«Имена существительные собственные и нарицательные»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Цель моего урока - формировние уменение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №3 им. Иса Хуадонти с.Чикола”

Ирафский район

План-конспект

 урока по русскому языку в 5 классе на тему:

 «Имена существительные собственные и нарицательные»

Учитель русского языка и литературы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Бабочиева Фатима Османовна

Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные собственные и нарицательные"

Цель урока: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках).

Задачи урока:

1. Образовательные:

– активизировать полученные ранее знания учащихся о существительном;
– познакомить учеников с понятиями "собственное” и "нарицательное”;
– формировать умение написания имен существительных собственных и нарицательных.

2. Развивающие:

– развивать речь учащихся;
– развивать внимание учащихся;
– развивать практические навыки по определению имен существительных собственных и нарицательных.

3. Воспитательные:

– воспитывать речевую культуру;
– воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, рабочие листы с материалами к уроку, памятка по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные”, аудиозапись песни из кинофильма "Золотой ключик или Приключения  Буратино” А. Толстого.

Ход урока

  1. Оргмомент. Психологический настрой на урок.

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка (слайд № 1 весёлые смайлики).

2.        Мобилизующий этап урока. Формулировка темы и задач урока.

        - Какую часть речи вы сейчас изучаете?

         - Что такое существительное?

        - А сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: именами существительными собственными и нарицательными.

3.      Оформление тетрадей.

         Запишите в тетрадях дату, тему урока (слайд № 2).

Объяснение нового материала.

  1. Актуализация знаний.

На слайде № 3 даны слова:

Стихи, сайгак, Элиста, река, Калмыкия, Россия, эпос, Кугультинов, город, страна, степь, тюльпан, Пушкин.

- Что общего в записанных словах? К какой части речи относятся данные слова?

- Чем они отличаются? Распределите слова в два столбика и запишите их в тетради.

(Выполняют задания в тетрадях с последующей проверкой).

- По какому принципу вы распределяли данные слова?

- Давайте дополним каждую колонку своими примерами (2 ученика у доски).

 5.       Работа над новым материалом.

  Введение понятия собственные и нарицательные имена существительные.

Слова, написанные в первой колонке, называют однородные предметы и являются именами нарицательными. Слова, записанные нами во втором столбике, называют единичные предметы и являются именами собственными.

- Послушайте стихотворение Е. Измайлова про большую букву. Проверим, кто из вас самый внимательный. Какие важные дела у большой буквы?

Прописная буква.

Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтением на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!

- Какие важные дела у большой буквы? (Во время ответов детей на магнитной доске вывешиваются таблички с перечнем "важных дел” большой буквы).

- Составим пользуясь материалами учебника перечень существительных, которые будут писаться с большой буквы:

Составление кластера - памятки.

-  Вот такие важные дела у большой буквы. Все имена существительные можно разделить на две большие группы. Одни существительные пишутся с большой буквы, другие с маленькой.

- Итак, на какие две группы делятся имена существительные? Давайте обратимся к памятке и посмотрим, какие существительные относятся к собственным, какие – к нарицательным. Приведите примеры.

Прочитайте в Памятке о том, как называются такие существительные и что они обозначают.

– Какова особенность написания имен существительных собственных?

Закрепление изученного материала.

 Лингвистическая разминка:

Каждый ряд получает задание, на листах написать следующее:

1 ряд: названия улиц города Элисты;
2 ряд: нарицательные существительные;
3 ряд: географические названия республики Калмыкия (города, реки).

Проверка работ учащихся учителем (устно).

 Выполнение упражнений (слайд №4):

  • Работа с текстом:

              В Элисте в 2008 году были  названы «Семь чудес Калмыкии. Это -  храм «Золотая обитель Будды Шакъямуни», строительство которого освятил Далай-лама 14-й; народный эпос «Джангар»;  степные курганы - древние захоронения, живописно и естественно вписывающиеся в природные ландшафты;  Сити-Чесс - город «Шахмат» с особым статусом;  храм Хошеутовский - памятник воинам-калмыкам, участвовавшим в Отечественной войне 1812 года;  цветы буддизма - лотосы и тюльпаны, с давних времен являющиеся символом любви и означающие также славу и гордость.

                Выбранные символы подчеркивают уникальность и самобытность степного края и служат объединению всех народов, проживающих в республике. Тюльпан тоже является одним из этих чудес Калмыкии.

- Итак, из текста выпишите по 3 существительных собственных и нарицательных. Взаимопроверка. Найдите значение этих существительных по памятке.

- Все ли правильно выполнили это задание? У кого другие слова?

Физкультминутка.

- А сейчас, ребята, прошу вас встать. У нас необычная физкультминутка по песенке из кинофильма "Золотой ключик или Приключения Буратино”. Если вы услышите существительное нарицательное, которое надо писать с маленькой буквы, то наклонитесь влево; услышав существительное собственное, которое надо писать с большой буквы, наклонитесь вправо.

Постарайтесь запомнить, сколько имён собственных и нарицательных в этой песенке.

  • Решение проблемной задачи (слайд №5):

На слайде даны слова:

Писатель - писатели

Давид Никитич Кугультинов

Рассказ – рассказы

Беречь тюльпаны

Город –

Лагань

Имя –

 

Вопросы и задания:

– Прочитайте две пары слов левого столбика. Как изменяются в нем слова? (По числам)

– К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?

(К нарицательным существительным)

– Измените по числам остальные слова.

– Прочитайте слова правого столбика. Измените их по числам. Получается?

– К какой группе существительных относятся эти слова?

– Какой вывод можно сделать? (Имена существительные собственные не изменяются по числам).

  • Работа с текстом №2 (слайд №6).

Выберите нужную букву: заглавную или строчную.

1. (Б, б)огдо -  единственная гора в Прикаспийской низменности. 2) В (Ц, ц) ентральном районе города находится площадь (Л, л)енина. 3) Степной жемчужиной (К, к)алмыкии  называют столицу - (Э,э)листу. 4) (С, с)анджи  (К, к)аляев - известный поэт (Р, р)еспублики (К, к)алмыкия.

  • Вам даны на карточках названия городов, деревень, сёл  России. Ваша задача выбрать только входящие в состав  Республики Калмыкия:    

             Москва, Курск, Ики-Бурул, Большой Царын, Анапа, Санкт-Петербург, Городовиковск, Мурманск, Цаган Аман, Яшкуль, Новопрохладное, Чёрный Яр.

– Уберите карточки с названиями городов и сёл, не входящих в состав Калмыкии.

  • Творческая работа. Составим коллективный адрес нашей школы по плану:
  1. Государство. (Россия)
  2. Город. (с.Чикола)
  3. Улица. (М.Баликоева)
  4. Дом. (57)
  5. Школа.(№3 им. Иса Хуадонти)

Промежуточный контроль:

Тест. Проверка усвоения материала, изученного на уроке(слайд № 7).

1. Имена существительные собственные называют:

а) однородные предметы
б) единичные предметы.

2.Нарицательные существительные пишутся:

а) с большой буквы
б) с маленькой буквы

3.В какой строке все слова написаны верно:

а) дом, мама, миша
б) кузнец, комар, Комаров

4.В какой строке допущена ошибка:

а) кузнец, кузьма, кузов
б) Кузнецов, Петров, Мухин

Взаимопроверка.

1- б. 2- б. 3- б. 4- а.

Подведение итогов урока.

Рефлексия:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что для вас было легко, что трудно?

- Что показалось на уроке самым интересным? Какое настроение у вас сейчас?

- Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных карточек на вашем столе. Урок понравился – карточка с весёлым смайликом, нет с грустным смайликом.

Домашнее задание: параграф 92, подготовить сообщение по теме: "Тайна моего имени”.

Выставление оценок с комментарием за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок построен в форме путешествия по улицам и дорогам имени существительного. На уроке дается теоретический материал в занимательной форме с использованием презентации. Для учащихся пре...

урок русского языка 5 класс "Имена существительные собственные и нарицательные"

Презентация  рекомендована для индивидуального обучения....

Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные"

Урок по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" представляет собой объяснение нового материала. Конспект урока составлен в рамках технологии развития критического мышления через чтени...

" Имена существительные собственные и нарицательные ". Урок русского языка в 5 классе.

Урок изучения нового материала в 5 классе в нетрадиционной форме - игра-путешествие....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 кл. "Имена существительные собственные и нарицательные"

Разработка урока по программе В.В. Бабайцевой в соответствии с требованиями ФГОС....