Конспект урока на тему «Имя прилагательное. Падежные окончания прилагательных».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Суховей Ольга Владимировна

Для изучения темы "Имя прилагательное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_prilagatelnoe.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                               

Класс: 5класс.

УМК: Русский язык. Теория. 5-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. – М: Дрофа, 2014.

           Русский язык. Практика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ ВА.Ю.Купалова, А.П.Ермакова, Т.М.Пахнова. – М:    

           Дрофа, 2014.

Учебный предмет: русский язык.

Тип урока:  систематизация знаний, умений, навыков. комбинированный урок.

Тема урока: «Имя прилагательное. Падежные окончания прилагательных».

Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о роли прилагательных в речи, формировать умения правильного выбора падежных окончаний прилагательных.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.

Метапредметные: (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя  как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Формы обучения: чтение учебных текстов, эвристический метод,  индивидуальная, коллективная,  фронтальная работа, тренажёр.

Методы обучения: кластер «Имя прилагательное», сенкан, восстанови текст.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, плакат «Карта морского путешествия», индивидуальные карточки для учащихся.

                                 

Этапы урока:

1.Организационная часть урока.

Цель:

      упражнение проводится

с целью формирования в учащихся оптимистического настроения и  оптимистического отношения к уроку.  

2.Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания
  • эмоциональной обстановки;
  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

3. Определение темы и целей урока учащимися.

4.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.

5.Практикум. Аналитическая работа  с текстом.

6.Динамическая пауза.

Цель: сменить вид деятельности.

7. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

8. Включение изученного в систему знаний.

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;

  • координировать деятельность учащихся;

  • контролировать

выполнения заданий

9.Рефлексия.

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности
  • повторить способ нового знания

10.Домашнее задание:

Деятельность учителя:

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

1. Релаксационное  упражнение «Прикоснись к звездам».

    Звучит медленная музика. Учитель обращается к

детям.

    Станьте удобнее, закройте глаза. Представьте себе, что

перед  вами ночное небо, на котором много звёзд. Каждый выберете себе самую яркую звёздочку. Представьте, что она – ваша  хорошая оценка, которую вы бы хотели получить, ваш удачный ответ, это ваша самая заветная мечта. Теперь протяните руки к небу, чтобы дотронуться к своей звезде. Снимите её с неба, положите её перед собой, раскройте глаза. Посмотрите на свою звёздочку. Пусть она подарит вам вдохновение, удачу и согреет своим теплом.

Ребята, перед вами отрывок известного стихотворения. Восстановите пропущенные слова.

                       Белеет парус … (одинокий)
                       В тумане моря … (голубом)!..
                       Что ищет он в стране … (далекой)?
                       Что кинул он в краю … (родном)?..

Вопросы к учащимся:

  • Попробуйте теперь прочитать стихотворение выразительно;
  • Назовите автора и название стихотворения;

Это стихотворение известного русского поэта и писателя М.Ю.Лермонтова, которому в прошлом году исполнилось 200 лет со Дня рождения.

  • Какая часть речи делает это стихотворение красочным, интересным и ярким? (Имя прилагательное).
  • Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?
  • Сформулируйте цели нашего урока: что мы должны сегодня  узнать про имя прилагательное?

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Как вы

думаете, куда мы с вами отправимся? В космос? В горы? В будущее тысячелетие? Мы отправимся с вами в путешествие на этом кораблике, которое будет полное неожиданностей и новых открытий, а называться оно будет «Имя прилагательное. Падежные окончания прилагательных».

           Перед отправлением запишете тему нашого урока-путешествия.

           А отправляемся мы из порта, который называется Имя прилагательное. Наш путь далёк, а поэтому давайте вспомним, что же вам известно про имя прилагательное и устно составим кластер.

Устное составление кластера «Имя прилагательное».
К каким частям речи «прилагаются»  (присоединяются)  прилагательные? (Именам существительным).

Небольшое волнение на море, как в этих строчках.

           

              Одинокий        Далёкой

                                   Голубом

        Родном

  • Какие отличия присутствуют в этих прилагательных из стихотворения?
  • Отчего зависит окончания в прилагательных? (От того,  в каком падеже они стоят).

Морфологический разбор имени прилагательных.

Ребята, а у нас с вами интересная весточка, которую принесли птицы, улетающие на юг через наше море.

Настоящая осень приходит в середине октября. Деревья ждут не дождутся, когда оденут свой новый разноцветный наряд: жёлтые, красные и багровые листья. Тучи на небе становятся всё мрачнее, а дни – ненастнее.

Слова для справок: жёлтые, красные и багровые, настоящая, мрачнее, новый разноцветный, ненастнее.

Озаглавьте текст. Вставьте недостающие по смыслу прилагательные, выделите в них окончания и сверху укажите число, род и падеж.

Выписывают только прилагательные с существительными, делают морфологический разбор несколько учащихся.

Синтаксический  разбор 1-го предложения.

Во время экскурсии не только можно узнавать что-то новое, но и отдыхать. Встаньте, представьте, что вы попали не берег Эгейского моря, которое расположено между Балканским полу островом и Турцией. Сделаем  физические упражнения и немножечко отдохнём.

        

Раз, два – все ныряют (Приседания).

Три, четыре – выныряют (Встают).

Пять, шесть – на воде (Движения руками)

Крепнуть крылья молодые (Движения руками)

Семь, шесть, что есть силы –

Все до берега приплыли? (Руки на поясе, ходьба на месте)

Девять, десять –  потянулись,

Обсушились, потянулись.

Садитесь. Путешествуем дальше.

Индивидуальная работа на  карточках.

Карточка №1.

Среднего размера птицы, с белым или серым оперением, с чёрными отметинами на голове или крыльях.

  • Догадаётесь, о какой морской птице идёт речь?
  • Определите прилагательные и в карточке сверху прилагательных запишите падеж.

Карточка №2.

Размах крыльев этой морской птицы самый большой (около 115 см). Это белоснежная птица имеет чёрные полоски на крыльях, а лапы и клюв окрашены в розовый цвет.

  • Какая часть речи помогла догадаться и узнать о птице?
  • Как вы думаете, какая бы была наша речь без имени прилагательного? (Серая, скучная).

 

 Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без имени прилагательного, вы не могли бы  общаться. Имена прилагательные встречаются в нашей жизни постоянно:  в описании поступков, в названии морей и рек, в художественных произведениях  и т.д.)

Путешественники, внимание! К нам на борт попала старинная рукопись, но, к сожалению, соленая океанская вода размыла чернила
и окончания прилагательных.  Попробуем восстановить их.

SOS!!! Судно «Британия» идёт ко дну.  Мы возле берегов Австралии. С нами находится 7 взрослых и один пятнадцатилетн…  подросток.

Проверочная работа.

Вдали виден мыс Ошибок.

1)Какое слово называет признак предмета?  Среди тишины послышался тихий говор.

   а)первое;         б) третье;        в)четвертое.

2)Найдите имя прилагательное, стоящее в начальной форме:

   а)смышленый (ребенок);      б) о книжном (шкафе);    в) отцовского (участка

3)Каким членом предложения является имя прилагательное в полной форме?

   а)сказуемое;   б) дополнение;       в) определение.

4) Имя прилагательное не  изменяется:

   а)по родам;       б) по числам;       в) по спряжению.

5) В каком словосочетании имя прилагательное является главным словом?

       а) весенний лес;  б)  дружелюбный от природы.

7) Какая часть речи отвечает на вопросы: какой? чей? каков?

 а) имя существительное;   б) имя прилагательное;  

 в) глагол.

Рефлексия.

Устно составит сенкан «Урок», ответив на вопрос: «Каким сегодня был  урок?»  

Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Прилагательных. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Вы настоящая сплоченная команда, желаю вам и дальше держаться вместе и плыть по морям жизни дружно.

Для сильных учащихся дополнительно:

 написать  лингвистическую сказку об имени прилагательном.

Деятельность учащихся:

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Фронтальная работа.

Учащиеся читают отрывок из стихотворения  на слайде,  вставляют пропущенные слова, определяют части речи и делают морфологический разбор прилагательных.

Дают устные ответы  на поставленные учителем вопросы.

Фронтальный опрос – составление кластера для обзорного повторения  сведений по теме «Имя прилагательное».

Выполняют физические упражнения.

Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке

оценивают себя.

Учащиеся выполняют тестовую работу, после чего обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока, используя только прилагательные. Каким сегодня был урок?

УУД:

Личностные УУД: 

  • Самооценка готовности к уроку.
  • Учащиеся включаются в  учебную деятельность.

Познавательные УД:

  • Письменная  работа по заявленным вопросам;
  • Работа с текстом;
  • Выполнение практических упражнений

Регулятивные УД:

  • Работа в группах

Коммуникативные УД:

Учащиеся рассуждают и выражают свои точки зрения, учитель обобщает ответы учащихся.

Учащиеся дают ответы, учитель подводит учащихся попробовать самостоятельно работать.

Предметные:

знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.

применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя  как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме Повторение степеней сравнения английских прилагательных в 4 классе по учебнику М.З. Биболетова

Урок повторения и закрепление по теме Повторение степеней сравнения английских прилагательных в 4 классе по учебнику М.З. Биболетовой...

конспект урока по теме Повторение степеней сравнения английских прилагательных в 4 классе по учебнику М.З. Биболетова

Урок повторения и закрепление по теме Повторение степеней сравнения английских прилагательных в 4 классе по учебнику М.З. Биболетовой...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме: "Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме: "Правописание гласных в падежных окончаниях существительных"...

План-конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных»

Цель урока: создать условия для повторения и закрепления у обучающихся общего представления об имени прилагательном как части речи.Задачи:Обучающие:закрепить знания об имени прилагательном как части р...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Правописание падежных окончаний прилагательных мужского рода в единственном числе", 6 класс.

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Правописание падежных окончаний прилагательных мужского рода в единственном числе", 6 класс....