Главные вкладки

    О главном в семье (классный час в 5 классе)
    классный час (5 класс) по теме

    Чекалева Кристина Андреевна

    Создание психологического комфорта, в том числе на внеурочных занятиях, является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, раскрывает потенциальные возможности личности. Общей характеристикой психологического климата является духовная атмосфера, обеспечивающая сопричастность всех участников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon o_glavnom_v_seme.doc233.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час «О главном в семье».

    5 класс

    Чекалева К.А.,

    учитель русского языка и литературы.

    Создание психологического комфорта, в том числе на внеурочных занятиях, является одной из наиболее важных и сложных задач в работе педагога с детьми. Комфорт выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и другими членами группы, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, раскрывает потенциальные возможности личности. Общей характеристикой психологического климата является духовная атмосфера, обеспечивающая сопричастность всех участников.

    Классный час для обучающихся пятого класса актуален, так как у каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.

    Цель: формирование уважительного и бережного отношения к своей семье, умения общаться в кругу семьи, понимания важности сохранения добрых отношений с родственниками.

    Планируемые результаты:

    Метапредметные: научиться создавать целостное представление о семье; понимать роль общечеловеческих ценностей  в формировании и укреплении семьи; применять эти социальные и нравственные нормы и правила при анализе и оценке реальных ситуаций, определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения, демонстрировать навыки смыслового чтения текстов, владеть логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений.

    Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к своим родным и близким, осознавать свою социальную роль в семье и личную ответственность за свои поступки, понимать и принимать значение нравственных качеств человека в выстраивании благоприятных отношений в семье.

    Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с раздаточным материалом, работа с источниками информации.

    Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный проигрыватель; аудиозаписи «Ангел-хранитель мой» и «Гимн семьи»; изображение ангела с венком из ромашек, сердцем на груди и распростертыми руками; карточки-«облака» с надписями «Забота», «Взаимопонимание», «Семейный очаг, уют», «Терпение», «Уважение», «Любовь», «Верность»; ромашка из картона; раздаточный материал (приложения №№ 1, 2, 3, 4 по количеству микрогрупп), пятиконечная звезда с надписью «Семья» в центре (по количеству микрогрупп).

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД

    1. Оргмомент.

    Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, подарите частичку своей любви, тепла и радости.

    Регулятивные: волевая саморегуляция.
    Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

    1. Постановка проблемы.

    Перед вами притча (приложение 1). Прочтите её и ответьте на вопросы:

    • В чем смысл этой притчи?
    • Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего классного часа?
    • Что такое семья?
    • Чем все семьи похожи?
    • Что отличает одну семью от другой?

    Действительно, сегодня мы с вами поговорим о семейных ценностях, о том, без чего семья не может быть счастливой. У каждой семьи есть свой ангел-хранитель, он и поможет нам ответить на эти вопросы. Тема нашего классного часа  «О главном в семье» (Слайд 1).

    Познавательные: умение структурировать знания, анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

    Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

    1. Этап практической работы.

    Мудрые люди говорят:

    «Любая дорога начинается с первых шагов, здание — с фундамента, а человек становится человеком только в семье» (Слайд 2).

    — Как вы понимаете это высказывание?

    — Согласны ли вы с ним?

    Зачем человеку семья?

    Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю сыграть в игру. «Перевоплощение». Обучающиеся делятся на три группы. Первая группа должна рассказать, зачем нужна семья, от имени детей, вторая группа — от имени родителей, третья группа — от имени пожилых людей (бабушки и дедушки).

    Для каждого члена семьи важно заботиться о близких и быть окруженным заботой. Одна из рук нашего ангела-хранителя дарит семье заботу и ласку. (Учитель прикрепляет к руке ангела облако с надписью «Забота».)

    Регулятивные: планирование, прогнозирование.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли, работать в группах.

    1. Работа с пословицами.

    А теперь давайте обратимся к народной мудрости, ведь формулу семейного счастья пытались вывести ещё наши далёкие предки.  Нам почему-то часто кажется, что раньше люди были невежественней нас. А они, оказывается, знали и умели многое такое, что нам сегодня уже и понять-то трудно.

    У каждой группы есть карточки (приложение 2) с половинками пословиц о семье. Соберите из них семь пословиц, семь зёрен народной мудрости

    (Слайд 3).

    Что, если верить этим пословицам, важно в семье? Конечно же, лад. Или, как мы говорим сейчас, согласие, взаимопонимание. Другая рука нашего ангеля-хранителя всегда старается увести нас от раздора, конфликтов и направить к согласию, умению найти общий язык с близкими, родными людьми. (К другой руке ангела крепится облако «Взаимопонимание».)

    Познавательные: смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели.

    Коммуникативные: управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

    1. Этап практической работы.

    Давайте продолжим наше знакомство с народной мудростью и прочитаем вторую притчу (приложение 3).

    О чём она? А какие чувства вызывает свет в окне дома у вас?  Когда-то вы сами станете папами и мамами и будете зажигать свет в своих окнах. Сколько бы испытаний и тягот в жизни вам не выпало, как бы горько и тяжело не было, счастлив тот человек, которого всегда ждут дома, которому светит то единственное окошко, к свету которого мы можем прийти в любое время дня и ночи. Семейный очаг, дающий нам этот свет, подобен крыльям ангела, укрывающим и спасающим нас от холода и душевной непогоды.

    (На крылья ангела крепится облако «Семейный очаг, уют».)

    Познавательные: смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели, поиск и выделение необходимой информации.

    1. Физминутка.

    Дружно маме помогаем,

    Мы белье полощем сами 

    (дети встают и, наклонившись, руками двигают влево - вправо).

    1, 2, 3, 4 – потянулись,

    (тянутся, вытирают пот со лба).

    Наклонились (полощут).

    Хорошо мы потрудились

    (вытирают руку об руку)!

    Цель: снять умственное напряжение, дать небольшой отдых.

    1. Открытие новых знаний.

    С принятием христианства на Руси появилась главная книга христиан – Библия. 

    Что говорится в одной из библейских заповедей об отношении к родным? «Почитай отца и мать твоих».

    А уже в 16 веке  появился прообраз современного Семейного кодекса – «Домострой». В книге расписана вся жизнь: от взаимоотношений членов семьи до подробностей домашнего уклада. Немало советов и наставлений даёт «Домострой» по «организации семьи». Я предлагаю заглянуть в некоторые главы этой полезной книги и обсудить их содержание  (приложение 4).

    - Со всем ли согласны?
    - Что вызвало удивление или возмущение?
    - Какие семейные ценности пропагандировал «Домострой»? 
    Вера в Бога, уважение к старшим, любовь к родителям, послушание. 

    Уважение и терпение издавна ценились в семье и укрепляли её, были её корнями.

    (К ногам ангела крепятся облака «Уважение» и «Терпение».)

    Познавательные: смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели.

    Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

    1. Эвристическая беседа.

    Время идёт, жизнь развивается... И в 2008 году в России появился новый праздник – День семьи, который отмечается 8 июля.  Он посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских (Слайды 4-6). В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья. Давайте вспомним, какие испытания выпали Петру и Февронии и почему именно им посвящен этот праздник?

    Ермолай Еразм, автор «повести о Петре и Февронии», писал:

    «Всякому держащемуся благоверия полезно размышлять о   распространении добродеяния, более же всего заботиться о любви, ибо она глава всем добродетелям и всем благим делам мать, от неё же рождаются все добротворения» (Слайд 7). Что же, по его и, думаю, по нашему мнению, сердце, основа семьи и человеческой жизни в целом? Конечно же, любовь. (На сердце ангела крепится облако «Любовь».)
    А теперь обратите внимание на голову ангела. Что увенчало его золотые кудри? Верно, это венок. А о каком церковном обряде напоминает нам слово «венок»? Венчание – это вступление в брак в православии. Когда жениха и невесту водят по церкви с венцами на голове, хор поёт молитву мученикам, которые когда-то были убиты за свою верность Богу и Церкви. Поэтому по-настоящему любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, должны оставаться верными друг другу и претерпеть все трудности ради сохранения семьи (Слайд 8).

    И венок нашего ангела неслучайно сплетён из ромашек.  Белый цвет – как символ чистоты, желтое солнышко домашнего тепла, объединяющее лепестки в крепкую семью. С ромашкой ассоциируются такие понятия, как чистота и невинность, юность и любовь. Поэтому ромашка стала символом Дня семьи, любви и верности. (Над головой ангела крепится облако «Верность».)

    Познавательные: умение структурировать знания.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

    1. Викторина.

    Много серьёзных и взрослых слов сегодня было сказано о семье, а сейчас я предлагаю вашему вниманию викторину «И в шутку и всерьёз».
    1. Какое выражение стало символом большой семьи? 
    а) Трое в лодке; 
    б) Четверо за компьютером; 
    в) Пятеро в ванной; 
    г) Семеро по лавкам. 
    2. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха) 
    3. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»? (О матрёшке)

    4. Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает») 
    5. На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай?
    (Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой  и не должна разлучаться.)

    Коммуникативные: управление поведением партнера, умение выражать свои мысли.

    Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что еще предстоит узнать.

    1. Рефлексия.

    Мы с вами поговорили о том, для чего нужна человеку семья и какие качества нужно ценить и воспитывать в себе, чтобы семья была крепкой и счастливой. Пусть теперь каждая из групп заполнит лучи звездочки, вписав в них те слова, с которыми ассоциируется понятие «Семья».

    Познавательные: умение структурировать знания.

    Личностные: действие смыслообразования, ориентирование в нравственном содержании обсуждаемого материала.

    1. Заключение.

    К сожалению, наша встреча подошла к концу. И опять мы никак не сможем обойтись без ромашки. Передавая её по кругу друг другу, каждый из вас должен говорить своему однокласснику фразу, которая будет начинаться со слов: «Спасибо тебе за то, что…»

    Спасибо, ребята, за работу.

    Личностные: действие смыслообразования, выражение своих эмоций.

    Литература

    1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 6 класс. – М., «Просвещение». 2010.
    2. Васильева Е.В. Классные часы на нравственные темы. – Волгоград, «Учитель». 2008.
    3. Пословицы и поговорки. – Краснодар. 2012.
    4. Протоиерей Артемий Владимиров. Любовь и вера. – Москва, «Артос». 2013.
    5. Интернет-ресурсы http://www.bibliotekar.ru/rus/9.htm

                  http://festival.1september.ru/articles/607338/

                 http://www.poslovitza.ru/russkie.html 

                                                                                             

    Приложение 1.

    Притча первая

    В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. В первой семье супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а во второй каждый в своей половинке души не чает. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки, завидует. Говорит мужу:
    — Пойди посмотри, как у них так все гладко получается. Пришел тот к соседям, зашел тихо в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает и порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг звонит телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на край стола, да так, что вот-вот упадет.
    В этот момент заходит в комнату ее муж. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?» — думает сосед.
    Подошла жена, вздохнула с сожалением и говорит мужу:
    — Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
    — Что ты, милая! Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да ладно, не было бы у нас большего несчастья.
    Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
    — Ну что ты так долго? Посмотрел?
    — Да!
    — Ну и как там у них?
    — У них все виноваты, а у нас все правы.

    • В чем смысл этой притчи?
    • Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего классного часа?
    • Что такое семья?
    • Чем все семьи похожи?
    • Что отличает одну семью от другой?

                                                                                                          Приложение 2.

                                                                                                                                               Приложение 3.  

    НА ЧТО И КЛАД

    КОЛИ В СЕМЬЕ ЛАД

    ГДЕ ЛЮБОВЬ И СОВЕТ

    ТАМ И ГОРЯ НЕТ

    В СЕМЬЕ РАЗЛАД

    ТАК И ДОМУ НЕ РАД

    СОГЛАСНУЮ СЕМЬЮ

    И ГОРЕ НЕ БЕРЁТ

    НЕ БУДЕТ ДОБРА

    КОЛИ В СЕМЬЕ ВРАЖДА

    ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ

    ТАК И ДУША НА МЕСТЕ

    СОГЛАСЬЕ В СЕМЬЕ – ДОСТАТОК В ДОМУ

    РАЗДОРЫ В СЕМЬЕ – ПРОПАДАТЬ ВСЕМУ

    Притча вторая

    Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но, когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла берег. А в это же время буря не пощадила их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жильё и все имущество.

    Когда рыбак с сыновьями выбрался на берег, его ждала плачущая жена, которая рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет». Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем светом, который в тумане указал нам дорогу к берегу».

     Приложение 4.

    «Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всем»

    Чада, вслушайтесь в заповеди Господни, любите отца своего и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им в Боге во всем, и старость их чтите, и немощь их и всякую скорбь от всей души на себе понесите, и благо вам будет, и долго пребудете на земле, за то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш благословится навеки, и наследуют сыны сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто осуждает, или оскорбляет своих родителей, или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми.

    Честь же воздающим отцу и матери и повинующимся им в Боге, станут они во всем утешением родителей, и в день печали избавит их Господь Бог, молитву их услышит, и все, что попросят, подаст им благое; утешающий мать свою волю Божью творит и угождающий отцу в благости проживет.

    Вы же, дети, делом и словом угождайте родителям своим во всяком добром замысле, и вас они благословят: отчее благословение дом укрепит, а материнская молитва от напасти избавит. Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети; не забывайте труда отца и матери, которые о вас заботились и печалились о вас, покойте старость их и о них заботьтесь, как и они о вас.

    «Как детей своих воспитать в поучении и страхе Божьем»

    А пошлет Бог кому детей – сыновей или дочерей, то заботиться о чадах своих отцу и матери, обеспечить их и воспитать в добром поучении; учить страху Божию и вежливости и всякому порядку, а затем, по детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию – мать дочерей и мастерству – отец сыновей; кто в чем способен, какие кому Бог возможности даст; любить их и беречь, но и страхом спасать, наказывая и поучая, а осудив, побить. Наказывай детей в юности – упокоят тебя в старости твоей.

    И беречь и блюсти чистоту телесную и от всякого греха отцам чад своих как зеницу ока и как свою душу. Если же дети согрешают по отцовскому или материнскому небрежению, о таких грехах им и ответ держать в день Страшного суда. Так что если дети, лишенные поучений отцов и матерей, в чем согрешат или зло сотворят, то отцам и матерям от Бога грех, а от людей укоризна и насмешка, дому же убыток, а себе самим скорбь и ущерб, от судей же пеня и позор.

    Если же у богобоязненных родителей, рассудительных и разумных, дети воспитаны в страхе Божьем и в добром наставлении и научены всякому разуму, и вежливости, и промыслу, и рукоделию, – такие дети с родителями своими будут Богом помилованы, священниками благословлены и добрыми людьми восхвалены, а вырастут – добрые люди с радостью и благодарностью женят сыновей своих на их дочерях или по Божьей милости своих дочерей за сыновей их выдадут замуж.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Моя семья (классный час в 5 классе)

    Классный час формирует у детей представление о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге....

    Классный час в 5 классе на тему «Здоровье – это главная жизненная ценность»

    Эпиграф: "Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам"...

    Классный час в 5 классе "Я и моя семья"

    Классный час «Я и моя семья»Цель:- воспитывать у учащихся чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям.Задачи:-формировать у учащихся уважительное отношение  к своему дому, семье...

    Классный час в 5 классе «О самом главном - о здоровье»

    Классный час посвящен здоровому образу. Хорошее здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Правильное питание, режим дня, занятия спортом, з...

    Семья ( классный час в 5 а классе) Кл.руководитель Оганян Н.А

    Звучит песня «Школьный звонок». Слайд 1Учитель: Всё начинается со школьного звонка:                 Дорога к звёзда...

    Классный час в 5 классе, посвящённый Дню Матери «Главное слово в любом языке»

    Цель: поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека - Мамы....

    Классный час в 5 классе на тему "Профессии моей семьи"

    Классный час в 5 классе "Профессии моей семьи"...