"Легко ли быть экспертом?" Конспект открытого урока русского языка с использованием кейс-технологии в 11 классе.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Погорелова Елена Николаевна

"Легко ли быть экспертом?" Как не ошибиться при анализе исходного текста? Урок русского языка в 11 классе с использованием кейс-технологии. Подготовка к написанию эссе на основе текста художественного стиля.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка с использованием кейс-технологии в 11б классе.

ГБОУ Школа 879 Погорелова Е.Н.

Тема урока: «Легко ли быть экспертом?»

Проблемный вопрос урока: как не ошибиться при анализе текста для написания эссе на ЕГЭ по русскому языку?

Обоснование выбора проблемы. При анализе работ выпускников  по русскому языку часто выясняется, что обучающиеся неверно определяют проблему исходного текста, поставленную  в нём автором. Это ведёт к обнулению баллов по 1-4 критериям и к потере 8 баллов за сочинение.   Цель преподавателя - разрешить этот вопрос на стадии подготовки к экзамену.

Материал для исследования:  кейс с фрагментами художественного текста  для анализа, 3 варианта  сочинений выпускников с ошибками, таблица пошагового оценивания сочинения – ответа на задание по К1-К5.

Вид кейса: обучающий.

Тип кейса: исследовательский.

Кейс предоставляется ученикам на занятии постепенно.  Ведётся работа в парах, перед каждой из них стоит задача:

  1. Ознакомиться с материалами кейса и продумать финальную часть рассказа, определить проблему текста и авторскую позицию.
  2. Проанализировать варианты сочинений и оценить их по критериям.

Обучающая цель: подготовка к написанию сочинения-рассуждения по заданиям КИМов; определение  способов выражения авторской мысли и позиции.

Развивающие цели: стимулирование мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся, умение определять авторскую позицию и формулировать проблему в тексте; развивать умение строить монологическое высказывание по исходному тексту.

Воспитательные цели: способствовать духовному становлению личности, совершенному владению речью.

Задачи урока:

  1. Организация повторения теории и практики написания сочинения-рассуждения и анализа текстов разных жанров,  
  2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся через систему творческих заданий, участие в дискуссии, обоснование своей точки зрения, решение речевых ситуаций.
  3. Развитие культуроведческой компетенции учащихся через интеграцию с уроками литературы.
  4. Воспитание в обучающихся чувства самоуважения, взаимопомощи, гуманизма, самокритичности.

Домашнее задание к уроку: 1. Составить кластер по теме «План эссе и задачи каждой части».

2.Таблица Способы выражения авторской позиции в текстах разных стилей речи.


Ход урока.

1 этап. Проблематизация. Актуализация. Мотивация. Целеполагание.

-  Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит заняться нужным и интересным делом. Посмотрите на предложенные вам для анализа материалы кейса (1-ый фрагмент рассказа, таблица пошагового оценивания сочинения). Как вы думаете, над какими вопросами мы будем размышлять? Какова цель нашей работы?

Да, сегодня вам предстоит оказаться в роли экспертов, специалистов, дающих заключение по различным вопросам. Вы попробуете свои силы не только в роли литературоведа, но и эксперта ЕГЭ по русскому языку, оценивающего сочинение. Слайд 1.

2.Чаще всего на экзамене вам предлагают публицистические тексты. Какова их особенность? Задача автора – убедить читателя или слушателя, призвать его к чему-либо.

- Каким образом выражается авторская позиция в тексте публицистического стиля?

  • 1 чел.у доски заполняет первую графу  таблицы  «Способы выражения авторской позиции в текстах разных стилей речи». (Проверка д.з.№2 )
  • Тем временем класс анализирует  публицистический текст ( См.Слайд 2) и предлагает свои  варианты ответов.

2 этап. Включение в деятельность.

 Работа с кейсом.  Литературоведческая экспертиза.

- Вашему вниманию предлагается фрагмент текста рассказа. К какому стилю относится  этот текст?

- Прочитайте текст. Определите, какие подсказки для определения своей позиции даёт нам   автор художественного текста?

1 чел.у доски заполняет  вторую графу  таблицы  «Способы выражения авторской позиции в текстах разных стилей речи». (Проверка д.з.№2 )

  • Проверьте составленную вами дома таблицу, внесите нужные дополнения.

Слайд 3. Способы выражения авторской позиции в текстах разных стилей

Публицистический текст

Художественный текст

Риторические вопросы и восклицания

Заглавие текста

Оценочная лексика

Ключевые слова

Побудительные предложения

Имена и фамилии героев, их поступки и речь

Прямое авторское высказывание

Символические детали

Вводные слова

Композиция как способ отражения авторской мысли

Языковые средства выразительности

Языковые средства выразительности

Продолжим нашу  литературоведческую экспертизу с учётом особенностей текста художественного стиля.

- Как вы думаете, как дальше будут разворачиваться события рассказа? Ответы-предположения.

Учитель раздаёт дополнение к кейсу.

         - Прочитайте продолжение рассказа. Как  вы можете оценить описанную в тексте ситуацию? О чём хотел сказать автор читателям?

- Какие мысли и чувства вызывают у вас поступки героев?

- Как, по-вашему, следует озаглавить это произведение? Один из вариантов заглавия «Размазня». Каково лексическое значение этого слова? Кто,  кого и почему так называет? Слайд 4.

        - Выскажите свои предположения о том, кто является автором произведения. Слайд 5.

 - Какие стилистические особенности рассказа позволили вам прийти к такому выводу? Слайд  6.

- Что помогло нам определить проблему рассказа А.Чехова «Размазня»?

Сайд 7. Выявление проблематики художественного текста.

Проанализируйте поступки, отношения героев.  

Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях?  

Определите, какие абстрактные существительные   называют соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм).

 Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.

        

3 этап. Работа с кейсом.  Экспертиза вариантов готовых сочинений.

- Итак, пора нам попробовать свои силы в качестве экспертов ЕГЭ по русскому языку.

Учитель раздаёт дополнение к кейсу.

  • Работа в парах. Вашему вниманию предлагаются 3 варианта сочинений по рассказу Чехова. По каждому варианту работает 2 пары экспертов. Они могут посовещаться только при внесении баллов в протокол. Вы должны  оценить работу   и внести  результаты экспертизы в таблицу пошагового оценивания сочинения. Проверку нужно произвести по критериям К1-К3 и К5.  К4 вы не оцениваете: вам даны неполные варианты работ.  
  • Как вы думаете, зачем я предложила вашему вниманию 3 варианта сочинений? По итогам вашей экспертной оценки нам предстоит определить работу, получившую максимальный балл.
  • Чтобы вам легче работалось, вскоре на доске появится небольшая подсказка для экспертов.

Проверка д.з. №1: 1 чел. у доски (сзади) рисует схему (кластер)  по теме «План эссе и задачи каждой части».

4 этап. Обобщение и систематизация. Подведение итогов экспертизы.

 - Давайте сделаем выводы по итогам работы.

- Что понравилось в предложенных вам сочинениях, а с чем вы не согласны?

- Спасибо всем экспертам за работу, вы славно потрудились. Оценки за урок.

5 этап. Слайд 8. Задание: пользуясь предложенной вам опорной схемой, учтя ошибки своих подопечных, напишите своё сочинение по тексту рассказа А.Чехова «Размазня».

6 этап. Слайды 9-10. Рефлексия «Микрофон»: Легко ли вам сегодня было быть экспертами?

 Или «Неоконченные предложения»:

  1. Мне сегодня понравилось …  
  2. Сегодня на уроке я узнал(а)…
  3. Было интересно…
  4. Было трудно…
  5. Я понял(а), что…
  6. Урок  дал мне для жизни…

Материалы для кейса.

1.        Прочитайте текст. Как вы думаете, как дальше будут разворачиваться события?

На днях я пригласил к себе в кабинет гувернантку моих детей, Юлию Васильевну. Нужно было посчитаться.

 — Садитесь, Юлия Васильевна! — сказал я ей. — Давайте посчитаемся. Вам, наверное, нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не спросите... Ну-с... Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...

 — По сорока...

 — Нет, по тридцати... У меня записано... Я всегда платил гувернанткам по тридцати... Ну-с, прожили вы два месяца...

 — Два месяца я пять дней...

 — Ровно два месяца... У меня так записано. Следует вам, значит, шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений... вы ведь не занимались с Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника...

 Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..

 — Три праздника... Долой, следовательно, двенадцать рублей... Четыре дня Коля был болен и не было занятий... Вы занимались с одной только Варей... Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься после обеда... Двенадцать и семь — девятнадцать. Вычесть... останется... гм... сорок один рубль. Верно?

 Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова!..

 — Под Новый год вы разбили чайную чашку с блюдечком. Долой два рубля... Чашка стоит дороже, она фамильная, но... Бог с вами! Где наше не пропадало! Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез на дерево и порвал себе сюртучок... Долой десять... Горничная тоже по вашему недосмотру украла у Вари ботинки… Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете. Итак, значит, долой еще пять... Десятого января вы взяли у меня десять рублей...

 — Я не брала! — шепнула Юлия Васильевна.

 — Но у меня записано!

 — Ну, пусть... хорошо.

 — Из сорока одного вычесть двадцать семь — останется четырнадцать...

 Оба глаза наполнились слезами... На длинном, хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

 — Я раз только брала, — сказала она дрожащим голосом. — Я у вашей супруги взяла три рубля... Больше не брала...

 — Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой из четырнадцати три, останется одиннадцать... Вот вам ваши деньги, милейшая! Три... три, три... один и один... Получите-с!

 

2. Прочитайте продолжение рассказа.  Как, по-вашему, следует озаглавить это произведение?

И я подал ей одиннадцать рублей... Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман.

 — Мегsi, — прошептала она.

Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.

 — За что же мегsi? — спросил я.

 — За деньги...

 — Но ведь я же вас обобрал, черт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же мегsi?

 — В других местах мне и вовсе не давали...

 — Не давали? И не мудрено! Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам... Я отдам вам все ваши восемьдесят! Вон они в конверте для вас приготовлены! Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?

 Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: «Можно!»

 Я попросил у нее прощения за жестокий урок и отдал ей, к великому ее удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла... Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!

3.Выскажите свои предположения о том, кто является автором произведения.

 Какие стилистические особенности рассказа позволили вам прийти к такому выводу?

  1. Сочинение по рассказу А. П. Чехова «Размазня»

Говорят об особом менталитете русского человека, о его необыкновенном терпении. В русской классической литературе не раз поднималась проблема покорности одних и жестокости других. В рассказе А. П. Чехова я увидела такую же проблему, которая, к сожалению, актуальна и в наше время.

Чехов жесток в своем рассказе и по отношению к гувернантке, и по отношению к главному герою рассказа.  Главный герой,  которому так «легко быть сильным», издевается над робкой гувернанткой, вычитая из ее жалования деньги под разными предлогами. И потому читатель не может быть на стороне героя рассказа. Зачем этот сильный человек так жестоко пошутил? Чтобы в очередной раз убедиться в своей силе? С кем он решил тягаться силой? Со слабой и бесправной гувернанткой? Такие вопросы возникают у читателей. И хотя рассказ называется «Размазня», главная в нем не проблема покорности,  а проблема жестокого отношения к слабым. Почему нужно быть зубастым? Неужели отношения между людьми не могут строиться иначе?  Сильный господин недоумевает, почему так безропотна гувернантка. Чехов как будто наращивает стремительность рассказа с  с помощью риторических вопросов, которые следуют один за другим из уст героя рассказа. Чем больше распаляется сильный человек, тем более робкой становится покорная  гувернантка.

            На первый взгляд может показаться, что Чехов на стороне покорной девушки, но чем больше размышляешь над  рассказом, тем очевиднее становится, что автор против жестокого отношения к слабым. С позицией автора рассказа я согласна, потому что жестокость в любом ее проявлении нельзя оправдать.  

2. Сочинение по рассказу А. П. Чехова «Размазня»

 А.П. Чехов в первую очередь известен благодаря своим рассказам на бытовые темы. Мастер обличения ничтожества и пошлости, Чехов даже в самых кратких своих рассказах удивительно точно несколькими штрихами передает человеческие характеры. Причем произведения писателя недидактичны, он не поучает читателя, а заставляет задуматься.

         Вот и в рассказе «Размазня» автор, рисуя, казалось бы, обыденную ситуацию, поднимает проблему притеснения сильными слабых. Так было и будет, вероятно, всегда: тот, кто имеет хотя бы незначительную власть над другим человеком, редко отказывает себе в удовольствии показать эту власть.

         Эта проблема глубже, чем кажется на первый взгляд. Ее можно отнести как к психологическим, так и к социальным. Ведь сам общественный строй предполагает подчинение одних другим, и трудно представить себе нашу жизнь без разделения на классы. Психологизм этой проблемы в том, что человеку почему-то необходимо ощущать свое преимущество над другими и знать, что он не хуже всех. А если сильный – хозяин положения и в его власти всего-навсего гувернантка его детей, то как тут не показать себя! Можно широким жестом «простить» разбитую чашку, вычтя два рубля из жалования, а можно обвинить в том, что «горничная по вашему недосмотру украла… ботинки».

         Читая рассказ, можно сначала подумать, что автор на стороне своего героя, что он говорит его устами и сам полон презрения к слабенькой, не умеющей постоять за себя гувернантке, но вскоре становится ясно, что это не так. На самом деле симпатии автора на стороне девушки и он сочувствует ей. А отношение к герою выражается в его же последней самодовольной реплике: «Я подумал: легко на этом свете быть сильным». Так А.П. Чехов подводит нас к выводу о том, что недопустимо играть чувствами людей, унижать слабых, повышая собственную самооценку за чужой счет.

 С мнением автора, по-моему, согласится не каждый. Если читать рассказ поверхностно, не вникая в его скрытый смысл, то гувернантка кажется ничтожеством, а хозяин, так дурно с ней поступивший, кажется самоуверенным и сильным человеком, умеющим жить. Мне тоже сначала так показалось. Но, перечитав рассказ еще несколько раз, я поняла позицию Чехова и приняла ее. Действительно, сила заключается не в том, что ты можешь притеснять других, и не в умении огрызаться на тех, кто несправедлив к тебе, а в великодушии к слабым.

  3. Сочинение по рассказу А. П. Чехова «Размазня»

 По моему мнению, важнейшей проблемой, поднимаемой А.П. Чеховым в рассказе «Размазня», является проблема человеческого достоинства.

           Автор на примере Юлии Васильевны показывает, как человек, абсолютно забывая о собственном достоинстве, не в состоянии отстоять личные интересы.

           По моему мнению, авторская позиция достаточно ясна и выразить её можно словами: «человек, имеющий собственное достоинство, не позволит унижать себя, равно как и сам не унизит другого». Герой рассказа восклицает: «Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? / … / Разве можно быть такой размазнёй?»

           Невозможно не согласиться с мнением автора. Проблема эта была, есть и будет актуальной всегда. Ведь она связана с таким нравственными категориями, как честь, долг, уважение и многими другими.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Легко ли быть экспертом? Эксперт - специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса.

Слайд 2

Что значит быть воспитанным? Воспитанный человек… Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы. Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным – значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.

Слайд 3

Способы выражения авторской позиции в текстах разных стилей Публицистический текст Художественный текст Риторические вопросы и восклицания Заглавие текста Оценочная лексика Ключевые слова Языковые средства выразительности Имена и фамилии героев, их поступки и речь Прямое авторское высказывание Символические детали Вводные слова Композиция как способ отражения авторской мысли Побудительные предложения Языковые средства выразительности

Слайд 4

Рассказ «Размазня», 1883 г. Словарь Ожегова: Размазня 1. Жидкая каша. 2. Вялый, нерешительный человек (пре- небрежительное ). 3. О чём-н. неопределённом, неотчётливом, неясно выраженном (неодобрительное). Написал какую-то сентиментальную размазню.

Слайд 5

Антон Павлович Чехов Рассказ «Размазня», 1883 г.

Слайд 6

Особенности ранних рассказов Чехова лаконичность психологизм б ыстрое начало с тремительный финал элементы неожиданности минимум авторских слов диалогичность н азвание рассказа отражает черты характера героя(героини)

Слайд 7

Выявление проблематики художественного текста. Проанализируйте поступки, отношения героев. Определите , какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях ? Определите , какие абстрактные существительные называют соответствующие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм ). Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.

Слайд 8

Задани е пользуясь предложенной вам схемой , учтя ошибки в проверенных вами работах , напишите своё сочинение по тексту рассказа А.Чехова «Размазня».

Слайд 9

Рефлексия «Микрофон» Легко ли вам сегодня было быть экспертами ?

Слайд 10

РЕФЛЕКСИЯ «Неоконченные предложения» Мне сегодня понравилось … Сегодня на уроке я узнал(а)… Было интересно… Было трудно… Я понял(а), что… Урок дал мне для жизни…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием ЭОР в 6 классе "Правописание суффиксов -ЕК-, -ИК-"

Методическая разработка урока с использованием ЭОР в 6 классе...

Открытый урок русского языка на тему «Притяжательные прилагательные». 6 класс (коррекционный).

  Цели: усовершенствовать знания учащихся об имени прилагательном; продолжить обучение правильному письму и употреблению в речи имен прилагательных; активизировать словарь учащи...

Открытый урок русского языка по теме "Сложносокращенные слова", 6 класс

Открытый урок, проведенный в рамках методической недели русского языка и литературы. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО с презентационным материалом...

Открытый урок русского языка на муниципальном уровне в 6 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов».

Открытый урок русского языка на муниципальном уровне в 6 классе по теме «Этот удивительный мир фразеологизмов»....

Открытый урок русского языка в 8 кл по теме"Односоставные предложения" Имя урока « Не может быть здоровья тела без здоровья души»

Данный урок может быть использован в качестве повторительно-обобщающего урока по теме "односоставные предложения" в 8 классе...

Урок русского языка с использованием кейс-технологии по теме: "Возвратные и невозвратные деепричастия"

Урок направлен на изучение и понимание нового материала, предполагает самостоятельное открытие знания, что должно положительно отразиться на результатах....