Авторская программа спецкурса "РИТОРИКА" 7кл
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Заварина Надежда Владимировна

Рабочая программа по курсу "Риторика" разработана на основе авторской программы под редакцией Т.А. Ладыженской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ritorika_7_klass.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

"РИТОРИКА "

7 класс

Автор:

учитель русского языка

 и литературы

ГБОУ ИТШ им. Поповича

Заварина Н.В.

Москва 2015г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по риторике для 7 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Т.А.Ладыженской (программа по риторике 5-11 класс, которая соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту).

Основной учебник «Риторика»: 7 класс: Учебное пособие для

общеобразовательной школы под редакцией Т.А.Ладыженской. Москва, издательский дом «С-инфо»; издательство «Баласс»

2011 г.

Курс риторики рассчитан на 35 часов в год(1 час в неделю).

В наши дни возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, умеющих самостоятельно излагать мысли, воздействующих на собеседника не только

идейной содержательностью, но и логикой, то есть композиционной содержательностью.

Изменения в социальной жизни государства предъявляют высокие требования к устной речи специалиста, в которой должны сочетаться форма и содержание.

Актуальность курса

Современное общество ставит перед школой цель- формирование и  развитие умений и навыков обучающихся, что призвано помочь их успешной социализации. Изучение основ стилистики и культуры речи диктуется социальной значимостью, практическими потребностями общества.

Практическое значение предложенного курса «Риторика" 7класс является приоритетным, так как у обучающихся формируются умения и навыки, востребованные за пределами школьной программы. Предложенная программа призвана

способствовать формированию общей культуры личности и, в частности, таких умений и навыков в области общения, которые способствуют эффективному решению коммуникативных

задач.

Цель курса:

обучение умелой, искусной речи; ориентирование в ситуации

общения; определение своих коммуникативных задач;

повышение речевой и языковой

культуры.

Задачи курса: 

-учиться вежливой речи

-учиться уважительному, доброму отношению друг к другу;

-выражать собственные мысли;

-сформировать умения двух типов: умение анализировать и оценивать общение, в частности, степень эффективности общения, уровень владения языком, корректность

поведения; умение общаться, создавать высказывания в различных речевых жанрах, при этом использовать уместные, оптимальные для воплощения замысла словесные и

несловесные средства общения, формулировать явно или для себя свое коммуникативное

намерение.

В программе можно выделить три смысловых блока:

1 - «Общение. Голос. Жесты»;

2 - «Виды речевой деятельности или коммуникативные умения»

3 - «Речевые жанры».

Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения; о коммуникативных качествах речи, речевой ситуации, ее компонентах- на основе чего у детей постепенно формируется

привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение, оценивать степень их реализации в общении.

Блок «Речевые жанры» дает представление о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие - речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Имеются в виду не жанры

художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, объявления, аннотации, хроники. Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, так как называет тот вид высказывания, которому следует учить, речевой жанр

- дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра.

Требования к уровню подготовки учащихся

В конце 7 класса учащийся должен знать, что тексты носят разную функциональную направленность, потому что служат для решения различных задач общения.

Школьная риторика учит оценивать свою и чужую речь, развивает

аналитические навыки, воспитывает культуру общения. Анализируя речевую ситуацию, ребенок учится адекватному речевому поведению, так как он должен учитывать и то, с

кем говорит, и то, где и когда говорит, а самое главное - с какой целью.

Риторика формирует гуманность в суждениях и поступках, помогает ребенку вырасти в личность, совершающую меньше ошибок в общении, а значит, и меньше подверженную стрессам.

Такие темы, как «Общение. Голос. Жесты», «Виды речевой деятельности или коммуникативные умения», «Речевые жанры», изучены в 5 классе и повторяются в 6 и в 7 классах.

Таким образом, риторика учит гуманному мышлению, помогает осознать общечеловеческие ценности; быть внимательным к слову, помогать другим и словом и делом

Критерии норм оценки (зачет)

Оценка «Зачет» (80%) ставится, если ученик демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопрос, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой дисциплины, посетил более половины лекционных занятий и успешно выполнил работу в рамках текущего контроля.

Оценка «Незачет» (менее 80%) ставится, если ученик демонстрирует пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки при ответе на вопросы, посетил менее половины лекционных занятий и плохо выполнил (не выполнил) работу в рамках текущего контроля.

Учебно-тематический план уроков риторики в 7 классе

Тема урока

Кол - во часов

1

Речевая ситуация

1

2

Виды общения

5

3

Определения

2

4

Качества речи

3

5

Осмысление текста и редактирование

4

6

Речевые жанры

10

7

Что такое спор

2

8

Газетная информация

4

9

Уроки житейской мудрости

3

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Теория/практика

Кол- во часов

1

Введение. Речевая ситуация.

т

1

2

Виды общения.

т

1

3

Личное и публичное общение

т

1

4

Вежливое возражение.

т,п

1

5

Учимся отвечать.

т

1

6

Голос и жест

т

1

7

Что такое определение.

т

1

8

Мы строим определения

п

1

9

Совет .Разные советы

т,п

1

10

Качества речи

1

11

Соответствие речи ситуации и стилю высказывания.

т

1

12

Я- редактор.

п

1

13

Правила трёх чтений текста

т

1

14

Учимся читать учебную литературу

п

1

15

Приёмы осмысления учебного текста

т

1

16

Что мы помним о тексте.

т

1

17

Заголовок. Заголовки вокруг нас.

т

1

18

Заголовок-прогноз.

Заголовок-ассоциация

т

1

19

Необычные тексты. Фотозарисовка.

т

1

20

Коллективный дневник класса.

п

1

21

Учимся писать летопись класса

п

1

22

Чужая речь в моём тексте.

п

1

23

От отзыва к рецензии.

п

1

24

Деловой стиль.

п

1

25

Заявление. Объяснительная записка.

п

1

26

Учимся спорить

т,п

1

27

Настоящий спор. Его основные признаки.

т,п

1

28

Газетная информация.

п

1

29

Хроника.

т

1

30

Заметка.

т

1

31

Репортаж

п

1

32

Уроки житейской мудрости. Притча.

т

1

33

На случай и притча прикидывается.

п

1

34-35

Обобщающий урок. Итоговый зачёт. Практическое занятие

п

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа , составленная на основе Авторской программы основного общего образования по математике под редакцией В.И. Жохова, УМК Н.Я. Виленкин и др Составила программу Тычкова И.В.

Рабочая программа по математике для 5 класса В составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...