Развитие филологической одарённости в условиях общеобразовательной школы.
статья по русскому языку на тему

Евланова Александра Фёдоровна

В статье описана система работы по развитию филологической одарённости учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие филологической одарённости в условиях общеобразовательной школы

Евланова А.Ф., учитель высшей квалификационной категории Муниципального образовательного учреждения Алексеевской средней общеобразовательной  школы №3 им. Г. С. Боровикова

        Перед школой сегодня, как перед образовательным учреждением, стоит социальный заказ родителей. Им подчас бывает всё равно, как называется школа. Им нужно, чтобы школа  была «хорошей и сильной». Тщательно подходят они к выбору школы, когда речь идёт об определении туда своего неординарного, одарённого ребёнка. По их мнению,-

это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в престижные вузы;

-в этой школе должны быть порядок и дисциплина, должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги, в школе должны быть свои традиции;

-школа должна давать современное образование;

-родителям нравится новаторство в школе, они с удовольствием откликаются на эксперименты;

-в хорошей школе уважают личность ребёнка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

По мнению психологов, одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами. Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или в нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Есть специальная методика выявления одарённых детей, которую можно использовать  учителям в работе.

Выявление одарённых детей должно проводиться уже в начальной школе на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одними из важнейших аспектов деятельности школы.

Этапы выявления одарённых детей и работа с ними:

        1-ый этап: аналитический - на первой ступени обучения, где при выявлении одарённых детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности;

        2-ой  этап: диагностический – на этом этапе (5-9 классы) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребёнка;

        3-ий этап: этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребёнка приходится на старшую школу. На этом этапе развития школы перед педагогами стоит задача создания оптимальных условий для развития и обучения детей с разносторонними способностями.  Школа должна взять курс на развитие способностей  всех детей.

        При работе с одарёнными детьми необходимо уметь:

-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;

-стимулировать познавательные способности учащихся;

-работать по специальному учебному плану;

-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный поход и консультировать учащихся:

-принимать взвешенные психологические решения;

-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;

-отбирать и готовить материалы для коллективных творческих дел;

-регулировать и улаживать конфликты;

-уменьшить стрессы учащихся.

Существуют две крайние точки зрения: «все дети одарённые»- « по-настоящему одарённые дети встречаются крайне редко». Обе из них применимы к языковой сфере деятельности человека.

        Казалось бы, филологическая одарённость – явление вполне закономерное. Разве не уникален тот факт, что ребёнок постигает языковые законы  почти самостоятельно. Взрослые учат детей произносить отдельные слова, а изменять эти слова, складывать их  в предложения ребёнок пытается сам, приспосабливаясь к законам той языковой среды, которая его окружает.

Однако чем старше становятся дети, тем пассивнее их речетворчество. К 10-11 классам они испытывают огромные затруднения в таком виде деятельности, как сочинение по литературному произведению. Вот почему на уроках  литературы и русского языка мы используем систему приемов и методов работы по выявлению и развитию филологической одаренности учащихся, то есть, образно говоря, одну за другой преодолеваем «ступеньки к творчеству».

В 5 классе приблизительно четверть учебного времени мы отводим урокам развития речи: это обучение монологическому высказыванию, сочинения различных жанров (описание, повествование, рассуждение). Задача словесника на этом этапе научить детей мыслить логически. Поэтому прежде чем писать сочинение, мы коллективно устно обсуждаем тему. Большая часть учеников используют в своих работах те сведения, которые были получены в процессе обсуждения. Однако в каждом классе есть нестандартно мыслящие дети, обладающие индивидуальным мировосприятием. Примером является  стихотворение ученика 6 Б класса Баранова Дениса.

Жизнь
Жизнь, как рельс, человек-паровоз.
По дороге жизни многих провёз.
Двигатель, как сердце, всё стучит, стучит…
Долго по дороге будет он ходить.

Двигатель, как сердце, всё стучит, стучит…
В жилах жизнь его всё кипит, кипит.
И пока дорога жизни есть,
Паровоз будет терпеть, терпеть.

Конечно же, с нестандартно мыслящими детьми ведется индивидуальная работа, которая нередко выносится на внеурочное время.

 Знакомясь с различными жанрами произведений,  мы даём возможность учащимся  попробовать свои творческие способности в создании загадок, стихотворений, сказок, рассказов и отдельных художественных образов.

Лучшие творческие работы демонстрируются на стенде «Выставка творческих работ» и хранятся в папках  «Творческие работы учащихся». Ученики охотно пробуют свои силы в создании интерьерных, пейзажных и персонажных образов. С удовольствием выполняют задания, состоящие из нескольких этапов. Например, на первом этапе они пишут сочинение-повествование «Случай на уроке». На втором этапе вставляют в свой рассказ описание помещения, затем насыщают текст портретами героев. Завершающий этап – рассуждение, предваряющее действие рассказа или подводящее его итоги. Такая система заданий, осуществляемая в рамках проектной технологии, способствует выявлению филологической одаренности детей.

Индивидуальные проекты у многих учеников вызывают затруднения. Поэтому на уроках  нередко используем метод групповых проектов. Класс делится на группы, причем, все из них по уровню развития приблизительно одинаковы. При таком делении слабые ученики, работая в группах под руководством сильных, интеллектуально обогащаются. В прошлом году мы с пятиклассниками работали над групповыми проектами «Сочиняем сказку». К уроку защиты проектов группы, по собственной инициативе, приготовили костюмы, распределили роли и очень артистично представили свои творения.

Проектную технологию мы используем как на уроках,  так и во внеурочное время. Назову несколько из них:  проект электронной газеты, посвящённой 300-летию М. В. Ломоносова (6-9классы), « Моя родословная в истории  сёл Большой и Малый Красный Яр» 8 класс); «Одна - из всех- за всех- противу всех» ,  посвящённой 120- летию со дня рождения М. И. Цветаевой (8 класс) ;  «Литературные места Алексеевского района- наше духовное наследие»(9-11 классы) и др. Работая над проектами, старшеклассники получают задания: найти историю создания стихотворения (каждая группа получает по одному стихотворению), проанализировать идейно-художественные особенности произведения, охарактеризовать образную систему, интерпретировать средства художественной выразительности, создать зрительный образ стихотворения. Создавая электронную газету и готовя её презентацию, учащиеся пробуют свои силы в разных ролях: от оформителя до поэта и артиста. Работая над исследовательским проектом, учащиеся узнают много нового, развивают свои творческие способности, участвуют в разных конкурсах, занимая призовые места.

Иллюстрирование литературных произведений - яркое средство проявления филологической одаренности, способствующее развитию образного мышления ребёнка. Групповой проект предполагает групповую иллюстрацию, и нередко случается так, что авторами замысла и исполнения зрительного образа являются разные люди. И если пятиклассники рисуют иллюстрации, исходя из конкретного литературного текста, то старшеклассники зачастую используют символы и аллегории. Безусловно, эти работы свидетельствуют о тонком, нестандартном восприятии старшеклассниками шедевров русской лирики, богатом воображении и уникальной творческой фантазии детей. К сожалению, на уроках учитель-словесник не имеет возможности уделить должного внимания филологически одаренным детям. Работа с ними, как правило, выносится на внеурочное время. В 2009 году в нашей школе для пятиклассников было создано «Общество любителей русской словесности». Еженедельно мы посвящали час творчеству. Начали свою деятельность с  сочинения, в котором выразили вкусы и пристрастия, и в соответствии с этим разработали направления работы. Одних увлекла поэзия, других – проза, третьих – публицистика. В свете этих увлечений мы начали вести литературный альманах. На заседаниях «Общества любителей русской словесности» обсуждаются положения районных и республиканских творческих конкурсов и отбираются  лучшие работы. Готовимся к районному фестивалю «Любознательные исследователи окружающего мира», к республиканской научно- практической конференции школьников имени Л. Н. Толстого.

В текущем учебном году в школе была разработана программа деятельности научного общества учащихся «Эврика», заседания которого проводятся по двум направлениям: биолого-географическому и  филологическому.  Шестиклассники и семиклассники углублённо изучают некоторые разделы русской словесности, знакомятся со стилистическими ресурсами фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса,  чтобы использовать теоретические сведения в собственных творческих работах. Внеурочная работа ведется и со старшеклассниками. Ежегодно в школе проводим неделю русского языка и литературы, в план которого включаются такие мероприятия, как встречи поэтических дарований, научно-практические конференции учащихся, интеллектуальные игры: «Умники и умницы», «Своя игра», филологические олимпиады.  По итогам республиканской олимпиады по литературе, по итогам Пермского молодежного чемпионата среди учащихся в прошлом году были победители и призёры. Подготовка к этим мероприятиям требует личностно-ориентированной работы. Приведу примеры работ учащихся- победителей районного конкурса «Любознательные исследователи окружающего мира» и республиканской научно- практической конференции школьников имени Л. Н. Толстого.

Баранов Денис, 6 Б класс

Берегите лес!

Иду я в лес, прекрасный лес,

Полно зверей здесь и чудес!

Дышать и чисто, и легко…

Вот прохожу я озерко.

Тут нет машин и шума нет,

Не едет тут велосипед.

И не стучат здесь топоры,

Не валят дерево бобры.

Ты оглядись везде вокруг…

Лес - самый лучший добрый друг!

Ты лес родной наш не губи,

Ты мать-природу береги!

 

Зачем природу нам губить?

Деревья добрые рубить?

Зачем паркет нам?- Плитка есть.

Зачем нам срубы?- Камень есть.

Лес-жизнь, без леса все умрут…

И виноват тут лесоруб.

Ты лучше лес побереги

И в лесорубы не ходи!

Садыков Линар, 7Б класс

 Родина моя

Родной посёлок-родина моя!

Здесь школа, я и вся моя семья.

Здесь дом родной и синей гладь реки,

Здесь по утрам спешат на берег рыбаки.

 

Здесь купол церкви золотом блестит,

Дорога дальняя здесь змейкою бежит.

Красиво здесь в любые времена…

Горжусь тобой, любимая страна!

 

Родной посёлок – родина моя…

Известна издавна история твоя.

С далёких дней он в памяти людской

Здесь не всегда царили мир, любовь, покой.

 

Плелись вдоль берега здесь бурлаки.

Река текла, и жизнь текла рекой.

Горел посёлок в пламени огней,

Погибло в пекле множество людей.

 

В землянках жили, голодом морясь,

Рекою плыли, видами гордясь.

Гражданская, Великая война…

Как много горя принесла она!

И жизнь одна – и Родина одна.

 

Из праха поднималася страна…

Как дружно стали люди жить,

Посёлок мирный возводить.

Дома, дороги и мосты…

Здесь жизнь кипит, растут цветы.

 

Родной поселок- родина моя!

Тебя люблю и помню  я всегда,

Здесь синь небес, и рощи, и луга,

Здесь золотом в полях горят хлеба.

 

Здесь всё родное - каждая тропинка,

Листва березки, дикой птицы крик.

И солнцу рада каждая былинка,

И счастьем веет ветер каждый миг.

 

Природа здесь вся сказочно красива-

Одеты в рощи заповедные поля,

И реки вьются лентой шаловливой,

Цвети, моя родимая земля!

      К сожалению, работа с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы осуществляется на чистом энтузиазме учителя, хотя требует при этом огромных моральных и материальных затрат. Думаю, что если бы учителя-энтузиаста поддержали специальной и методической литературой, программами, наглядностью, оплатой внеурочной деятельности, то и результаты развития всех видов детской одарённости были бы гораздо выше, не только в специализированных образовательных учреждениях, но и в условиях самой обычной общеобразовательной школы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиск, выявление и развитие одарённых детей в условиях общеобразовательной школы

Мастер-класс на М.О. учителей математики по теме: " Работа с одарёнными детьми"...

Обобщение опыта по теме "Комплексный подход в работе с одарёнными детьми как эффективное средство развития творческого потенциала учащихся в условиях общеобразовательной школы"

содержит материал по обобщению опыта и приложения к немуДля скачивания перейдите по ссылке, указанной в приложенном файле...

Поиск, выявление и развитие одарённых детей в условиях общеобразовательной школы

Материал поможет коллегам при подготовки к семинару "Работа с одарёнными детьми"...

«Подходы к формированию, углублению и развитию математической одарённости в условиях общеобразовательного учреждения»

Цель работы:показать применение математического аппарата в жизни современного общества; - построить математическую модель, иллюстрирующую применение математических методов в статистическом исслед...

Педагогический проект «Подходы к формированию, углублению и развитию математической одарённости в условиях общеобразовательного учреждения».

Педагогический проект посвящен изучению теоретических обоснований математической одаренности, способов её выявления, формирования, углубления и развития  в условиях общеобразовательного учреждени...

Единое воспитательное пространство в плане развития инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы.

постараемся выделить особенности  построения единого воспитательного пространства в плане развития инклюзивного (интегрированного) образования в условиях общеобразовательной школы ....

Проект «Подходы к формированию, углублению и развитию математической одарённости в условиях общеобразовательного учреждения».

Педагогический проект посвящен изучению теоретических обоснований математической одаренности, способов её выявления, формирования, углубления и развития  в условиях общеобразовательного учреждени...