Прием "Поиск правила" на уроках русского языка в 5 классе
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Ракипова Юлия Рустамовна

Новые стандарты образования гласят, что учитель должен организовать педагогический процесс таким образом, чтобы обучающиеся могли сами добывать новые знания, а не получать их в готовом виде. Прием, описанный мной в этой работе, помогает учащимся самим находить и формулировать правило, объяснять особенности его использования.

Прием «Как отыскать правило?» неоднократно мной использовался на уроках русского языка и в немного измененном виде – на уроках литературы. Практика показала, что детям такая форма работы нравится:  она новая для них, необычная и интересная. Дети с удовольствием работают на уроках, отыскивают правило самостоятельно, в парной и групповой работе.

Приемом я активно пользуюсь на уроках русского языка в 5-7 классах.

Подходит он в первую очередь для урока открытия нового знания. При этом само «новое знание» (теоретическая информация, чаще всего правило) никогда не дается обучающимся в готовом виде: они должны его самостоятельно «добыть». Чаще всего я даю им несколько стандартных, соответствующих правилу «подсказок», из которых обучающиеся во время фронтальной, парной или групповой работы ищут закономерности для формулировки нового правила правописания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnyy_material.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЕМ «ПОИСК ПРАВИЛА» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Ракипова Юлия Рустамовна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 60»

г. Набережные Челны

        Актуальность работы. Новые стандарты образования гласят, что учитель должен организовать педагогический процесс таким образом, чтобы обучающиеся могли сами добывать новые знания, а не получать их в готовом виде. Прием, описанный мной в этой работе, помогает учащимся самим находить и формулировать правило, объяснять особенности его использования.

Практическая значимость. Прием «Как отыскать правило?» неоднократно мной использовался на уроках русского языка и в немного измененном виде – на уроках литературы. Практика показала, что детям такая форма работы нравится:  она новая для них, необычная и интересная. Дети с удовольствием работают на уроках, отыскивают правило самостоятельно, в парной и групповой работе.

Приемом «Поиск правила» я активно пользуюсь на уроках русского языка в 5-7 классах.

Подходит он в первую очередь для урока открытия нового знания. При этом само «новое знание» (теоретическая информация, чаще всего правило) никогда не дается обучающимся в готовом виде: они должны его самостоятельно «добыть». Чаще всего я даю им несколько стандартных, соответствующих правилу «подсказок», из которых обучающиеся во время фронтальной, парной или групповой работы ищут закономерности для формулировки нового правила правописания.

        Для объяснения работы с приемом приведу пример его использования на уроке русского языка в 5 классе на тему «Правописание корня -лаг-//-лож-».

Объяснение нового материала (даже не объяснение, а изучение, «открытие» детьми нового знания) начинается с того, что я им предлагаю изучить ряд слов, написанных на индивидуальных карточках или доске, и понять, на какие 2 группы и по какому признаку их можно разделить. Конечная задача детей на уроке — найти, «где спрятано правило».

Текст карточки

Положить, наложить, налагать, излагать, изложение, приложить, приложение, прилагательное, полог.

        Учащиеся через некоторое время понимают, что у слов 2, как они на тот момент думают, корня — «лаг» и «лож». Потому и делят слова на 2 группы. Я прошу их похожие друг на друга слова располагать друг напротив друга. Если с каким-то словом разобраться у них не получается, то прошу такие примеры не включать ни в какую группу.

положить

наложить

изложение

приложить, приложение

-

налагать

излагать

прилагательное

полог (?)

Слово «полог» дети расположили отдельно и посередине столбика, потому что корень в нем отличается и от корня «лаг», и от корня «лож».

Далее предлагаю учащимся выяснить, могут ли слова в двух столбиках быть однокоренными. Дети разными способами пытаются доказать свою точку зрения. Если их догадки далеки от истины, задаю наводящие вопросы, предлагаю сравнить слова «излагать» и «изложение». Ученики самостоятельно или при помощи словарей устанавливают, что данные слова имеют корень с одним и тем же значением, т.е. являются однокоренными. Они приходят к выводу, что «лаг» и «лож»  это один и тот же корень, просто в нем происходит чередование гласных и согласных.

Следующий мой наводящий вопрос  «Как назовем искомое правило?». Учащимся необходимо в этот момент установить, в чем сложность написания такого корня и правописание каких гласных/согласных букв необходимо, на их взгляд, проверять. Дети предлагают свои варианты названий правила: «Правило для корней ЛАГ и ЛОЖ» (этот вариант не верен, так как корень один, просто с чередованием, потому вместе с детьми обсуждаем, почему такой вариант названия для правила не подойдет), «Гласные А и О в корне ЛАГ/ЛОЖ», «Чередование в корне ЛАГ/ЛОЖ» и т.д. Вместе с учащимися выбираем наиболее понравившийся ответ.

Далее детям предлагаю изучить, в чем особенность корня с чередующимися гласными в данных в двух столбиках словах.

положить

наложить

изложение

приложить, приложение

-

налагать

излагать

прилагательное

полог (?)

В ходе обсуждения (с одноклассниками в группах, парах или во время фронтальной беседы) устанавливаем, что гласная о встречается только в корне –лож-, всегда перед согласным ж. Соответственно, гласная буква а встречается только в корне –лаг- перед согласным г.

Что же касается слова «полог». Дети быстро догадываются, что это слово относится к исключению из правил. У данного правила всего одно исключение, поэтому я его дала учащимся вместе с другими словами, которые правилу соответствуют. Если же таких слов-исключений много, я даю их детям на заучивание в готовом виде.

Далее предлагаю детям разобраться, подходят ли под правило приведенные ниже слова. Для этого предлагаю найти корень в каждом слове.

Ложный, лгать, лжец.

Учащиеся понимают, что эти слова  однокоренные между собой, но не являются родственными со словами с корнем  «-лаг-/-лож-», и что в них происходят иные чередования, поэтому применять к ним сформулированное правило не получится.

Заключительный этап работы с новым правилом — это совместное составление алгоритма пользования новым правилом.

Алгоритм пользования правилом «Правописание корня с чередованием –ЛАГ-//-ЛОЖ-

  1. Внимательно читаем слово с орфограммой и устанавливаем, происходит ли в однокоренных словах чередование А//О в корне.
  2. Если чередования нет, пытаемся подобрать проверочное слово или устанавливаем правописание при помощи словарей.
  3. Если есть чередование Г//Ж в корне, то перед Ж пишем гласную О, а перед Г – А.

        Итак, прием «Поиск правила» можно разделить на несколько этапов:

  1. Работа со словами - «подсказками»: словами, правописание которых можно проверить по искомому правилу.
  2. Этап «Как назовем правило?»
  3. Этап «Ищем исключения».
  4. Этап «Все ли похожие слова можно проверить этим правилом?»
  5. Этап «Составление алгоритма для пользования правилом».

Плюсы приема:

  • учащимся интересно быть в поиске, находить какие-либо решения, пути выхода из нестандартных ситуаций;
  • правило быстро запоминается, когда учащийся «открыл» его для себя сам;
  • во время поиска учитель обращает внимание детей на все нюансы, тонкости пользования правилом, поэтому дети совершают в будущем меньше орфографических ошибок;
  • прием можно видоизменить и применять не только на уроках русского языка.

Недостатки приема:

  • самостоятельная формулировка правила учащимися занимает гораздо больше времени на уроке, чем традиционное объяснение материала учителем;
  • во время «поиска» не все учащиеся желают принимать активное участие в обсуждении, поэтому желательно проводить данную работу в группах или парах, с распределением обязанностей между всеми их участниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...