Системно-деятельностный подход на уроке русского языка
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

 

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему  обучения  то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл системно-деятельностный подход17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок (11класс)

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов  образования нового поколения.

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Отличает систему  обучения  то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют учащемуся вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи.

Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку учебных задач. Учитель руководит поиском ответов на поставленный  вопрос или учебную задачу: предполагается помощь, а не подсказка. Деятельность школьника в рамках своей зоны ближайшего развития предусматривает использование им дополнительных сведений из вспомогательных источников (словарей, справочников, энциклопедий), с которыми ученик работает самостоятельно. Работа ученика с учетом зоны ближайшего развития способствует актуализации, самоконтроля, саморегуляции и планирования собственной деятельности в условиях контроля и помощи со стороны учителя.

В рамках системно-деятельностного подхода был проведен урок в 11классе.

До этого ребята ещё не работали в таком режиме, но у них есть опыт участия в уроках - проектах, элементы этих уроков и были использованы.  Класс разделён на 4 группы, каждая впоследствии работала над своей частью задания В, выбраны консультанты.

Тема: Подготовка   выполнения части В.

Задачи:  подготовить учащихся к выполнению части В3-В6;совершенствовать  навыки самостоятельной работы в группе; формировать корректное отношение к чужому мнению; развивать навыки работы с учебниками и другими материалами по заданию; оформлять полученные знания в виде схем, таблиц и т.д.

                        Ход урока.

1.Постановка учебной задачи. (2мин.)

У:Задания части В связаны с анализом языковых явлений в тексте. Они требуют умения самостоятельно сформулировать ответ в виде слова, небольшого перечня слов, цифр. Неумение опознать определённые грамматические конструкции (например, причастный, деепричастный обороты)  затрудняет освоение текста.

Ваша задача выполнить задания В3- В6

2. Учащиеся получают задания, в группе работают 5 человека. (7мин.)

(В3-виды словосочетаний, В4-виды односоставных предложений, В5-виды предложений с обособлением (определений,  обстоятельств, дополнений), В6- СПП с различными видами придаточных).

3. Учащиеся выполняют задания,  учитель  - у консультантов, консультанты -  у ребят.

Вывод: сколько человек не справились с тем или иным заданием. (2мин)

4. Обсуждение.  (6мин.)

У: Проанализируйте, какие задания не смогли выполнить и почему?

Что не учли при выполнении задания?

Каких знаний не хватило при выполнении?

Свяжите эти задания с разделами языка.

Что необходимо предпринять, чтобы закрыть пробелы?

 Проанализируйте соответствующие тексты в учебниках и переработайте так, чтобы пробел был

закрыт. Что это может быть?  

Прежде чем вы приступите к работе, хочу обратить ваше внимание на слова Монтеня ( на доске):  «Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.»

Поэтому попробуйте сами добыть эту «собственную мудрость».

(Каждая группа получает задание, причём ребята не знали до этого, какое задание им достанется. Консультанты распределяют роли в группе и помогают, если необходимо.)

5.Учащиеся работают с  теоретическим материалом, оформляют его, озвучивают результаты своей работы. (20мин.)

(Задание В3-оформляеся на доске, В4- на компьютере, В5 и В6 – на ватманах).  

6. Практическая работа.  (8мин.)

В соответствии со схемами, постарайтесь устранить ошибки в КИМах. Для практической работы  вам предлагаются разноуровневые  упражнения (учебник Розенталя):

На «3» -тест из сборника «ГИА», стр.83 1,2,3.

                                                           стр.93 вариант 1,2.

На «4» -  Выписать из упр.№309 (учебник Д.Э,Розенталя):

А) 2 словосочетания со связью управление;

Б) предложение с обособленным определением;

В) сложноподчиненное предложение с определительным придаточным. 

На «5»- Выбрать и выписать из упражнения № 314 (учебник Д.Э.Розенталя) словосочетания я, предложения, связанные с заданиями В3-В6 ЕГЭ.

7. Домашнее задание:  выбрать из упражнения №433 ученик «Русский язык» под редакцией В.Ф.Грекова примеры в соответствии с ошибками, допущенными вами  в КИМах.                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

системно-деятельностный подход на уроке русского языка (6класс)

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов  образования нового поколения.Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности. Урок русского языка по теме "О...

Использование технологии критического мышления в рамках системно - деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности принципами деятельности и творчества. В рамках технологии критического мышления учащийся не только открывает новые знания, но и творчески ре...

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка

Системно-деятельностный подход на уроках русского языка...

Системно-деятельностный подход на уроке русского языка. Тема "Деепричастие"

Данный урок построен на состемно -деятельностном подходе в обучении, предлагается неординарный подход к изучению новой темы, учащиеся путем самостоятельных наблюдений приходят к формулировки темы и за...

Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...