Открытый урок русского языка по теме "Сложносокращенные слова", 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Байбикова Елена Николаевна

Открытый урок, проведенный в рамках методической недели русского языка и литературы. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО с презентационным материалом

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка

по теме «Сложносокращенные слова»

Учитель русского языка и литературы МОУ СШ № 2 р.п.Новоспасское Байбикова Е.Н.

Класс: 6

Автор УМК :М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова.

Дата проведения: 21.11.2018

Тип урока: изучение нового материала.

Формируемые УУД:

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; самоопределение, установление связи между целью учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации,

владение монологической и диалогической формой речи; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение полно и чётко выражать свои мысли, умение слушать, принятие решения и его реализация.

Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование,

постановка и формулирование проблемы, применение методов информационного поиска;

поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи; подведение итогов,

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний, постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия); контроль (сличение знаний с эталоном); саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний; оценка результатов работы.

Ход урока

1 этап. Организационное начало.

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

«Гости в доме – хозяину радость!»

2 этап. Актуализация знаний

- Какой раздел изучаем? («Словообразование»).  Назовите способы образования новых слов.

-Как образуются слова путем сложения?

На доске слова:  МГУ, ООН, МЧС, универмаг, спецкор, и.т.д.

- Что это за слова? Что в них особенного?

(сложные, написаны сокращенно).

   3 этап. Постановка темы и целей урока, усвоение нового материала.

Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие «Сложносокращенные слова»

3.1 Работа в тетради – запись числа, темы….  

- Сложносокращенные слова называют аббревиатурой     (Слайд 1)  Ученик 1

- Порой очень часто сложносокращенные слова трудно расшифровать, давайте попробуем:

МВД – Министерство Внутренних Дел

ЖКХ – Жилищное Коммунальное Хозяйство

Спецкор – специальный корреспондент

СМИ – средства массовой информации

Минобр – Министерство образования

Универмаг – универсальный магазин

Завхоз – заведующий хозяйственной частью и.т.д

- Запишем некоторые из них себе в тетрадь…..

-  Что бы вам хотелось уточнить по данной теме, узнать? Какова задача на урок?

(постановка цели учащимися)

 (Узнать, как образуются такие слова, что они обозначают, где употребляются).

- Что может послужить источником информации? (интернет, учебник)

3.2. Работа с учебником.

Как образуются   …. Упр.218 стр.121 (работа с иллюстрацией)

- Это один из способов, а другие слова? (МГУ, ГИБДД?)

- Где мы можем найти информацию? (учебник, интернет,,, стр.121 учебника)

(самостоятельная работа с новой информацией  по способам образования сложносокращенных слов)

- Чтобы съэкономить время начертим в тетради таблицу. Подписать первый столбик «Сложение частей основ, состоящих из нескольких звуков»). (3 столбика)

- Внесите в названия колонок способы образования сложносокращенных слов.

…….  Слайд 2 (сверяют со слайдом)

- В чем разница способов образования буквы и звуки? Буквы мы произносим в соответствии в правилами орфоэпии (в алфавите), а звуки как слышим. (эРэФ, эМВД, но…СМИ, НИИ, ЧОП)

- Возвращаемся к словам на доске. Распределите их в колонки таблицы в соответствии со способом их образования. Допишите свои примеры в каждую колонку!!

….. Слайд 3. Взаимопроверка. Взаимооценка.

- Хотелось бы остановиться на аббревиатуре МГУ. С именем какого ученого связан этот университет? (Ломоносов)

- Почему его именем назван? (Из истории создания университета)   Слайд 4. Ученик 2

(стихи сочиненные Ломоносовым по дороге в Петергоф)

- Продолжим работу в закреплении навыка определения способа образования аббревиатур. В этой же таблице выполняем упр.221 учебника (устно). Сначала прочитаем слова.

- Что обозначает каждое слово?

- Каким способом образовалось?

Физминутка

- Я читаю слова, если слово сложное – хлопаем над головой в ладоши, простое – подпрыгиваем… Пешеход, магистраль, КВН, сенокос, бездорожье, автопортрет, энциклопедия, водопровод, Газпром, электричество, электросеть.

3.3 РОД сложносокращенных слов

- Скажите, а как правильно?  ГИБДД (проверил, проверила, проверило) автомобили?

- Опять обращаемся к материалу учебника, стр.122. Образец рассуждения (читают, делают вывод)

- Запишите предложение в тетрадь «ГИБДД проверила автомобили», выделите окончание.

Закрепление. Упр.222 стр.122

3.4 Сложносокращенные слова в современном языке

- Д. нам уже говорил об истории появления сложносокращенных слов, надо сказать, что они образуются и в современном русском языке   Слайд 5

Лавсан, УЕФА, ЛУКойл

ПФР, НЛО, СТО, АКПП, МОУ СШ, ИНН, ОАО, ООО, КПД, ГИА, ЕГЭ, ОГЭ

- Аббревиатуры могут образовываться и от иностранных слов

PIN-код, SMS, VIP                   Слайд 6

4. Домашнее задание.

К следующему уроку записать в тетрадь аббревиатуры, имеющие место в нашем поселке (на вывесках предприятий, в газете «Сельская правда», у родителей)

5. Рефлексия.

- Что нового вы узнали? Какие новые понятия сегодня узнали?

- Что полезного «почерпнули» сегодня на уроке?








Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложносокращенные слова Аббревиат́ура ( итал . abbreviatura от лат. brevis — краткий) или сокращение .

Слайд 2

Сложение частей основ из нескольких звуков Сложение начальных букв Сложение начальных звуков

Слайд 3

Сложение частей основ из нескольких звуков Завхоз Универмаг Спецкор Минобр Завуч Сложение начальных букв МГУ РФ МВД ЖКХ МЧС Сложение начальных звуков СМИ ООН ГИБДД НИИ ЧОП

Слайд 4

МГУ ( Московский Государственный Университет) им. М.В.Ломоносова

Слайд 6

PIN-код ( англ. Personal Identification Number — личный опознавательный номер)- аналог пароля . В ходе авторизации операции используется одновременно как пароль доступа держателя карты к терминалу(банкомату) SMS (МФА: [ɛsɛmˈɛs ] , сокр. от англ. Short Messaging Service — «служба коротких сообщений») — технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений Very Important Person [1] или VIP (в переводе с английского — « очень важная персона » , « начальство » [2] , « высокопоставленное лицо » [2] , « большая шишка » [3] ) — человек, имеющий персональные привилегии , льготы из-за своего высокого статуса , популярности или капитала [4] . VIP или Very Important Person (в переводе с англ.— «очень важная персона», «начальство», «высокопоставленное лицо», «большая шишка») — человек, имеющий персональные привилегии , льготы из-за своего высокого статуса , популярности или капитала

Слайд 7

НИИОМТПЛАБОПАРМБЕТЖЕЛБЕТРАБСБОРМОНИМОНКОНОТДТЕХСТРОМОНТ (55 букв) Расшифровывается « Научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Открытый урок русского языка в 6-м классе по теме "Неопределенные местоимения "

Объяснение нового материала1. Прочитайте выразительно стихотворение. Назовите местоимения. К какому разряду они относятся? Что, по-вашему, означает слово неопределенный?Три черных собаки на чём-то сид...

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Главные члены предложения"

Открытый урок русского языка в 5-м классепо теме: "Главные члены предложения" Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, плакат, на котором изображена  карта сказочной...

Открытый урок русского языка в 5-м классе на муниципальном уровне на тему: «Словосочетание. Обобщение»

               Открытый    урок      русского языка в 5-м классе      на муниципальном уровне...