Конспект урока русского языка в 6 классе с компетентностно-ориентированным заданием
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Моисеева Елена Викторовна

Урок  русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное", на котором учащиеся знакомятся с новой для них частью речи. Творческая работа предполагает создание собственного продукта - текста прогноза погоды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №143
с углубленным изучением отдельных предметов»

Конспект открытого урока

русского языка в 6 классе

Тема: «Имя числительное

как часть речи»

Учитель: Моисеева Елена Викторовна

учитель русского языка и литературы

2016


Тема:«Имя числительное как часть речи»

Цели:

Образовательные: систематизация сведений о частях речи в русском языке; знакомство с новой частью речи – имя числительное, закрепление навыков синтаксического и пунктуационного разборов; актуализация изученного по частям речи - общее значение, вопросы и роль самостоятельных и служебных частей речи, пополнение словарного запаса обучающихся.

Развивающие: эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; сформировать познавательный интерес к научным текстам как явлениям языка и речи; умения узнавать и характеризовать языковые явления, процессы и связи на материале целостного текста.

Воспитательные: сформировать познавательную мотивацию изучения языка и речи.

Тип урока: вводный урок знакомства с новой частью речи - имя числительное

Формы организации урока: групповая, фронтальная.

Оборудование: демонстрационные плакаты-схемы (система частей речи, части речи), демонстрационные карточки со словарными словами: за рубежом, остричь под нУль, начинать с нУля, свести к нУлю, нОль внимания, нОль без палочки, нОль-нОль); презентация с текстом («деформированный и эталонный), раздаточный дидактический материал – бланк редакционного задания.

Структура урока:

  1. Организационный момент,
  2. Актуализация. Постановка задач урока, сообщение темы.
  3. Изучение нового материала.
  4. Применение полученных знаний. Творческая работа.
  5. Итоги урока. Рефлексия. Задание на дом.

Ход урока.

1)Организационный момент. Оформление тетрадей.

2) Актуализация. Постановка задач урока, сообщение темы.

Послушайте притчу и выполните грамматические задания.

Мастер стрельбы из лука предложил Ученику приготовиться к выполнению упражнения. Тот подошёл к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы. Мастер отобрал у него одну из стрел и бросил в сторону. «Почему ты отобрал у меня вторую стрелу? – удивился Ученик. Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую: она всё равно пошла бы мимо цели, поскольку, стреляя, ты бы знал, что у тебя в запасе есть ещё одна попытка».

«Так вот почему человеку даётся только одна жизнь», - подумал Ученик.

ВОПРОС: Как вы считаете, имеет ли эта притча отношение к вашей школьной жизни?

ЗАПИСЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Ученик подошел к рубежу стрельбы, взяв лук и две стрелы.

Понятно ли слово «рубеж»? Какие синонимы мы можем подобрать? (граница) Как пишется слово «за рубежом»? Запомните, пожалуйста, это наречие.

Синтаксический разбор предложения.

Статистический диктант (цифрами запишите ответ на вопрос по записанному предложению): Сколько существительных? (5) Какого спряжения глагол? (1) Сколько звуков в деепричастии? (4)        

БЕСЕДА: Запишите эти цифры словами? К какой части речи относятся записанные слова? «Сегодня мы начинаем знакомство с новой частью речи – имя числительное», в результате которого вы должны разобраться, что обозначают числительные, какие морфологические признаки имеют и каким членом бывают в предложениях. Как вы думаете, почему эта часть речи так называется?

3. Изучение нового материала. Работа с учебником.

Запись темы урока.

Работа со схемой на плакате «Система частей речи русского языка».

На какие группы делятся? Назовите служебные части речи. Назовите самостоятельные части речи. Почему они так называются? Имя числительное – самостоятельная часть речи, а значит, она характеризуется а) общим значением; б) морфологическими признаками; в) синтаксической ролью.

Чтение параграфа учебника. Почему теоретический материал разделен на три части? Чтение вслух по частям. Задайте вопрос своим товарищам по каждой части.

Работа с таблицей «Общее значение имени числительного». Устно установить соответствие. Сделайте вывод, какие значения могут иметь числительные? На какие вопросы отвечает?

4. Применение полученных знаний. Творческая работа.

4.1. Как используются числительные в речи, мы рассмотрим на примере текста.

Сегодня, 1 марта, на территории Татарстана сохранится теплая облачная погода, сообщает Гидрометцентр. Температура воздуха составит от -1 до +4 градусов, местами вероятны небольшие осадки в виде мокрого снега и мороси. Также возможны туманы и гололедица. С юга будет дуть ветер скоростью 5-10 метров в секунду.

В Казани вероятность осадков составляет 45%, воздух прогреется до 2  градусов выше 0.

БЕСЕДА ПО ТЕКСТУ: Прочитайте текст на слайде. Как мы можем его озаглавить? Уточните значения слов гололедица и морось. Объясните постановку знаков препинания. Сосчитайте, сколько здесь числительных.

Метеорологическая служба в России появилась только в 1834 году. Как вы думаете, как раньше обходились без прогнозов погоды? А кто может сказать, на основании чего в наше время делается прогноз погоды? А как вы считаете, какие знания, школьные предметы важны для специалистов Гидрометцентра?

Перед вами текст, в котором много цифр, которые нужно будет записать словами, используя числительные. Записываете числительные в словосочетаниях, вместе с теми словами, к которым они относятся.  По окончании взаимопроверка по эталону.  Обратите внимание на правописание слова «ноль/нуль», где допустимы оба варианта. Однако в определенных фразеологических оборотах слово «но/уль» пишется по–разному. Запомните.  Когда говорят: остричь под нУль, начинать с нУля, свести к нУлю? Когда говорят : нОль внимания, нОль без палочки, нОль-нОль.

4.2. А следующее задание позволит включить числительные в нашу собственную речь. Откуда вы узнаете прогноз погоды? На сайтах в Интернете чаще всего погода характеризуется с помощью таблиц, где используются символы, значки и цифры. (Сайт в Интернете «Яндекс. Погода» - слайд). А представьте, что вы работаете на радиостанции и вам нужно подготовить прогноз погоды для радиослушателей. Работаем в творческих группах – редактор и ведущий. Запишите текст прогноза на специальных бланках Редакционного задания, укажите свои роли, название радиостанции. Каждая группа готовит прогноз на разные дата в соответствии с полученным раздаточным материалом - распечатками таблиц с сайта «Яндекс. Погода». Время на подготовку – 5 минут. После оформления бланков заданий ведущий прочитает полученный текст. //Альтернативное задание  упр. 577

5) Подведение итогов урока.         Рефлексия. Задание на дом.

Беседа: Итак, вспомним (Что было на уроке?); оценим сложность (Что показалось сложным?); сравним (Что было нового?).

А в завершении я попрошу вас на листах редакционных заданий с помощью всем известных символов: солнышка и тучки - оценить ваше настроение по окончанию урока.

Дома я попрошу вас прочитать параграф о числительных  и выполнить упражнение № 574 устно, № 575 письменно.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 5 класс

Конспект урока русского языка по теме "- тся и - ться в глаголах". Урок проводится с использованием ЭОР....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...