Прием кластера в структуре уроков русского языка
статья по русскому языку на тему

Воронина Анна Сергеевна

Использование приема кластер на уроках РЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priem_klastera_v_strukture_uroka_russkogo_yazyka.docx949.5 КБ

Предварительный просмотр:

Прием кластера в структуре урока русского языка

Кластер (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать по поводу какой- либо темы. Кластер предполагает: 1)выделение смысловых единиц текста и 2) графическое оформление их в виде схемы. Кластер является отражением нелинейной формы мышления, позволяет показать смысловые поля того или иного понятия. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Прием кластера близок по своей специфике опорному конспекту.

«Опорный конспект — это система опорных сигналов в виде краткого условного конспекта, содержащее необходимую для долговременного запоминания учебную информацию».

«Опорный сигнал — средства наглядности (символы, слоги, слова, цифры, числа, формулы, правила, графические изображения)». Неожиданность и экономность — принципы, на которых строятся опорные сигналы. Но есть и другие. Среди них принцип ассоциации. В многочисленных брошюрах с опорными сигналами по разным учебным предметам можно встретить самые неожиданные слова и предложения. К примеру, на страницах брошюр с опорными сигналами по физике можно встретить следующие слова: «Древний Рим», «усики», «аморфное состояние неустойчиво — глицерин». Каждый из этих сигналов несет в себе обильную информацию и, самое главное, помогает восстановить — высветить! — ее содержание.

Понятие опорный конспект связано с именем педагога-новатора Шаталова, который впервые начал применять и дал обоснование ассоциативных опорных конспектов. Идея опоры — главная суть данного конспекта. Кроме подлежащих усвоению единиц информации и различных связей между ними, в опорный конспект вводятся знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. Шрифт и цвет указывают иерархию целей по уровню значимости. Составление опорно-ассоциативных конспектов — это сжатие полной информации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с выделением главного. Эпизоды и детали становятся в ряде случаев опорными пунктами для усвоения событий и явлений. Они запечатлеваются в памяти в роли «носителей» фактов, становятся своего рода сигналами, вызывающими в памяти стоящие за ними основные явления, понятия или процессы.

Основными требованиями к составлению опорного конспекта, по мнению Шаталова, являются:

  1. Лаконичность (300–400 печатных знаков). Под печатным знаком понимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляет собой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.
  2. Структурность предполагает использование приема укрупнения дидактических единиц знания. Материал излагается цельными блоками (связками) и содержит 4 — 5 связок. Структура их расположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, и для проверки.
  3. Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов).
  4. Унификация печатных знаков, то есть использование единой символики по одному предмету. Бывает удобно ввести определенные знаки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов.
  5. Автономность обеспечивает возможность воспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки. В то же время все блоки между собой связаны логически.
  6. Ассоциативность. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы. Иногда удачный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации;
  7. Доступность воспроизведения. Простота требует избегать вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Буквенные обозначения сводятся до минимума.
  8. Цветовая наглядность и образность требует разнообразить опорные конспекты и блоки по форме, структуре, графическому исполнению, цвету, поскольку одинаковость очень затрудняет запоминание.

Меженко вычленил из опорных конспектов орфографический материал, структурировал его по определенному принципу и подал в виде опорного орфографического компакта (конспекта) — особым образом организованной системы опорных сигналов по орфографии, характеризующейся насыщенностью, большим объёмом информации при незначительном графическом объёме. Весь орфографический материал, изучаемый в школьном курсе, был подан в виде микроблоков, объединенных в блоки.

С одной стороны, была создана система работы «над ошибками», что само по себе очень важно. С другой — конспекты предоставлялись детям в готовом виде для заучивания. Ребенок не получал возможности творчески переосмысливать и перерабатывать материал самостоятельно, схемы были «не его», зачастую он не всегда до конца понимал логику их построения. Примечательно и то, что большое внимание уделялось именно теоретической стороне вопроса, практическая работа сводилась к минимуму.

В педагогическом опыте наработано достаточно много видов и форм опорных сигналов. Среди них можно выделить: опорные сигналы-схемы, опорные сигналы-образы, опорные сигналы-чертежи, опорные сигналы-коды, опорные сигналы-символы. С их помощью сложные системы и процессы можно представить в виде графической модели (структурной схемы и блок-схемы). Таковыми же свойствами, а также и требованиями к построению, обладает и кластер.

«Кластер — это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Кластер охватывает большее количество информации, чем при обычной письменной работе, помогает систематизировать информацию в виде заголовков смысловых блоков».

Виды кластеров на уроках русского языка

Опираясь на работы Мезенцевой, Неретиной, Свечковой, Столбуновой, можно говорить о том, что на уроках русского языка прием составления кластера допустимо использовать на разных этапах: при целеполагании, повторении пройденного материала, объяснении нового (особенно при самостоятельной работе с учебником), закреплении изученного материала, систематизации, обобщении.

Наиболее популярным видом кластера на этапе изучения нового материала является «Фишбоун» («Рыбий скелет»).

На листе бумаги или на доске формулируется основной вопрос, тезис или предмет, о котором предстоит вести речь. Это голова «рыбы». Затем выстраивается «скелет»: по просьбе учителя ребята в течение 1—2 минут фиксируют в тетраде все, что им известно о предмете речи. Таким образом, составляем список идей, которые тем или иным способом должны быть озвучены. Далее учащимся предлагается на основании взаимного обмена знаниями, сведениями сделать определенные выводы о предмете речи или ответить на вопрос, поставленный буквально «во главу». Ответ или вывод является хвостиком нашей «рыбы».

На этапе закрепления и систематизации изученного материала самой востребованной и продуктивной моделью кластера является « Планета и ее спутники». Ею удобно воспользоваться также на этапе целеполагания, повторения изученного материала.

Последовательность действий при создании кластера проста и логична:

1) посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы;

2) вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, понятия, подходящие для данной темы;

3) по мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами (прямыми линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге, получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
http://www.studfiles.ru/html/2706/657/html_gPNUd_DqM1.ngQO/htmlconvd-uc3Vuu_html_m1e827358.png
При коллективном составлении кластера можно воспользоваться приемом «Корзина идей», предложив учащимся назвать факты, сведения самим, не повторяя ранее сказанного.

Систематизировать и представить материал по теме «Однокоренные слова и формы одного слова» в 5 классе можно следующим образом:


http://www.studfiles.ru/html/2706/657/html_gPNUd_DqM1.ngQO/htmlconvd-uc3Vuu_html_m6dc35eb0.png

Алгоритм выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы лингвистических разборов) или процессы мы можем представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество вариантов блок-схем.

В работе над кластерами учащемуся предоставляется абсолютная творческая свобода: он имеет возможность записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции. Важно продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут, постараться построить как можно больше связей, не следовать по заранее определенному плану.

Данный методический прием позволяет учащимся увидеть собранную информацию в укрупненном виде. Структурирование высказанных идей выявляет противоречия, непроясненные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска в ходе изучения новой информации.

При групповой работе обмен первичной информацией помогает сравнить собственное видение проблемы с другими взглядами и позициями, переосмыслить полученные сведения и прийти к наиболее верному решению задачи.

Данный прием можно считать эффективным для работы не только в слабых, но и в сильных классах, так как учащиеся при чтении учебной литературы, как правило, просто воспроизводят факты, но не запоминают важные аспекты темы. Кластер позволяет структурировать полученные знания на отдельные блоки, что невозможно при поверхностном, невдумчивом освоении материала. Особенно удачно применение этого метода в старших классах при возрастании количества изучаемых текстов. Кластер позволяет наиболее эффективно структурировать большой объем информации, облегчить её восприятие и запоминание.

Таким образом, кластер — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

По своей природе прием кластер генетически связан с приемом составления опорных конспектов. Однако сама схема работы при создании двух этих форм наглядности принципиально различна: если опорный конспект предоставляется учащемуся в готовом виде и требует заучивания наизусть, то кластер дает возможность свободно и открыто думать, создавать собственные структуры, доступные и «близкие» именно «творцу».

Выделяют несколько наиболее популярных видов кластеров: «Фишбоун», «Планета и её спутники» и блок-схема. С кластером можно работать на любом этапе урока. Система кластеров позволяет охватить большой объем информации, помогает эффективнее закрепить и систематизировать её.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

Достаточно подробно рассмотрен кластер как способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему...

Структура урока русского языка при формировании УУД

На каждом этапе урока формируются определенные УУД.Методы и приемы....

Презентация. "Кластер на уроках русского языка"

Кластер (“гроздь”) – графический прием систематизации материала, выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди....

Создание кластера на уроках русского языка

Кластер (от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслите...

Прием "Поиск правила" на уроках русского языка в 5 классе

Новые стандарты образования гласят, что учитель должен организовать педагогический процесс таким образом, чтобы обучающиеся могли сами добывать новые знания, а не получать их в готовом виде. Прием, оп...