Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Правописание падежных окончаний прилагательных мужского рода в единственном числе", 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Аккужина Лилия Файзулловна

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Правописание падежных окончаний прилагательных мужского рода в единственном числе", 6 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_6_klass.docx192.37 КБ

Предварительный просмотр:

 

Предмет: Русский язык. 

Тема урока: Правописание падежных окончаний прилагательных мужского рода.

Класс: 6

Учебный год: 2021-2022

Цели: 

1. Обобщить знания учащихся по данной теме, совершенствовать умение писать безударные окончания прилагательных мужского рода

2. Развивать орфографическую зоркость, речь учащихся, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, выполнять самопроверку и   взаимопроверку;

3. содействовать воспитанию осознанного поведения на уроке, объективного     оценивания своей работы, умению работать в группе.

4.обогащать словарь учащихся именами прилагательными, делающими речь более точной и выразительной.

Оборудование:   мультимедийный  проектор, интерактивная доска, карточки для рефлексии, алгоритм, памятка, открытки.

Ход урока:

  1. Мотивация учебных действий.

 Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости,  а гости в доме, это всегда событие.  Поэтому, урок будет необычный.

 Сегодня нам предстоит выполнить не простую, но интересную работу.  Покажите, какие вы можете быть.

  1.  Поднимите руки те, кто на уроке будет стараться, чтобы получить хорошие оценки. (поднимают руки)

           Каким словом можно назвать таких ребят? (старательные) 

  1. Поднимите руки те, кто будет внимательно слушать и внимательно выполнять задания на уроке? ….. (внимательные).
  2. Поднимите руки те, кто сегодня будет активно работать на уроке, отвечать на все вопросы.……   (активные)
  3. Поднимите руки те, кто умеет дружить и помогать друг другу.…….( дружные)

СЛАЙД

Вывод: Если вы будете на уроке старательные, внимательные, активные, дружные, то урок получится интересным, познавательным.

И пусть нам в этом поможет хорошее настроение. Желаю успеха на уроке!

- Легкий или трудный для вас урок русского языка? Почему?                                - Что нужно знать, чтобы писать грамотно?

- В каких ситуациях пригодятся нам эти знания? ( в учёбе, в жизни).

Вывод: благодаря урокам русского языка, мы научимся писать грамотно, а говорить  правильно и красиво.

  Ребята, а какой праздник мы празднуем скоро? (день защитника отечества)

Что такое  Отечество? (наша Родина, Страна.)

А кто такой Защитник? (солдат, человек который защищает нашу Родину от врага)

- Подберите прилагательные, которые  описывают защитника Отечества   (смелый, храбрый сильный, ловкий, быстрый.)

 

  СЛАЙД  задание:

Посмотрите на экран. Прочитайте выражения про себя. По парам вслух.    

1ряд – ваши выражения - Умелому воину зима не помеха.    Умелый боец - везде молодец

2ряд – ваши выражения  - Храбрый солдат не знает преград.     Для храброго солдата граница свята.

О ком пословицы?  (воин. боец, солдат). Как называем слова одинакового значения? (синонимы). Как сказать одним словом? (защитник). Какой он  наш защитник? (умелый, храбрый)  Слова какой части речи характеризуют защитника?   Прилагательные.

 

Найдите в этих пословицах однокоренные прилагательные ( умелому - умелый), (храбрый - храброго).

Что общего в этих словах?- корень. В чем отличие?- в окончании.

Задайте вопрос к прилагательному

Воину(какому?) умелому. Боец(какой?)умелый.

Солдат( какой?)храбрый. Для солдата (какого?) храброго.

Прочитать прилагательные в паре : умелому- умелый, храбрый- храброму. Что изменилось? Окончание. Сильным: разбор  прилагательного, как часть речи.- Умелому – по алгоритму.

 Как вы думаете, какая будет тема урока?  

СЛАЙД

Тема урока: Правописание падежных окончаний прилагательных мужского рода в единственном числе.

Вспомним:

1. Что такое имя прилагательное.

2.Как изменяются окончания прилагательных  мужского рода в единственном числе.

3.Словарные слова

Будем учиться: правильно писать окончания прилагательных, употреблять прилагательные  в  речи устно и письменно.

 Ребята, сегодня у нас необычный урок. Приближается праздник 23 февраля – День защитников Отечества.  Представим, что вы - взвод молодых бойцов.  Мы пройдем испытания по нескольким этапам. Чтобы дойти до последнего этапа, нужно четко и быстро и дружно выполнить  все задания. Готовы?

У каждого на парте лежит маршрутный лист, в нем обозначены этапы испытаний, с которым мы будем сегодня работать. Каждое испытание будет отмечено. В правой стороне вашего маршрутного листа находится рефлексивная мишень, которая делится на части (этапы урока). Вы ставите в конце каждого этапа урока метки в мишень по результату. Чем ближе метка к центру мишени, тем результат выше.  В конце подведем итог. Каждый получит наклейку со звездочкой. Наклейки будут разные (отлично,  молодец, хорошо, старайся) и зависеть они будут от ваших стараний.

Старайтесь и все у вас получится!

 

СЛАЙД  План урока.

 1.Взвод ,подъем! –повторение..

2.Шифровка- словарные слова.

3 .Марш-бросок  -применение правил правописания окончаний прилагательных при составлении поздравительной открытки.

4. Лучший по званию - награждение.

Какой этап вызывает интерес ? Какую оценку хотел бы получить?

Название станции

1.«Взвод, подъем!» -повторение


     

Проверим   домашнее  задание. 

Чем вы пользовались при выполнении   домашнего задания? (правило, памятка)  

Вспомним памятку определения написания окончания прилагательного. Устно.

        Найти существительное, к которому относится прилагательное

            От существительного поставь вопрос к прилагательному

       По вопросу определи,  какое окончание следует писать  

         

На доске предложение из домашнего упражнения с пропущенными окончаниями в прилагательных.

Нельзя представить себе Россию без бел…снега, без свеж… воздуха, без вкусн… хлеба.

Задание: дописать пропущенные окончания в прилагательных

К доске вызываю 3 ученика   Объяснить.(устно)

                                                                       

Вывод : От чего зависит правильное написание  окончания прилагательных?   От правильно поставленного  вопроса.  

                                                               

Вспомним, что такое имя прилагательное.

 цепочкой на местах

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ   на  СЛАЙДЕ

Имя прилагательное – это ….

Обозначает…….

Отвечает на вопросы ……

Изменяются по…

Согласуется с … 

Вывод: Один сильный ученик обобщает все об имени прилагательном. Оценка.

А как вы думаете, зачем нужны имена прилагательные?  Они украшают нашу речь, делают текст полным.

 СЛАЙД.    Вернемся к пословицам.

Посмотрите на экран,  запомните.  Храбрый солдат не знает преград.

В маршрутных листах:

Задание:  Сильным:   записать по памяти,   Подчеркнуть прилагательное,  выделить окончание,  просклонять по падежам.

                  Слабым:    дописать окончания  прилагательных.

             

Проверка у доски устно. Все остальные проверяют  у себя в листах, исправляют, если это нужно.

1 ученик называет  падеж и существительное 2-  вопрос , 3 ученик- словосочетание.    

Вопрос        Слово

И.п.

какой?            Храбр……  

Р.п.

какого?          

Д.п.

какому?          

В.п.

какой?                

Т.п.

каким?            

П.п.

о каком?        

     И.п солдат  (какой?) храбрый

     Р.п. солдата (какого?) храброго

    Д.п солдату.(какому?) храброму

     В.п. солдат (какой?) храбрый

    Т.п солдатом (каким?) храбрым

П.п  о солдате (каком?) храбром

                                                                                                                                                   

     

Вывод:- Что вы делали, чтобы правильно написать окончания ?  

(находили  существительное, ставили вопрос к прил.  ). Памятка.

Проверка.  СТАВЯТ ОЦЕНКУ В МИШЕНЬ,

2.«Шифровка»  Словарная работа

Для чего мы на каждом уроке проводим словарную работу?  Чтобы запомнить их написание.  Словарные слова можно проверить?  Нет. Их надо запомнить.

Каждый в карточке. Записать и поставить ударение.

1.Разгадайте анаграмму    р а п з н и д к. –праздник (карточка)

2.Начальник воинской части, подразделения или военного судна. (Командир)

3.Слово наоборот недро  (карточка)

             4.Синоним к слову награда.(медаль)

СЛАЙД

Проверка  Праздник, командир, орден, медаль. Взаимопроверка   Поменялись листами и проверили друг у друга.

 Задания: назови слово, в котором букв больше, чем звуков.

--слово из 3 слогов.

--слова, в котором ударение падает на 1 слог.

--укажи слово, состоящее из корня и  суффикса

--.исключи лишнее слово  -медаль.

Оценка в мишень.

СЛАЙД

«Строевая подготовка»

     Физминутка

                                                                                           

   

  

 

СЛАЙД

3.«Марш-бросок»

Кто быстрее.

 «Составление поздравительной открытки и украшение текста  

открытки прилагательными».

Применение нового знания в творческой деятельности.

Решение дидактической задачи: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

– Наша речь без имён прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Прилагательные позволяют передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, делают  нашу  речь выразительнее и точнее.

Мы знаем, наша речь может быть как  устной, так и письменной.

   Где же используется письменная поздравительная речь?

( В поздравительной открытке,  телеграмме)

 Приближается праздник.

Хотели ли бы вы сделать подарок в этот день? А какой подарок мы можем сделать средствами русского языка?

Сочинить поздравление.

– Кого поздравляем  мы в этот день? Совместное обсуждение.

– Сегодня  у вас есть возможность составить текст поздравительной открытки  своим близким  к 23 февраля.

С чего начинают подписывать открытку?    Совместное обсуждение. ( С обращения).

Обращение – это слово или словосочетание  слов, называющее адресата.

– Обращение произносится с особой интонацией, на письме выделяется  восклицательным знаком.

–  Части, которые  обязательно должны быть в поздравительной  открытке.

1. Обращение.

2. Поздравление.

3. Пожелание.

4. Подпись.

Учащимся раздаются заготовки частей текста по группам. В текстах пропущены прилагательные.

 Учащиеся в группах знакомятся с содержанием и приходят к выводу, что текст неудачен, т.к. в нем нет прилагательных.

- Что можно сделать?

- Вставить в текст необходимые прилагательные.

 Учитель предлагает учащимся прилагательные-подсказки.

В случае затруднения ребята могут воспользоваться прилагательными-подсказками.

- Итак, давайте прочитаем, что у нас получилось.

По одному представителю от группы зачитывают свою часть текста.

– Чтобы текст поздравительной открытки получился красивым, добрым, сердечным , подумайте,  о какой части речи  нельзя забывать?

Задание на выбор. На каждую парту положить 3 варианта текста.

1 группа:

  1. Подобрать прилагательные. И написать, к кому вы обращаетесь.

___________         ___________ !

Поздравляю тебя с ___________________            праздником Днём защитника Отечества!  Пусть в этот ___________         день сбываются мечты.  Желаю тебе___________         здоровья, _____________        счастья и______________          настроения.

                                                                                                                                                                                 Тво. ___________

2 група:

2)  Подобрать прилагательные и  вставить пропущенные окончания.

                                                        ……….           ………!

Поздравляю тебя с наступающим праздником.  Желаю успехов в делах, счастья, добра, …….…….  неба над головой.  Быть ……..  

……….,   ……………        И помнить о …………. звании мужчин.

Слова для справок: дорог….…,  мирн…….., смел……    добр…….. ,   высок… ….., сильн… .Тво----

3 группа:

3) Списать и вставить окончания прилагательных.

                                                         Дорог…..    ………..!

 Поздравляю тебя с наступающим праздником.   Желаю успехов в делах,  счастья,  добра,  чист……        , мирн…….        неба над головой.  Быть сильн…       ,     смел…….    ,   ..добр………,   помнить о высок…        звании мужчин.

                                                                                                                                                                                              Тво --------------

– Кто желает зачитать поздравление?

                                                               Дорогой папа!

 Поздравляю тебя с наступающим праздником.   Желаю успехов в делах, счастья, добра, чистого, мирного неба над головой  . Быть сильным, смелым,  добрым и благородным,  помнить о высоком звании мужчин.

                                                                                                                                                                            Твой сын Миша.

4.«Лучший по званию»

Награждение.

Рефлексия. Чему научились? Какое задание было трудным?  Какое задание было интересным?  Вернемся к этапам. Оценить.

Отлично - Урок прошел с пользой. 

Техника «рефлексивная мишень» На доске рисуется мишень, которая делится на се...

Хорошо---- Вы научились и можете помочь.

Молодец -  Научились правильно писать окончания прилагательных, но еще нужно потренироваться.

Старайся - Было трудно на уроке.

Консультанты помогают  раздавать звездочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ударные и безударные падежные окончания имен существительных первого склонения единственного числа.

Актуализация знаний на закрепление правила "Правописание безударных окончаний имен прилагательных" через разные виды деятельности. Активизация деятельности рецепторов, через чувственное познание окруж...

Русский язык.6класс.Урок №1. Тема:Окончания прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

Данный урок является одним из трёх в блоке  уроков русского языка в программе 6 класса коррекционной школы VIII вида по теме "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода"....

Русский язык. 6 класс.Урок №2. Тема "Окончания прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже".

Данный урок является вторым в блоке из трёх уроков по теме: "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода"....

Конспект урока по русскому языку 5 класс школа 8 вида на тему "Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода"

Конспект урока по русскому языку 5 класс школа 8 вида на тему "Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода"...