Авторская программа спецкурса "РИТОРИКА" 7кл
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа по курсу "Риторика" разработана на основе авторской программы под редакцией Т.А. Ладыженской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
"РИТОРИКА "
7 класс
Автор:
учитель русского языка
и литературы
ГБОУ ИТШ им. Поповича
Заварина Н.В.
Москва 2015г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по риторике для 7 класса разработана на основе авторской программы под редакцией Т.А.Ладыженской (программа по риторике 5-11 класс, которая соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту).
Основной учебник «Риторика»: 7 класс: Учебное пособие для
общеобразовательной школы под редакцией Т.А.Ладыженской. Москва, издательский дом «С-инфо»; издательство «Баласс»
2011 г.
Курс риторики рассчитан на 35 часов в год(1 час в неделю).
В наши дни возрождается традиция свободного владения словом, растет спрос на людей, умеющих самостоятельно излагать мысли, воздействующих на собеседника не только
идейной содержательностью, но и логикой, то есть композиционной содержательностью.
Изменения в социальной жизни государства предъявляют высокие требования к устной речи специалиста, в которой должны сочетаться форма и содержание.
Актуальность курса
Современное общество ставит перед школой цель- формирование и развитие умений и навыков обучающихся, что призвано помочь их успешной социализации. Изучение основ стилистики и культуры речи диктуется социальной значимостью, практическими потребностями общества.
Практическое значение предложенного курса «Риторика" 7класс является приоритетным, так как у обучающихся формируются умения и навыки, востребованные за пределами школьной программы. Предложенная программа призвана
способствовать формированию общей культуры личности и, в частности, таких умений и навыков в области общения, которые способствуют эффективному решению коммуникативных
задач.
Цель курса:
обучение умелой, искусной речи; ориентирование в ситуации
общения; определение своих коммуникативных задач;
повышение речевой и языковой
культуры.
Задачи курса:
-учиться вежливой речи
-учиться уважительному, доброму отношению друг к другу;
-выражать собственные мысли;
-сформировать умения двух типов: умение анализировать и оценивать общение, в частности, степень эффективности общения, уровень владения языком, корректность
поведения; умение общаться, создавать высказывания в различных речевых жанрах, при этом использовать уместные, оптимальные для воплощения замысла словесные и
несловесные средства общения, формулировать явно или для себя свое коммуникативное
намерение.
В программе можно выделить три смысловых блока:
1 - «Общение. Голос. Жесты»;
2 - «Виды речевой деятельности или коммуникативные умения»
3 - «Речевые жанры».
Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения; о коммуникативных качествах речи, речевой ситуации, ее компонентах- на основе чего у детей постепенно формируется
привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение, оценивать степень их реализации в общении.
Блок «Речевые жанры» дает представление о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие - речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Имеются в виду не жанры
художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, объявления, аннотации, хроники. Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, так как называет тот вид высказывания, которому следует учить, речевой жанр
- дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра.
Требования к уровню подготовки учащихся
В конце 7 класса учащийся должен знать, что тексты носят разную функциональную направленность, потому что служат для решения различных задач общения.
Школьная риторика учит оценивать свою и чужую речь, развивает
аналитические навыки, воспитывает культуру общения. Анализируя речевую ситуацию, ребенок учится адекватному речевому поведению, так как он должен учитывать и то, с
кем говорит, и то, где и когда говорит, а самое главное - с какой целью.
Риторика формирует гуманность в суждениях и поступках, помогает ребенку вырасти в личность, совершающую меньше ошибок в общении, а значит, и меньше подверженную стрессам.
Такие темы, как «Общение. Голос. Жесты», «Виды речевой деятельности или коммуникативные умения», «Речевые жанры», изучены в 5 классе и повторяются в 6 и в 7 классах.
Таким образом, риторика учит гуманному мышлению, помогает осознать общечеловеческие ценности; быть внимательным к слову, помогать другим и словом и делом
Критерии норм оценки (зачет)
Оценка «Зачет» (80%) ставится, если ученик демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопрос, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой дисциплины, посетил более половины лекционных занятий и успешно выполнил работу в рамках текущего контроля.
Оценка «Незачет» (менее 80%) ставится, если ученик демонстрирует пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки при ответе на вопросы, посетил менее половины лекционных занятий и плохо выполнил (не выполнил) работу в рамках текущего контроля.
Учебно-тематический план уроков риторики в 7 классе
№ | Тема урока | Кол - во часов |
1 | Речевая ситуация | 1 |
2 | Виды общения | 5 |
3 | Определения | 2 |
4 | Качества речи | 3 |
5 | Осмысление текста и редактирование | 4 |
6 | Речевые жанры | 10 |
7 | Что такое спор | 2 |
8 | Газетная информация | 4 |
9 | Уроки житейской мудрости | 3 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Теория/практика | Кол- во часов |
1 | Введение. Речевая ситуация. | т | 1 |
2 | Виды общения. | т | 1 |
3 | Личное и публичное общение | т | 1 |
4 | Вежливое возражение. | т,п | 1 |
5 | Учимся отвечать. | т | 1 |
6 | Голос и жест | т | 1 |
7 | Что такое определение. | т | 1 |
8 | Мы строим определения | п | 1 |
9 | Совет .Разные советы | т,п | 1 |
10 | Качества речи | 1 | |
11 | Соответствие речи ситуации и стилю высказывания. | т | 1 |
12 | Я- редактор. | п | 1 |
13 | Правила трёх чтений текста | т | 1 |
14 | Учимся читать учебную литературу | п | 1 |
15 | Приёмы осмысления учебного текста | т | 1 |
16 | Что мы помним о тексте. | т | 1 |
17 | Заголовок. Заголовки вокруг нас. | т | 1 |
18 | Заголовок-прогноз. Заголовок-ассоциация | т | 1 |
19 | Необычные тексты. Фотозарисовка. | т | 1 |
20 | Коллективный дневник класса. | п | 1 |
21 | Учимся писать летопись класса | п | 1 |
22 | Чужая речь в моём тексте. | п | 1 |
23 | От отзыва к рецензии. | п | 1 |
24 | Деловой стиль. | п | 1 |
25 | Заявление. Объяснительная записка. | п | 1 |
26 | Учимся спорить | т,п | 1 |
27 | Настоящий спор. Его основные признаки. | т,п | 1 |
28 | Газетная информация. | п | 1 |
29 | Хроника. | т | 1 |
30 | Заметка. | т | 1 |
31 | Репортаж | п | 1 |
32 | Уроки житейской мудрости. Притча. | т | 1 |
33 | На случай и притча прикидывается. | п | 1 |
34-35 | Обобщающий урок. Итоговый зачёт. Практическое занятие | п | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-188856-1359270719.jpg)
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы нового поколения и авторской программы Верещагиной И.Н. Афанасьевой О.В.
Многократно проверенная и успешно применяемая программа по учебнику Верещагиной И.Н. и Афанасьевой О.В....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-54271-1390748981.jpg)
Рабочая программа , составленная на основе Авторской программы основного общего образования по математике под редакцией В.И. Жохова, УМК Н.Я. Виленкин и др Составила программу Тычкова И.В.
Рабочая программа по математике для 5 класса В составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/16/picture-424638-1581883312.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/20/picture-270018-1497973678.jpg)
рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).
Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/22/picture-132710-1611334200.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...