Выступление "Ресурсы МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ в организации работы с молодежью в области духовно-нравственного воспитания (теория и практика)".
статья

Мокина Елена Васильевна

Выступление на тему "Ресурсы МО в организации работы с молодежью в области духовно-нравственного воспитания".

Данное выступление включает как теоретическую часть, так и практическую, в которой предложены материалы из опыта работы с ребятами 9-11 классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_duhovnaya_seminariya_2019_mokina_e.v.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление – Томская Духовная семинария, Дни Славянской письменности и культуры май 2019) Мокина Е.В.

Тема «Ресурсы МО в организации работы с молодежью в    области духовно- нравственного воспитания (теория и практика).

 Михаил Васильевич Ломоносов говорил: «Не сумма знаний, а правильный образ мышления и нравственное воспитание-вот цель обучения». Нет обучения без воспитания без формирования у молодого поколения системы ценностей. Ценности в философском смысле-все то, то имеет для человека или группы лиц устойчивую значимость (природные и социальные явления, идеи, принципы, нормы взаимоотношений, традиций, культурное наследие). Ценности- все то, к чему люди относятся с повышенным уважением, признанием, почтением и что более всего способствует ориентации человека в окружающем мире. Святитель Макарий Невский много внимания уделял вопросам образования подрастающего поколения, имея ввиду классическое понимание образования, «как совокупности обучения и воспитания». В предреволюционный период Макарий пишет: «Страшно мне за молодое поколение, бунтующее, порицающее все родное, и восхваляющее иноземное. Увлекающееся несбыточными мечтами преобразовать мир, пересоздать существующие порядки управления, но мало заглядывающее в свой внутренний мир и не желающие упорядочить свою внутреннюю жизнь». А теперь давайте перенесемся в конец 20 века. Для нашего государства- это не простой период. Кризис духовности, кризис семьи…Была на время потеряна объединяющая идея народа и государства. Имело место быть разрушение ценностных установок. Это не могло не затронуть и прежде всего молодое поколение.  В настоящий период мы пытаемся «скрепить» наше   российское общество через возрождение традиционных, нравственных ценностей.  Ценностный контекст, апробированный нацией- твердая почва для личностного становления молодого человека, основа его внутреннего единения с народом и государством. При этом Макарий Невский говорит, что «привитие ребенку общенародных духовных ценностей не лишает его свободы.

Философские категории свобода и необходимость.

Свобода- способность. Возможность и желание человека делать осознанный выбор в соответствии со своими интересами. потребностями, идеалами. Необходимость-закономерные, устойчивые, повторяющиеся связи, отношения,

явления действительности. Свобода-осознанная необходимость. Свобода всегда сопряжена с ответственностью перед людьми, обществом, историей, собственной совестью. Нет абсолютной свободы. Ее границы-моральные нормы и законы. С точки зрения Макария Невского, свобода является началом духовного и социального становления человека.  Важнейшим аспектом воспитания, наряду с пассивным усвоением ребенком традиционной культуры народа, надо заботиться об «образовании его характера», то есть формирование навыков осмысленного и ответственного выбора. Цель-«обучение послушанию, почтительности к старшим, учтивости, надо стараться возбуждать в ребенке чувство сострадания, жалости к другим, приучать его к благодарности». И в этом он видит задачу школьного образования.  

О значении труда учителя- «В труде его великая сила. В борьбе за преобладание отдельных частей общества, сословий, партий. Победа склоняется в ту сторону, где стоит школьный учитель. В руках школьного учителя будущее общества, будущее государства. Семья, общество и государство будут иметь то или другое направление, смотря какое воспитание дает школа своим питомцам. Этим будущим гражданам, будущим правителям, будущим воинам, судьям, ремесленникам».

«Учительское служение близко к пастырскому. Школа-носительница народных, духовных и культурных ценностей».    

Вот такое напутствие дает Святитель Макарий Невский нам, учителям, от которых зависит будущее общества и государства.

И в заключении я хочу от теории перейти к практике. Приведу пример работы в старших классах. На уроках обществознания и во внеурочной деятельности. Ребята пишут исследовательские работы, работают над проектами. Эссе ученицы 11 класса . Она ставит проблему технического прогресса и будущего человечества. При этом затрагивает вопрос профессий 21 века и очень актуально показывает огромную роль школьного учителя и бессмертие этой профессии.

                               

   Восстание машин: могут ли роботы заменить человека?

        Механические железяки, которые захватят этот мир, - так говорит моя бабуля. Технический прогресс действительно ушёл далеко вперёд за пределы возможного. По оценкам американского инвестиционного банка Merrill lynch к 2016 году 1.5 миллионов человек остались без работы: их заменил искусственный интеллект. И как показывает статистика – эти цифры будут только расти.

        Все мы помним Акакия Акакиевича. Тот самый маленький человек, который обожал раз за разом переписывать документы своим идеальным каллиграфическим подчерком. Сложно представить, что было бы если он вместе со смыслом своей жизни – его шинелью – лишился бы самого дорогого его сердцу дела. И бродил бы по тёмным улочкам Питера дух Акакия Башмачкина, ломал бы печатные машинки и картридж в принтерах портил. Неужели моя бабушка оказалась права, и в ближайшем будущем человек уйдёт на второй план, уступив место технике?

        В случаи Акакия Акакиевича, всё безнадёжно. Но давайте представим другую ситуацию. Звонок. Дети заходят в кабинет и садятся за парты. «Добрый день. Садитесь. Открываем тетради, через минуту начнётся лекция №2.5.»- металлический, холодный, бесчувственный голос разлетается по кабинету и эхом отражается от стен. Дети уже привыкли к этой говорящей голове Пушкина, которую создали российские разработчики из компании «Нейроботикс». Их больше не пугает этот бездушный взгляд и монотонные лекции. Да и интерес к непонятной железной штуковине, который был в начале, давно угас. Все заняты своим делом: Маша красит ногти, Петров душит Сидорова, а Лера с остальными девчонками обсуждают новый тренд чехлов для телефона. Зачем им слушать этого «учителя», когда всю ту же самую информацию они могут найти в интернете? Нет этих шуточек и оговорок, живого общения и научных споров, которые всегда были на уроках у Нины Афанасьевны, их теперь уже бывшей учительницы литературы. Робот вынослив, он не ест, не пьёт, не болеет, но разве машинный алгоритм способен понять ребёнка, завлечь его в учебный процесс? Нет, не способен. Ему не присуще креативное мышление и импровизация, а следует и учитель из него, как из Уильяма Рэндольфа Херста честный человек - шанс есть, но верится с трудом.

        Или вот пошёл тот же самый Акакий Акакиевич, одинокий и несчастный, залечивать душевные раны к психологу. А там его встречает сверхумная железяка и просит заполнить анкету: «Вам плохо? А – да; Б – нет». Как по мне, так выражение «что об стенку горох» ничем не отличается от общения с роботом. Да, он способен ответить и даже помочь, но это всего лишь программа. Ему абсолютно всё равно и на тебя, и на твои проблемы. Эти негативные мысли ещё больше вгоняют в депрессию, нет?

        Но тем не менее технический прогресс не стоит на месте. Совсем недавно в Китае создали первый искусственный интеллект диктора новостей. Мой друг, который уже больше пяти лет мечтает стать ведущим, не особо обрадовался этому открытию. «Неужели робот способен заменить меня?», - плакал он мне в жилетку. А что, искусственный интеллект не ест, не спит, соблюдает интонацию. Голос его звучит неестественно, но учёные говорят, что и это поправимо. Возникает вполне логичный и уместный вопрос: как скоро роботы захватят мир, а человечество пойдёт в атаку со словами Тараса Бульбы: «Я тебя породил, я тебя и убью»?

        В отчёте всемирного экономического форума(ВЭФ) написано, что уже к 2020 году появятся более двух миллионов новых рабочих мест недоступных роботам. Не знаю, много это или мало. Но думаю, что вилы и факелы можно пока отложить. К тому же техника приносит нам огромную пользу. Если бы Акакий не был столь зациклен на выведении буковок, то представляете, как облегчила бы ему работу та же самая печатная машинка. А выучившись программированию мой друг вполне сможет управлять этим самым роботом-ведущим.

Да, технический прогресс не стоит на месте. Да, роботы лучше и выносливее человека во многих вещах. Но не стоит забывать, что машинам неподвластны чувства, импровизация, нестандартное и креативное мышление. А значит человек всегда будет идти на шаг впереди.

Великая роль человека! Великая роль УЧИТЕЛЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат: "Законодательство в области духовно-нравственного воспитания обучающихся и преподавания основ религиозных культур и светской этики"

Итоговая работа на КПК: «Развитие межкультурного и межконфессионального диалога средствами Образования»...

ПРОГРАММА Подготовки педагогов для реализации дополнительных образовательных программ в области духовно-нравственного воспитания детей

Данная программа отражает различные пути решения вопросов духовно-нравственного    воспитания,    основанные,    прежде    всего,...

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

«Организация различных видов деятельности детей по духовно-нравственному воспитанию»

Совместная деятельность с детьми самое обширное и самое благодатное направление в духовно-нравственном воспитании. Разнообразие форм позволяет нашим воспитанникам с большим интересом  прикас...

Практика «Становление укладов жизни школ как факторов духовно-нравственного развития обучающихся и обновление практик воспитания»

Педагогическая практика – часть образовательной практики, включающая в себя систему действий педагога (педагогической команды), направленная на достижение запланированного образовательного резул...