Выступление на конференции "Педагогическое мастерство: теория и практика"
материал по русскому языку на тему

Применение модульного обучения на уроках русского языка. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blochno-modulnoe_obuchenie.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Блочно-модульное обучение на уроках русского языка

Сычёва Ирина Васильевна

МБОУ Красноармейская СОШ

Учитель русского языка и литературы

Педагогическое мастерство: теория и практика

Руководящей основой дидактики пусть будет
исследование и открытие метода, при котором 
учащие меньше бы учили, а учащиеся больше 
бы учились, в школах было бы меньше шума, 
одурения, напрасного труда, а больше радостей
и основательного успеха.
Ян Амос Коменский

Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава). В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Блочно-модульную технологию я использую в старших классах при изучении русского языка. Исходным этапом учебной деятельности по предмету является полный объём знаний в области основных разделов русского языка. Поэтому приоритетным является такой тип урока, как обобщение и систематизация знаний.

Весь учебный материал разделяется на блоки, а блоки на модули.

Обобщающие таблицы и опорные сигналы составлены в доступной форме, последовательность их усвоения даёт представление о языке как системе, при изучении которых использован приём сопоставления. Всё это направлено на развитие языковой и коммуникативной компетенции учащихся.

С 1 сентября и до окончания учебного года полученные учеником баллы за все виды учебной деятельности суммируются. По количеству набранных баллов учитель выставляет полугодовые и годовые оценки. В конце полугодия проводится зачетная неделя (консультации, досдача, пересдача зачетов для задолжников). Если ученик набирает не удовлетворяющее его количество баллов за зачетные работы, он имеет право ―добрать недостающие баллы (закрыть пробелы в знаниях, т.е. досдать, а не пересдать), но только один раз, в специально отведенное время. В конце полугодия и года составляется рейтинг учащихся за все виды деятельности.

Тематическое планирование

Наименование блоков и модулей

Количество часов

всего

теорет.

практ.

Введение. Общие сведения о языке.

1

1

Блок 1. Лексика. Фразеология.

6

6

  1. Лексическая система русского языка.

2

2

  1. Слово и его употребление, происхождение.

4

2

2

  1. Русская фразеология.

2

2

Блок 2. Фонетика. Орфоэпия. Графика.

6

6

2.1. Фонетика. Правила фонетической транскрипции. Классификация

звуков речи.

1

1

2.2. Графика. Соотношение буквы и звука.

1

1

2.3. Орфоэпия. Произносительные нормы русского языка. Нормы русского

ударения.

3

2

1

2.4. Принципы русской орфографии.

1

1

Блок 3. Морфемика.

6

4

3.1. Правописание корневых морфем.

2

2

3.2. Морфемный разбор. Гласные после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ.

4

2

2

Блок 4. Словообразование.

4

2

4.1. Способы словообразования. Правописание приставок. Гласные на стыке

морфем.

4

2

2

Блок 5. Грамматика. Морфология. Орфография.

22

15

5.1. Морфологические признаки и правописание существительных,

прилагательных.

2

2

5.2. Морфологические признаки и правописание местоимений и

числительных.

3

1

2

5.3. Правописание наречий.

4

2

2

5.4. Н-НН в словах разных частей речи.

2

2

5.5. Правописание глаголов.

2

2

5.6. Правописание причастий, деепричастий.

4

2

2

5.7. НЕ и НИ с разными частями речи.

5

2

3

5.8. Слитное, раздельное, дефисное написания.

2

2

Блок 6. Синтаксис. Пунктуация.

13

7

6.1. Синтаксический разбор. Члены предложения. Тире между

подлежащим и сказуемым.

2

2

6.2. Осложнения простого предложения.

4

2

2

6.3. Виды сложных предложений. ССП, СБП.

4

2

2

6.4. Виды сложных предложений. СПП.

3

1

2

Блок 7. Речь. Функциональные стили речи.

3

1

7.1. Функциональные стили речи. Обзор.

3

1

3

Блок 8. Наука о русском языке.

2

8.1. Защита рефератов.

2

Блок 9. Повторение.

2

2

Всего часов по дисциплине:

68

41

27

Карта самооценки

Блок

Тема

Карта заданий

Карта текущего контроля

Карта самооценки

Итоговый тест

Итоговая оценка

Блок I. Лексика. Фразеология.

1.Лексическая система русского языка.

2.Слово и его употребление, происхождение

3.Русская фразеология

Блок II. Фонетика.

1.Классификация звуков речи

2.Графика

3.Орфоэпия

4.Принципы русской орфографии

Блок III. Морфемика

1.Правописание корневых морфем

2.Морфемный разбор. Глассные после шипящих и Ц.

Употребление Ь и Ъ.

Блок IV. Словообразование

1.Способы словообразования.

Правописание приставок. Гласные на стыке морфем.

Блок V. Грамматика. Морфология. Орфография.

1.Морфологические признаки и правописание

существительных, прилагательных.

2.Морфологические признаки и правописание

 местоимений, числительных.

3.Правописание наречий.

4.Н-НН в словах разных  частей речи.

5.Правописание глаголов.

6.Правописание причастий, деепричастий.

7.Не и НИ с разными частями речи.

8.Слитное, раздельное, дефисное написания.

Блок VI.Синтаксис. Пунктуация.

1.Синтаксический разбор. Классификация союзов.

2.Осложнения простого предложения.

3.виды сложных предложений. СПП.СБП.

4.Виды сложных предложений. СПП,

Блок VII.Речь. Функциональные стили речи.

Блок VIII. Наука о русском языке

Блок IX . Повторение.

Рейтинговая шкала по модулям

Модули

Модуль

Количество часов

Рейтинговый

балл

I.

Лексика. Фразеология.

II.

Фонетика.

III.

Морфемика

И так далее

Рейтинговая шкала по итогам  полугодия.

Предмет

Русский язык

№ п/п

Ф.И. учащегося

Модуль

Всего баллов

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Механизм конвертации оценки по дисциплине в оценку по традиционной шкале  

Отношение набранной суммы баллов за дисциплину к максимально возможной

Оценка по дисциплине по 4-х балльной шкале

90% и более

5

80-89%

4

75-79%

4

65-74%

3

60-64%

3

Хотя бы один из модулей оценен на "2"

2

Использованная литература:

http://festival.1september.ru/ 

http://www.kspu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению "Технология модульного обучения.Теория и практика"

Вашему вниманию представлена презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Технология модульного обучения.Теория и практика", содержащая тезисы выступления....

Выступление на I Всероссийской научно-практической конференции «Образование в современном мире: вопросы теории и практики», которая состоялась 8-13 декабря 2014 года.

В СТАТЬЕ ОСВЕЩАЕТСЯ ВОПРОС РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ И ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК СПОСОБА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАСШИРЕНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙ...

Теория и практика создания человеческого капитала в системе А.С. Макаренко и в современной воспитательной практике

Исследовательское эссе, посвященное творчеству и педагогическому опыту А.С. Макаренко...

Выступление на педагогическом совете. "Современные педагогические технологии – от теории к практике"

В предлагаемом материале содержится текст выступления на педагогическом совете....

Выступление "Ресурсы МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ в организации работы с молодежью в области духовно-нравственного воспитания (теория и практика)".

Выступление на тему "Ресурсы МО в организации работы с молодежью в области духовно-нравственного воспитания".Данное выступление включает как теоретическую часть, так и практическую, в которо...