урок РЯ по теме "Соединительные гласные О и Е"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Кучуккулова Светлана Александровна

конспект урока + презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_soed_o_-_e.docx46.82 КБ
Файл prezent_soed_o_-_e.pptx333.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Тема: «Соединительные О и Е в сложных словах»

(6 класс)

Кучуккулова С.А.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный

Метод: частично-поисковый. проблемный.

Цель урока: об образовании сложных слов от основ с помощью соединительных гласных О и Е.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • формирование орфографического навыка правописания сложных слов от основ с помощью соединительных гласных О и Е.
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и  грамматические умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения  работы в группах, парах
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в парах: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • информационный лист, рабочий лист.
  • Лист самооценки
  • Сигнальные карточки

Структура урока:        

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организацион- ный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята!

Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь             (Слайд 1)

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

3. Постановка учебной цели.

Запишите число, классная работа                                                  (Слайд 2)

1.Повторение (слайд 3)

Устный словарный диктант с использованием сигнальных карточек.

Задание: Е И    Приехать, приблизиться, прехороший, пристроить, престранный, приклеить. Прибыть. Претихий, предобрый, приподняться, прийти, преодолеть, приказать, приобрести.

Вопросы и задания:

С какой морфемой мы будем работать?(слайд 4)

Форма: беседа.

– Какие слова называются сложными?

– Как образуются сложные слова?

Тема урока

-Итак, попробуйте сформулировать цель нашего урока

Запись учащимися числа, «Классная работа»

отвечают на поставленные вопросы (несколько уч-ков работают у интерактивной доски)

Записывают тему урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

Первичное закрепление знаний.

   

Физ. минутка (пауза релаксации)

                                                                   (слайд 7)

На экране:

вода, лазить —> водолаз
море, плавать —> мореплаватель
мышь, ловить —> мышелов

Слово учителя:

Это сложные слова. При образовании сложных слов используются соединительные гласные О и Е, а также И (семилетка). Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: Ивангород.(слайд 8)

Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твердых согласных, какая – после мягких согласных, шипящих и ц ? (слайд 9)

(Вывод делают сами учащиеся).

Наблюдения по таблице «Соединительные гласные О и Е».

(слайд 10)

Чтение словарной статьи.

(слайд 11)

.Контроль за пониманием темы.

(слайд 12)

1. Творческая работа. (слайд 12)

Задание: заменить слова одним сложным словом. (Выполните устно).

Пить чай

          

(чаепитие)

помогать взаимно

 

(взаимопомощь)

любить труд

 

(трудолюбие)

люди одной фамилии

 

(однофамильцы)

тот, кто ходит пешком

 

(пешеход)

старший класс

 

(старшеклассник)

Коллективная работа

Физкульт-минутка

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с предложениями).

Закрепление изученного материала

1.Работа с учебником. (слайд 13)

Упражнение 150.

2.Творческая работа по рисункам.

Задание: соединить слова, расположенные в правом столбике, с названиями предметов в левого столбика.

3.Задание: к данным словам подберите антонимы, объясните выбор (слайд 14) соединительной гласной.

Ленивый ученик – добросовестный.

Серьезный юноша – легкомысленный.

Однообразное движение – многообразное.

Враждебное отношение – доброжелательное.

4.На экране: (слайд 15)

пыль

          

хранить

овощ

 

тушить

огонь

 

сосать

телевидение

 

плавать

море

 

передача

три

 

бороться

земля

 

мерить

Задание.

К словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

Примечание: можно провести параллель с темой «Словосочетание». (слайд 16)

5.«Диктант-молчанка». Угадай слово. (слайд 17)

Задание: угадайте и запишите слово по толкованию его лексического значения.

Машина, которая очищает хлопок; завод, где строят корабли; бумага, чувствительная к свету; здание, построенное из железа и бетона; машина, которая очищает дорогу от снега.

КЛЮЧ (слайд 18)

6.Кроссворд(слайд 19)

(Каждый ученик получает каточку с кроссвордом и заполняет самостоятельно).

  1. Специалист по разведению садов.
  2. Локомотив с паровым двигателем.
  3. Канал для выхода дыма из трубы.
  4. Руссккая народная игра-пляска.
  5. Лес, поваленный бурей.
  6. Бесплановое, стихийное совершения дела, работы.
  7. Огнестрельное оружие.

с

а

д

о

в

о

д

п

а

р

о

в

о

з

д

ы

м

о

х

о

д

х

о

р

о

в

о

д

б

у

р

е

л

о

м

с

а

м

о

т

е

к

п

у

л

е

м

е

т

Коллективная работа

У доски

Коллективная работа

Работа в парах

Самост. работа

За каждый правильный ответ по звёздочке

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

  • Наш урок подошел к концу. Давайте подведем итоги. 
  • (слайд 20)

- Выполнили мы поставленные цели? Молодцы!

  • Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими впечатлениями.

- Прошу вас продолжить фразу: «сегодня на уроке…»
- Ребята, можно и мне закончить эту фразу. Сегодня на уроке я была довольна вашей работой, вашими ответами (комментирование поставленных оценок).

Коллективная работа

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

Домашнее задание:

   1 Домашнее задание: с. 71. упражнение 169.

Запись учащимися задания в дневники.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Семнадцатое ноября. Классная работа.

Слайд 3

повторение Вставить пропущенные буквы. Пр..ехать Пр..близиться Пр..хороший Пр..строить Пр..странный Пр..клеить Пр..быть Пр..тихий Пр..добрый Пр..поднять Пр..йти Пр..одолеть Пр..казать Пр..обрести Ключ. И Е И Е Е И И И Е Е И И И И

Слайд 4

О Е

Слайд 5

«Соединительные О и Е в сложных словах» Соединительные О и Е

Слайд 6

Цель урока: Дать понятие об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е

Слайд 7

Объяснение новой темы Какие слова называются сложными? Как образуются сложные слова? Вода, лазить  водолаз Море, плавать  мореплаватель Мышь, ловить  мышелов Это сложные слова

Слайд 8

При образовании сложных слов используются соединительные гласные О и Е , а также И (семилетка). Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных Ивангород

Слайд 9

Рассмотрите сложные слова. Какая соединительная гласная используется после твердых согласных, а какая – после мягких согласных, шипящих и Ц ? ВОДОЛАЗ МЫШЕЛОВ

Слайд 10

Наблюдения по таблице «Соединительные гласные О И Е» Звероловство Сороконожка Железобетон Общежитие Овцеводство Пешеход О Е После твердых основ После основ на мягкий согласный, на шипящий и Ц

Слайд 11

Чтение словарной статьи. Страница 71

Слайд 12

Контроль за пониманием темы Творческая работа ( выполняется устно ) Задание: заменить слова одним сложным словом. Пить чай Помогать взаимно Любить труд Люди одной фамилии Любить свободу Тот, кто ходит пешком Старший класс (чаепитие) (взаимопомощь) (трудолюбие) (однофамильцы) (свободолюбие) (пешеход) (старшеклассник)

Слайд 13

Контроль за пониманием темы 2. Работа с учебником Упражнение 167 3. Творческая работа по таблице ловить водить строитель погрузочный

Слайд 14

Контроль за пониманием темы Задание: к данным словам подберите антонимы. Объясните выбор соединительной гласной. Ленивый ученик – Серьезный юноша – Однообразное движение – Враждебное отношение – добросовестный легкомысленный многообразное доброжелательное

Слайд 15

Закрепление пыль хранить овощи тушить огонь сосать телевидение плавать море передача три бороться земля мерить Задание: к словам левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Запишите сложное слово, обозначив графически выбор соединительной гласной.

Слайд 16

Ключ Пыль, сосать  пылесос Овощи, хранить овощехранилище Огонь, тушить  огнетушитель Телевидение, передача  телепередача Море, плавать  мореплаватель Три, бороться  троеборье Земля, мерить  землемер

Слайд 17

Закрепление «Диктант – молчанка». Угадай слово. Задание: угадай и запиши слово по толкованию его лексического значения. Машина, которая очищает хлопок; Завод, где строят корабли; Бумага, чувствительная к свету; Здание, построенное из железа и бетона; Машина, которая очищает дорогу от снега.

Слайд 18

Ключ Хлопкоочистительная Кораблестроительный Светочувствительная Железобетонное Снегоочистительная

Слайд 19

Закрепление Кроссворд . Специалист по разведению садов. Локомотив с паровым двигателем. Канал для выхода дыма из трубы. Русская народная игра – пляска. Лес, поваленный бурей. Бесплановое, стихийное совершение дела, работы. Огнестрельное оружие. с д а о м х о р л а е п т а д о о в п р о в з д о о о о о ы д д х р в б у е м е е у м л о м с т к

Слайд 20

Подведение итогов стр 71, упражнение 169. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс.

Открытый урок по русскому языку" Гласные и согласные звуки и буквы", 2 класс....

Разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова" для 5 класса по ФГОС

Разработка урока для 5 класса, обучающегося по ФГОС...

Урок русского языка "Правописание гласной перед н и нн"

Работая в условиях системы развивающего обучения, необходимо строить уроки так, чтобы все его компоненты давали возможность ребёнку самостоятельно находить и критически оценивать способы решения...

Дидактические материалы для повторительно-обобщающего урока по теме "Чередование гласных в корнях слов"

Данные материалы представляют собой разработки заданий различного типа, которые можно использовать для повторения и обобщения по указанной теме как на уроках русского языка в 6 классе (повышенный уров...

ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Воспитательные: формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока; формировать интерес к изучению русского языка на материале темы урока....

Открытый урок. Обобщение темы: Правописание гласных в приставках ПРЕ-, ПРИ- . 6 класс. Учитель Дрягина Л.Ю. (конспект урока)

Цели урока:- обобщить знания  обучающихся по теме «Правописание гласных е и и в приставках пре, при» и их графическим обозначением на письме;- тренировать учащихся в определении основ...