Единое воспитательное пространство в плане развития инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы.
статья на тему

Нелепова Светлана Леонидовна

постараемся выделить особенности  построения единого воспитательного пространства в плане развития инклюзивного (интегрированного) образования в условиях общеобразовательной школы .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Тема. Единое воспитательное пространство в плане развития инклюзивного образования в условиях общеобразовательной школы.

Сегодня постараемся выделить особенности  построения единого воспитательного пространства в плане развития инклюзивного (интегрированного) образования в условиях общеобразовательной школы .

2.Инклюзивное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

3. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении, их успешного обучения в них и дальнейшей социализации в обществе.

4. Для качественного перехода на инклюзивное образование необходимо выполнить три основных момента:

  1. создание образовательной среды,
  2. создание условий (техническое оснащение, наличие специалистов),
  3. управленческий (т.е. должны быть введены такие регламенты, как договор: например, между родителем и педагогом-тьютором. Должны быть договорные отношения, с понятной мерой ответственности каждого)

5.Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательного процесса таких общечеловеческих ценностей, как:

  • взаимоуважение;
  • осознание себя частью общества;
  • толерантность;
  • развитие уверенности в себе и возможность учиться друг у друга;
  • взаимопомощь, возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.
  • Инклюзия обозначает такое включение детей, которое учитывает их особые потребности, способствует развитию этих детей и раскрытию их потенциальных возможностей.
  1. В основе создания условий для обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах лежит подготовка педагогов, способных не только учить, но и помогать ребёнку адаптироваться в социуме посредством интеграции в среду здоровых сверстников

Как показывает практика, семьи выбирают инклюзивное образование по множеству причин, но главным образом, они надеются на более широкие возможности общения своих детей с их типично развивающимися сверстниками. Родители имеют право выбрать модель образования для своего ребенка.

7. Принципиально важным стало осознание того, что детей, имеющих отклонения в развитии, недостаточно только лечить. Для того, чтобы они могли адаптироваться во взрослом социуме, стать полезными для общества людьми и чувствовать себя в нем достойно, их необходимо учить и воспитывать, причём использовать для этого особые средства и методы. Оказание им медико-педагогической помощи в процессе обучения, воспитания и социализации.

Практическая реализация идеи о приоритетности воспитания в образовании возможна посредством создания воспитательного пространства школы. Воспитательное пространство школы включает: собственно школу, внешкольные учреждения, семью и общественность.

8. Чтобы школа стала центром воспитательного пространства, она должна иметь свою воспитательную систему. Воспитательная система школы не будет эффективно развиваться без взаимодействия с семьями учащихся. Взаимодействие школы и семьи предполагает установление заинтересованного диалога и сотрудничества, перерастающего в активную помощь.

9-10 Для учеников нашей школы воспитывающая среда – посёлки Кирова, Горького и часть п. Жилкино. Так уж повелось исторически, что поселковая школа всегда была образовательным, социальным, спортивным и культурным центром для наших детей и родителей, т.к. школа находится далеко от досуговых центров, поэтому берет на себя основную роль дополнительного образования детей. Рядом со школой находится только библиотека. Поэтому на первый план выдвигаются задачи расширения сети школьных ОДО и привлечения в них как можно большего количества учащихся, сохранение  состава педагогов дополнительного образования, улучшения материально-технической базы для работы с ОДО. И мы рады тому, что  в этом уч.году нам отремонтировали спортивный корт и теперь мероприятий с родителями и детьми мы проводим все больше.

Поэтому главным в нашей школе является взаимодействие семьи и школы в воспитании и обучении детей. Наряду с традиционными школьными мероприятиями, которые есть в каждой школе, наши  родители принимают активное участие в образовательном процессе школы, они часто посещают открытые уроки.  Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя, способностями детей. Данная форма взаимодействия с родителями позволяет избегать конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в современной школе.

Одной из форм сотрудничества школы является сотрудничество с группой наиболее опытных, инициативных родителей, родительским комитетом. Он совместно со школой, готовит и проводит всю работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании и обучении детей, организует  совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.

Представители родительского комитета присутствуют на заседаниях Совета по профилактике, оказывают помощь родителям в сборе документов для получения проездного билета и обеспечения детей горячим питанием. Совместно с социальным педагогом и инспектором ПДН проводят рейды в неблагополучные семьи.

11.        Цель воспитательной работы с детьми с ОВЗ: создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности.

12.  Важность данной работы заключается в том, чтобы скорректировать дефекты развития ребенка в процессе обучения , профессионально-трудовой подготовки, разностороннего воспитательного воздействия на ход его развития;

-подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности по одной из рабочих профессий в условиях современного производства, то есть социально-трудовая адаптация;

-проведение лечебно-оздоровительной работы, направленной на укрепление и исправление общего физического состояние школьников.

13. Мы не должны забывать, что план воспитательной работы с детьми с ОВЗ должен быть объективен, реален и выполним, создавать базу для роста творческой активности детей.

      Конечно, большая и ответственная работа ложится на кл. руководителя. При организации воспитательной работы педагогам рекомендуется учесть   следующие направления:

-воспитание  в процессе обучения;

-внеклассная   работа по предметам (учителя- предметники);

-работа с детьми, имеющими девиантное  поведение;

-индивидуально-групповые занятия со специалистами;

-стиль, тон отношений в школьном коллективе, морально-психологический климат;

-воспитательные мероприятия (воспитатели  групп);

-социально- бытовая ориентация;

-клубы, секции, творческие объединения дополнительного образования (педагоги дополнительного образования);

-организованный досуг.

14 -15 Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие творческих направлений, удовлетворяющих разные интересы детей всех возрастных групп. Дополнительное образование, в отличие от основного, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды. Оно дает реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”. Полученные знания и умения в системе дополнительного образования могут в дальнейшей жизни таких детей быть не только любимым увлечением, но и профилизацией их жизненного статуса. Дети обучаются навыкам общения, способам саморегуляции, умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор. Зачисление детей с ОВЗ  в кружок, секцию, происходит с учетом личных желаний и интересов учащихся и родителей (законных представителей), а также индивидуальных возможностей детей.

Все учащиеся имеют равные права для получения образования. А наша задача предоставить им условия и возможности для обучения. Что мы и стараемся делать.

16-17 Организация совместного обучения предусматривает не только вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс, но и их активное участие в жизни школы. Примером этому могут служить утренники, школьные и городские олимпиады, развлекательные мероприятия в рамках школьной программы. Совместное проживание школьной жизни усиливает совместную социализацию детей и позволяет преодолеть сложившиеся в обществе стереотипы по отношению к детям с ОВЗ. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность,  позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

Небольшой пример, В нашей школе на протяжении нескольких лет реализуется проект «Быть умным  - это модно!», где награждаются лучшие из лучших. Хочется сказать, что дети получают не только грамоты, но и денежные подарки, пусть и небольшие. Причем такие призы получают и дети с ОВЗ.

Коллектив педагогов ДО своими задачами ставит:

 - включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников;

- усиление взаимодействия с семьями детей с ОВЗ;

- активное вовлечение детей с ОВЗ в подготовку и проведение массовых мероприятий с учащимися, участие в конкурсах, смотрах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах и других формах дополнительного образования на муниципальном, федеральном и международном уровнях.

  • Именно образовательная среда, то есть в широком смысле окружение ребенка в школе, формирует его знания и личностные особенности. В этой связи возникает закономерная мысль: для того чтобы школьная среда по-настоящему влияла на развитие личности, ее необходимо максимально насытить.
  • 18 -19 Т.е. – создать избыточную образовательную среду. Как ее создавать и где – все будет зависеть от специфики образовательного учреждения: детский сад это, вуз, школа, школа для одаренных детей или инклюзивная школа. Но относительно любой целевой аудитории, которая имеется в образовательном учреждении, образовательная среда должна быть избыточна. Избыточна настолько, чтобы была реальная возможность выбора: чтобы можно было что-то выбрать, от чего-то отказаться, а не так, чтобы выбирать два факультатива из двух.
  • Если речь идет о проблемных детях, обучающихся в инклюзивной школе, то они должны видеть для себя разные места в современном социуме. Не только те, где они будут клеить конвертики, а те, где потом смогут достойно и полноценно жить, несмотря на то, что у них есть реальные проблемы физиологического характера. Дети должны увидеть эту избыточность в какой-то мере. Через что? Каким образом? Через видение социальных практик, через возможность встреч с разными людьми, и то что им предлагает школа. На сегодняшний день в школ создана оптимизационная модель внеурочной деятельности. Для каждого класса у нас составлена своя таблица занятости детей. На этом листочке отражена деятельность каждого ребенка

20-24. Причем есть занятия обязательные для посещения (такие например как занятия с логопедом и психологом) и по выбору.

Поэтому мы и говорим, что избыточную среду можно создать специально, чтобы у ребенка появился вкус к выбору. Она нужна, чтобы ребенок, который привык учиться в классно-урочной системе, где все за него решено, где есть расписание, в котором он ничего не выбирает, где учителя закреплены за предметами, избыточная среда нужна, чтобы он сам этот прецедент в своей жизни ощутил – сделать выбор из избыточности. В этом смысле избыточную среду можно создавать специально

25-27. В нашей образовательной организации мы постарались создать избыточную образовательную среду через взаимодействие с различными организациями-помощниками.

49-51 Сотрудничая с Отделом охраны и защиты прав несовершеннолетних г. Иркутска,  школа ежегодно обеспечивает учащихся бесплатными путевками, проездными билетами и горячим питаем. Причем обучающиеся с ОВЗ  питаются бесплатно, независимо от статуса родителей.

22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиск, выявление и развитие одарённых детей в условиях общеобразовательной школы

Мастер-класс на М.О. учителей математики по теме: " Работа с одарёнными детьми"...

Поиск, выявление и развитие одарённых детей в условиях общеобразовательной школы

Материал поможет коллегам при подготовки к семинару "Работа с одарёнными детьми"...

Как осуществляется инклюзивное образование в условиях общеобразовательного учреждения

как осуществляется инклюзивное образование в условиях общеобразовательного учреждения...

Развитие филологической одарённости в условиях общеобразовательной школы.

В статье описана система работы по развитию филологической одарённости учащихся....

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Проблемы физического здоровья современных школьников и пути их решения в ходе реализации ФГОС общего образования в условиях общеобразовательной школы

В разработке отраженые практические приемы проектирования здоровьесберегающей образовательной среды на уроке в сельской школе в условиях реализации инклюзтвного образования...