Программа дополнительного образования детей по развитию речи у дошкольников
рабочая программа по теме

Терешкевич Оксана Валерьевна

рабочий материал для развития речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_razvitiyu_rechi.doc151.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ                                                  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»

г. АЛЕКСАНДРОВ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОГРАММА

По развитию речи дошкольников

и знакомству с детской художественной литературой

/ модифицированная/

Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 4,5-7 лет

                                                   Составил педагог

 дополнительного образования

  высшей квалификационной категории,

руководитель студии раннего развития

для дошкольников«Почемучки»

 Терешкевич Оксана Валерьевна

                   

                                           Пояснительная записка

Стать высокообразованным человеком – это значит овладеть всеми богатствами родного языка. Главная задача взрослых – это создание условий для формирования правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа. Важнейшей предпосылкой для решения речевых задач является правильная организация обстановки, в которой бы у детей появилось желание говорить, называть окружающее, вступить в речевое общение.

     Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста, которые начинают обучение с 4-летнего возраста в учреждениях дополнительного образования. Занятия по развитию речи осуществляется 1 раз в неделю для начинающих по 15-20 минут, для детей 5-6-летнего возраста 20-25 минут, для старших дошкольников 25-30 минут. Общее годовое количество часов – 36.

     Дети дошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучению. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Именно поэтому программа строится на расширении представлений о предметном мире и ознакомлении их с окружающим. Важное место занимает и развитие мышления, ведь развитие речи тесно связано с познавательной основой личности.

                                 Цель программы – развитие речи дошкольников.  Освоение основ родного языка, грамматического строя даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Организация усвоения учебного материала подразумевает научение детей осмысленному говорению, правильному построению предложений; накопление словарного запаса; подготовку к обучению грамоте, а главное – даёт первоначальное понятие о языке, литературе, позволяет проявлять интерес к родному языку и прививает любовь к чтению и книге.

                                Основные задачи связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности. Это позволит ребёнку проявить пытливость, любознательность и инициативу в дальнейшем.

     Решение этих задач строится в программе с помощью изучения основных компонентов языка и речи: акцент ставится на ознакомление детей с произведениями детской художественной литературы отечественных и зарубежных писателей, изучения произведений устного народного творчества своего народа, а также на работе по развитию связной речи ( диалогической и монологической ) и расширению словарного запаса.

     За всё это время в ходе учебного процесса красной нитью проходит воспитание качеств личности – общительность, вежливость, приветливость, гуманное отношение к живому, патриотизм и уважение к старшим. Лучшим воспитателем в данном случае становится не сила убеждения и назидание, а личный пример положительных героев из детских книг и произведений устного народного творчества.

      В программе находят место и развивающие элементы. Использование современных педагогических технологий, игровых приёмов, упражнений, дидактических материалов, занимательных заданий способствует развитию мыслительных процессов у детей( зрительное и слуховое восприятие, память, логика, аналитическое и абстрактное мышление, творческие способности, внимательность, волевые механизмы). Кроме этого осуществляется развитие мелкой моторики рук путём работы с карандашом, ручкой, магнитной азбукой, кассой букв и слогов, игры с природным и бросовым материалом  (веточки, пуговички, крупа и пр.), выполнения графических заданий, пальчиковых игр, обводок и штриховок.

 Предполагаемые результаты

  1. Знакомство  с произведениями детской художественной литературы

                   

  1. Проявлять стремление к постоянному общению с книгой, испытывая удовольствие при прослушивании или самостоятельном прочтении;
  2. Устанавливать многообразные связи в тексте (логику, причины-следствия, поведения героев, мотивы и роль художественной детали);
  3. Воспринимать литературного героя в целом (внешний вид, поступки, мысли), давать оценку действиям;
  4. Проявлять внимание к языку, осознавать элементы комического в произведении, проникать в поэтическое настроение, передавать эмоциональное отношение в выразительном чтении, уметь выразить свой эмоциональный отклик на прочитанное.

  1. Развитие связной речи.

Дети овладевают умением

  1. Пересказывать литературные произведения, самостоятельно передавая идею  и содержание, выразительно воспроизводя диалоги  действующих лиц;
  2. Понимать и запоминать авторские средства выразительности, использовать их в собственном пересказе;
  3. Пересказывать произведение по ролям, близко к тексту;
  4. В описательных рассказах о предметах или явлениях точно и правильно передавать особенности, подбирая нужные слова;
  5. Сочинять сюжетные рассказы по картинке, из опыта, по игрушкам; с помощью взрослого строить свой рассказ по заданной теме;
  6. Различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;
  7. В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывать сказки с характерными особенностями построения (зачин, присказка, волшебные предметы, превращения и т.д.);
  8. Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов, придумывать продолжение или конец истории, рассказы по аналогии, рассказы по плану и т.д.;
  9. Проявлять в рассказах индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;
  10. Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднения.

  1. Развитие словаря

  1. Активно владеть бытовым словарём, точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение и материал
  2. Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять их на этой основе в группы (посуда, мебель, одежда, овощи и т.д.)
  3. Понимать и использовать средства языковой выразительности (образные сравнения, эпитеты, метафоры и др.)
  4. Использовать в речи слова, обозначающие абстрактные понятия (темнота, заботливость, верность, победа и др.)

Методическое обеспечение программы

Для овладения программным содержанием используются разнообразные методы и приёмы обучения дошкольников. Кроме традиционных методов, широко используются активные формы обучения. В программе есть серия занятий, где ведущая роль принадлежит не педагогу, а ребёнку – ученику. В этом случае используются методы самостоятельной работы, практические работы (эксперименты), методы проверки и оценки знаний. Оценивая характер познавательной деятельности ребёнка на знании, предлагается объяснительно – иллюстративный метод, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый и исследовательский. Разнообразные формы проведения занятий активизируют мыслительную активность учащихся и повышают их мотивированность к занятиям.

     В зависимости от дидактических целей занятия строятся как

  1. Изучение нового материала
  2. Занятия по закреплению и систематизации знаний, умений навыков детей
  3. Проверочные занятия
  4. Комплексные

                                  Занятия по развитию речи структурно выглядят так:

  1. Организационный момент (использование приёмов активизации интереса детей)
  2. Постановка цели занятия
  3. Организация практической и познавательной деятельности детей на занятии
  4. Анализ деятельности детей
  5. Подведение итогов занятия.
  6. Домашнее задание

Учебно-тематический план /1 год обучения/

№ раздела

Название раздела

Всего часов

Теория

Практика

1

Тематические беседы о временах года, сезонных изменениях, явлениях природы и предметах окружающего мира, отношениях людей

2

Знакомство с произведениями детских писателей и поэтов. Чтение. Беседы. Пересказ. Заучивание стихотворений

19ч

13ч

3

Ознакомление с разделами устного народного творчества. Разучивание пословиц,  закличек. Отгадывание загадок.

4

КВН «По дорогам сказок»

Литературный праздник «По страницам любимых книг»





           2ч

                                                                   Итого: 36 часов

            Содержание образовательной программы / 1 год обучения/

Месяц

Знакомство с произведениями литературы. Ознакомление с окружающим миром.


                  Развитие речи

сентябрь

  1. «Лето, скажи нам, где ты?»
  2. Золотая осень.

 (А.С. Пушкин, И. Бунин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет и др.)

Беседа по личным впечатлениям

Чтение. Беседа- наблюдение. Знакомство с выразительными средствами языка.

октябрь


1.К.Бальмонт «Весёлая осень»

2.Живые картинки

     И. Левитан «Осень»

3.Экскурсия в парк. Наблюдение. Беседа.

     

  1. Путешествие в осенний лес.

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»


Заучивание


Рассматривание осенних пейзажей


Составление предложений.



Пересказ

Ноябрь









Декабрь

  1. «Грибы» В. Катаев


  1. «За ягодами»


  1.  Р.н.ск. «Репка»


  1. «Фрукты» Б. Щербаков





        1.И. Никитин

          «Встреча зимы»


2.Какая бывает зима?


      3.Р.н.ск. «Зимовье зверей»


4. «Здравствуй, праздник Новый год!»

     Пересказ по ролям


Рассказывание по сюжетным картинкам


Инсценирование


Составление описательных рассказов





Заучивание



Беседа о сезонных изменениях в природе


Пересказ по ролям


Беседа

Январь


  1. М. Пришвин «Осинкам холодно»


  1. Н. Скребицкий «Снег»


  1. «Зима в городе»


  1. «Зимние забавы»



Пересказ



Заучивание


Рассматривание картин.


Отгадывание загадок

Февраль

  1. Устное народное творчество.

Пословицы. Поговорки о Родине, труде и учении.


  1. Считалки. Скороговорки.\

Молчанки. Песенки. Прибаутки.



      3.4 КВН

             «По дорогам сказок»


     5.«Богатыри» Л. Кассиль

Знакомство. Заучивание.













Пересказ

Март







        




Апрель









Май



  1. «Братья меньшие»


  1. Поговорим о маме


  1. Л.Толстой «Котёнок»


  1. М. Михалков «Мой щенок»



1.З.Александрова «Подснежник»


2.  Времена года.

С. Маршак «12 месяцев»


  1. Н. Сладков «Бюро лесных услуг»


  1. «Весна идёт. Весне дорогу»





1.»Медведь и солнце» Н. Сладков


2. День Победы


3.У.Н.Т. Заклички


4.5. КВН «По дорогам сказок»

Литературный праздник «По страницам любимых книг»



Беседа о животных и птицах.


Беседа.


Творческое рассказывание.


Чтение.



Заучивание.



Прослушивание. Беседа о сезонных изменениях в природе.


Чтение.


Рассматривание картин. Составление рассказов




Чтение. Пересказ


Прослушивание песен, стихов о войне.


Просмотр кадров кинохроники военных лет.

Заучивание.

   

Учебно-тематический план /2  год обучения/

№ раздела

Название раздела

Всего часов

Теория

Практика

1

Тематические беседы о временах года, сезонных изменениях, явлениях природы и предметах окружающего мира, отношениях людей

2

Знакомство с произведениями детских писателей и поэтов. Чтение. Беседы. Пересказ. Заучивание стихотворений.

Составление рассказов.

20ч

14ч

3

Ознакомление с разделами устного народного творчества. Разучивание пословиц,  закличек. Отгадывание загадок.

4

Экскурсия в детскую библиотеку «В гости к книжкам»

Литературный праздник, посвящённый юбилеям писателей и поэтов в детской литературе






           

            2ч

                                                                          Итого: 36 часов

            Содержание образовательной программы / 2 год обучения/

Месяц

Знакомство с произведениями литературы. Ознакомление с окружающим миром.


                  Развитие речи

сентябрь

  1. «До свидания, тёплое лето».
  2. А. Майков «Летний дождь»

Беседа по личным впечатлениям


Заучивание

октябрь


  1. «Осень золотая»
  2. «Осень в лесу»
  3. «Мой друг – зонтик» Г. Сапгир
  4. У.Н.Т. Пословицы и поговорки о труде, лени и человеческих качествах характера.


Рассматривание осенних пейзажей

Составление  вопросительных предложений.

Чтение. Пересказ


Знакомство. Заучивание.

Ноябрь










Декабрь

  1. «Первая рыбка» Е. Пермяк
  2. «Кот-ворюга»


  1. Украинская народная сказка «Колосок»


  1. «Каша-матушка наша, хлеб – отец родной»





1И. Суриков «Зима»


2.Р.Н.Ск. «Лиса и Волк»


 3.Урок вежливости. В. Осеева «Волшебное слово»


4. «Здравствуй, праздник Новый год!»

     Пересказ по ролям


Рассказывание по сюжетным картинкам


Инсценирование.



Составление описательных рассказов о предметах в форме загадок.






Заучивание.


Пересказ по ролям.


Беседа.


Беседа.

Январь


  1. Е. Есенин «Белая берёза»
  2. «Птицам холодно»


  1. К. Ушинский «Ветер и солнце»


  1. В стране Загадкина



Творческое рассказывание


Рассказывание по сюжетным картинам


Чтение. Беседа.



Отгадывание загадок

Февраль

  1. Устное народное творчество.

Небылицы. Докучливые сказки.

  1. Папины заботы.


  1. «Три богатыря» В. Васнецов.


  1. 5.Экскурсия в детскую библиотеку «В гости к книжкам»

Знакомство. Заучивание.




Рассказывание из личного опыта


Рассказывание по картине




Март







        




Апрель









Май



  1. «Когда я буду взрослым»


  1. Поговорим о маме


  1. М. Пришвин «Моя Родина»


  1. А. Барто «Верёвочка»




1.»Апрель» Я.Аким


2.  Венгерская нар. ск. «Два жадных медвежонка»


3.»Дед Мазай и зайцы»


4.«Грачи прилетели» И. Саврасов





1.Е. Есенин «Черёмуха»


2. «Немеркнущий подвиг»


3.»Сила – не право» К. Ушинский


4.5. Литературный праздник, посвящённый юбилеям писателей и поэтов в детской литературе



Творческое рассказывание



Беседа.


Беседа. Пересказ .


Чтение.




Заучивание.


Прослушивание. Беседа. Пересказ



Чтение.


Рассматривание картины. Составление рассказов.




Заучивание.


Беседа. Прослушивание песен, стихов о войне.

Чтение.

   

Учебно-тематический план /3  год обучения/

№ раздела

Название раздела

Всего часов

Теория

Практика

1

Тематические беседы о временах года, сезонных изменениях, явлениях природы и предметах окружающего мира, отношениях людей

12ч

2

Знакомство с произведениями детских писателей и поэтов. Чтение. Беседы. Пересказ. Заучивание стихотворений.

Составление рассказов.

18ч

14ч

3

Ознакомление с разделами устного народного творчества. Разучивание пословиц,  закличек. Отгадывание загадок.

4

Экскурсия в картинную галерею

Литературный праздник «Земля – наш общий дом»






           

            2ч

                                                                          Итого: 36 часов

            Содержание образовательной программы / 3 год обучения/

Месяц

Знакомство с произведениями литературы. Ознакомление с окружающим миром.


                  Развитие речи

сентябрь

  1. «Вот и стали мы на год взрослей».
  2. А.Блок «Летний вечер»



Составление творческих рассказов из личного опыта

 Заучивание

октябрь


  1. «Осенняя пора»
  2. «Осень» Е. Трутнева


  1. «Унылая пора, очей очарование»
  2. «Окся-труженница»


Рассматривание осенних пейзажей

Составление  восклицательных предложений.

Заучивание.


Чтение. Пересказ

Ноябрь










Декабрь

  1. М. Горький «Случай с Евсейкой»
  2. «Щенок»
  3. В. Сутеев «Под грибком»
  4. «Мой питомец»






1.»Лучше нет родного края» П.Воронько

2.К. Чуковский «Федорино горе»

                            «Мойдодыр»


 3.Азбука здоровья

4. «Здравствуй, праздник Новый год!»

     Пересказ по ролям


Рассказывание по сюжетным картинкам

Инсценирование.

Составление описательных рассказов.






Беседа


Беседа. Заучивание отрывка.



Беседа.

Январь


  1. Е. Есенин «Поёт зима - аукает»
  2. «Белки зимой»
  3. У.Н.Т. Пословицы и поговорки о временах года
  4. Л. Толстой «Два товарища»





Чтение.


Рассказывание по сюжетным картинам


Чтение. Беседа.

Пересказ.


Февраль

  1. К. Ушинский «Два козлика»
  2. Бабушкин сундук.
  3. Если был бы я военным
  4. Е.Благинина «Шинель»


Беседа.

Отгадывание загадок.

Рассказывание из личного опыта.

Заучивание.




Март







        




Апрель









Май

  1. «Мой дом»


  1. Поговорим о маме


  1. «Ледоход»


  1. 5. Посещение картинной галереи.






1.Творчество С. Михалкова


2.Творчество Б. Заходера


3.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

4.Космос и люди





  1. М. Пришвин «Золотой луг»


2. «Никто не забыт, ничто не забыто»


3 «Цветик-семицветик»


4.5. Литературный праздник «Земля – наш дом»

Описательное рассказывание.


Творческое рассказывание


Рассказывание по картине.









Заучивание.


Прослушивание. Беседа.


Чтение. Беседа


Рассматривание картины. Составление рассказов.




Чтение. Пересказ


Беседа. Прослушивание песен, стихов о войне.


Чтение.

                                             Условия реализации программы

Программа развития речи реализуется в учебной и игровой деятельности. Возрастные особенности дошкольников обязывают проводить занятия, используя игровые педагогические технологии, что способствует лучшему усвоению материала. Кроме того широко используются игровые ситуации, игры-путешествия, сюрпризный момент, виртуальные экскурсии.  Для снятия напряжения пригодны физкультминутки и малоподвижные игры. Во внеурочной деятельности проводятся мероприятия развлекательно-познавательного характера. Они помогают обобщить знания детей и углубить их по отдельным темам.

Используются на занятиях следующие игровые упражнения, игры и задания

  1. «Кто внимательный?»                                  
  2. «Кто больше»
  3. «Тим – Том»
  4. «Слоговое лото»
  5. «Дополни слог, слово»
  6. «Перевёртыши»
  7. «Узнай звук»
  8. «Слоговой аукцион»
  9. «Найди слово в слове»
  10. «Третий лишний»
  11. «Напиши кружочками»
  12. «Слушай хлопки»
  13. «Что общего»
  14. «Бывает – не бывает»
  15. «Хорошо – плохо»
  16. «Скажи кто, что это?»
  17. «Скажи кто так?»
  18. «Что к чему?»
  19. «Кто так говорит, делает?»
  20. «Что общего?»
  21. «Назови одним словом»
  22. «Волшебный мешочек»
  23. «Крылатое слово»
  24. «Один – много»
  25. «Пишущая машинка»
  26. «Звуковая цепочка»
  27. «Чего не стало»
  28. «Раздели по группам»
  29. «Рифмы»
  30. «Чей голосок?»
  31. «Подбери пару»
  32. «Кто что подарил?»
  33. «Наоборот»
  34. «Сигнальщики»
  35. «Рассыпанное слово»
  36. «Узнай по описанию»
  37. «Подбери слово»
  38. «Синий – зелёный»
  39. «Расшифруй слово»
  40. «Повтори, не ошибись!»
  41. «Кто где живёт»
  42. «Заколдованные слова»
  43. «Найди букву»
  44. «Кто как двигается?»
  45. «Назови ласково»
  46. «Измени слово»
  47. «1-3-5»
  48. «Придумай слово»
  49. «Доскажи словечко»
  50. «Звук заблудился»
  51. «Закончи слово, предложение»
  52. «Анаграммы»
  53. «Времена года»
  54. «Дни недели»

Игровая оболочка занятия привлекает детей, вызывает у них интерес и активность, помогает преодолеть различные затруднения, организует и повышает их самостоятельность. Таким образом, поставленная учебная задача в игровой форме становится для детей более близкой и понятной, а результат эффективнее.

Критерии достижения цели программы

  1. системность диагностики познавательного роста обучающихся в области изучения русского языка и детской литературы, произведений устного и народного творчества.
  2. изучение личного роста (нравственная воспитанность, приоритет духовных ценностей, способность проявлять чувства – сопереживание, негодование и т.д.)
  3. система оценки обученности детей и система контроля за знаниями и умениями.(графические отметки успеха – неуспеха, символы победы, отличия в проводимом конкурсе, викторине – флаг, цветок, игрушка)
  4. эффективность обучения по программе. Обретение высокого уровня освоения содержания программы (владением грамматическим строем речи, развитой диалогической и монологической речью, знаком со средством выразительности)
  5. повышение уровня воспитанности
  6. интерес к занятиям
  7. мотивация на дальнейшее обучение

механизм определения результативности программы

  1. тестирование детей с целью выявления интересов к изучению родного языка, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства
  2. диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков
  3. организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей учащихся
  4. оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса)
  5. анкетирование родителей и педагога с целью исследования динамики роста ребёнка заинтересованности к изучаемой дисциплине, изменений объёма знаний в данной области и определении позиции участия учащегося в различных внеклассных мероприятиях.

уровни усвоения программы

Низкий – ребёнок имеет бедный кругозор и мало знает произведений детской прозы и поэзии, не может прочитать стихотворение наизусть без подсказки. Затрудняется в установлении связей, поэтому допускает ошибки в пересказах и самостоятельных рассказах. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас недостаточен.

Средний – Кругозор соответствует изученному программному содержанию. Может назвать нескольких знакомых поэтов и авторов, прочитать несколько стихотворений наизусть и пересказать некоторые произведения. В рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная.

. Высокий ребёнок владеет речевыми умениями, инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяя рассказы других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Много знает произведений детской литературы отечественных и зарубежных авторов, знаком с поэзией и фольклором.В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.)

Работа с родителями

Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает общую атмосферу отношений сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает рефлексию педагога.

Формы работы с родителями

  1. ознакомление родителей с учебно–образовательной программой, содержанием и её эффективностью;

  1. проведение родительских собраний «Как приучить детей читать», «Волшебные звуки», «Будем грамотны», «В мир сказок»;

  1. проведение практикумов «Как хорошо уметь читать», «Красив наш язык», «Книга в жизни ребёнка»;

  1. консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей;

  1. проведение открытых занятий и воспитательных мероприятий с привлечением родителей;

  1. разработка памяток для родителей «Как выполнить домашнее задание», «Как читать книги», «Как составить рассказ по картинке» и т.п.;

  1. анкетирование родителей с целью изучения особенностей ребёнка и его успешности обучения по данной программе.

техническое оснащение занятий

  1. Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи по разным темам;
  2. Подборка компакт дисков для прослушивания произведений детской литературы;
  3. Хрестоматии для детей по возрастам;
  4. Мультимедийное оборудование;
  5. Репродукции картин известных художников.

Литература

  1. Авдеева Н.А.Воспитание детей раннего возраста. Пособие для      воспитателей и родителей. М., 1997
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 1999
  3. Белова И.К. Былич Р.В. и др.  Программно – методическое оснащение коррекционно – развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. М., 1998
  4. Бугрименко Е.А. Чтение без принуждения. М., 1993
  5. Волина В. Занимательное азбуковедение. М.,1991
  6. Волков Б.С., Волкова Н.Б. Психологическое общение в детском возрасте: учебное пособие. М.,1997
  7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПБ., 1997
  8. Выренцова А.С Подготовка к обучению. С-П., 1997
  9. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. М., 2000
  10. Дьяченко О.М., Астенькова Н.Ф, Булычева А.И. и др. Дети, в школу собирайтесь: книга для воспитателей детского сада и родителей. М., 1997
  11. Джежелей О.В. Помогайка М., 1994
  12. Ёлкина Н.В. Маряничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Серия «Вместе учимся, играем» Ярославль, 1997
  13. Зайцева Л.В., Земляченко С.В. Управление инновационным образовательным учреждением в режиме функционирования и развития. М., 1998
  14. Ильина  М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. Спб., 1998
  15. Петерсон Л.П., Холина Н.П. Раз ступенька, два – ступенька ч. 1,2, М.,2004
  16. Тумакова Г.А., Максакова А.И.  Учите играя. М.,2003
  17. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста М.,Владос.,2002
  18. Ушакова О.С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий) М., ТЦ  «Сфера» 2006
  19. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П.  Развитие речи, подготовка к освоению письма. М., 2007
  20. Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать . С.П., 2008
  21. Яшина В.И., Алексеева М.М.  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»

Программа по декоративно-прикладному и изобразительному искусство переработанная и оформленная в соответствии с ФГОС (для интернатов и детских домов)...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Общеобразовательная программа дополнительного образования детей хореографической студии "Антураж" «Обучение основам хореографии детей с особенностями развития здоровья».

Программа дополнительного образования хореографической студии «Антураж» разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и осн...

Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...

Программа дополнительного образования детей "Культура речи и правописание.Готовимся к ЕГЭ"

Программа "Культура речи и правописание. Готовимся к ЕГЭ"имеет практическую направленность и составлена на основе программы Львовой С.И."Русское правописание:орфография и пунктуация"и реализуется в ра...