Программа внеурочной деятельности по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Травина Наталья Олеговна

Данные програмы предназначены для работы по ФГОС 5 класс по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся

«Тайны русского языка»

Пояснительная записка

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО) главной задачей в рамках перехода к новым образовательным стандартам является создание в образовательном учреждении условий для вовлечения учащихся в систему внеурочной деятельности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности может быть достигнуто при комплексном использовании организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеурочной деятельности, индивидуальных самостоятельных занятий. Программа внеурочной деятельности должна быть направлена на обеспечение потребностей обучающихся, стимулирование самостоятельности и креативности в решении учебных задач.

Рабочая        программа   внеурочной   деятельности   «Тайны   русского   языка»

разработана  в  соответствии  с

требованиями  ФГОС  ООО,  Стратегии

развития

образования    Хабаровского края  и  города  Хабаровска,

  основными  идеями

и   положениями

Концепции

духовно-нравственного

развития   и

воспитания

личности   гражданина   России

и  дополняет  содержание  учебной  программы  по

русскому языку и литературе. Данная программа представляет собой адаптированный курс, в основу которого положен курс Трунцевой Т.Н. «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология», одобренная Министерством образования и науки Российской Федерации.

Актуальность программы

Актуальность  курса  заключается  в  том,  что  программа

обладает большим

воспитательным

потенциалом:   реализует   цели   общекультурного  воспитания,

которые  являются  первостепенной  задачей современной

образовательной  системы

и  представляют

собой  важный компонент социального

заказа

для образования,

решить которые необходимо, используя многоаспектную работу над художественным словом, речевым развитием учащихся. Значимость данной программы состоит в приобретении учащимися теоретической и практической базы для анализа языковых норм и формирования у школьников грамотной выразительной речи.

Словарная работа, направленная на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, должна стать первоосновой,

на которой строятся занятия по русскому языку.

Практическая  направленность  рабочей

программы заключается  в

том,  что

её  реализация  направлена на формирование  и

развитие  универсальных

учебных

действий, социальной активности; представлений о нравственности, опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми этическими нормами; на воспитание эстетического отношения к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное, потребность выражать себя в доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности.

1

Особенностью данного курса является интегративный межпредметный характер. Он включает в себя сведения различных образовательных курсов: русского языка, литературы, истории.

Новизна курса заключается в реализации коммуникативно-деятельностного подхода, формирующего всесторонне развитую личность. Именно внеурочная деятельность создаёт благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для формирования устойчивых умений коммуникации, интериоризации и интеракции учащихся в творческой и исследовательской деятельности. Практико-ориентированные занятия позволяют учащимся выйти за рамки учебной литературы, научиться самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, вступать в коллективный диалог со сверстниками, аргументировать свою точку зрения юного исследователя, составлять творческую работу по выработанному самостоятельно или в коллективной проектной деятельности алгоритму. Для активизации познавательной деятельности, интенсификации процесса обучения используется дидактический материал с текстами русской классической литературы и регионального компонента.

Цель программы  создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку в разделе «Лексика и фразеология»; обогащение словарного запаса и формирование грамотной устной и письменной речи; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи программы

Обучающие: развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка; пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной работе над познанием родного языка; формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка; развитие творчества и обогащение словарного запаса; совершенствование коммуникативной культуры учащихся; углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие: воспитание культуры обращения с книгой; формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления; воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.

Развивающие: приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе; развитие умения пользоваться разнообразными словарями; обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Занятия по внеурочной деятельности ориентированы на системно-деятельностный и компетентностный подходы в образовании, основанные на проблемном, личностно ориентированном обучении, сотрудничестве учителя и ученика, опоры на жизненный опыт учащихся.

Деятельность обучающихся в рамках данной программы базируется на следующих принципах:

  • научность, связь теории и практики;

  • принцип учёта возрастных особенностей учащихся;

  • принцип связи обучения и воспитания с жизнью;

  • учёт индивидуальных особенностей учащихся;

2

  • принцип коммуникативной активности учащихся в практической (творческой, исследовательской) деятельности;

  • непрерывность образования и воспитания личностных качеств учащихся как механизма обеспечения полноты и цельности образовательного и воспитательного процесса.

Содержание программы внеурочной деятельности «Тайны русского языка» соответствует целям и задачам основной образовательной программы основного общего образования, ориентированной на единое пространство учебной и внеурочной деятельности. Поэтому данный курс будет способствовать формированию, совершенствованию и развитию метапредметных умений, предусмотренных ФГОС

  • и общеобразовательной школьной программой.

  • соответствии с требованиями ФГОС ООО во внеурочной деятельности реализуются современные образовательные технологии: информационная технология, технологии проектного и личностно ориентированного обучения. Выбор технологий обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

  • образовательном процессе используются следующие методы и приёмы: метод творческого чтения, проблемный, исследовательский метод, дидактические

игры,  создание  ситуаций  эмоционально-нравственных

переживаний,  ситуаций

апперцепции (опоры на жизненный опыт).

Основными формами организации занятий: беседа,

дискуссия,

практическая

самостоятельная  работа,  ролевая  игра,   круглый   стол,

экскурсия,

презентация,

проект.

Программа курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка» предусматривает использование современных оценочных средств: тестовые программы testedu, диагностирование и мониторинг обученности (ведение индивидуальных карт учёта достижений каждого обучающегося). Одним из методов оценки личностных результатов обучающихся является проектная деятельность, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы работы, рефлексивную и поисковую деятельность, публичное выступление. Данная работа позволяет учащимся в практической ситуации демонстрировать полученные знания.

Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных действий, направленных на анализ познавательной деятельности и управление ею. Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать познавательные и практические задачи с использованием средств учебного предмета. Такие результаты должны быть выражены в форме письменных работ: сочинений-рассуждений, отзывов, рецензий.

Планируемые результаты внеурочной деятельности Личностные:

  • уважение ценностей семьи, общества;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

3

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • интерес к чтению, ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, созданию собственных текстов, письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

  • способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • умение пользоваться словарями, справочниками;
  • умение осуществлять анализ и синтез;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;

  • умение строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров с учётом замысла, адресата, ситуации общения;

  • способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • способность принимать участие в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

  • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

Место данного курса в базисном учебном плане

4

Рабочая программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» предназначена для учащихся 5 классов и учитывает возрастные особенности

школьников  11-12  лет.  Она

может быть использована

как  в  работе  педагога  с

отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов.

Срок  реализация программы  –

1 год. Курс  рассчитан на  35

часов в год (1

занятие в неделю). Продолжительность занятия 40 минут.

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Всего

Из них

Форма

Образовательны

п/п

часов

теория

практика

проведения

й

продукт

1

Введение. Слово красит

5

1

4

человека: речевой этикет

1.1.

Правила речевого этикета

1

1

-

беседа

схема

1.2.

Формулы речевого этикета

1

-

1

игра

сценка

1.3.

Вежливость как нравственно-

1

-

1

ролевая игра

презентация

ценностная основа культуры

речевого поведения.

1.4.

Речевой этикет – гарант

2

-

2

групповая

проект

коммуникативного успеха.

работа

2

Слово о словах

20

3

17

2.1.

О словарях

1

0,5

0,5

беседа

таблица

энциклопедических и

лингвистических.

2.2.

В царстве смыслов много

2

-

2

групповая

проект

дорог

работа

2.3.

О многозначности слова

1

-

1

исследование

схема

2.4.

Как и почему появляются

1

0,5

0,5

беседа,

алгоритм

неологизмы?

исследование

2.5.

О словарях, которые

2

1

1

беседа,

выступление

рассказывают об истории слов

выступление

«Его

величество

словарь»

2.6.

Об одном и том же разными

2

-

2

лингвистичес

проект

словами

кое

рисование,

индивидуальн

ая работа

2.7.

Слова – антиподы

1

-

1

викторина

презентация

2.8.

О фразеологических оборотах

2

-

2

коллективная

коллективный

работа,

проект

исследование

2.9.

Словари «чужих» слов

1

0,5

0,5

индивидуальн

индивидуальны

ая работа,

й проект

исследование

2.10

Мы говорим его стихами

2

-

2

групповая

литературная

работа,

композиция,

индивидуальн

выступление

ая работа

2.11

Слова  уходящие

1

-

1

групповая

групповой

работа,

проект

исследование

5

2.12

Паронимы

2

-

2

групповая

презентация

работа, игра

2.13

Словарь - грамотей

2

0,5

1,5

беседа,

схема,

исследование

презентация

3

«Что в имени тебе моём…»

10

1

9

3.1.

Научная этимология

1

1

-

беседа

схема, таблица

3.2.

Какие бывают имена

1

-

1

исследование

коллективный

проект

3.3.

Древнерусские имена

1

-

1

исследование

коллективный

проект

3.4.

Отчество и фамилия

1

-

1

исследование

презентация

3.5.

Имена народов ханты и манси

1

-

1

исследование

групповой

проект

3.6.

Времена года

1

-

1

заочное

коллективный

путешествие

проект

3.7.

О том, что мы носим

1

-

1

заочное

групповой

путешествие

проект

3.8.

Растения – почему их так

1

-

1

устный

индивидуальны

называют?

журнал

й проект

3.9.

Птицы и звери – почему их

1

-

1

исследование

отзыв

так называют?

3.10

Итоговое занятие

1

-

1

исследование

индивидуальны

й проект

35

30

5

Содержание программы «Тайны русского языка»

I. Введение. Слово красит человека: речевой этикет (5 часов)

Тема 1. Правила речевого этикета.(1 ч.)

Понятие «речевой этикет». Учёт при выборе формул речевого этикета пола собеседника, его возраста, служебного положения, профессии.

Тема 2.Формулы речевого этикета (1 ч.)

Понятие «формулы речевого этикета». Этикетные речевые ситуации: приветствие, обращение, привлечение внимания, знакомство, просьба, приглашение, благодарность, извинение, пожелание, поздравление, комплимент, одобрение, утешение, прощание.

Тема 3. Вежливость как нравственно-ценностная основа культуры речевого поведения. (1 ч.)

Проявление средствами речевого этикета уважения, почтения, приветствия, радушия, учтивости, доброжелательности, обходительности, признания достоинств и значимости человека в обществе.

Тема 4. Речевой этикет  гарант коммуникативного успеха. (2 ч.)

Отражение в речевом этикете богатейших языковых и культурных традиций народа.

II. Слово о словах (20 часов)

Тема 5. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1 ч.)

Знакомство с терминами «лексика», «лексическое значение». Лингвистические словари русского языка, особенности словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями. Обогащение словарного запаса учащихся.

6

Тема 6. В царстве смыслов много дорог. (2 ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами-омонимами. Способы и причины образования нескольких значений у слова. Проект «Отличие многозначных слов и слов-омонимов».

Тема 7. О многозначности слова. (1 ч.)

Многозначность слова (выделение отличительных признаков омонимии многозначности). Работа с толковыми словарями.

Тема 8. Как и почему появляются неологизмы? (1 ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 9. О словарях, которые рассказывают об истории слов. (2 ч.)

Понятие «этимология». Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Строение словарной статьи этимологического словаря. Определение первоисточников слова.

Тема 10. Об одном и том же разными словами. (2 ч.)

Слова-синонимы: правильное употребление в речи. Лексические нормы синонимов. Особенности синонимического ряда слов. Индивидуальный проект: составление тематических словариков синонимов. Устное иллюстрирование, лингвистическое рисование с использованием синонимов.

Региональный компонент. Хантыйская сказка «Манть-ку» и ее русские

аналоги.    Установление

причинно-следственных

связей.    Формирование

эмоционального  отношения

к прочитанному. Написание отзыва по прочитанному

произведению

Тема 11. Слова  антиподы. (1 ч.)

Понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

Тема 12. О фразеологических оборотах. (2 ч.)

Понятие «фразеологический оборот». Особенности фразеологических сочетаний. Правильное употребление фразеологизмов в речи. Коллективный проект: «Составление ребусов с использованием фразеологизмов из книги Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес»».

Тема 13. Словари «чужих» слов. (1 ч.)

Особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Индивидуальный проект: «Исследовательская работа со словарем иностранных слов. Определение значения иностранных слов».

Тема 14. Мы говорим его стихами. (2 ч.)

Языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Коллективный проект: «Народная речь в произведениях А. С. Пушкина». Понятия «крылатые выражения», «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема 15. Слова уходящие. (1 ч.)

Понятия «архаизмы», «историзмы». Особенности устаревших слов-архаизмов. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Групповой проект: «Лингвистическое иллюстрирование архаизмов, историзмов».

Тема 16.  Паронимы. (2 ч.)

7

Понятие «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи. Игра «Грамматический аукцион».

Тема 17.  Словарь - грамотей. (2 ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

III. «Что в имени тебе моём…» (10 часов)

Тема 18. Научная этимология. (1 ч.)

Словарная статья этимологического словаря. Работа с этимологическим словарем. Индивидуальные проекты (с использованием этимологического словаря): «Значение этимологического словаря», история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая».

Тема 19. Какие бывают имена? (1 ч.)

Понятие «ономастика». Коллективный проект: «История происхождения традиционных кличек животных на Руси». Способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа с этимологическим словарём.

Тема 20. Древнерусские имена. (1 ч.)

История образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем. Особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен.

Тема 21. Отчество и фамилия. (1 ч.)

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика».

Тема 22. Имена народов ханты и манси (1 ч.)

Региональный компонент. Групповые проекты: история образования имён народов ханты и манси. Особенности имён.

Тема 23.   Времена года. (1 ч.)

Названия месяцев, времён года у народов ханты и манси. Коллективный проект: «Обрядовые праздники народов ханты и манси».

Тема 24. О том, что мы носим (1 ч.)

Групповой проект: «Названия некоторых предметов одежды», «Национальная одежда ханты и манси».

Тема 25. Растения  почему их так называют?(1 ч.)

Выяснить, откуда пришли названия некоторых растений. Индивидуальный проект: «Названия некоторых растений».

Тема 26. Птицы и звери  почему их так называют?(1 ч.)

Выяснить, откуда пришли названия некоторых животных.

Региональный компонент. Мансийская сказка «Комполэн – болотный дух». Установка причинно-следственных связей. Написание отзыва по прочитанному произведению

Тема 27. Итоговое занятие. (1 ч.)

Подведение итогов. Индивидуальные проекты учащихся.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература для учителя

1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения/

8

Практическая риторика: 5-9 классы. Книга для учителя. Екатеринбург, 2013.

2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.

3. Бетенькова Н.М. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся. М.: Просвещение, 2009.

4. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М.,2010 5. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь

русского языка. М., 2013.

6. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А.М. Кодакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.

7. Матвеева Т. В. Риторический практикум журналиста : учеб. пособие/ Т. В. Матвеева. - М.: Флинта, 2010.

8. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М.,2011.

9. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Правильность речи. Словарь – справочник. М., 2010.

10. Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. 5 класс. – М.: Московский Лицей,2010.

11. Полякова А.В. Превращения слов: Русский язык в кроссвордах и Головоломках. М.: Учебная литература, 2010

12. Родная речь. Программа для 5 класса. Составители Львова С.И., Разумовская М.М., М.: Мнемозина, 2010

13. Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка.- 3-е изд., испр. и доп.- М., 2010

14. Энциклопедия для детей. Т.Ю. Языкознание. Русский язык. - 2-е изд., испр./ гл.ред. М.Д.Аксенова. - М.: Аванта, 1999

Литература для ученика

1. Архарова Д.И., Долинина Т.А., Чудинов А.П. Речь и культура общения/ Практическая риторика: учебное пособие для 5 класса. Екатеринбург, 2013.

2. Большой энциклопедический словарь. Языкознание. М.,2010.

  1. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 2013.

  1. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Правильность речи. Словарь – справочник. М. 2003.

  1. Шанский Н. М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка.- 3-е изд., испр. и доп.- М., 2010

  1. Энциклопедия для детей. Т.Ю. Языкознание. Русский язык. - 2-е изд., испр./ гл.ред. М.Д.Аксенова. - М.: Аванта, 1999

9



Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

«По ступенькам русского языка» 5 класс

(общеинтеллектуальное направление, срок реализации 1 год)

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «По ступенькам русского языка» разработана для учащихся пятых классов с неродным русским языком и слабоуспевающих по русскому языку. Из-за сложных процессов, происходящих в современном обществе, в школе появилось много детей, прибывших из бывших союзных республик, которые слабо знают русский язык и поэтому испытывают большие трудности на данном уровне обучения. Данная программа предполагает развитие устной и письменной речи в практическом плане, что поможет сформировать у учащихся мотивационную направленность для изучения русского языка.

Актуальность программы обусловлена тем, что она способствует развитию речевой грамотности детей в области изучения русского языка. Практические занятия обеспечивают разнообразие речевой практики и формируют грамотную письменную речь у учащихся. Данная программа имеет большую практическую значимость для учащихся-иностранцев, так как помогает им освоить и применить полученные знания в социуме.

Реализация программы «По ступенькам русского языка» рассчитана на 35 часов, из расчета один учебный час в неделю. Игры и упражнения, используемые на занятиях, помогут ввести обучающихся в увлекательный мир русского языка и сформировать мотивационную направленность для его изучения.

При разработке данной программы использовались учебные материалы: «Логопедическая помощь школьникам», автор О.В. Елецкая (издательство «Речь» Санкт-Петербург, 2006 год), «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников», части 1-3, автор Н.Г. Андреева, издательство «Владос» Москва 2009 год.

Новизна программы заключается в том, что она содержит лингвистические игры и упражнения, которые стимулируют речевое развитие детей, помогают сформировать интонационно-динамическую выразительность речи, её темпо-ритмические качества, четкость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение, верно, формулировать мысль, чтобы быть понятым другими.

Цель: обеспечить речевую практику учащихся для развития языковой способности, наблюдательности и формирования навыков речевой коммуникации.

Задачи:

  • формирование у школьников  универсальных учебных действий (личностных
  • метапредметных) на межпредметном уровне;

  • развитие навыков грамматически правильной связной речи;
  • расширение словарного запаса;

  • формирование практических навыков словообразования и словоизменения;

  • закрепление практических навыков в построении устных и письменных высказываниях;

  • расширение и углубление программного материала;
  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • воспитание познавательного интереса к русскому языку.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: словесная игра, упражнение, рисунок, беседа, лингвистическая сказка, коллективная работа, мультфильм.

Данная программа рассчитана на детей 11 лет состоит из 35 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 40 минут. Занятия проводятся с группой учащихся в свободное от учёбы время, в учебном кабинете, где можно быстро организовать пространство для коллективных игр.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая. Во время занятий у ученика происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания обучающихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры.

Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Проведение занятий предполагается в форме мини-лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.

Принципы проводимой работы:

  • учёт возрастных особенностей;

  • доступности;
  • гуманизации;
  • здоровьесбережения;
  • системности;
  • развития в деятельности и общении;

  • сотрудничество с классным руководителем. Обучение учащихся ведётся поэтапно:

 Загадки звуков, букв, слогов.  Устная связная речь. Лексика.

 Тайны твёрдых и мягких согласных.  Предложение. Текст.

 Письменная связная речь.

 Учимся различать глухие и звонкие согласные.

  • каждом блоке предусмотрено от 3 до 7  занятий.

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы курса «По ступенькам русского языка» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • учащихся будут сформированы умения:

  • открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

  • целеустремлённо и настойчиво идти к достижению своей цели, быть готовым к преодолению трудностей;

  • проявлять толерантность и противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Пятиклассники получат возможность для формирования:

  • основы моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);

  • доброжелательности, доверия к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные. Ученики научатся:

  регулировать свою деятельность: ставить цель с учетом изученного и усвоенного;

  • составлять план и последовательность своих действий;

  • самостоятельно составлять алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • навыкам уверенного использования различных средств и инструментов самостоятельной работы по созданию индивидуального продукта.

Пятиклассники  получат возможность для формирования:

  • адекватной самооценки, самокоррекции. Познавательные. Ученики научатся: 

  • осознавать какой информацией по вопросу он обладает, а какой – нет;

  • самостоятельно планировать поиск информации в соответствии с планом деятельности;

  • выбирать информационные источники, систематизировать информацию;

  • на основе анализа и обобщения полученных результатов делать выводы.

Пятиклассники  получат возможность для формирования:

  • навыков проектной деятельности.

Коммуникативные. Ученики научатся: 

  • извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

  • участвовать диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Пятиклассники  получат возможность для формирования:

  • речевых средств для решения различных коммуникативных задач и сотрудничества
  • группе при совместном решении проблемы.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Ученики научатся:

  • грамматически правильной связной речи;
  • использовать практически навыки словообразования и словоизменения;
  • активизации словарного запаса;
  • связно и последовательно излагать суть выполняемого задания;

  • анализировать литературный текст, выделять части его структуры, определять стиль текста, его жанровые особенности;

  • самостоятельно выяснять и объяснять значения незнакомых слов, используя различные словари;

  • распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
  • различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки;

  • детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы;

  • строить связные высказывания при работе с деформированными предложениями;

  • анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения;

  • передавать содержание текста, объединяя в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения;

  • свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
  • редактировать написанное.

Пятиклассники  получат возможность для формирования:

  • навыков учебной деятельности;

  • развития памяти, внимания, мышления и восприятия.

Содержание

Раздел 1. Загадки звуков, букв, слогов (5 часов)

Исследование лексики и грамматического строя. Речевые и неречевые звуки. Гласные и согласные звуки. Алфавит. Звуки и буквы. Весёлый наборщик. Грамматическая арифметика. Создание мини-сочинений по сюжетным картинкам.

Игра «Эрудит-вояж» - составление слов из букв, взятых из пакета (простой вариант).

Игра с мячом «Быстро назови предмет по обобщающему слову». Педагог бросает мяч ученику и называет обобщающее слово, например: «Мебель». Учащийся вспоминает и называет один из предметов мебели.

Наблюдение за звучанием речевых и неречевых звуков. Игры: «Речевой – неречевой», «Слушаем звуки». Наблюдение за образованием гласных и согласных звуков.

Эксперимент с разрезанием ножницами листа бумаги. Создание алфавита в виде таблицы. Создание рисунка клоуна при помощи таблицы-алфавита. Игры в слова: «Буквы рассыпались», «Найдите лишнее слово», «Загадочные профессии», «Грамматическая арифметика», «Составь слово из слогов », «Назови слово по гласным»

Раздел 2. «Устная связная речь. Лексика» (6 часов)

Пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений. Пересказ текстов от первого (третьего) лица. Выборочный пересказ. Составление плана. Устное сочинение. Определение лексического значения слов. Игра «Эрудит-Вояж» (сложный вариант).

Знакомство с текстами: «Теплица» Г.Юрмина, «Цветок или волчья пасть» В.Сухомлинского, «Как слон спас хозяина от тигра» Б.Житкова. Объяснение незнакомых слов. Составление плана. Устное сочинение по сюжетной картинке с использованием опорных слов. Определение лексического значения слова работа с толковым словарём. Игра «Объяснялки». Составление личного толкового словаря. Игра «Эрудит-Вояж».

Раздел 3. «Тайны твёрдых и мягких согласных» (4 часа)

Игра «Том и Тим». Различение на письме букв Ы-И после согласных. Различение на письме букв А-Я после согласных. Различение на письме букв У-Ю после согласных. Различение на письме букв О-Ё после согласных.

Наблюдение за образованием твёрдых и мягких согласных в русском языке. Упражнение в различении на письме букв верхнего и нижнего ряда после согласных. Чтение слогов, слов с твёрдыми и мягкими согласными. Составление для первоклассников таблиц по чтению с мягкими и твёрдыми согласными.

Раздел 4. ««Предложение. Текст» (6 часов)

Дифференциация понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Признаки предложений. Составление предложений из слов. Грамматическое оформление предложений. Выделение признаков связного текста. Восстановление деформированного текста. Тип текста. Текст-повествование.

Упражнение в различении понятий «слово», «словосочетание», «предложение». Выявление признаков предложений. Составление таблицы признаков. Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Составление предложений с использованием опорных слов. Развитие умения составлять предложения по сюжетной картинке. Упражнять в грамматическом оформлении предложений. Развитие умения восстанавливать неполное предложение, употребляя правильные словоформы, вставляя пропущенные предлоги. Формирование умения отличать текст от группы предложений. Восстановление деформированного текста по серии картинок. Формирование умения

замечать смысловые и логические ошибки в тексте и восстанавливать последовательность событий. Формирование умения определять особенности текста-повествования, последовательность частей в тексте.

Раздел 5. «Письменная связная речь» (7 часов)

Изложение-повествование. Изложение-описание. Изложение-рассуждение. Сочинение-повествование по серии картинок. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение. Поле чудес

Формирование умения писать изложение по вопросам, устанавливать связь заголовка с темой текста, составлять предложения по вопросам. Формирование умения писать изложения по плану, опорным словам. Составлять план текста. Формирование умение писать изложение-рассуждение по плану, опорным словам. Учить писать сочинения по серии картинок. Составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте.

Раздел 6. «Учимся различать глухие и звонкие согласные» (7 часов)

Различаем [Ф]-[В]. Различаем [С]-[З]. Различаем [П]-[Б]. Различаем [Ш]-[Ж], Различаем [Т]-[Д]. Различаем [К]-[Г].

Выявление сходства и различия при образовании звонких и глухих согласных. Упражнение в различении пар звонких и глухих согласных. Составление таблиц слогов, слов, содержащих звонкие и глухие согласные. Поиск места звука в слове по звуковой линейке. Игра «Клубок слов» придумывание слов на заданный звук.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование

Всего

Из них

Форма

Образователь

п/п

раздела, темы

часов

теория

практика

проведения

ный продукт

занятия

«Загадки звуков,

5

2,5

2,5

букв, слогов»

1

Исследование

1

0,5

0,5

Беседа,

Мини-

лексики и

упражнение,

сочинение

грамматического

игра

строя.

2

Речевые и неречевые

0,5

0,5

Наблюдение,

Таблица

звуки. Гласные и

эксперимент,

согласные звуки.

игра

3

Алфавит. Звуки и

1

0,5

0,5

Беседа,

Рисунок

буквы.

упражнение

4

Весёлый наборщик

1

0,5

0,5

Беседа, игра.

Ребус

5

Грамматическая

1

0,5

0,5

Беседа, игра

кроссворд

арифметика.

«Устная связная

6

3

3

речь. Лексика»

6

Пересказ текстов с

1

0,5

0,5

Беседа, игра

Текст,

опорой на вопросы.

предложения.

Составление

предложений.

7

Пересказ текстов от

1

0,5

0,5

Беседа,

Рассказ

первого (третьего)

упражнение

лица.

8

Выборочный

1

0,5

0,5

Беседа,

План текста

пересказ.

упражнение

Составление плана.

9

Устное сочинение.

1

0,5

0,5

Беседа,

Рассказ

упражнение

10

Определение

1

0,5

0,5

Беседа,

Словарь

лексического

упражнение

значения слов

11

«Эрудит-Вояж»

1

0,5

0,5

Беседа, игра

кроссворд

«Тайны твёрдых и

4

2

2

мягких согласных»

12

Игра « Том и Тим».

1

0,5

0,5

Беседа, игра,

Таблица

Различение на

упражнение

письме букв Ы-И

после согласных.

13

Различение на

1

0,5

0,5

Беседа, игра,

Таблица

письме букв А-Я

упражнение

после согласных.

14

Различение на

1

0,5

0,5

Беседа, игра,

Таблица

письме букв У-Ю

упражнение

после согласных.

15

Различение на

1

0,5

0,5

Беседа, игра,

Таблица

письме букв О-Ё

упражнение

после согласных

«Предложение.

6

3

3

Текст»

16

Дифференциация

1

0,5

0,5

Беседа, игра,

Таблица

понятий «слово»,

упражнение

«словосочетание»,

«предложение».

Признаки

предложений.

17

Составление

1

0,5

0,5

Беседа, игра,

Предложения

предложений из

упражнение

слов.

18

Грамматическое

1

0,5

0,5

Беседа, игра,

Предложения

оформление

упражнение

предложений.

19

Выделение

1

0,5

0,5

Беседа, игра,

Текст

признаков связного

упражнение

текста.

20

Восстановление

1

0,5

0,5

Беседа, игра,

Стихотворение

деформированного

упражнение

текста.

21

Тип текста. Текст-

1

0,5

0,5

Беседа, игра,

Текст-

повествование.

упражнение

повествование.

«Письменная

7

3,5

3,5

связная речь»

22

Изложение-

1

0,5

0,5

Беседа,

Изложение

повествование.

упражнение

23

Изложение-

1

0,5

0,5

Беседа,

Изложение

описание.

упражнение

24

Изложение-

1

0,5

0,5

Беседа,

Изложение

рассуждение.

упражнение

25

Сочинение-

1

0,5

0,5

Беседа,

Сочинение

повествование по

упражнение

серии картинок.

26

Сочинение-

1

0,5

0,5

Беседа,

Сочинение

описание.

упражнение

27

Сочинение-

1

0,5

0,5

Беседа,

Сочинение

рассуждение.

упражнение

28

Поле чудес

1

0,5

0,5

Беседа,

Сочинение

упражнение

«Учимся различать

7

3

3

глухие и звонкие

согласные»

29

Различаем [Ф]-[В]

1

0,5

0,5

Беседа,

Таблица

упражнение,

игра

30

Различаем [С]-[З]

1

0,5

0,5

Беседа,

Таблица

упражнение

игра

31

Различаем [П]-[Б]

1

0,5

0,5

Беседа,

Таблица

упражнение

32

Различаем [Ш]-[Ж]

1

0,5

0,5

Беседа,

Таблица

упражнение

33

Различаем [Т]-[Д]

1

0,5

0,5

Беседа,

Таблица

упражнение

34

Различаем [К]-[Г]

1

0,5

0,5

Беседа,

Таблица

упражнение

35

«Звёздный час»

1

0,5

0,5

Игра

кроссворд

Итого

35

17,5

17,5

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ курса внеурочной деятельности «Тайны русского языка», 5 класс

Раздел, тема

Дата

Корректировка

Примечание

п/п

«Загадки звуков, букв, слогов» (5 часов)

1

Исследование лексики и

04.09

грамматического строя.

2

Речевые и неречевые звуки. Гласные и

11.09

согласные звуки.

3

Алфавит. Звуки и буквы.

18.09

4

Весёлый наборщик

25.09

5

Грамматическая арифметика.

02.10

«Устная связная речь. Лексика» (6 часов)

6

Пересказ текстов с опорой на вопросы.

09.10

Составление предложений.

7

Пересказ текстов от первого (третьего)

16.10

лица.

8

Выборочный пересказ. Составление

23.10

плана.

9

Устное сочинение.

30.10

10

Определение лексического значения

13.11

слов

11

«Эрудит»

20.11

«Тайны твёрдых и мягких согласных» (4 часа)

12

Игра « Том и Тим». Различение на

27.11

письме букв А-Я после согласных.

13

Различение на письме букв У-Ю после

04.12

согласных.

14

Различение на письме букв О-Ё после

11.12

согласных.

15

Различение на письме букв Ы-И после

18.12

согласных.

«Предложение. Текст» (6 часов)

16

Дифференциация понятий «слово»,

25.12

«словосочетание», «предложение».

Признаки предложений.

17

Составление предложений из слов.

15.01

18

Грамматическое оформление

22.01

предложений.

19

Выделение признаков связного текста.

29.01

20

Восстановление деформированного

05.02

текста.

21

Тип текста. Текст-повествование.

12.02

«Письменная связная речь» (7 часов)

22

Изложение-повествование.

19.02

23

Изложение-описание.

26.02

24

Изложение-рассуждение.

04.03

25

Сочинение-повествование по серии

11.03

картинок.

26

Сочинение-описание.

18.03

27

Сочинение-рассуждение.

01.04

28

Поле чудес

08.04

Учимся различать глухие и звонкие согласные» (7 часов)

29

Различаем [Ф]-[В].

15.04

30

Различаем  [С]-[З].

22.04

31

Различаем  [П]-[Б].

29.04

32

Различаем [Ш]-[Ж].

06.05

33

Различаем [Т]-[Д].

13.05

34

Различаем  [К]-[Г].

20.05

35

«Звёздный час»

27.05

Литература для учителя

  1. Барылкина Л.П. Эти трудные согласные. Москва 2005.
  2. Бугаева З.Н. Развитие устной речи и дикции – Москва Рипол Классик 2006
  3. Вакуленко Ю.А. Весёлая грамматика Волгоград 2012
  4. Волина В. В. 1000 игр с буквами и словами. Москва. АСТ-ПРЕСС 1996.
  5. Гадасина Л. Я. Звуки на все руки. Санкт-Петербург. 1999.
  6. Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя. Москва 2007.
  7. Дик Н.Ф. Раз – словечко, два – словечко. Ростов-на-Дону «Феникс» 2008.
  8. Емельянова Е.Н. Левшата в школе и дома. Москва 2010
  9. Костромина С.Н. Учиться на пятёрки по чтению как? Санкт-Петербург 2008
  10. Костромина С.Н. Учиться на пятёрки по русскому языку как? С-Пт 2008.

  1. Прокопенко И.Н. Занимательная грамматика Ростов-на-Дону «Феникс» 2008

  1. Соболева А.Е. Русский язык с улыбкой. Москва 2007.
  2. Ундзенкова А.В. Русский с увлечением Екатеринбург 2003.
  3. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Москва 2007.

Литература для учащихся

  1. Елецкая О.В. Развитие и коррекция грамотности. Москва 2005
  2. Емельянова Е.Н. Левшата в школе и дома. Москва 2010
  3. Костромина С.Н. Учиться на пятёрки по чтению как? Санкт-Петербург 2008
  4. Костромина С.Н. Учиться на пятёрки по русскому языку как? С-Пт 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский"

Разработка программы внеурочной деятельности по русскому языку в 5 классе....

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"

Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык" 7 кл

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык"  7 кл...