Технологическая карта 10 класс урок русского языка углубленнгое изучение
материал по русскому языку (10 класс) на тему

Горина Марина Александровна

В материале представлена технологическая карта урока русского языка по УМК С.И.Львовой для 10 и 11 классов (углубленный уровень). В карте указаны тема "Критерии оценивания письменных работ учащихся" ,  тип урока "Обобщение знаний и умений учащихся", а также цель урока "Повторить грамматические и речевые нормы, закрепить умение точно и полно оценивать речевую деятельность и строить свое речевое высказывание", прописаны этапы урока, используемые методы,результаты этапов и деятельность учителя и учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_10_klass.doc393.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Разработчик: учитель русского языка МОУ СОШ №22 Гориной М.А.

Учебный предмет: русский язык

Класс: 10

Тема урока: Критерии оценивания письменного высказывания учащегося

Тип урока: Урок обобщения знаний и умений учащихся.

Цель урока:  повторить грамматические  и речевые нормы, закрепить умение  точно и полно   оценивать речевую деятельность и строить  свое речевое высказывание.

Задачи урока:

образовательные: 

- завершить формирование комплекса умений учащихся, необходимых для распознавания речевых  и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление

- , проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа

развивающие: 

- способствовать развитию у учащихся навыка самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке);

- способствовать развитию у учащихся навыка поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей).

- способствовать развитию у учащихся  навыка  самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения  и  результата с предложенным эталоном).

воспитательные:

 - способствовать совершенствованию навыков этичного межличностного общения,

 -  воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры;

 - формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе

 - способствовать формированию навыков сотрудничества в решении поисковых задач.

процесса обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

№ п/п

Этап урока

Методы, реализуемые на этапе

Действия учителя

Действия учащихся

1

2

3

4

5

1.

Оргмомент урока

Метод стимулирования отношений долга и ответственности

Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся.

Выполняют необходимые действия.

Демонстрируют готовность к учебной деятельности

2.

Мотивация учебной деятельности

Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в УД

Обращается к учащимся со словами:

В начале урока давайте  послушаем разговор героев из известного фильма «Отрывок из фильма «Иван васильевич меняет профессию»

Учитель:

- В чём причина ваших улыбок?

-Какое отношение сложилось у вас к этим героям, речь которых вы слышали?

Создана комическая ситуация: в речи героев допущены ошибки. Их речь нельзя назвать ни правильной, ни хорошей.

Слушают внимательно стихотворение, ожидают чего – то необычного,

определяют смысл

предстоящего поиска.

3.

Целеполагание

Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися.

Наша повседневная жизнь, работа и учёба связаны с общением, а значит – с языком, с речевой деятельностью. Речь – то, что отличает человека. Но просто уметь говорить недостаточно для того, чтобы считаться образованным человеком.

Помогает сформулировать цели предстоящей учебной деятельности, предлагая познакомиться с высказываниями Д. Лихачева и В. Виноградова ( Слайды №1, 2).

 - Какова основная мысль этих высказываний?

Уточняет, обобщает ответы учащихся:

 Как бы вы хорошо ни выглядели, каким бы замечательным специалистом в той или иной области ни были, без грамотного владения речью карьерных высот достичь не удастся. Для того чтобы выражать свои мысли правильно, существует культура речи.

 - Что такое культура речи? Слайд 3

Выслушав ответы ( везде ключевым словом является НОРМЫ)

- А что такое языковая норма? (правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения. И т.д.)

- Почему люди не задумываются о какой – либо языковой норме, о том, что они допускают ошибки?

 - Итак, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

Вопросам культуры речи, нормам языка уделяется большое внимание в тестах и заданиях итоговой аттестации.

И поэтому цель нашего урока сегодня – закрепить умение с достаточной полнотой и    точностью строить и оценивать речевую деятельность, используя классификацию речевых и грамматических ошибок.

Анализируют высказывания, используют изученный ранее материал по теме

Дают свои ответы

Формулируют цель урока

4.

Повторение опорных знаний

 (Выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала)

Беседа с учащимися

Предлагает для повышения эффективности работы разделиться на группы.

 Каждая группа получает классификацию ошибок,  изучает эту классификацию, используя которую должна будет выполнить ряд заданий по нахождению и исправлению грамматических и речевых ошибок.

                       

 - Какие ошибки являются грамматическими? Речевыми?

Актуализируют необходимые установки,

Рассматривают, прочитывают примеры

Сравнивают /…/,

Вспоминают /…/,

Аргументируют (объясняют) /…/.

5.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Исследовательский метод

Предлагает каждой группе выполнить задание № 1

1. Познакомьтесь с памяткой« Грамматические ошибки».

2. Каждый, работая в группе, должен найти ошибку, исправить её, классифицировать.

Организует проверку выполнения задания, предлагая выслушать представителя 1 группы.

Работают над исправлением ошибок, используя классификацию  речевых и грамматических ошибок,

используют возможности свободного обмена мнениями и работы в группах.

2.Предлагает выполнить задание № 2.

Организует проверку выполнения задания, предлагая выслушать представителя 2 группы.

3.Побуждает к высказыванию своего мнения.

 - Над какими ошибками было труднее работать?

6.

Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний  и умений).

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Даёт задание №3:  

1 группа указывает предложения с грамматической ошибкой;.

Организует самопроверку по эталону, выявляет возникающие затруднения, организует соответствующие рефлексивные действия учащихся.

Предлагает задание № 4

Работа с сочинениями. Найдите как можно больше ошибок речевых и грамматических.  

Выполняют задания в тетрадях. 

Сравнивают полученный результат с ответом на экране.

Выполняют задания, сравнивают полученные результаты с вариантами возможных ответов, указывают правильные.

Проводит тесты с самопроверкой

Выполняют тесты, сравнивают результаты , выявляют проблемы, намечают пути их преодоления

7.

Итог урока. Рефлексия.

 Готовы ли мы сами создать текст без грамматических и речевых ошибок?

Приложение

Слайд 1.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.  

                                                                              (Д. Лихачев)

Слайд 2.

 Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием-самая лучшая опора, самаое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его  общественной жизни и творческой деятельности.

                                                    (В. Виноградов)

Таблица 1Таблица 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Конспект урока русского языка "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе"

Конспект урока русского языка по теме "Повторение изученного по морфемике и словообразованию в 9 классе" разработан в соответствии с требованиями "Программы" по русскому языку для учащихся общеобразов...

Презентация к уроку русского языка "Повторение изученного материала за курс 5 класса"

Данный  материал  предназначен  для  повторения  пройденного  материала  в  5 классе...

Формирование навыков УУД на уроке русского языка при изучении темы «Причастие» в 6 классе.

Формирование навыков УУд на уроке русского языка при изучении темы "Причастие" в 6 классе....

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" по УМК В.В. Бабайцевой

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Лексика. Словарное богатство русского языка" разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Тип урока - повторение.Цели урока:-дать предс...

Конспект урока русского языка "Закрепление изученного о предлогах" 4 класс СКОШ VIII вида

Урок закрепления знаний.Цель: Закрепление знаний о предлогах....

Моделирование учебных ситуаций на уроке русского языка при изучении темы «Повелительное наклонение глагола» в 5 классе»

Целью данной работы является создание проблемной  ситуации на этапе мотивации . Цель этапа: мотивировать учащихся к учебной деятельности и установить  тематические рамки учебной деятельности...