Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Семьянова Екатерина Андреевна

В данном материале рассказывается о сложноподчиненных и сложносочиненных предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ssp_i_spp.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Предложения сложносочинённые и сложноподчинённые. Зима.

   Цель: 1. Закрепить умение отличать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения и строить их схемы.

             2. Повторить знаки препинания при обращении и однородных членах предложения.

             3. Продолжить работу по развитию орфографической зоркости и творческих способностей учащихся.

             4. Продолжить работу по воспитанию любви к природе.

     Оборудование: репродукции картин - зимние пейзажи на интерактивной доске или обычной классной доске, карточки-задания для работы у доски, словарные слова на карточках, обобщённая схема «Сложное предложение».

Ход урока

  1. Орфографическая минутка.

   Индивидуальное задание: подготовиться и рассказать о сложном предложении и его видах. Примеры предложений записать на доске.

- Какое словарное слово называет зимний вид спорта? (хоккей). Запишите его.

- А есть ли что-нибудь общее между словами конь и коньки? Запишите слово коньки.

- Какие словарные слова на тему «Спорт» можно употребить в в рассказе о хоккейном матче? (тренер, тренировать, стадион, трибуна, команда, капитан, матч, спортсмен).

Проверка – молчанка (с помощью интерактивной доски, экрана или карточек со словарными словами

  1. Синтаксическая минутка.

Индивидуальные задания: составить два сложных предложения об игре в хоккей, подчеркнуть основы, определить вид предложений.

Задание классу: устно объяснить орфограммы, пунктограммы, построить схемы предложений в тетрадях.

Зимний лес

Всё присып…ла зима пушист…м сне…ком кусты и деревья и п…лянки и лесное озеро.

Лес, кажется, задр…мал в…лшебный сон окутал его.

 Тепло(ли) тебе милая ёлочка?

Самопроверка составленных схем (открываются схемы, построенные одним учеником на интерактивной доске, или они проецируются на экран).

  1. Закрепление.

1.  Индивидуальное задание, подготовленное на интерактивной доске (можно на обычной доске): подчеркнуть основы предложений, дописав слова в рифму, определить виды предложений.

Стали звёздочки кружит…ся,

Стали на землю …  .

Вот кругом л…жат пушинки,

Не пушинки, а …  .

Класс слушает подготовленный рассказ ученика о сложном предложении, проверяет инд. задания об игре в хоккей.

Вопрос классу: чем отличаются сложносочинённые предложения от сложноподчинённых?

   2. Творческое списывание по вариантам.

Дописать предложения так, чтобы они стали сложносочинёнными и сложноподчинёнными.

Индивидуальное задание на доске: дописать те же предложения так, чтобы они стали простыми.

  1. Холодно птичкам зимой…
  2. Прыгает с ветки на ветку пушистая белочка…
  3. Сладко спит в б…рлоге медведь…

Проверка работы у доски, синтаксический разбор одного из  записанных предложений.

Индивидуальные задания: синтаксический разбор предложений (предварительно расставить знаки препинания).

- Когда наконец пришла зима снег засыпал лесные тропинки.

- Зимой прыгает белочка по деревьям ищет корм а медведь сладко спит в своей берлоге.

3. Редактирование (устно).

Мы недавно писали изложение о птице, которая живёт на вечно холодном материке. Что это за интересная птица? (пингвинёнок). Правильно ли написано  предложение?

Я увидел пингвинёнка, у которого на голове только что выросли три пушинки и коротенький хвостик.

- Как исправить предложение? В чём ошибка?

4. Коллективный рассказ о зиме (5-6 предложений). Тема – «Зима в лесу».

Дети должны самостоятельно записать предложения, подчеркнуть в них основы, определить вид предложений.

IV. Домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Зима пришла», употребить разные виды сложных предложений.

V. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме: "Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении"

Данная разработка помогает подготовить учащихся к выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ по  русскому языку в разделе:"Синтаксис и пунктуация" . Рассматриваются трудные случаи постановки знаков ...

Презентация на тему "Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения"

Презентация на тему "Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения" подготовлена для учеников 5 класса...

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Тест 3. Подготовка к ЕГЭ и ГИА. Проверка умения различать ССП и СПП....

Разноуровневые тесты по русскому языку. 9 КЛАСС. «СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Тестовые задания предназначены для итогового контроля знаний учащихся по следующим темам: "Сложносочиненные предложения", "Сложноподчиненные предложения". В пособии учитывается разный уровень знаний у...

Тренировочные упражнения к заданию 12 (ОГЭ, русский язык): «ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»

«ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ». Задания с сайта ФИПИ....

Урок русского языка 5 класс "Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения"

Урок русскогоязыка в 5 классе потеме "Сложносочиненное и сложноподчиненное предложение" по ФГОС...

Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения

Практические работы по теме "Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения"...