открытый урок "виды глаголов"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Вихрова Наталья Михайловна

Открытый урок "Виды глаголов" с использованием СМАРТ доски. Презентация https://yadi.sk/d/RgGpIHQ_sLMJc

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_vidy_glagolov.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Виды глаголов.

Цель:

закрепить знания о видах глаголов

закрепить умение определять вид глагола; образовывать видовые пары; научиться образовывать глаголы другого вида от указанных; правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида в речи

Ход урока:

Слово учителя: - Здравствуйте ребята! Я приглашаю вас сегодня отправиться в морское путешествие. Согласны? Но сначала нам нужно подготовиться к отплытию.

Ребята, на прошлом уроке мы изучили новую тему.  Вспомним, как она звучала? (Виды глаголов)

Сегодня мы будем применять полученные по этой теме знания на практике.

Давайте поставим сформулируем цели урока.

(Закрепить знания о видах глаголов, потренироваться находить глаголы совершенного и несовершенного вида, продолжить овладение способами распознавания видов глагола).

Хорошо. А чтобы урок прошел плодотворно, и все цели были достигнуты, что нам поможет?

(учебник, словарь, мультимедийное оборудование).

Молодцы, совершенно верно. Сегодня мы на уроке будем использовать смарт-доску, вспомним, как работать с толковым словарём русского языка, поработаем в парах и группах.

Итак, давайте начнём с того, что соберём с собой в путешествие багаж.

 Вспомним, какие глаголы относятся к совершенному, а какие к несовершенному виду (выходят 2 ученика, читают стишки).

Выступает первый ученик:

Глагол Совершенного Вида 

Говорят (и это лестно),

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах – природный ум,

Нос с горбинкой, ясный взгляд.

(Все восторженно глядят!)

Весь начищенный, степенный.

ВИД мой амий СОВЕРШЕННЫЙ.

Я к тому ж не поленился

И неплохо потрудился:

Сделал нынче столко дел!

Суп сварил, с горы скатился

И при этом не разбился,

Кипятком не обварился,

Лишь немного похудел!

На какой вопрос отвечают глаголы совершенного вида, какое общее семантическое значение у глаголов сов.в.

Глагол Несовершенного Вида 

Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам не брит, костюм измят,

Уши в стороны торчат,

Нос крючком, потухший взгляд.

(Все сочувственно глядят!)

Суетливый, нестепенный…

Ах, мой ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!

На какой вопрос отвечают глаголы совершенного вида, какое общее семантическое значение у глаголов сов.в.

Молодцы, повторили. Теперь перейдём к выполнению первого задания.

Распределите глаголы в две колонки, в соответствии с видом.

Казалось, Прислушался, Побежало,                                       Нарастала, Почувствует, Напрягся,                                                 Спешит, Тянется, Уловило,                                                  Приближался,

( два слабоуспевающих ученика выполняют карточки.

????????????????? Обратился,  Грохотало

Налетел, Звенело, Рванул, Трещало, Повалился                                             Стонало, Разъединится

Замечательно, вы почти готовы к отплытию. Но нам ещё нужно проверить можете ли вы положиться на плечо своего товарища.

Следующее задание «Подбери видовую пару», у вас на партах лежат листы с написанными словами, составьте из них видовые пары.

Давайте вспомним, что такое видовые пары глаголов?

Задание:

1 вариант

Свистеть – (свистнуть),  

кричать – (крикнуть),

очутиться -----

2 вариант

махать –  (махнуть),

стучать – (стукнуть).

опомниться----------- 

Все ли глаголы могут образовывать видовые пары?

Молодцы, вы доказали, что можете работать плечо к плечу.

Теперь посмотрим на вашу физическую форму. Приглашаю всех на физминутку.

физминутка

Ребята, пора отправляться! Распределитесь по импровизированным экипажам.

Но прежде чем приступить к выполнению, вспомним правила работы в группе (ответ ученика).

А на море у нас шторм. У вас на столах лежат листы с текстом и заданием  к нему.  Я попрошу выйти к доске по одному человеку от экипажа. А остальные будут выполнять задание на местах.

Монитор выкл.

Шторм.

Бриз усилился, мощь ветра нар..стала, и бригантина поб..жало быстрей. К..залось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда почу..ствует опас..ность. Теперь кормчий весь напрягся и чутко прислушался. Вдруг ухо уловило необ..яснимый, отд..ленный шум. Шум прибл..жался, усиливался и скоро обратился в ярос..ный рёв.

Ре..кий порыв ветра нал..тел на судно, выстрелом рванул по парусам, и корабль стремительно пов..лился на левый борт. На палубе что-то гр..х..тало, звенело, тр..щало и ст..нало, казалось, что судно раз..ед..нится надвое.

Работа с текстом

1 группа

  1. Найдите в словаре значение слова «бриз».
  2. Орфографическая работа: вставьте пропущенные буквы и объясните правописание
  3. Найдите в тексте по три глагола сов. в. И несов. в

2 группа

  1. Найдите в словаре значение слова «бригантина».
  2. Орфографическая работа: вставьте пропущенные буквы и объясните правописание
  3. Найдите в тексте по три глагола сов. в. И несов. в

3 группа

  1. Найдите в словаре значение слова «кормчий».
  2. Орфографическая работа: вставьте пропущенные буквы и объясните правописание
  3. Найдите в тексте по три глагола сов. в. И несов. в

4 группа

  1. Найдите в словаре значение слова «палуба».
  2. Орфографическая работа: вставьте пропущенные буквы и объясните правописание
  3. Найдите в тексте по три глагола сов. в. И несов. в

нарастала                                               яростный

побежало                                               резкий

казалось                                                налетел                      

почувствует                                           повалился

опасность                                               грохотало

необъяснимый                                       трещало

отдаленный                                            стонало                            

приближался                                          разъединится

Давайте теперь посмотрим как вы справились со штормом. Посмотрим как ответили капитаны.

Теперь выслушаем ответы экипажей.

Отлично справились с бушующим морем. Не утонули!!! Все у нас в порядке.

Ребята, а без чего или кого невозможно справиться с трудной ситуацией, будь то бушующее море или трудное задание или просто плохое настроение. (Без друзей, поддержки, взаимопомощи). Да, вы совершенно правы.

Теперь можно отправляться по морям, по волнам.

Вот и затихает  шторм на море. И чтобы нам причалить к берегу, нужно выполнить тест. (выполняем, проверяем, ставим оценку)

Контроль ЗУН (тест).

1. В каком ряду все глаголы совершенного вида?

А) поговорить, приезжать, знаю

Б) скажет, продолжить, дадут

В) сказали, сдают, покататься

Г) разыскал, кончаем, продадут

2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?

А) ухожу, даю, бросаю

Б) испугался, шел, прибежал

В) ждал, едем, мочь

Г) прилетел, рассказывает, жмурится.

3. Какая пара глаголов не является видовой парой?

А) сесть - садиться

Б) делить - разделить

В) класть - положить

Г) идти - ходить.

4. прилететь, захотеть, съесть

в представленном ряду все слова:

А) совершенного вида

Б) несовершенного вида

5. В каком ряду допущена речевая ошибка

А)  Ваше решение я буду оспаривать в суде.

Б) После встречи с вами мне приходится успокаивать свою дочь.

В) Его приятель был способен без зазрения совести присвоивать чужие заслуги.

Г) На улице к вечеру подмораживает.

Итоги урока:

Давайте вспомни цели нашего урока и проанализируем, как мы с ними справились.

В достижении целей урока я использовал….

У вас на партах лежат флажки, я предлагаю вам написать на своём флажке, что вам помогло сегодня на уроке достичь тех целей , которые вы ставили. Написали, а теперь поднимем их вверх. Замечательно. Ребята я вам желаю, чтобы каждый урок проходил под тем флагом, который вы сейчас подняли. Досвидания.

Если что, попросить оценить класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по теме: "Модальные глаголы и их эквиваленты "

Данный урок способствует доступному и быстрому усвоению материала о модальных глаголах и их эквивалентах....

Конспект открытого урока по английскому языку во 2 классе на тему "Общие вопросы с глаголом have got "

Конспект открытого урока во 2 классеТема урока: Общие вопросы с глаголом have got.  Данный урок посвящается закреплению пройденного материала,формированию навыков диалогической и монологической р...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Не с глаголами и деепричастиями"

Правила написания чатицы не с глаголами и деепричастиями...

Открытый урок Глагол. Повторение и обобщение по теме.

Урок повторение темы Глагол совмещён с повторением правил дорожного движения....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «ГЛАГОЛ TO HAVE, ЕГО ФУНКЦИИ И СПРЯЖЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ НОВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПО ТЕМЕ MY COLLEGE»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «ГЛАГОЛ TO HAVE, ЕГО ФУНКЦИИ И СПРЯЖЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ НОВЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ ПО ТЕМЕ MY COLLEGE» ...

Открытый урок для обучающихся 1 курса СПО по теме: «Глагол. Правописание личных окончаний глагола».

Открытый урок для обучающихся 1 курса СПО  по теме : "Глагол. Правописание личных окончаний глагола" (технологическая карта)....