Программа дополнительного образования детей "Культура речи и правописание.Готовимся к ЕГЭ"
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему

Программа "Культура речи и правописание. Готовимся к ЕГЭ"имеет практическую направленность и составлена на основе программы Львовой С.И."Русское правописание:орфография и пунктуация"и реализуется в рамках дополнительного образования, рассчитана на 2 года обучения, 68 часов.

Отличительной особенностью программы является проведение практикумов, творческих работ, работа с лингвистическими словарями и тестовым материалом, интеграция с уроками русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_rechi_i_pravopisanie._gotovimsya_k_ege_3.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 33

с углубленным изучением математики»

Рассмотрена

на педагогическом совете                  

протокол № 3 от 15.03.12г.

           УТВЕРЖДАЮ

         Директор школы № 33

         ___E:\Pict0164.BMPС.В.Белканова              

Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Культура речи и правописание. Готовимся к ЕГЭ.»

                                                                                             Автор программы С. И.Львова  

                                                                                             Возраст обучающихся:15-17 лет    

                                                                                             Срок реализации: 2 года  

Педагог дополнительного образования

Земцова Лариса Владиславовна                                                                                            

Великий Новгород

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Образовательная программа дополнительного образования детей  «Культура речи и правописание. Готовимся к ЕГЭ» имеет культурологическую направленность и оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей, с учетом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода». Программа является модифицированной и разработана на основе программы С.И.Львовой  «Русское правописание: орфография и пунктуация», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 2008 года выпуска.  Программа предназначена для реализации в муниципальном  автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением математики»

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она    направлена на совершенствование речевого общения в целом, письменного общения, на изучение специфических элементов речевого этикета, использующихся в письменной речи, на расширение знаний обучающихся об особенностях функционирования слова в речи и обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления,  памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Необходимость программы возникла как возможность активизации внимания обучающихся к употреблению рассматриваемых явлений языка как в текстах разных стилей, так и в собственной письменной речи, расширения их знаний  об особенностях функционирования слова в речи, развития их речи.

Актуальность данной программы состоит в том, что коммуникативно-деятельный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова – функциональной грамотности, т.е. способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию.

Программа выводит обучающихся на новый виток осмысления, полученных на занятиях знаний, применительно к новым практическим задачам общения в связи с введением ЕГЭ по русскому языку и литературе, способствует развитию коммуникативных способностей обучающихся, активному вовлечению в самостоятельные поиски и дискуссии.

Программа предусматривает разнообразную деятельность, отвечающую интересам и возможностям детей: исследовательскую, практическую.

 Цель программы: выявление и развитие способностей обучающихся, формирование грамотной языковой личности, владеющей нормами литературного языка, алгоритмами в разных условиях коммуникации, способной применить полученные знания и умения в собственной речевой практике, имеющей навыки исследовательской работы и  пользования справочной литературой.

Задачи программы:

Образовательные:                                                                                                                                                                                 1.Углубить знания обучающихся, уделяя больше внимания  системе упражнений орфографического и пунктуационного характера, предусмотрев усложнение этих упражнений, привлекая более трудный    дидактический материал (например, исключение из правил).

2. Расширить объём теоретических сведений, увеличив задания, связанные с                              самостоятельным составлением таблиц и схем.

3.Сформировать стремление к приобретению теоретико-практических знаний по орфографии, пунктуации, культуре речи.

          Развивающие:

1..Развивать уровень речи обучающихся, умение точно осмысливать и понимать чужое высказывание.

2. Развивать способность правильно выражать собственные мысли в устной и письменной речи с учетом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного языка

3.Развивать личность всесторонне и гармонично.                                            

         Воспитательные:

1.Воспитывать эстетическое,  нравственное и творческое отношение к родному языку.

2.Воспитывать  веру в свои силы, творческие способности.

3.Воспитывать чувство товарищества, личной ответственности.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицированная - адаптирована к условиям деятельности обучающихся и  направлена на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации надпредметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых занятиях связной речи,  к проведению которых привык педагог, но и на каждом занятии, какой бы теме оно ни было посвящено. Программа также учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ). Содержание программы  максимально приближено к потребностям обучающегося, отражает его жизненные ориентиры  и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности. Изучение языка идет на более высоком уровне (уровне текста), в отличие от урочных  занятий по программе учебного плана. Работа по орфографии и пунктуации ведется параллельно с работой над текстом.

Включение в программу таких тем, как «Основные принципы русской орфографии», «Суффиксы существительных и прилагательных» (например, -оват-//евит, -ев-//-ив- и др), «Чередование гласных в корнях –равн-//ровн-,-мак-//мок-, -плав-//-плов-«, «Основные принципы русской пунктуации» очень важны для повторения правил орфографии и пунктуации, так как обеспечивают сознательный подход к изучаемому материалу. Темы «Сочетание знаков препинания», «Авторская пунктуация», «Факультативные знаки препинания» обращают внимание на такие особенности русской пунктуации, как вариативность в постановке знаков препинания, их многозначность и многофункциональность. Разделы «Особенности письменного общения», «Речевой этикет в письменном общении» позволяют формировать грамотную, литературную речь, так необходимую в наше время. Таким образом, программа целенаправленно развивает лингвистические интуиции; дает представления о последовательности изучения правил;

укрепляет уверенность в целесообразности системы правописания, в его мотивированности, логичности; облегчает задачу усвоения самих правил, заставляет глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания, акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.

Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы дополнительного образования: 15 – 17 лет.

Сроки реализации:

Программа рассчитана на 2 года обучения: один час в неделю, 34 часа в год.

Формы и режим занятий:

*практикумы;

*творческие работы;

*работы со схемами и таблицами;

*работа с лингвистическими словарями;

*работа с тестовым материалом.

Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПин и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 №06-1616 «О методических рекомендациях» Приложение №7 «Примерная наполняемость групп».

Состав групп постоянный.

Предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфография – 1-й год обучения, пунктуация – 2-ой год обучения.

 Ожидаемые результаты.

 Первый год обучения:

обучающийся должен знать:

 основные правила русской орфографии и исключения из них, особенности устной и письменной речи, взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова, знать историю возникновения буквенного письма в связи с вопросами культуры и искусства письма.

должен уметь:

 моделировать ситуации речевого общения, грамотно писать и говорить, соблюдая  языковые  нормы.

Второй год обучения:

обучающийся должен знать:

  основные принципы русской пунктуации и исключения из них ,особенности речевого этикета, основные функции пунктуационных знаков.

должен уметь:

 свободно владеть речью в соответствии с нормами русского литературного языка, грамотно писать, успешно сдать ЕГЭ, применяя полученные знания.

Уровень усвоения данной программы осуществляется на основе текущей диагностики по ходу занятия или прохождения блока программы при собеседовании, в формах продуктивной деятельности учащихся (тесты, сочинения-рассуждения, диктанты, практические занятия).

Таким образом, обучение по данной программе помогает свободно овладеть правилами по орфографии и пунктуации, вырабатывает способность пользоваться ими, применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма.

Способы определения результативности:

*текущий контроль усвоения материала – осуществляется по результатам выполнения обучающимися практических заданий;

*итоговый контроль – реализуется в форме защиты итоговых творческих проектов.

Формы подведения итогов:

*написание научно-исследовательских работ;

*выступление на конференциях;

*выпуск газет.

Методы работы:

*наблюдение;

*беседа;

*тестирование;

*анализ творческих работ;

*работа с книгой;

*анализ текста.

Учебно - тематический  план

1 год обучения

Тема

Количество

часов

Теория

Практика

Всего

1

Особенности письменного общения

1

1

2

2

Орфография как система правил правописания

1

1

2

3

Правописание морфем

8

10

18

4

Слитные, дефисные и раздельные написания

4

6

10

5

Написание строчных и прописных букв

1

1

2

15

19

34

   Учебно- тематический  план

2 год обучения

Тема

Количество

часов

Теория

Практика

Всего

1

Речевой этикет в письменном общении

1

1

2

2

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

1

2

3

3

Знаки препинания в простых предложениях

7

7

14

4

Знаки препинания между частями сложного предложения

4

4

8

5

Знаки препинания при передаче чужой речи

1

2

3

6

Знаки препинания в связном тексте

2

2

4

16

18

34

Содержание.

 1 год обучения.

        Раздел 1.        Особенности письменного общения (2 часа)

Теория (1 час)

        Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Единство двух сторон общения: передача и восприятие смысла речи. Виды речевой деятельности: говорение (передача смысла с помощью речевых сигналов в устной форме) – слушание (восприятие речевых сигналов, принятых на слух); письмо (передача смысла с помощью графических знаков) – чтение (смысловая расшифровка графических знаков). Формы речевого общения: письменные и устные.

        Речевая ситуация и языковой анализ речевого высказывания:

Практика ( 1час) 

Особенности письменной речи: использование средств письма для передачи мысли (букв, знаков препинания, дефиса, пробела); ориентация на зрительное восприятие текста и невозможность учитывать немедленную реакцию адресата; возможность возвращения к написанному, совершенствования текста и т.д. формы письменных высказываний и их признаки: письма, записки, деловые бумаги, рецензии, статьи, репортажи, сочинения (разные типы), конспекты, планы, рефераты и т.п.

        Возникновение и развитие письма как средства общения.

Раздел 2.  Орфография как система правил правописания (2 часа)

Теория (1час)

        Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания.

        Некоторые сведения из истории русской орфографии. Основные принципы русской орфографии.

        Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.

        Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Различные способы передачи содержащейся в правиле информации: связный текст, план, тезисы, схема, таблица, алгоритм и др.

        Практика (1 час)

 Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них: 1) правописание морфем («пиши морфему единообразно»); 2) слитные, дефисные и разделительные написания («пиши слова отдельно друг от друга, а части слов слитно, реже – через дефис»); 3) употребление прописных и строчных букв («пиши с прописной буквы имена собственные, с малой – нарицательные»); 4) перенос слова («переноси слова по слогам»).

Раздел 3.Правописание морфем (18 часа)

Теория (8 часов)        Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).

          Практика(10 часов)- выполнение упражнений, практических заданий, составление схем, таблиц для формирования орфографической зоркости 

 Правописание корней. Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового анализа при подборе однокоренного проверочного слова.

        Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах.

        Правила, нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о фонетическом  принципе написания.

        Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас-//-кос-, -лаг-//-лож-, -бир-//-бер-, -тир-//-тер-, -стил-//-стел- и др. (зависимость от глагольного суффикса -а-); 2) -раст-//-рос-, -скак-//-скоч- (зависимость от последующего гласного); 3) -гар-//-гор-, -твар-//-твор, -клан-//-клон-, -зар-//-зор- ,-пазд-//-позд-,-плав-//-плов-(зависимость от ударения); 4) корни с полногласными и неполногласными сочетаниями оло//ла, оро//ра, ере//ре, ело//ле;5)корни –равн-//-ровн-, -мак-//-мок-(зависимость от значения корня).

        Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска – дощатый, очки – очечник).

        Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.).

        Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания: 1) приставки на з/с – фонетический принцип; 2) все остальные приставки (русские и иноязычные по происхождению) – морфологический принцип написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок при- и пре-.

        Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль морфемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

        Типичные суффиксы имен существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -изн(а)-, -есть- (-ость-), -ени(е)- и др. Различение суффиксов -чик- и -щик- со значением лица. Суффиксы -ек- и -ик-, -ец- и -иц- в именах существительных со значением уменьшительности.

        Типичные суффиксы прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -евит-, -лив-, -чив-, -чат-, -ист-, -оньк- (-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов -ив- и -ев-; -к- и -ск- в именах прилагательных. Особенности образования сравнительной степени и превосходной степени прилагательных и наречий и написание суффиксов в этих формах слов.

        Типичные суффиксы глагола и их написание: -и-, -е-, -а-, -ка-, -ва-, -ирова-, -ича-, -ану- и др. различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-). Написание суффикса -е- или -и- в глаголах с приставкой обез-/обес- (обезлесеть – обезлесить); -ться и –тся в глаголах.

        Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Выбор суффикса причастия настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Сохранения на письме глагольного суффикса при образовании причастий прошедшего времени (посеять – посеявший – посеянный).

        Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от существительных или глаголов.

        Правописание окончаний. Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

        Различение окончаний  и  в именах существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

        Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находиться орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и после ц; употребление разделительных ь и ъ.

        Правописание согласных на стыке морфем (матросский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфемы и на стыке морфем; употребление ь для обозначения мягкости согласного внутри морфемы и на стыке морфем.

        Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.

        Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

        Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.

        Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

        Прием поморфемной записи слов (рас-чес-ыва-ющ-ий, не-за-пятн-а-нн-ый, масл-ян-ист-ого, о-цепл-ени-е) и его практическая значимость.

Раздел 4.Слитные, дефисные и раздельные написания (10 часов)

Теория (4 часа)

Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического анализа слова при выборе правильного написания.

        Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза).

        Грамматико-орфографические отличия приставки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.

        Практика (6 часов)-выполнение упражнений последующим темам:

Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку и др. от созвучных сочетаний слов.

        Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные, наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).

        Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

        Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

Раздел 5.Написание строчных и прописных букв (2 часа)

Теория (1 час)

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

        Практика (1 час) Работа со словарем «Строчная или прописная?».

Содержание

 

2 год обучения

Раздел 1.Речевой этикет в письменном общении(2 часа)

Практика (1 час)

Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевая ситуация и употребление этикетных форм извинения, просьбы, благодарности, приглашения и т.п. в письменной речи.

Теория (1 час)

Речевой этикет в частности и деловой переписке. Из истории эпистолярного жанра в России. Зачины и концовки современных писем, обращения к адресату, письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Раздел 2 Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3 часа)

Теория(1 час)

Некоторые сведения из истории русской пунктуации. Основное назначение пунктуации – расчленять письменную речь для облегчения ее понимания. Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

Основные функции пунктуационных знаков. Разделительные, выделительные знаки препинания, знаки завершения.

Практика (2 часа)-выполнение упражнений

Разделы русской пунктуации: 1) знаки препинания в конце предложения; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте.

Раздел 3.Знаки препинания в простом предложении (14 часов)

Теория (7 часов)

Система правил данного раздела пунктуации.

Практика (7 часов)-выполнение упражнений ,составление схем

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложение; интонационные особенности этих предложений.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления.

Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены, соединенными повторяющими союзами. Однородные члены, соединенные двойными союзами. Интонационные и пунктуационными особенности предложений с обобщающимися словами при однородных членах.

Однородные и неоднородные определения, их различение на основе семантико-грамматической и интонационной характеристики предложения и его окружения (контекста).

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Интонационные особенности предложений с обособленными членами.

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.

Обособление предложений.

Обособления обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных членов предложения.

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ случаев выделения и невыделения в письменной речи оборота сео значением сравнения.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами. Семантико-грамматические отличия вводных слов от созвучных членов предложения. Уместное употребление в письменной речи разных смысловых групп вводных слов.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в письменной речи.

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов (нет уж, что ж, как же, что же и др.).

Раздел 4.Знаки препинания между частями сложного предложения (8 часов)

Теория (4 часа)

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

Практика (4 часа)-выполнение упражнений. тестов

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Интонационные и смысловые особенности предложения, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой.

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов.

Сочетание знаков препинания.

Факультативные знаки препинания.

Авторские знаки препинания.

Раздел 5.Знаки препинания при передаче чужой речи (3 часов)

Теория(1 час)

Прямая и косвенная речь.

Практика (2 часа)

 Оформление на письме прямой речи и диалога. Разные способы оформления на письме цитат.

Раздел 6.Знаки препинания в связном тексте (4 ч)

Теория(2 часа)

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем.

Практика (2 часа)

 Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекста. Авторские знаки.

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

-печатные издания (энциклопедии, справочники, словари, художественные тексты, журналы, видеозаписи, газеты);

-конспекты занятий;

-разработка сюжетных игр;

-рекомендации по обыгрыванию речевой ситуации и употреблении этикетных слов;

-таблицы по орфографии и пунктуации.

Компьютерные диски:

Русский язык. Орфография. Тесты.

Русский язык 1-9 классы.

Печатные пособия:

Синтаксис и пунктуация

Репродукции картин русской живописи для развития речи.

Демонстрационные карточки со словами для запоминания

Альбом демонстрационного и раздаточного материала по всем разделам

Литература для педагога:

 Талызина Н.Ф.Формирование общих орфографических приемов при изучении русского языка.-МТО Холдинг,М.,2002

Валгина Н.С. Русская пунктуация: Принципы и назначения. – М., 1979.

Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2000.

Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б.,Русский язык. Орфография. Пунктуация. - М., Айрис-Пресс, 2006.

Смирнова В.Н.Наглядное обучение орфографии.-Учпедгиз,1959.

Пахнова Т. М. Русский язык. Интенсивная подготовка к ЕГЭ в процессе работы с текстом.-Дрофа,2009.

Сенина Н. А.,Нарушевич А.Г. Русский язык .Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки.-Легион,2011

Литература для обучающихся:

Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы/Капинос В.И. и др. – М., 2002, 2003 – 2004, 2004 – 2005. и др.

Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. – М., 2005.

Львова С.И. Там, где кончается слово… (О слитных, дефисных и разделительных написаниях). – М., 1991.

Цыбулько И.П., Львова С.И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. – 2004.М.

Словари:

Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника). – 2-е изд. – М., 2001.

Розенталь Д.Э. Прописная или строчная? (Опыт словаря-справочника). – М., 1986

Резниченко И. Л. Орфоэпический словарь русского языка.-АСТ,2004

Шанский Н. М.Этимологический словарь русского языка.-Прозерпина,1994

Ситникова А. Этимологический словарь русского языка.-Феникс,2005.

Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.-М.,1996

Баранов М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка.-Прсвещение,1997

Булько А. Н. Современный школьный словарь иностранных слов.-М.,2005

Приложение

Учебно-тематическое планирование по годам обучения

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Русское правописание: орфография, виды речевой деятельности

№ пп

Наименование темы

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего часов

1

Речевое общение. Виды речевой деятельности.

Особенности письменной речи.

1

1

2

2

Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи.

Раздел русской орфографии.

1

1

2

3

Правописание корней.

1

-

1

4

Проверочная работа по правописанию корней с чередованием гласных.

-

1

1

5

Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности.

Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и т.п.).

1

1

2

6

Правописание приставок.

Правописание суффиксов. Типичные суффиксы имен существительных и их написание.

1

1

2

7

Типичные суффиксы прилагательных и их написание.

Типичные суффиксы глагола и их написание.

1

1

2

8

Образование причастий с помощью специальных суффиксов.

1

-

1

9

Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных образованных от существительных и глаголов.

1

1

2

10

Правописание окончаний. Различение окончаний –е и –и в именах существительных.

Правописание личных окончаний глаголов.

1

1

2

11

Правописание падежных окончаний полных прилагательных и причастий.

1

-

1

12

Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ морфемно-словообразовательных моделей слов.

Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи.

1

1

2

13

Использование орфографических, морфемных и словообразовательных словарей для объяснения правильного написания слов.

Прием поморфемной записи слов и его практическая значимость.

1

1

2

14

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Различение приставки ни и слова ни (частицы, союза).

1

1

2

15

Слитное, дефисное и раздельное написания приставок в наречиях.

Особенности написания производных предлогов.

1

1

2

16

Смысловые, грамматические и орфографические отличия союзов чтобы, также, тоже, потому, поэтому, оттого, отчего, зато, поскольку от созвучных сочетаний слов.

Образование и написание сложных слов.

1

1

2

17

Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных слиянием, и созвучных словосочетаний.

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.

1

1

2

18

Проверочная работа.

-

1

1

19

Работа со словарем «Слитно или раздельно?».

-

1

1

20

Роль смыслового и грамматического анализа при выборе строчной или прописной буквы.

Работа со словарем «Строчная или прописная?»

1

1

2

Итого

17

17

34


2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.

Русское правописание: пунктуация, особенности речевого этикета

№ пп

Наименование темы

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего часов

1

Речевой этикет, речевая ситуация. Речевой этикет в частной и деловой переписке.

Особенности речевого этикета при дистанционном письменном общении.

1

1

2

2

Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный.

Структура предложения и пунктуация. Основные функции пунктуационных знаков.

1

1

2

3

Разделы русской пунктуации.

Знаки препинания в конце предложения.

-

1

1

4

Знаки препинания между однородными членами предложения.

Однородные члены, не соединенные союзом.

1

1

2

5

Однородные члены предложения, соединенные неповторяющимися союзами.

Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами, двойными союзами.

1

1

2

6

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах.

Обособленные определения (распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные).

1

1

2

7

Причастный оборот как особая синтаксическая конструкция. Грамматико-пунктуационные отличия причастного и деепричастного оборотов.

Обособление приложений.

1

1

2

8

Обособление обстоятельств.

Смысловая и интонационная характеристика предложений с обособленными дополнениями.

1

1

2

9

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом.

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с вводными словами, с обращениями.

1

1

2

10

Пунктуационные выделения междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных слов.

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений.

1

1

2

11

Знаки препинания между частями ССП.

Употребление знаков препинания между частями СПП.

1

1

2

12

Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в БСП.

1

-

1

13

Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящий из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции.

1

2

3

14

Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания.

1

1

2

15

Оформление на письме прямой речи и диалога.

Разные способы оформления на письме цитат.

Прямая и косвенная речь.

1

2

3

16

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем.

Авторские знаки.

1

-

2

17

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно смысловое членение текста.

1

-

1

18

Практическое занятие. Работа с текстом

-

2

2

Итого

16

18

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования детей по развитию речи у дошкольников

рабочий материал для развития речи детей дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования "Культура речи".

Программа углубленного изучения языка....

Программа дополнительного образования "Развитие речи".

Программа "Развитие речи" реализуется в творческом объединении "Речецветик" структурного подразделения дополнительного образования ГБОУ СОШ им. Е.М. Зеленова.  Группы формируется из учащихся в во...

Коррекционная программа дополнительного образования "Говорим правильно" по развитию речи детей 5-7 лет с ОНР

Данная рабочая программа  нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, внимания, памяти, лог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по обучению грамоте и развитию связной речи младших школьников «ПИШИЧИТАЙ»

Программа по курсу «Пишичитай» составлена в целях развития речи детей младшего школьного возраста. Программа составлена для обучения по одному часу в неделю – 35 часов в год (1 занятия в неделю по 45 ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ"

ДАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИМЕЕТ ЦЕЛЬЮ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УМЕНИЯ И НАВЫКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ...