Урок ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка     ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (5 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_shcherbak_ev.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры Туркменского  района

Ставропольского края

Щербак Елены Владимировны

ТЕМА:  ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

(5 класс)


Цель урока:  формировать представление о лексическом и грамматическом богатстве имени существительного. 

Задачи:

учебные:

 - закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные  в начальной школе;

развивающие:

 -  развивать мышление, речь, умение сравнивать, классифицировать, оценивать свои результаты.

воспитательные:

 -  воспитывать интерес к предмету,  культуру поведения.
Ожидаемые результаты:

предметные:
- вспомнить морфологические признаки имен существительных;

 - выработать умения находить существительное в предложении;

 - выявлять синтаксическую роль в предложении; 
метапредметные:

 - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

 - овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

 -  умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

 - способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

 - способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

личностные: 

 - осознание роли имени существительного в русском языке;

 - стремление к речевому самосовершенствованию;

 - способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Формы учебной деятельности:  учебное сотрудничество,  индивидуальная и совместная учебная работа, исследовательская  деятельность,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный 
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего  обучения, ИКТ. 
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД: 
 - прием рефлексивной деятельности; 
 - метод конкретизации целей обучения; 

 - метод исследования;
 - метод  обсуждения новых знаний; 
- м
етод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, посильных опыту школьников. 
Результаты: роли теоретика  и  практика   позволили ученику перейти от уровня « ученик» к уровню «исследователь».

Оборудование: карточки, презентация, путевые листы, раздаточный материал, тест.
                                                          Ход урока 
1. Организационный  момент 
- Сегодня мы с вами проводим открытый урок русского языка, к нам пришли гости. Поприветствуем гостей улыбкой. Садитесь, пожалуйста.

-  С каким настроением вы пришли на урок? Покажите на карточках.

(Дети поднимают карточки с грустными и весёлыми человечками).

- Замечательно! Я желаю вам, чтобы ваше настроение осталось таким до конца урока.  (Хотелось бы, чтобы ваше настроение изменилось в течение урока в лучшую сторону).

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать,

Думать и запоминать?

- Если вы готовы, начинаем урок.

2. Актуализация опорных знаний (слайд 2)
- На слайде представлены слова. Найдите основание для классификации и распределите их на группы. Посовещайтесь.

   Дом, Родина, хлеб, дорога, жизнь, дочь, мужество, школа, радость.

3. Мотивация  учебной деятельности . Целеполагание 
- Сегодняшний  урок  я хочу начать с вопроса,  ответ на него позволит вам определить тему урока: о какой героине нашего урока идет речь?  Вот что она могла бы сказать о себе: «Я - важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - это я. По наблюдениям ученых, я появилась в речи в числе самых первых слов. Давно живу я в мире этом, даю названия предметам…
» Как зовут героиню? Почему вы так считаете? 
— Правильно, это имя существительное.  Прочитайте эпиграф урока: (слайд 3) 
Имя существительное – хлеб языка. 
      Л.В.Успенский 
- Как вы понимаете это высказывание?
— Объясните постановку тире.     
(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).
— Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа   и  тему урока (Имя существительное как часть речи).
— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Давайте попробуем сформулировать цели урока (ответ учащегося).  Сегодня на уроке вы  расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.   

4. Работа по теме. (слайд 4)

-А чтобы вам  не было скучно, я хочу предложить  небольшое путешествие в сказочную страну Морфологию,   в гости к героине нашего урока. Чтобы не заблудиться,  каждый из вас получит путевой  лист, (слайд 5) где будет выставлять себе баллы. Отправляемся в путь!
Путевой  лист 

Станция 

Количество баллов 

«Опознавательная» 

«Теоретическая » 

«Морфологическая» 

«Синтаксическая» 

«Проверочная» 

   ИТОГ: 

5. Работа над  темой урока 
1 станция  - «Опознавательная» 
-Попробуем свои силы в первом испытании. 
-Можно ли написать по-русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это. (Текст у каждого на парте) 
— Прочитайте текст, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные. 
                            Пуськи бятые 
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: 
— Калушата, калушаточки! Бутявка! 
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. 
А калуша волит: 
— Оее, оее! Бутявка – то некузявая! 
Калушата бутявку вычучили. 
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит: 
— Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые! 
— (Имена существительные – это пуськи,  калуша, напушка, бутявка,  калушата, калушаточки) 
-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет) 
-Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное отвечает  на  вопросы   что?   или   кто? и  обозначает предмет.  Разве слова — доброта, милосердие, сострадание — это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы.  Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание .
2 станция -  «Теоретическая»                                                                                              - Давайте поработаем с учебником. Откройте его на стр. 247, выполним упражнение №694 в группах (работа с лингвистическим текстом).
- Далее № 695.    1 группа- 1, 2, 7,    2 группа – 3, 4, 7,      3 группа – 5, 6, 7
Физкультминутка
- Игра на внимание “Хлопок – молчок” (игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат  имена существительные женского рода, а мальчики – мужского: кот, кошка, воробей, лиса, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.

3 станция  -   «Морфологическая» 
 - 1 группа -1 ряд. Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении? 
Вода, корабль, ночь,  меч,  блюдечко, окно, рожь.
2 группа – 2 ряд – распределите имена существительные  на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
Дама сдавала в багаж 
Диван, 
Чемодан, 
Саквояж, 
Картину, 
Корзину, 
Картонку 
И маленькую собачонку.                                                                                                                      - 3 группа – 3 ряд. Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли? 
Пушкин, поэт, река, книга, Днепр, птица орел- город Орел, доброта 

4 станция  - «Синтаксическая»  (слайд 6)
-Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.
Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной. Сосна – это хвойное дерево. Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
- Вывод: расскажите о синтаксической роли  имени существительного.
-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что  узнали о существительном.                                                                                               Конечная станция - «Проверочная» 
1) Работа с таблицей «Наведи порядок»      (слайд 7)                                                                                           - Существительные из известных сказок перепутались. Подберите к прилагательным нужные существительные. Запишите, правильно оформляя названия сказок.

Имена прилагательные

Имена существительные

Красная                                                                              

Синяя

Белый

Храбрый

Голый

Аленький

борода

шапочка

цветочек

клык

портняжка

король

2) тест «Имя существительное»
1. Найдите неверное утверждение. 
     А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
    Б. Имена существительные изменяются по родам.
    В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
 
2.   Укажите имя существительное 
     А. смелость Б. смело   В. смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении  “Берёзы украшают леса”: 
     А) подлежащим; Б) дополнением; В) обстоятельством. 
4. Определить род существительных: честность, правда, книги. 
5. Как называются существительные, называющие неживой предмет? 
Самопроверка (слайд 8)      Ответы 
1. Б 
2. А 
3. Б 
4. женский 
5. неодушевленные 
«5» — 5 правильных ответов;             «4» — 4 правильных ответа; 
«3» — 3 правильных ответа 
6.Выставление оценок. 
7.Рефлексия.    Прием «Незаконченные предложения»
 - Я отлично знаю…                                                                                                                                                            - Мне нужно повторить…
8. Объяснение домашнего задания:   (слайд 9)                                                                                            1)параграф 87 правило ( подготовить рассказ об имени существительном);

2) упр. 693 или составьте рассказ на основе текста «Пуськи бятые»
9. « На закуску» (если осталось время на уроке)                                                                              - Если использовать все продукты, которые предлагает С. Михалков, то какое блюдо получится?

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

             Капусту,

                      Морковку,

                                   Горох,

                                        Петрушку и свёклу.

                                                                      Ох!..

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка,

           Капуста,

                   Морковка,

                                    Горох,

                                             Петрушка и свекла.

                                                                           Ох!..                                                                                               (Ответы учащихся) (И суп овощной оказался не плох!)                                                                      - Спасибо  за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ "ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ" 5 КЛАСС

Презентация включает материал для повторения постоянных и непостоянных признаков ссуществительного, занимательные задания, применяется с использованием интерактивной доски....

Урок по теме "Разносклоняемые существительные" 6 класс

На данном уроке формируются следующие знания и умения: умение склонять существительные на – мя и слово путь; умение обосновывать выбор гласной в окончаниях разносклоняемых существительных; знани...

Урок по теме "Разносклоняемые существительные" 6 класс

На данном уроке формируются следующие знания и умения: умение склонять существительные на – мя и слово путь; умение обосновывать выбор гласной в окончаниях разносклоняемых существительных; знани...

конспект урока "Правописание НЕ с существительными" 6 класс

Данный план-конспект урока составлен уже несколько лет назад, когда школы ещё не были так оснащены современными техническими средствами, но дидактический материал к уроку по данной теме, я думаю, може...

Презентация к уроку по теме "Имя существительное" (5 класс)

Слайд- шоу знакомит с живописными уголками посёлка Фруктовая...

Урок русского языка "Имя существительное" 9 класс, специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Урок русского языка по теме «Имя существительное» проводится в 9 классе коррекционной школы (VIII вид). Тип урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся. Для развития интереса и положительной ...

Конспект урока по теме "Имя существительное" 6 класс с презентацией

Материал урока посвящен закреплению изученного в 5 классе  материала по теме. К конспекту прилагается тематическая  презентация....