Урок русского языка в 7 классе на тему: "Образование временных форм глагола"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Данный урок - третий по теме "Время глагола". на предыдущих уроках обучающиеся учились определять время глагола, соотносить действие с моментом речи. Цель  данного урока - учить образованию временных форм. Урок построен на основе деятельностного подхода, метапредметного подхода.Содержание заданий, предлагаемых обучающимся подобрано в соответствии с темой: "Книга и бережное отношение к ней". Для оценки результатов каждого ученика на уроке используется карта формирующего оценивания ЗИУ (знаю, интересуюсь, узнал)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obrazovanie_vremennyh_form_glagola.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Тема:  Образование временных форм глагола

Тип урока: открытия нового знания (типология по СДП)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цели:

  1. образовательные: 

создавать условия для осознания  и закрепления учащимися знаний о времени глагола, умения образовывать его временные формы;

  1. коррекционно-развивающие 

Создавать условия для:

- формирования познавательных УУД: - общеучебных: формулирование познавательной цели, моделирование при работе с правилами, поиск учебной информации при работе со словарным словом,  - логических: анализ и синтез при работе с текстом, умение рассуждать; рефлексии деятельности через работу с картой ЗИУ ;

- формирования коммуникативных УУД через составление устных высказываний, работу по составлению памяток бережного отношения к книге  в парах;

- формирования регулятивных УУД: осуществление самоконтроля, коррекции и оценки своей деятельности

- формирование личностных УУД и социальной компетентности через оценивание содержания исходя из социальных ценностей

Создавать условия для коррекции пространственной ориентировки, произвольного внимания, мыслительных операций

  1. воспитательные

Способствовать воспитанию у учащихся  бережного отношения к книге  

Оборудование:  мультимедийный проектор,  презентация, карта формирующего оценивания ЗИУ для каждого ученика, карточки для  индивидуальной и групповой работы, динамическая таблица,  толковые словари

Структура урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Постановка учебной задачи
  4. Открытие нового знания
  5. Первичное закрепление
  6. Самостоятельная работа  с самопроверкой по эталону
  7. включение нового знания в систему знаний
  8. Итог урока, рефлексия

Ход урока

примечания

  1. Орг момент

Проверка готовности учащихся к уроку

- сядут самые тихие, только девочки, тёмноволосые мальчики…

  1. Актуализация знаний

1).Логические загадки

- Прочитайте слова в столбике, догадайтесь, что обозначает буква или цифра  рядом с каждым словом,  поставьте вместо вопроса подходящую букву или цифру. Объясните выбор

Липнуть - ?         текут – н               радуется -1

Липучка – с        раскрасят – б       конура - ?

Липкий – п          тушили - ?            карамель -2

(г –глагол)          (п- прош. в.)          (3 – ра 3 слог)

2) Работа по карте ЗИУ

- Какую часть речи мы изучаем?

- Давайте вспомним, что мы с вами знаем о глаголе.

- Прочитайте высказывания  и найдите ошибки:

  • Глагол - часть речи, которая  обозначает действие предмета и  отвечает на вопросы: кто?, что?
  • Глаголы изменяются по временам.
  • Глагол настоящего времени отвечает на вопросы: что делал?, что сделал?
  • Глаголы будущего времени отвечают на вопросы: что сделает?, что сделают?

- Какие ошибки вы обнаружили? Прочитайте высказывание верно

3) Словарная работа.

  - Выберите  из данных слов глаголы (Липнуть, текут,  раскрасят, тушили, радуется)

 - Из двух первых букв выбранных глаголов составьте новое  словарное слово (литература)

- Запишите словарное слово в тетрадь по слогам, затем целиком, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные

  уч-ся по одному работают на  ИД , используя множеств. улиты

 ЗИУ

 уч-ся сам-но отмечают ошибки на картах

проверка по слайду (триггер)

1уч-ся у ИД

 закрыто шторкой

 работа в     тетрадях

- Как понимаете значение слова «литература»?

- Найдите значение этого слова в толковых словарях

- Обобщение по слайду:

Литературой можно назвать  школьный предмет, книги , любые печатные издания. Одним словом, литература – это все научные и художественные произведения.

4) Работа с правилом

- Скажите, чему мы учились на прошлых уроках? (определять время глагола)

- Сегодня на уроке нам понадобятся изученные правила, поэтому давайте восстановим их:

 Ученик от 1 ряда восстановит таблицу «Изменение глаголов по временам» (наст.в.,прош.в.,буд.в., сейчас, раньше, позднее, вопросы)

Ученик от 2 ряда определит последовательность действий при определении времени глагола :

  • Найти _________
  • Поставить вопрос от ---------- к =======
  • По вопросу определить время глагола

5) Работа с пословицами .

- Прочитайте пословицы на слайде. Определите, какое одно и то же слово, близкое по значению слову «литература», в них пропущено:  (книга)

  • ……. читаешь,  как на крыльях летаешь  (2)
  • Кто много …….  читал, тот много узнал (1)
  • ……  поможет в труде, выручит в беде (4)
  • Береги ….... – она помогает людям жить (3)

- Объясните смысл первой пословицы

- Запишите предложения в тетрадь в порядке следования времени глагола,  время обозначьте

- Прочитайте, что получилось

 высказ-я

работа с толковыми словарями

 беседа

 дин. схема

на магн. Д.

 ИД

озвучивают

открыв. по щелчку

выск-я

самост. р. в тетрадях

самопровер.

 Физкультминутка

  1. Постановка учебной задачи

1) Наблюдение

 -  Найдите в предложениях пары глаголов.

(Читал – читаешь, помогает - поможет )

 - Подумайте и скажите: «читаешь» и «читал» - это один и тот же глагол или разные?

(один и тот же, но в разном времени)

- Как вы думаете можно ли образовать глагол …  времени?

- Давайте попробуем

2) Определение темы и целей урока

- Сегодня  на уроке мы будем говорить об образовании глаголов

-  Прочитайте на карте начало вопроса, на который нам нужно ответить и продолжите его  (Как образовать от одного глагола другие глаголы разного времени?)

- Поставьте для себя цель (учиться образовывать от одного глагола  другие глаголы разного времени)

ответы

слайд

ответы

предположения уч-ся

ЗИУ

ответы

уч-ся

  1. Открытие нового знания

- Скажите, получилось ли у нас образовать форму настоящего, прошедшего и будущего времени одного и того же глагола?

-  Как мы это сделали ?

- Можем ли ответить на поставленный в карте вопрос?

- Что необходимо уметь для того, чтобы образовать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени?

 

ответы

уч-ся

  1. Первичное закрепление

-  На доске записаны глаголы в  прошедшем, настоящем, будущем времени. С помощью вопросов образуйте недостающие формы глаголов:

П.в.  

Н.в.

Б.в.

переписывают

положит

хранились

подождёт

потеснил

происходит

по одному на доске, все в тетради

  1.  Самостоятельная работа и самопроверка по эталону

1) Работа  с текстом

-  У вас на партах лежат карточки под номерами 1,2.3.

- Прочитайте текст на карточках. Соответствует ли время глаголов действительности (моменту речи)? Догадайтесь, глаголы какого времени должны быть в тексте.

Карточка 1

 Первую библиотеку на Руси создаст Ярослав Мудрый. Книги перепишут писцы. Часть книг князь положит на хранение в Софийский собор. Так появится сокровищница русской литературы.

буд.в.

на

прош. в.

Карточка 2.

 В настоящее время существовало множество библиотек. На их полках хранились разные книги. В школьных библиотеках ребят ждала в гости детская библиотека

прош. в.

на

наст. в.

Карточка 3

 А что происходит с библиотекой в  будущем? Книгу теснит Интернет. Через него человек получает нужные сведения. Но никакие технические средства не заменяют радости общения с книгой.

наст. в.

на

буд.в.

- Запишите текст, изменив время глаголов. Время обозначьте.

- Проверьте правильность выполнения задания по учебнику        стр. 193 № 246

 - Давайте прочитаем  получившийся текст. С какой части ( с какого времени) нужно начать?

2) Рассказ учителя., беседа, мотивация

- Действительно, первые книги появились  очень давно. Их писали  от руки. Для написания использовали гусиные перья и чернила.  Писали  и переписывали книги учёные  монахи. На написание одной книги иногда  уходил  не один год.

 Рукописные книги Древней Руси – настоящее произведение искусства.  Каждая глава  в них начиналась и заканчивалась рисунками, а первая буква каждого абзаца рукой мастера превращалась в настоящее чудо. Рукописные книги были большими и тяжёлыми. Переплёт некоторых из них отделывался золотом и драгоценными камнями.. Рукописные  книги  стоили очень дорого и были доступны не всем. Их нельзя было выносить из библиотек,  и даже приковывали к столбам железными цепями.

Печатать книги люди научились только в середине XV века.

В наше время книги доступны всем. И  в  мире множество библиотек, в которых хранится огромное количество книг. Но время не  стоит на месте. Сейчас есть уже электронные книги, а люди всё больше обращаются за информацией к интернету

- Так может быть, действительно,  Интернет в скором времени заменит книгу?

- Что даёт человеку литература, кроме новой информации?

- Нужно ли хранить книги? Зачем?

- Как вы можете в этом помочь?

по карточкам

подсказка на слайде

сам.  инд. работа

самопровер.

чтение частей текста по одному

На экране слайды

Высказыв-я уч-ся

  1. Творческая работа ( Включение знания в систему знаний)

- Продлить жизнь книге – девиз истинного книголюба. Отличить книголюба  легко- он обращается с книгами умело и бережно.  

    У вас на столах памятки. как надо обращаться с книгами, а чего делать нельзя. Дополните их глаголами со  слайда , употребив их в настоящем времени.

   Работу выполняйте в парах

  1. Составление памяток по пользованию книгой

Памятка 1

Отличить книголюба легко – он обращается с книгами умело и бережно. Вот как он это делает:

  • _____ книгу сухими и чистыми руками.
  • ______, легко прикасаясь к страницам.
  • ______  книги бумагой или _______    на них обложки.
  •  Для отметки нужных мест в  тексте _______ тонкими закладками или еле  заметно _________карандашом.
  •  Закончив чтение,  ____________ книгу на место : на полку  или в книжный шкаф

Памятка 2

Отличить книголюба легко – он обращается с книгами умело и бережно. Он никогда:

  • Не _________ к книге мокрыми или жирными руками.
  • Не  ________ книгу с ручкой в руке
  • Не  __________ страницы за уголок.
  • Не ______________ в книгу ручки, карандаши, тетради.
  • Не ________ загибает уголки страниц.
  • Не  _____________ в книге

  1. Проверка результата

- Прочитайте получившиеся памятки

Глаголы на слайде

Работа в парах на карточках

карандаш

Чтение памяток вслух

  1.  Итог урока

-  Мы составили памятку, как нужно обращаться с книгой, чтобы её сохранить. Где может пригодиться такая памятка?

-  Похожая памятка для читателей есть и в нашей библиотеке.

Кроме этого  есть ещё памятки :

- как перелистывать книгу,

-   как выбрать,

-  как пользоваться библиотечными каталогами.

показ памяток из библ.

  1. Рефлексия
  1. Прочитайте в карте ЗИУ вопрос, подчеркните верный ответ

Чтобы образовать  форму настоящего, прошедшего , будущего  времени одного и того же глагола, надо:.

- Уметь задавать вопросы к глаголам

 - Подставить слова : СЕГОДНЯ, ЗАВТРА, ВЧЕРА

  1. Выполните задание в последней графе
  2. Возьмите изображение книги  и прикрепите на доске в том круге, который соответствует вашему пониманию сегодняшней темы : (  ещё пойму,  уже понимаю, всё понял)

ЗИУ

Концентрические круги на доске

Формирующее оценивание учебных и личностных достижений школьников

класс 7/ урок русского языка /

тема : образование временных форм глагола

тип урока : открытие нового знания

карта З-И-У

Актуализация знаний

Что знаю

Целеполагание и мотивация

Интересуюсь

Применение знаний

рефлексия

Узнал

Найди ошибки в высказываниях:

  • Глагол - часть речи, которая  обозначает действие предмета отвечает на вопросы: кто?, что?
  • Глаголы изменяются по временам.
  • Глагол настоящего времени отвечает на вопросы: что делал?, что сделал?
  • Глаголы будущего времени отвечают на вопросы: что сделает?, что сделают?

Продолжи  вопрос:

  •   Как образовать от одного   глагола …  … времени?

Поставь для себя цель:

Учиться  …. 

Образуй глаголы

буд.в.

 

наст.в.

прош. в

понимаю, берегу

Подчеркни  правильный вариант ответа

Чтобы образовать  форму настоящего, прошедшего , будущего  времени одного и того же глагола, надо:.

- Уметь задавать вопросы к глаголам

 - Подставить слова : СЕГОДНЯ, ЗАВТРА, ВЧЕРА (или СЕЙЧАС, ПОТОМ, РАНЬШЕ)

Поставь себе отметку за урок

            Карточки для  самостоятельной работы

Карточка 2

Прочитай текст. Соответствует ли время глаголов действительности (моменту речи)? Спиши, изменив время глаголов.

 В настоящее время существовало множество библиотек. На их полках хранились разные книги. В школьных библиотеках ребят ждала в гости детская библиотека.

Карточка 1

Прочитай текст. Соответствует ли время глаголов действительности (моменту речи)? Спиши, изменив время глаголов.

 Первую библиотеку на Руси создаст Ярослав Мудрый. Книги перепишут писцы. Часть книг князь положит на хранение в Софийский собор. Так появится сокровищница русской литературы.

Карточка 3

Прочитай текст. Соответствует ли время глаголов действительности (моменту речи)? Спиши, изменив время глаголов.

 А что происходит с библиотекой в  будущем? Книгу теснит Интернет. Через него человек получает нужные сведения. Но никакие технические средства не заменяют радости общения с книгой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Методические разработки по немецкому языку: развитие грамматических навыков и умений - временные формы глаголов

Грамматика является важнейшей частью обучения иностранному языку. Однако именно она представляет значительные трудности для обучающихся иностранному языку. Немецкая грамматика содержит в себе значител...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа

Предлагается информационный и дидактический материал, задания  для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)

Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный  и контролирующий материал по изучаемой теме....