Этимологический анализ слова при обучении орфографии.
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ
Глинкина Л.А. Словарь-справочник. Этимологические тайны русской орфографии – М., 2007.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. – М.: Дрофа, 2004.
1. Существует ли этимологическая связь между словами: компот, композитор, композиция, компонент, компоновка, компоновать?
Ответ: лат. ponere («класть, ставить»); лат. приставка ком-, синонимичная русской со-Композитор буквально значит «составитель, сочинитель», а компот – «сложенное вместе» (из разных фруктов и ягод), композиция (буквально «состав»), компонент («составная часть чего-либо»), компоновка («составление целого из частей»), компоновать. Следовательно, проверить безударные гласные в словах можно с помощью компота.
2. Определите, что объединяет слова: порт, импорт, транспорт, экспорт, портмоне, портфель, портсигар, портативный, паспорт, портьера, рапорт, транспортир.
Ответ: лат. корень порт имел два значения: «ворота, выход» и «носить, возить». Портьера буквально значит «занавес на выходе», портфель — «ношу листы», портмоне — «ношу монеты» и т.д.
3. Определите, являются ли этимологически родственными слова: бисквит, бис, бинокль, биссектриса, бинарный. Ответ: Бис – от латинского bis «два раза»
4. Что в словах экспрессия, депрессия, репрессия, компрессия является этимологически общим? Приведите примеры современных слов с выявленным корнем. Ответ: франц. presse – «печатать, давить». Современные слова – пресса, пресс-атташе, пресс-бюро, пресс-конференция, пресс-служба, пресс-папье, пресс-центр.
5. Что объединяет следующие слова? Как помогает этимологический анализ в овладении орфографией?
а) Мандат, манеж, манера, маневр, манжета, маникюр, манипуляция, манифест, манускрипт, мануфактура, эмансипация (лат. manus – «рука»);
б) чин, чиновник, подчинить, подчинение, подчинительная и сочинительная связь, чинить, сочинение, сочинять (чин - «служебный разряд, звание, должность»);
в) проволока, волк, волочить, волокита, волокитчик, проволочка, наволочка (волочить, тянуть);
г) администрация, минус, минута, минимум, мини, министр (минимум);
д) корабль, корыто, короб, кора, корка ( от -кор- – «кора»);
е) колесо, колея, коляска, колесница, кольцо, кольчуга, около, околыш, околица, окольный, околоток, двуколка (коло - «круг»);
ж) велосипед, пьедестал, педаль, педикюр, экспедиция (лат. корень –пед- «нога»).
6. Пользуясь этимологическими словарями, ответьте на вопрос: можно ли говорить: повторная репетиция, свободная вакансия, мемориальный памятник, впервые дебютировать, старый ветеран, биография жизни, свой автограф, гербарий растений?
7. Как с помощью этимологии можно объяснить написание слов:
а) искусный и искусство;
б) кАмпания или кОмпания? С каким из них связаны компаньон и аккомпанировать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Этимологический анализ слов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку"
Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возрас...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/30/picture-133849-1351543801.jpg)
Мастер - класс "Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова"
Слово - это особый микромир. Именно это я доказываю своим ученикам на уроках. Но особенно я увлечена этимологией. Через это, мне кажется, можно заинтересовать родным языком. На мастер - классе р...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189864-1359310773.jpg)
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189864-1359310773.jpg)
Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач
РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/17/picture-253466-1368789398.jpg)
Этимологический анализ слов как средство развития орфографической грамотности
В данной работе даны рекомендации по применению этимологического анализа на уроках русского языка для развития орфографической грамотности....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/08/picture-621142-1428511391.jpg)
Этимологический анализ слов на уроках русского языка ка средство развития орфографической зоркости
Эффективным приёмом наблюдения исторических изменений в структуре слова и , следовательно, объяснения правильного написания слова является этимологический анализ, который выступает и как средство восп...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/13/picture-622774-1428940742.jpg)
Урок – презентация10 класс.Тема: «Душа слова. Этимологический анализ слов»
Цель: дать представление об основных принципах этимологического анализа слов, вызвать интерес к изучению истории родного языка, развивать навыки исследовательской деятельности....