Урок русского языка "Имя существительное" 9 класс, специальная (коррекционная) школа, VIII вид
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Фидикова Светлана Васильевна

Урок русского языка по теме «Имя существительное» проводится в 9 классе коррекционной школы (VIII вид). Тип урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся. Для развития интереса и положительной мотивации к учению урок разработан с применением ИКТ. Вначале урока с целью актуализации знаний обучающиеся работают коллективно, затем работа проводится по подгруппам (одна подгруппа выполняет тестирование на компьютерах, другая работает с мультимедийной презентацией, затем подгруппы меняются. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Урок русского языка

Класс  9

Учитель  Фидикова С.В.

Тема.  Имя существительное.

Задачи урока. Обобщить и систематизировать знания обучающихся по данной теме через использование ИКТ;

развитие орфографической зоркости, навыков самостоятельности, самооценки и взаимопроверки;

коррекция мышления через использование упражнений в анализе, синтезе и обобщении;

памяти, внимания через  выполнение практических  заданий с презентацией;

воспитание интереса, положительного отношения к учению, нравственных качеств личности.

                                                ХОД   УРОКА.

  1. Организационный момент.

Коррекционно-развивающие упражнения.

  1. Расшифруй слово

                    Слайд 1.

         утюг  / урок/   сурок

- Тему урока определите самостоятельно, указав  какой частью речи являются данные слова.

                   Слайд 2

2.Объявление темы урока. Записать в тетрадь.

Сообщение задач урока.

3.Воспроизведение знаний по частям.

3.1              .Слайд 3.     «Исключи лишнее»

3.2.              Слайд 4-11   Разгадать ребусы  (ответы записать)

- Чем похожи слова?

- Какое слово лишнее? Подчеркнуть.

- На какой вопрос отвечают имена собственные?  Почему?

- На какой вопрос отвечают нарицательные существительные?

                   Слайд 12

4. Обобщение

- Что еще вспомните об имени существительном? Назовите его грамматические признаки.

       - Как определить род имен существительных?

                  Слайд 13

- Вспомните  три типа склонение имен существительных

                 Слайд 14

                                          Физминутка.

5. Выполнение практических заданий

(1 подгруппа работает на компьютерах, 2 подгруппа – по слайдам презентации, затем меняются)

             Индивидуальная работа на ПК

п/групповая работа с презентацией

             Тест «Имя существительное»

  1. Выбери верное утверждение и подчеркни его:

Имя существительное – это…

1.часть слова

2 часть речи

3 член предложения

  1.  Выбери верное утверждение и подчеркни его:

Имя существительное – часть речи, которая обозначает…

1 признак предмета

2 действие предмета

3 обозначает предмет

3.Подчеркни имена существительные:

свет, бежать, доброта, зеленый, лисица, рисует, печенье.

4.Подчеркни имена существительные, отвечающие на вопрос  кто?

встреча, клоун, игра, Павел, счастье

5. Подчеркни имена существительные множественного числа:

Ребята шли по лесной тропинке. Пахло грибами и листвой. Стайка  крикливых  дроздов слетела с рябины.

      6.Вставь пропущенные окончания:

В деревн…,  на  речк…,  в альбом…,  в печал…,  от радост…,  с ветк…,   по  Сибир…,  в город…,  у постел…,  в чашк…

  1. Аукцион пословиц

         Слайд 15

Дополнить пословицы.

Записать только ту пословицу, где все слова являются именами существительными, указать их грамматические признаки (обратить внимание на существительное «время»)

Самопроверка ( на полях поставить «+» , если все верно,  «- «,   если неверно

       Слайд 16

  1.   Слайд 17

Указать грамматические признаки существительных, вставить окончания

 Взаимопроверка

       Слайд  18

  1.  Слайд 19

Исправь ошибки в окончаниях

Самопроверка

      Слайд 20

                                              Гимнастика для глаз

6.Домашнее задание

(задания по карточкам)

Найти в ИНТЕРНЕТе  значение слов

Группа 2 –« разносклоняемые существительные»

группа 3 – мундир, кафтан, сюртук, пальто

группа 4 – гусар, гувернантка

7. Итог урока. Комментирование оценок.

               Слайд 21


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Расшифруй слово» утюг / урок / сурок

Слайд 2

Имя существительное

Слайд 3

«Исключи лишнее» род число склонение время падеж

Слайд 4

рас100яние

Слайд 5

расстояние

Слайд 6

ЗИ ИДА

Слайд 7

Зинаида

Слайд 8

ВА

Слайд 9

Вова

Слайд 10

НЯ А

Слайд 11

Ваня

Слайд 12

Имена существительные собственные нарицательные Кто? Что? одушевленные неодушевленные Бывают муж., жен., сред. рода склонение Изменяются по падежам Изменяются по числам

Слайд 13

Ж.р. она, моя -а, -я М.р. он, мой -а, -я Ср.р. оно, моё -о, -е

Слайд 14

1 склонение 2 склонение 3 склонение М.Р. а я Ж.Р. а я ь СР.Р. о е

Слайд 15

вода не течёт потехе - час Делу – время, Землю красит солнце, а человека - труд Под лежачий камень

Слайд 16

Проверь ср.р.,ед.ч., ср.р., ед.ч., 2 скл. Делу – время, ж.р., ед.ч., м.р., ед.ч., 1 скл. 2 скл. потехе – час.

Слайд 17

Указать грамматические признаки существительных, вставить окончание. существительное род число склонение на ветк… по площад… на пароход… в чашк..х

Слайд 18

Проверь существительное род число склонение на ветке Ж.Р. ЕД.Ч. 1 скл. по площади Ж.Р. ЕД.Ч. 3 скл. на пароходе М.Р. ЕД.Ч. 2 скл. в чашках Ж.Р. МН.Ч. 1 скл.

Слайд 19

Исправь ошибки в окончаниях Подошёл к полянки лист на берёзи спал на дивани на берегу речке

Слайд 20

Проверь Подошёл к полянке лист на берёзе спал на диване на берегу речки

Слайд 21

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы"

Проект урока математики в 5 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы"....

Педагогический проект на тему: "Применение игровых технологий для развития и коррекции познавательных процессов на уроках математики в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида»

В настоящее время специалисты коррекционной педагогики единодушно признают, что игра должна выполнять образовательные, воспитательные и коррекционные функции для наиболее полного совершенств...

Урок математики в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Письменное сложение и вычитание четырехзначных чисел»

Данный материал может быть использован на уроках математики в 6 классе специальной (коррекционной) школы....

Урок математики в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».

Данный материал может быть использован на уроках математики в 7 классе специальной (коррекционной) школы....