». Следовательно, между глаголом и наречием существует непосредственная связь. Какая? Основная функция наречия – определять глагол, обозначать признак действия. Наречие при глаголе выполняет ту же функцию, что и прилагательное при существительном, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность.

Слайд 9

Работа с учебником (упр. 256) Прочитайте и выполните задание (устно). Сделайте вывод. Как пишутся наречия на –о ,-е ?

Слайд 11

Станция «Практическая» Объяснить написание слов с НЕ. Распределить слова по группам: 1-не с существительными, 2- не с прилагательными, 3-не с наречиями. (Не) правда, а ложь; отвечал (не)принужденно; (не)интересная книга; убеждал (не)искренне; (не)решительность игрока; долгое (не) настье ; (не)заметно подошел; (не) брежный вид; вовсе (не)интересный; идти (не)уклюже; (не)глубокая, а мелкая река; (не)быстро, а медленно.

Слайд 12

Ответ. 1) Не правда, а ложь; нерешительность игрока; нерешительность игрока; 2) неинтересная книга; небрежный вид; вовсе не интересный ; не глубокая , а мелкая река ; 3) отвечал непринужденно; убеждал неискренне; незаметно подошел; идти неуклюже; не быстро , а медленно.

Слайд 13

Остановка « Игровая » Задание на развитие быстроты реакции и мышления Соедините части слов, записанные в два столбика Записать в тетради номера частей слов. 1. вовсе не 1) да 2.не 2) довать 3.недол 3) ливый 4.неле 4) строит 5.неправ 5) а злой 6.него 6) да 7.невеж 7) соко , а низко 8.не ту 8) красиво 9.не вы 9) по 10. не добрый 10) го

Слайд 14

Ответ. 1-8; 2-4; 3-10; 4-9; 5-1; 6-2; 7-3; 8-6; 9-7; 10-5. (Вовсе не красиво; не строит; недолго; нелепо; неправда; негодовать; невежливый; не туда; не высоко, а низко; не добрый, а злой).

Слайд 15

Станция « Тестовая »

Слайд 16

1. В каких из данных слов не пишется слитно: а) (не)погода б) (не)серьёзно, а беспечно в) (не)правильно пишет г) (не)цветёт 5. Не с наречиями на –о,-е пишется раздельно: а) (не)разумно, а глупо б) (не)погода в) (не)большой, но рыбный г) ничем (не)выдаю 2. В каких из данных слов не является приставкой: а) вовсе (не )легко сделать б) (не )годуя в) (не)сложная задача г)(не) думать 6. Не является частицей: А) (не)ряха Б) (не)ясная погода В) (не)навидит Г) (не)любит 3 . Не с наречиями на –о -е пишется слитно: а) поступил (не) лепо б) написал (не) брежно, но правильно в) повторил (не) быстро, а медленно г) выглядел отнюдь (не)красиво 7. В каком предложении не со словом пишется раздельно? а) Учёба (не)забава, а труд. б) (Не)правда служит злу. в) В осеннее (не)настье семь погод на дворе. 4. В каком предложении не со словом пишется слитно? а) День был (не)жаркий, а прохладный. б) (Не)обычный вид палисадника всех удивил. в) Его ожидал далеко (не)приятный разговор. 8. В каком предложении не со словом пишется слитно? а) День был (не)жаркий, а прохладный. б) (Не)обычный вид палисадника всех удивил. в) Его ожидал далеко (не)приятный разговор.

Слайд 17

Ответ. 1 –а, в 2 – в 3 – а, б 4 - б 5 - а 6 – г 7 – а 8 - б

Слайд 18

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Слайд 20

Из первых букв перечисленных ниже слов составьте новые слова и запишите их а ) бегемот, лиса, иволга, заря, корабль, очки б ) ночь, ириска, зубы, кисточка, остров в ) танцы, игры, халат, орбита Составьте новые слова из вторых букв перечисленных ниже слов: а) ум, пенал, одежда, плита, песок, антракт, антенна, поселок б) опричник, оладьи, посох, охрана, рояль в) смелость, парта, ульи, потолок Запишите к каждому наречию сначала синоним с приставкой не- , а потом антоним

Слайд 21

Ответ. Близко – недалеко – далеко Низко – невысоко – высоко Тихо – негромко – громко Плохо – нехорошо – хорошо Медленно – небыстро – быстро Мало – немного – много

Слайд 22

Остановка « Контрольная» Выберите из текста слова с ошибкой в написании НЕ с разными частями речи. Мы продвигаемся неторопливо поперек лесной речонки. Мне не множко жутко, так как я ничего, даже воды невижу, но я все же ничем не выдаю своего страха. Наконец мы выходим на песчаный берег рядом с не большой полянкой. Только теперь замечаю, что ночь не сколько посветлела. От земли поднялся туман. На его сером фоне не ясно вырисовываются ближайшие сосны. В их не подвижности чувствуется что-то суровое. Я не знаю, много ли проходит времени. Не ожиданно мой слух поражается странными звуками так, что я внезапно вздрагиваю от неожиданности. Что бы это могло быть? Я никак немогу определить, что это за звуки. Они торопятся, будто вторя друг другу, и лес немедленно откликается на них звонким и чистым отзвуком .

Слайд 23

Ответ Слитно Раздельно немножко не вижу небольшой не могу несколько неясно неподвижность неожиданно

Слайд 24

Стилистический эксперимент «Сразимся с мастерами слова». Вместо пропусков слов вставьте подходящие по значению наречия. Слова для вставки: (Не)торопливо, испуганно, тревожно. (не)выносимо, глухо, внезапно, тревожно Был полдень, … палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая … двигалась с запада на восток. …. подул ветер. Молодая березка … затрепетала. Порыв ветра усилился. Вдали сверкнула молния,… раздался первый удар грома. Спеша укрыться, …. заметались птицы.

Слайд 25

Ответ. Был полдень, невыносимо палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая неторопливо двигалась с запада на восток. Внезапно подул ветер. Молодая березка тревожно затрепетала. Порыв ветра усилился. Вдали сверкнула молния, глухо раздался первый удар грома. Спеша укрыться, испуганно заметались птицы.

Слайд 26

Рефлексия(итог). Ответьте на вопросы: 1) Как пишется НЕ с наречиями на о, е? 2) Сведения из каких разделов науки о языке вам пригодились на уроке?

Слайд 28

Домашнее задание (выбор). 1) Сочинить мини- сочинение ( 8 – 10 предложений ) на тему : « Зима», используя наречия, деепричастные, причастные обороты, или придумать стихотворение. 2) упр. 257

Слайд 29

Спасибо за работу



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО

                в 7 классе по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о, - е ».

 (По учебнику М М.Разумовской)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный

момент.

Проверяют наличие  тетради, учебника, ручки

Готовятся к работе.

Положительное  отношение к уроку, понимание  необходимости  учения.(Л) Учебное сотрудничество с учителем и

сверстниками. (М) Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

  2. Мотивация

Включение в деловой ритм.

Создание проблемной ситуации.

Анализ стихотворения Р.Рождественского, Ф.Тютчева

Анализируют текст, делают вывод, отвечая на проблемный вопрос. Формулируют цель урока.

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)

Подведение под понятие (П)

Поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование; постановка и формулирование проблемы. (П)

        3.Актуализация знаний

(разминка)

 Работа по тексту. 

« Теоретическая дуэль”. Историческая справка.

Работают устно. Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Проявление познавательной активности.(Л)

 Аргументация своего мнения и

позиции в коммуникации.

Развитие умения  анализировать (М) Повторение пройденного

материала по теме «Наречие (П

Логические действия (П)

Самоопределение (Л)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания(П)

4.Формирование новых знаний

Ставит задачу  выполнения задания.

Просит записать  тему урока, исходя из цели.

Создаёт ситуацию успеха.

Определяют  цель урока Фронтальный опрос.

Работа с учебником. Вывод .

Извлечение необходимой информации из текста (П) Развитие умения

Постановки познавательной

цели ( М).

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

5. Реализация.

Получение новой

информации

Формулирует  задания. Станция «Практическая».

Остановка « Игровая » 

Практичность теории. Читают задание и выполняют задания.

Работают в тетрадях.

-Способствовать проявлению

Самостоятельности  в разных видах

деятельности (Л)

 Осознание ответственности за общее дело.(Л)

Аргументация своего мнения.(М)

Продолжать работать над формированием

умений  ( М)

Игровой момент (К)

Контроль (Р)
Работа в парах (К)

Умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать свой ответ; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р)

Самостоятельная работа с самопроверкой

Даёт задание для самостоятельной работы.  Станция « Тестовая ». 

Осуществляет здоровьесберегающую технологию. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Выбирают сами вариант ответа.

Работают самостоятельно в тетрадях.

Проверяют, делают вывод. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Самоопределение (Л)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Закрепление полученной

информации.

Даѐт новое задание.

  Остановка « Мыслитель»

Работают самостоятельно в тетрадях.

Учиться проявлять самостоятельность

в разных видах деятельности.(Л)

Аргументация своего мнения.(М)

Закрепление знаний по данной  орфограмме (П)

6. Включение в систему знаний и повторение

        Контролирует выполнение работы. Вместе с учащимися делает вывод. Остановка « Контрольная»

Формулирует задания.

Улица «Творческая». Стилистический эксперимент «Сразимся с мастерами слова»

        Вспоминают пройденный материал.

Выполняют задания.

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л)

Способность действовать с учётом позиций других  (К) Творчество (М)

7. Рефлексия

Фиксируют материал, изученный на уроке

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

Организует рефлексию.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

        Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии., выявляют недостаток техзнаний и умений, которых

им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад

в результаты коллективной

деятельности.

Оценивают свою работу.

Адекватное понимание рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Умение выражать свои мысли (К)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) Оценивать свою

деятельность на уроке. Выражать свои

 мысли с достаточной полнотой и

точностью. Формулировать и аргументироватьсвоѐ мнение,

учитывать мнения одноклассников

при выработке коллективного

решения.(М)

        8.  Д.з.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Дифференциация задаия.

Советует поработать с орфографическим словарём.

Записывают домашнюю работу в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Дифференцированные  задания  (П.,  Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развернутый конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова".

Конспект урока по русскому языку в 5 классе с планом. В конспекте полное содержание примеров и  упражнений, алгоритм рассуждения учеников и учителя, указан обем письменных работ на уроке....

Урок по русскому языку на тему "Правописание союзов" в компьютерном классе.

Научить провописанию союзов; научиться писать союзы;отличать их от местоимений и наречий,  уметь применять знания на практике, использовать информационные  технологии:Microsoft Word , для со...

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание союзов"

Урок закрепления материала по русскому языку в 7 классе по теме: "Правописание союзов"...

Урок - практикум русского языка по теме "Правописание наречий" (7 класс)

Цель урока: практическое закрепление навыков правописания наречий.Задачи:- обучающие: повторение орфограмм, связанных с правописанием наречий; закрепление навыков определения наречий; совершенст...

Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание имен существительных" в 6 классе национальной школы

Данный урок  разработан в режиме технологии  КСО. Разработка содержит план занятия с приложением (алгоритмы работы, карточки с заданиями и т.д.)....

Урок по русскому языку на тему: « Правописание корней с чередованием гласных И-Е» в 5 классе.

Это первый урок при изучении темы " Правописание корней с чередованием гласных Е-И ".  Для  повышения интереса к русскому языку, лучшего запоминания нового  использую игровой момент....

Конспект урока по русскому языку на тему "Текстообразующая роль наречий в тексте" (7класс)

Урок систематизации знаний по теме "Наречие". систематизация знаний о роли наречий в текстах разных стилей.Развитие творческих, лингвистических, языковых и коммуникативных умений учащих...