Деятельностный подход на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Червоткина Надежда Аркадьевна

Реализация деятельностного подхода через использование современных тезнологий при изучении русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация деятельностного подхода через использование современных технологий при изучении русского языка

Сегодня каждого учителя интересуют вопросы, связанные с тем, как воспитывать стремление к знаниям, как выбрать из форм, методов и приёмов те, которые бы активно побуждали эти стремления. В решении этих вопросов помогает деятельностный подход, который и является главным условием реализации ФГОС.

  Деятельностный подход на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся возможность самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. В этом самое сложное, ведь учитель должен в корне изменить свою педагогическую позицию.   Задача учителя – создать содержательные  учебно-педагогические условия для формирования и развития у обучающихся умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью, то есть предоставить возможность для самообучения, саморазвития и самосовершенствования.

Деятельность учеников на уроке должна быть осмысленной, личностно-значимой: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Если рассматривать технологические подходы, то наиболее эффективной представляется  следующая модель:  

1) ученик изучает объект (в том числе эвристически),
2) создаёт в результате свой образовательный продукт,
3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом,
4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения,

5) рефлексия процесса. Самооценка, оценка результатов.

Какие же технологии, реализующие деятельностный подход, можно использовать на уроках русского языка ?

Прежде всего это технология проектов. Работа над учебным проектом, как правило, проводится в течение всего учебного года или при изучении определенной темы и включает в себя несколько этапов: предварительный  выбор  темы  (с  учетом  рекомендаций  учителя);  составление  плана,  изучение  литературы по данной теме и сбор материала, создание собственного текста, содержащего анализ литературы и  выводы по теме, защита,  которая  предполагает  устное  выступление   с  краткой  характеристикой  работы,  ответы  на  вопросы  по  теме проекта.

Предъявление результата проекта самое различное:

Это может быть научный доклад с постановкой проблем и научными выводами о тенденциях, прослеживающихся в развитии данной темы

( например, восьмиклассниками выполнены работы:

«Использование односоставных предложений в лирических произведениях А.С. Пушкина»;

«Цветовая лексика в поэме М.Ю. Лермонтова “Демон”;  

«Словарь природных понятий у А.С. Пушкина: цветы, явления стихий»; «Использование сравнений в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»);

  Может быть создание словаря современной лексики; «Музей русского слова»; создание Общества защиты русского языка и написание его Устава и другие.

В год двухсотлетия В.И. Даля ученики 5 – 9 классов работали над проектом «Великий лексикограф земли русской».

1.Перед обучающимися была поставлена задача: познакомиться с жизнью и творчеством В.И. Даля, с «Толковым словарем живого великорусского языка» – «своеобразной энциклопедией народной русской жизни первой половины XIX века».

2.Проблема звучала так: почему датчанин по происхождению, В.И.Даль, человек энциклопедически образованный, разносторонне одаренный, проявивший себя во многих областях знания, знаменит прежде всего своим «Толковым словарем…»? Заслонил ли словарь известного писателя, человека разнообразных талантов, с богатой, интересной судьбой? Опровергните или подтвердите формулу «Даль и есть Словарь».

3. Источниками информации были сказки Даля, газетные и журнальные публикации,   словари, справочники, энциклопедии.  

4. Полученная информация обрабатывалась: анализировалась литература, обобщалась, сопоставлялась с известными фактами.

5. Результатом проекта стали доклад «История создания “Толкового словаря”», рефераты, «Чем словарь В.И. Даля отличается от других существовавших в то время словарей русского языка?», Почему словарь В.И. Даля называют “Энциклопедией русской жизни первой половины XIX века”» «Фразеологический словарь В.И. Даля»; стенгазета, бюллетень, выставка книг  и словарей, иллюстрации.

6. Презентацией проекта было выступление на общешкольном мероприятии, посвященном 200-летию В.И Даля.

Выявить проблему в рамках заданной темы проекта самим ученикам непросто, роль учителя в этом процессе значительна. Также непросто наметить темы для учебных проектов по русскому языку.

Наиболее интересными стали следующие проекты: «Междометие – особая часть речи» 7 класс, «Можно ли познать мир, не пользуясь средствами языка?» 11 класс, «Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа» (Срезневский) 10 класс, «Слово наших предков» 7 класс, «Языки каких народов оставили след на карте нашего края» 7 класс, «И все-таки она несложная» (о современной русской орфографии) 6 класс. «Знаки препинания имеют свою историю», «Культура общения людей в разных уголках земного шара» 9 класс.

Наряду с проектной деятельностью мы занимаемся и исследовательской. Это деятельность, связанная с поиском ответа на исследовательскую задачу с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Например, члены краеведческого кружка, выполняли исследования «Фразеологизмы на улицах города», «Почему не иначе» (исследование названий распространенных в нашей местности грибов и ягод».

Исследовательской деятельностью занимаемся и на уроках.

Этапов научного исследования много, однако совсем не обязательно наличие всех этапов на каждом уроке-исследовании. Собирать данные можно как в течение длительного времени, так и в течение одного урока, если материал  для  размышлений  представлен  в  пособии  или  подобран учителем. То же и с оформлением сообщения. Если учащиеся заранее не получали задания подготовить научное сообщение, то мысль оформляется экспромтом, в устной форме.

Например, на уроке по теме «Словоизменение  и  словообразование  в  русском языке» ребята исследуют однокоренные слова и формы слова.

Ход урока можно представить так: сначала ставят перед собой цель, затем работают с предложенным материалом, проводят морфемный анализ, сравнивают основы слов и получают продукт научной деятельности.

Выводы, которые дети должны сделать в результате наблюдения:

1) если в слове изменяется окончание, то меняется только его внешняя сторона (форма), а лексическое значение остается без изменения – это словоизменение;

2) если в слове меняется основа, т.е. появляются новые части слова, такие как суффикс или приставка, то образуется новое слово, у которого меняется и форма, и лексическое значение, – это словообразование.

«Пауза» для осмысления учебных действий (рефлексивная остановка).

После паузы ученики под руководством учителя начинают осмысливать этапы исследовательской работы и вырабатывать ее алгоритм.

Мы  видим  в  структуре  данного  урока-исследования  большую часть этапов школьного научного исследования: выявление (видение) проблемы; постановка (формулирование) проблемы; прояснение неясных вопросов; формулировка гипотезы; планирование и разработка учебных действий; сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств); анализ и синтез собранных данных; сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений; подготовка устного сообщения; выступление с подготовленным сообщением; переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы; проверка гипотез; построение выводов, заключений.

В проведении уроков-исследований учителю в работе помогают рабочие тетради по русскому языку «Комплексный анализ текстов» под редакцией А.Б. Малюшкина. В это методическое пособие   включены тексты, различные по типу и стилю и задания по их анализу, которые дают возможность работать самостоятельно, коллективно в классе и дома.    Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем предлагаются  вопросы по орфографии, пунктуации  и синтаксису, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также усвоение  нового материала. Преимущество работы с текстом заключается в том, что школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки создания связных текстов.

Еще одна интересная технология, в основе которой лежит деятельностный подход, - это ТОГИС (технология обучения в глобальном информационном сообществе).

Основным элементом технологии ТОГИС является деятельностно-ценностная задача (ДЦЗ). Это познавательная задача, предполагающая альтернативные способы решения, не имеющая однозначного ответа. ДЦЗ имеет 3-компонентную структуру: (познавательная, информационная, коммуникативная)

  Акцент в задачах делается на способах их решения, а не содержании. Присвоенное учащимися содержание оказывается следствием их деятельности по решению задач.     Требования к выполнению задачи:

1. Выделите ключевые слова для информационного поиска.

2. Найдите способы и соберите необходимую информацию.

3. Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

4. Сделайте выводы.

5. Сравните ваши выводы с выводами известных людей.    Возможные информационные источники: книги, компакт-диски,  культурные образцы, Web- сайты.

В результате поиска своего решения, работы с информацией и многократных обсуждений, формируются прочные знания, развиваются компетентности учеников, формируются духовные ценности.

Подробный материал об этой технологии можно узнать в журнале "Педагогические технологии" (//ptm.gouzeev.ru) и на официальном интернет-портале учителей-экспериментаторов технологии ТОГИС (www.togisklub.ru).

Технологий, который помогают реализовать деятельностный подход много. С интересными технологиями и конспектами уроков можно познакомиться, обучаясь на дистанционных курсах педагогического университета «Первое сентября» «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. Автор курсов Ольга Ивановна Горбич  (современные вузовские технологии, технологии педагогических мастерских, модульные технологии, игровые и информационные технологии помогут реализовать принципы деятельностного подхода).

Использование  в обучении современных педагогических технологий, в основе которых лежит деятельностный подход, позволяет не только сделать ученика субъектом, но и способствует воспитанию личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, а умения и знания  учащихся приобретают для них личностную значимость.


  1. Примеры ДЦЗ
  2. Морфемный статус инфинитивного –ть (ти)     Текст задачи.
  3. С четвёртого класса нам знакомо следующее определение инфинитива: «Инфинитив – начальная форма глагола. Инфинитив отвечает на вопросы что делать? что сделать? и называет действие, но не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число. Вот почему эту форму ещё называют неопределённой формой глагола. Неопределённая форма глагола имеет окончание -ть (ти) и нулевое окончание в глаголах на -чь». Но нам также известно, что инфинитив – неизменяемая форма глагола (наряду с деепричастием), а неизменяемые формы не могут иметь окончаний. Так что же такое -ть в инфинитиве: окончание или суффикс? Определите его морфемный статус.
  1. Выделите ключевые слова для информационного поиска.
  2. Найдите необходимую информацию.
  3. Обсудите и проанализируйте собранную информацию.
  4. Сделайте выводы.
  5. Сравните ваши выводы с культурным образцом.

Методический комментарий

Решая данную задачу, ученики должны разобраться в сущности понятий: морфема, суффикс, словообразующие и формообразующие морфемы, окончание, начальная форма глагола, неопределённая форма глагола, инфинитив. Работая с источниками, учащиеся ещё раз убедятся, что язык – это система, компоненты которой взаимосвязаны не только синхронически, но и диахронически. А сопоставление своих выводов  с культурным образцом приведёт учащихся к мысли, что переходные явления рождают вариативность научных определений. В результате работы над задачей развивается не только лингвистическая компетентность, отрабатываются способы решения задач подобного типа, но и формируется ценностное отношение к лингвистике как науке, в которой не все вопросы однозначно решены. Исходя из дискуссионности вопроса о морфемном статусе инфинитивного –ть, урок целесообразно организовать в форме проблемного семинара.

  1. Живое слово русского языка.    Текст задачи

Если бы принцессу поселили в сарае, Снежную королеву – на чердаке, а царя Салтана в больничной палате, то все они, вероятно, оскорбились бы. Распутайте словесный узелок, заглянув в историю слов, которые стали так неприветливы к столь высоким особам. Когда и при каких обстоятельствах эта ситуация могла быть нормальной, не вызывающей недоумения?

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

б) Найдите и соберите необходимую информацию.

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните Ваши выводы с выводами известных людей.

Методический комментарий

Необходимо сделать акцент на том, что явление многозначности может иметь историческую основу, временную характеристику, может быть связано с заимствованиями. «Обрусевшие» заимствованные слова часто приобретают значения, связанные, например, с местными условиями и традициями, «приспосабливаются» к русской ментальности. Ключевые слова для информационного поиска: сарай, чердак, палата.

Стили речи. Текст задачи

Текст задачи. Стиль связан с состоянием общества, он исторически изменчив. Во времена М.В. Ломоносова можно было говорить только о стилях книжной речи; при этом выделялись «три штиля»… Литературный язык меняется, каждый функциональный стиль обладает своими особенностями использования общелитературной нормы.

Сколько теперь стилей в языке? В чём их особенности? Почему не следует путать стили? Свой ответ подтвердите примерами.

а) Выделите ключевые слова для информационного поиска.

б) Найдите и соберите необходимую информацию.

в) Обсудите и проанализируйте собранную информацию.

г) Сделайте выводы.

д) Сравните Ваши выводы с культурным образцом.

Эта задача относится к общему уровню. Она может быть решена как на уроках русского языка в 8 классе, так и на внеклассных или факультативных занятиях в 7, 9 классах. Одним из возможных вариантов решения данной задачи является работа с текстами различных функциональных стилей. Ключевыми словами и выражениями для поиска информации являются: «времена М.В. Ломоносова», «три штиля», «каждый функциональный стиль обладает своими особенностями.


 Очень интересно можно провести урок-исследование в старших классах «Метафора как изобразительно-выразительное средство в тексте»,  используя интегрированные материалы по русскому языку и литературе. Содержание урока предполагает хорошее знание ребятами текстов художественных произведений, предложенных для исследовательской работы, и знакомство с метафорой как элементом художественного текста.

Урок на тему «Пять чаек: жизнь слова в тексте» строится по следующему плану.

I. В начале урока ребята вспоминают, что такое метафора. Это этап выявления и формулирования проблемы исследования, а также прояснения неясных вопросов. Учитель активизирует мыслительную деятельность учащихся в процессе восстановления ранее полученных  знаний и формулирования гипотезы.  Аристотель  сказал:  «Слагать  хорошие метафоры – значит подмечать сходство в природе».

II. Этап планирования и разработки учебных действий начинается с задания: дайте волю воображению и придумайте метафору – наполните понятие «чайка» конкретным образным представлением, личным опытом, переживанием, чувством, ассоциацией.

III. Этап  сбора  данных,  сбора  наблюдений  и  доказательств, анализа и синтеза их начинается с вопроса: «Вы придумали собственные  авторские  метафоры?  Могут  ли  они  быть  в  словаре?»

(Нет. Они собственность автора, каждая несет в себе особенности индивидуального  стиля,  ощущения,  личного  опыта).  «А  можно сказать о чайке еще выразительнее?» (Да. Нужен большой талант, живой  интерес  к миру,  особая  наблюдательность.  Так  большие поэты и писали).

IV. Далее начинается процесс сопоставления данных и умозаключений, подготовки сообщений и выступления с ними, переосмысление результатов собственных наблюдений, проверка гипотез. Работа ведется с четырьмя текстами, в которых есть чайка. Нужно отгадать автора, название, постараться расшифровать метафору, т.е. определить ее роль в тексте, выйти через метафору на стиль автора.

Первый текст – описание степи в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба

Гоголевская  чайка…  Какая  она?  В  каком  словесном  окружении

живет эта «чайка» в тексте? Зачем ее изобрел Гоголь? Важно выслушать все мнения ребят.

Второй  отрывок  из  новеллы  И.С.  Тургенева  «Певцы  Почему автор вспомнил о чайке, когда слушал Якова? Что происходит в финале новеллы? В какой цикл входит новелла? – вот вопросы, которые помогут ребятам в их размышлениях.

Третий отрывок из пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»:              

  Лариса – «чайка» в переводе с греческого. Случайно ли придумано такое имя для героини? Почему?

Четвертый  отрывок –  монолог  Нины  Заречной  из  IV  действия пьесы А.П. Чехова «чайка»:  

Кто в реальной жизни связал в себе образы Ларисы Огудаловой и Нины Заречной? (В.Ф. Комиссаржевская). Какую роль в пьесе играет чайка? Какую чайку Нина Заречная прозревает в себе (помните, в пьесе Треплева она исполняла роль души, вещающей, когда вся жизнь умерла на земле)? Ту, которую так тянет к себе «колдовское озеро»? Ту, которую погубил случайно пришедший человек? И которая была брошена, подстреленная, под ноги Тригорину? А может быть, хватит ей душевных сил, и она, как гоголевская чайка, вновь обретет свободу полета?

V. Следующий этап урока-исследования – построение  выводов, заключений.

VI. В конце урока учитель спрашивает у ребят: а где же пятая чайка, которая фигурирует в названии урока?

Ею станет образ, созданный фантазией самих учеников. Творческая работа может быть названа «Моя чайка» или «Я – чайка».

Возможен другой вариант задания – написать самостоятельную работу  по  материалам  урока  и  по  личным  исследованиям  этой темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему  обучения  то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможно...

системно-деятельностный подход на уроке русского языка (6класс)

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов  образования нового поколения.Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Урок русского языка по теме "О...

Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...

Деятельностный подход на уроках русского языка как главное условие реализации ФГОС.

В данной работе перечислена система дидактических принципов, применяемых при системно-деятельностном подходе. Даны разработки уроков....

Технология деятельностного подхода на уроках русского языка".

Эффективный приём деятельностного обучения на уроке русского языка в 6 классе.Тема "Разносклоняемые имена существительные"...

Технология деятельностного подхода на уроках русского языка

Приём деятельностного обучения на уроке русского языка в 6 классе при изучении темы "Разносклоняемые существительные" (Из опыта работы)...