Этимологический анализ слова при обучении орфографии.
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etimologiya_pri_obuchenii_orfografii.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТИМОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ

Глинкина Л.А. Словарь-справочник. Этимологические тайны русской орфографии – М., 2007.

Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. – М.: Дрофа, 2004.

Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей. Под. ред. чл.-кор. АН СССР С.Г. Бархударова. Изд. 3-е, 1975

1. Существует ли этимологическая связь между словами: компот, композитор, композиция, компонент, компоновка, компоновать?

Ответ: лат. ponere («класть, ставить»); лат. приставка ком-, синонимичная русской со-Композитор буквально значит «составитель, сочинитель», а компот – «сложенное вместе» (из разных фруктов и ягод), композиция (буквально «состав»), компонент («составная часть чего-либо»), компоновка («составление целого из частей»), компоновать. Следовательно, проверить безударные гласные в словах можно  с помощью компота. 

2. Определите,  что объединяет слова: порт, импорт, транспорт, экспорт, портмоне, портфель, портсигар, портативный, паспорт, портьера, рапорт, транспортир.

Ответ: лат. корень порт имел два значения: «ворота, выход» и «носить, возить».  Портьера буквально значит «занавес на выходе», портфель — «ношу листы», портмоне — «ношу монеты» и т.д.

3. Определите, являются ли этимологически родственными слова: бисквит, бис, бинокль, биссектриса, бинарный. Ответ: Бис – от латинского bis «два раза»

4. Что в словах экспрессия, депрессия, репрессия, компрессия является этимологически общим? Приведите примеры современных слов с выявленным корнем. Ответ: франц. presse – «печатать, давить». Современные слова – пресса, пресс-атташе, пресс-бюро, пресс-конференция, пресс-служба, пресс-папье, пресс-центр.

5. Что объединяет следующие слова? Как помогает этимологический анализ в овладении орфографией?

а) Мандат, манеж, манера, маневр, манжета, маникюр, манипуляция, манифест, манускрипт, мануфактура, эмансипация (лат. manus – «рука»);

б) чин, чиновник, подчинить, подчинение, подчинительная и сочинительная связь, чинить, сочинение, сочинять (чин - «служебный разряд, звание, должность»);

в) проволока, волк, волочить, волокита, волокитчик, проволочка, наволочка (волочить, тянуть);

г) администрация, минус, минута, минимум, мини, министр (минимум);

д) корабль, корыто, короб, кора, корка ( от -кор-  – «кора»);

е) колесо, колея, коляска, колесница, кольцо, кольчуга, около, околыш, околица, окольный, околоток, двуколка (коло - «круг»);

ж) велосипед, пьедестал, педаль, педикюр, экспедиция (лат. корень –пед- «нога»).

6. Пользуясь этимологическими словарями, ответьте на вопрос: можно ли говорить: повторная репетиция, свободная вакансия, мемориальный памятник, впервые дебютировать, старый ветеран, биография жизни, свой автограф, гербарий растений?

7. Как с помощью этимологии можно объяснить  написание слов:

а) искусный и искусство;

б) кАмпания или кОмпания? С каким из них связаны компаньон и аккомпанировать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Этимологический анализ слов при подготовке учащихся к олимпиаде по русскому языку"

Данный материал поможет учителю и учащимся использовать некоторые сведения по этимологии при подготовке к решению олимпиадных заданий по русскому языку. Материал рассчитан на школьников разного возрас...

Мастер - класс "Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова"

Слово - это особый микромир. Именно это я доказываю своим ученикам на уроках. Но особенно  я увлечена этимологией. Через это, мне кажется, можно заинтересовать родным языком. На мастер - классе р...

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Этимологический анализ слов как средство развития орфографической грамотности

В данной работе даны рекомендации по применению этимологического анализа на уроках русского языка для развития орфографической грамотности....

Этимологический анализ слов на уроках русского языка ка средство развития орфографической зоркости

Эффективным приёмом наблюдения исторических изменений в структуре слова и , следовательно, объяснения правильного написания слова является этимологический анализ, который выступает и как средство восп...

Урок – презентация10 класс.Тема: «Душа слова. Этимологический анализ слов»

Цель: дать представление об основных принципах этимологического анализа слов, вызвать интерес к изучению истории родного языка, развивать навыки исследовательской деятельности....