Урок русского языка в 7 классе "Не с деепричастиями".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Изюмникова Галина Николаевна

Урок русского языка в коррекционном классе VII вида с презентацией по УМК Ладыженской Т.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока

учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 Изюмникова Галина Николаевна

Предмет: русский язык Класс: 7в (коррекционный класс VII вида)

Тема урока: «Не с деепричастиями"

Цель урока: 

- создать условия для усвоения обучающимися теоретических сведений о правописании не с деепричастиями

Задачи урока:

- дать общее понятие о правописании не с деепричастиями;

  • развивать умение правописания не с различными частями речи; совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость; формировать коммуникативные качества личности; умения планировать и корректировать свою работу, строить грамотные высказывания;
  • воспитывать интерес к предмету через групповую форму работы, позицию уверенности и значимости в общем и личном деле каждого учащегося;
  • пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; ритм ; раздаточный материал, карточки.

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

Приветствия учителя и учеников, проверка готовности учащихся к уроку. Эпиграф урока: «Пословицы - это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый» В.И. Дал

-Кто автор этих слов? -Что вам известно о Дале? -Мы говорили уже, что 22 ноября, в день рождения Даля, во всех учебных заведениях, библиотеках проводился День словарей и энциклопедий. В этом году создателю «Толкового словаря живого великорусского языка» исполняется 210 лет.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Записывают дату в тетрадь,отвечают на воп

2.Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации.

Коммуникативные: выражение мыслей Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность. Коммуникативные: сотрудничают со всеми участниками, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли

-Но Даль работал не только над составлением словаря. Посмотрите на экран!

В.И. Даль известен также как автор сборника "Пословицы русского народа". В течение всей своей жизни он собирал народные выражения . Сегодня общество в поисках культурных, гражданских и моральных опор обращается к наследию В.И.Даля. К счастью, сегодня можно опереться на что-то такое, что объединяет людей, а не отделяет их друг от друга. 

-Можно ли назвать это текстом? -Почему?

-Какова тема текста?

-Как можно озаглавить его?

-Определите тип текста и стиль речи.

Фронтальный опрос.

-Что обозначает деепричастие?

-Назовите глагольные признаки деепричастия.

-Образуйте от глаголов деепричастия и выпишите их.

Ребята работают с текстом, отвечают на вопросы по тексту.

Ученики отвечают на вопросы, образовывают деепричастия от глаголов, записывают их. Сталкиваются с проблемной ситуацией (не знают о правописании НЕ с деепричастиями). Формулируют вывод.

3.Формулирование проблемы, планирование деятельности. Сообщение темы урока, постановка цели урока 

Регулятивные: умение ставить цели, прогнозировать

Коммуникативные: сотрудничество учителя с учениками, выражение своих мыслей. Познавательные: построение высказывания

-Знаем ли мы, как пишутся не с деепричастиями? Пока только догадываемся

Тема урока: «Не с деепричастиями»

-Каковы задачи урока?

Сегодня мы узнаем...(правило)

научимся...(применять правило)

А так как я вам обещала на уроке поработать с пословицами , мы еще сможет попо

Тему, задачи урока формулируют дети.

4. Объяснение нового материала. Поиск решения: открытие нового, формулирование правила.

4.1 Исследование

Личностные: стремятся развивать внимание.

Регулятивные: прогнозирование, Познавательные: поиск информации, структуирование информации, построение высказываний, выбор способов действий. Коммуникатив-

ные: выражение мыслей, сотрудничество с учителем

– Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями

не_ задумываясь ненавидя
не_думая н
егодуя
не_прочитав н
едоумевая
не_двигаясь н
евзлюбив

Ребята наблюдают, сравнивают, делают вывод.

4.2. Работа с правилом

Познавательные: анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность

Учитель предлагает сравнить самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника, затем обращает их внимание на графическое обозначение данной орфограммы. В целях запоминания правила школьники один раз читают правило про себя, затем рассказываю соседу по парте.

– Не напоминает ли вам это правило некое другое, связанное с правописанием НЕ?

НЕ с деепричастиями пишется раздельно,кроме тех случаев, когда без НЕ деепричастие не употребляется (отметить, что таких случаев немного, поэтому ведется речь в основном о раздельном написании НЕ с деепричастиями). Записывают слова – слитное написание

Читают правило вслух

НЕ с глаголами

4.3 Составление алгоритма

Коммуникативные: выражение мыслей Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность.

- Составьте алгоритм.

- Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием.

1. Определить часть речи.

2. Проверить - употребляется слово без не.

Да Нет

Раздельно Слитно

4.4. Возвращение к проблеме. Тренировочное упражнение:

Выборочный диктант

Коммуникативные: сотрудничают со всеми участниками, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли

Личностные: стремятся развивать внимание.

Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия.

  • Попробуйте применить алгоритм и объяснить правописание не с деепричастиями
  • Сначала давайте вернемся к пропущенному нами слову.

Сейчас мы будем учиться слитному и раздельному написанию НЕ с деепричастиями ( к первому примеру учитель дает алгоритм рассуждения сам, к остальным – отдельные учащиеся, сначала сильный, потом слабый):

Выборочный диктант.

(Не) зная брода, (не) суйся в воду.

Лучше жить любя, чем (не)навидя.

(Не) убив медведя, шкуры (не) продают.

(Не) потрудившись, и репу (нее) вырастишь.

(Не) сиди сложа руки, так (не) будет скуки!

4.5 Тренировочные упражнения в игровой форме (орфографическая эстафета)

Коммуникативные: сотрудничают со всеми участниками, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли

Личностные: стремятся развивать внимание.

Регулятивные: прогнозирование, коррекция, оценивают свои действия.

Не_зная (дееприч.) , недоумевая (без НЕ не употр.), не_сократив(дееприч.), невзлюбив(без НЕ не употр.), не_жалея (дееприч.),ненавидя(без НЕ не употр.).

5. Физминутка

Учитель демонстрирует ролик.

Дети делают физминутку

6. Систематизация и обобщение знаний.

6.1 «Собери пословицы». Работа в парах.

Познавательные: анализируют, сравнивают, контролируют свою деятельность.

Коммуникативные: сотрудничают в паре, аргументируют свою точку зрения, полно выражают свои мысли.

Личностные: развивают навыки сотрудничества.

Регулятивные: коррекция знаний.

-«Соберите» пословицы, объясните их значение и правильно запиши их.

(Не) изучив ремесла,..

(Не) взявшись за топор,..

(Не)годуя на руки,..

( избы не срубишь; подумай о голове; не считай себя мастером)

6.2 Самостоятельная работа с самопроверкой; прогностическая и ретроспективная самооценка.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные .-построение логической цепи рассуждений, контролируют результаты деятельности.

Регулятивные - оценка-осознание качества уровня усвоения; самооценка, самоконтроль.

-Ребята, попробуйте применить алгоритм и выполнить задание. Но прежде подумайте, как вы сможете справиться с заданием и оцените себя, «спрогнозируйте» свой предстоящий результат.

-А теперь проверьте себя и оцените. Как вы справились?

-У кого предполагаемая оцека совпала с конечной?

_У кого она выше?

Ребята делают прогностическую самооценку, затем выполняют самостоятельную работу, действуя по алгоритму.

(Не) уставая, ( не)доумевая, (не) присев, (не) ответив, ( не)навидя .

Выполняют самопроверку, делают ретроспективную оценку, сравнивают ее с прогностической.

7. Подведение итогов, рефлексия «Светофор».

Pегулятивные. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Коммуникативные .— умение выражать свои мысли, правильно, грамотно составлять предложения.

- О какой теме мы сегодня говорили на уроке?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании не с деепричастиями.

- Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием.

  • А теперь подумайте, хорошо ли вы усвоили сегодняшнюю тему, все ли вым понятно, можете ли вы двигаться дальше? И покажите красный, желтый или зеленый свет

Выставление отметок.

Ребята отвечают на вопросы , а потом показывают красную, желтую или зеленую карточку.

Все просто и легко-зеленый.

Надо повторить еще раз-желтый.

Совсем не понятно- красный.

8. Домашнее задание.

Параграф 28 выучить, упражнение 170.

  • уточнять значения некоторых из них.

Тип урока: уок формирования новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, опорные схемы; алго


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе  7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....

Урок русского языка «Употребление и образование деепричастий»

Урок проводится как обобщающий в конце темы «Деепричастие» 6 класс по учебнику С. Львовой....

Презентация к уроку русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"...

Урок русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"

Урок русского языка в 6 классе: "Деепричастие. Систематизация изученного"...

Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий"

Методическая разработка урока русского языка на тему "Словообразование деепричастий" . Для 7 класса общеобразовательной школы....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Деепричастие как часть речи"

Знакомство с новой для семиклассников частью речи....