Методическая разработка урока по теме "Синтаксис и пунктуация"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Иванова Людмила Александровна

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Синтаксис и пунктуация" в 5 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока по русскому языку в 5 классе

Игра-викторина «Синтаксис и пунктуация»

Цель:

систематизирование знаний и умений по теме «Синтаксис и пунктуация»

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь-памятка, творческие задания, презентация по теме "Синтаксис и пунктуация",интерактивные игры.

Ход урока

1. Организационный момент.
Урок проводится в форме игры-викторины. Класс делится на 3 команды, выбирается капитан. Ответы оценивает жюри, ставит баллы в оценочный лист. Правильный ответ – 2 балла, дополнения – 1 балл.

Слайд 1.

- Какова же тема сегодняшнего урока? Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд, который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки. (Вопросы задаются каждой команде, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то вопрос и право ответа переходит другой).

Слайд 2.Кроссворд

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

1.Первая буква названия главного члена предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? каков предмет? что такое предмет?, может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчёркивается 2 чертами. (Сказуемое)

2.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого. (И).

3.Первая буква названия вида предложения по интонации. Предложения произносятся тихо, спокойно. (Невосклицательные).

4.Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже. (Тире).

5.Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая. (А).

6.Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь. (Кавычки).

7.Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из 2 и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).

8.Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее. (Именительный).

9.Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

В итоге сложилось слово - СИНТАКСИС

Слайд 3

- Второе слово нашей темы урока вы составите из букв, находящихся в капельках на рисунке слайда.(Думает каждая команда, но отвечает та, которая быстрее составит слово).

В итоге сложилось слово - ПУНКТУАЦИЯ

Слайд 4

2. Сообщение темы и цели урока.

Слайд 5 - Запишите тему урока в тетрадь.

Цели: - Сегодня на уроке мы должны повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»; проверить вашу готовность к контрольной работе по теме «Синтаксис и пунктуация».

Слайд 6. Вопросы задаются каждой команде, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то вопрос и право ответа переходит другой.

Слайд 7. - Что такое синтаксис?
=Синтаксис – это…

Слайд 8. 
- Назовите единицы синтаксиса.
= Единицы синтаксиса – это…

Слайд 9. 
- Что такое пунктуация?
=Пунктуация – это…

Слайд 10. 
- Назовите знаки препинания.

Слайд 11. 
- Для чего нужны знаки препинания?

Слайд 12. 
ЗАПОМНИ…

Слайд 13.
- Какими частями речи выражаются главные и второстепенные члены предложения?
- Сейчас проверим, как вы умеете различать части речи.

Слайд 14. Игра.По одному слову каждой команде, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то слово переходит другой.

Слайд 15. 
- Что может запятая?

Слайд 16.Каждой команде даётся по одному предложению, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то вопрос и право ответа переходит другой.
- Расставьте знаки препинания, чтобы можно было прочитать предложения, составленные Незнайкой. Объясните их постановку.

Слайд 17.Каждой команде даётся по одной схеме, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то задание переходит другой). -На доске нарисованы схемы предложений. Расставьте в них знаки препинания, объясните, схемы каких предложений вы видите.

Слайд 18.Думает каждая команда, но отвечает та, которая быстрее выполнит задание.
-Прочитайте предложение:
Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки.
-О каких членах данного предложения идет речь? 
(Ответы записывают в тетрадь, затем вместе проверяем)
1. Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие?
2. Обозначает место действия, зависит от сказуемого - глагола, отвечает на вопрос где?; выражено существительным с предлогом.
3. Зависит от сказуемого - глагола, обозначает способ действия, отвечает на вопрос как?; выражено наречием.
Слайд 19.
Определение «разноцветные»
Обстоятельство «на осинке»
Обстоятельство «бесшумно»

Слайд 20.Думает каждая команда, но отвечает та, которая быстрее выполнит задание. 
-Составьте предложение: 
1) из предложения 
С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе;
2) из предложения 
За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее;
3) добавить глагол из предложения 
Мама от усталости опустилась на диван;
4) из предложения 
Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство (с другим предлогом).

Слайд 21.
Итогом становится предложение - 
Тихая ночь опустилась на город.

Слайд 22.
-Определите, простыми или сложными являются предложения: 
(Работа на доске по одному человеку из команды и все остальные - в тетради).
Книга - лучший товарищ.
Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.
Прошла гроза, и выглянуло солнышко.

-Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

Слайд 23. Работа у доски по одному человеку от команды, остальные в тетради. 
-Докажите, что это предложения: 
1. Наступает вечер. 2. Вечереет. 3. Вечер.
- Назовите вид предложений по наличию – отсутствию второстепенных членов предложения.

Слайд 24. Игра. По одному слову каждой команде, отвечают по очереди. Если одна команда не ответила, то слово переходит другой.

Слайд 25.
-Запишите текст. Расставьте знаки препинания.

3. Итог.

- Какие разделы русского языка мы сегодня повторили?

Подведение итогов игры, выставление оценок.

4. Домашнее задание. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определение темы урока Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд , который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки.

Слайд 2

с и н т а к с и с

Слайд 3

У П Т Н К У А Ц И Я ПУНКТУАЦИЯ

Слайд 4

Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация»

Слайд 5

Цель: систематизирование знаний и умений по теме «Синтаксис и пунктуация»

Слайд 6

ЧТО такое СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ ?

Слайд 7

Синтаксис ( от греч. синтаксис – «построение, сочетание, порядок») – раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.

Слайд 8

Единицы синтаксиса словосочетание и предложение

Слайд 9

Пунктуация (от лат. пунктум – « точка » ) – раздел лингвистики, в котором изучаются знаки препинания, правила их постановки, употребления.

Слайд 11

Для чего нужны знаки препинания?

Слайд 12

Запомни! Отсутствие знаков препинания, неправильно поставленный знак влияют на смысл предложения, затрудняют его прочтение, порой делая его противоположным по смыслу!

Слайд 13

Какими частями речи выражаются главные и второстепенные члены предложения?

Слайд 14

Игра .

Слайд 15

Сочинения Незнайки Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах. 2. Ольга сидела на скамейке которая находилась в сквере и ждала подругу. 3. Когда солнце село с блеяньем и рёвом прошло стадо. Как бы вы расставили знаки препинания, чтобы не было никакой нелепицы? , , , , :

Слайд 16

Схемы. Расставьте знаки препинания, объясните их.

Слайд 17

Прочитайте предложение: Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки. О каких членах данного предложения идет речь? 1. Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие? 2. Обозначает место действия, зависит от сказуемого - глагола, отвечает на вопрос где?; выражено существительным с предлогом. 3. Зависит от сказуемого - глагола, обозначает способ действия, отвечает на вопрос как?; выражено наречием.

Слайд 18

1. Определение «разноцветные» 2. Обстоятельство «на осинке» 3. Обстоятельство «бесшумно»

Слайд 19

Составьте предложение: 1. из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе; 2. из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее; 3. добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван ; 4. из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолет взять обстоятельство (с другим предлогом).

Слайд 20

Тихая ночь опустилась на город.

Слайд 21

Определите, простыми или сложными являются предложения : Книга - лучший товарищ. Проводник сказал, что в лесу водятся медведи. Прошла гроза, и выглянуло солнышко. Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

Слайд 22

Докажите, что это предложения: Наступает вечер. 2. Вечереет. 3. Вечер.

Слайд 23

Игра .

Слайд 24

Запишите текст. Расставьте знаки препинания. Осенью в городе. Часто шли трамваи по городу. Кроме трамваев, ходили троллейбусы автобусы, идущие из города на дачи. Люди могли остановить их, подняв руку. В специально отведенных местах собирались дачники группами. Их было видно издалека. И автобус останавливался сам. Осенью автобусы везли картошку огурцы помидоры виноград. Всё дышало густым ароматом осени падающими золотыми листьями. Была засыпана земля а позднее потянуло дымом костров. Жгли засохшие листья сучья, высохшие за лето. Трещали рассыпались в воздухе мелкие искры. Л. Чеснокова , , , , , , , ,

Слайд 25

Итог - Какие разделы русского языка мы сегодня повторили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок - путешествие по теме "Синтаксис и пунктуация" разработан в соответствии со стандартами второго поколения по программе Е.А.Быстровой. В методической разработке к каждому этапу урока прописаны цел...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Орфография. пунктуация".

Методическая разработка урока по русскому языку в 10 классе. Данный материал направлен на обобщение материала по орфографии и пунктуации для подготовки к ЕГЭ....

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме: "Авторская пунктуация"

Урок построен на материале творчества поэта-земляка И.Ф. Акулиничева, представляет собой созданную средствами программного обеспечения  PowerPoint  мультимедийную презентацию и включает тест...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Пунктуация" 11 класс

Известно, что до  XV века в книгах не было знаков препинания. Об этом мы узнаем из работ академика Д.С.Лихачева, который перевел на современный язык «Слово о полку Игореве».О значении...