Методическая разработка "Как избавиться от неоправданных повторений в письменной речи"
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс) по теме

Терехина Светлана Витальевна

данная методическая разработка поможет учителю 5-6 классов научить детей избегать синтаксического однообразия и, как следствие, избавляться от неоправданных повторов. разработка содержит примеры и памятку "В помощь пишущему".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_izbavitsya_ot_povtoreniy.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

Как избавиться от неоправданных повторений

                                                                                   Методическая разработка                                                            

                                                              учителя русского языка и

                                                     литературы высшей

                                                                      квалификационной категории

                                          Терёхиной С.В.

Содержание

  1. Введение_____________________________________________3
  2. Глава I. Краткий обзор учебной литературы________________4
  3. Глава II. Работа с текстами ученических сочинений__________5
  4. Заключение____________________________________________10
  5. Памятка «В помощь пишущему»__________________________11
  6. Список литературы______________________________________12

Введение

Все мы хотим говорить грамотно и красиво, но это не всегда получается. Я заметила,  что основной ошибкой в детской речи является неоправданный лексический повтор, то есть повторение одного и того же слова в соседних предложениях. В словаре лингвистических терминов  указываются причины повторений в речи учащихся: психологическая – тенденция к повторному использованию слова, языковая бедность словаря, неумение пользоваться синонимами. Здесь же содержится замечание, что неоправданный повтор – очень частая и устойчивая ошибка на всех этапах обучения языку.

Действительно, уже в начальной школе мы узнаём,  что повторений можно избежать, правильно подобрав синонимы к словам. Однако легко это сделать? И достаточно ли этого способа? Очевидно, нет, иначе проблемы бы не было.

В связи с этим мы решили рассмотреть конкретные случаи повторений с целью выявить их причины и попытаться найти способы их устранения.

В ряде случаев лексические повторы легко устраняются  при помощи  синонимов. Следует только помнить о том, что  синонимы могут быть контекстными. Приведём пример.

Моя любимая и забавная кошка

«Когда у меня только появилась кошка, она была очень смешная и добрая. Но сейчас она стала привередничать. Недавно она начала в три часа ночи забираться на шкаф и мяукать, пока её не снимут оттуда. Но сделать это оказалось не просто: кошка сопротивляется и не хочет слезать». (Продолжение следует)  

Итак, кошка – она. А ещё? Муся - кличка, моя питомица или любимица, проказница, злюка, хулиганка. Стоит только поискать контекстные синонимы среди эмоционально окрашенных слов: они и ошибку исправят, и выразительность придадут.  Редактируем текст: «Когда у меня только появилась кошка, она была очень смешная и добрая. Но сейчас моя питомица стала привередничать. Недавно Муся начала в три часа ночи забираться на шкаф и мяукать, пока её не снимут оттуда. Но сделать это оказалось не просто: проказница сопротивляется и не хочет слезать».

Но не всегда задача решается так просто. Вот отрывок из работы одного ученика нашего класса:

…Игра началась с выбитого мной страйка и после этого понеслось. Через каждые 3-4 удара я выбивал страйк. В первой игре никто кроме меня не выбил ни одного страйка и только во второй игре у всех все было хорошо...

Задумаемся, почему в трех предложениях три раза повторяется слово «страйк» и слово «игра»? Очевидно, потому, что это специальные слова, принятые в боулинге. Кроме того, они короткие, энергичные, с их помощью автору удаётся создать лаконичный текст, хорошо передающий эмоции рассказчика. Но всё-таки 3 повторения в трёх предложениях -  это довольно много и воспринимается читающим как речевой недочёт. Можно ли его исправить? Попробуем подобрать синонимы к слову игра – тур, партия. Довольно легко. А к слову «страйк»? В словарях даются синонимы «бросок», «удар»,  но они не имеют нужного значения - «сбитые с одного удара все кегли». В этом случае можно подобрать слова и словосочетания, отражающие суть ситуации – блестящий удар, удача, победа, отличный результат. Попробуем с их помощью отредактировать текст. Простой подстановкой синонимов это сделать не удалось. Тест только пострадал: стал вялым, скучным, исчез эмоциональный накал, заключающийся в стремлении автора передать торжество удачливого и ловкого игрока.  А если так: «…Игра началась с выбитого мной страйка, и после этого понеслось. Каждые 3-4 удара приносили мне новую удачу.  В первой партии никому,  кроме меня,  не удалось достичь такого результата, и только во втором туре у всех все было хорошо...» Гораздо лучше. Вывод: нельзя заменять повторяющиеся слова синонимами механически: новые слова требуют нового словесного окружения, значит надо изменять всё предложение или его часть.

Это одна трудность, с которой можно научиться справляться, если обогащать не только словарный запас, но и синтаксический строй речи – владение разными видами предложений. Нашими надёжными помощниками могут стать безличные предложения (предложения без подлежащего), восклицательные предложения и предложения с однородными членами (перечислением).

Рассмотрим примеры.

В следующем отрывке из сочинения о любимой игрушке повторяется глагол «есть»: «У меня есть любимая игрушка – овечка. Она плюшевая и очень мягкая. У неё есть бант на шее». Заменим последнее предложение восклицательным: «А какой бант у неё на шее!»  Повтора нет!

Мы заметили, что в  работах, где повествование строится от первого лица,  чаще всего повторяется подлежащее: я, мы, мама, папа и т. д. Действительно, какие синонимы можно подобрать к этим словам?

Попытка отредактировать такие сочинения показала, что можно попытаться опустить повторяющееся подлежащее, заменить два предложения одним с однородными сказуемыми, поменять местами подлежащее и дополнение (то есть субъект и объект), использовать безличное предложение.

Обратимся к сочинению ученика.

Мальчик рассказывает о том, как он разыскивал потерянную в гостях  любимую машинку: « Я ползал по всем комнатам, но найти её не мог. И вдруг я увидел, что с ней играет кошка. Я подкрался к ней и хотел забрать машинку. Но кошка  набросилась на меня и поцарапала мне руку. Я терпел и не плакал. Поцарапанной рукой я взял машинку и уполз».

Пробуем опустить «я». « Я ползал по всем комнатам, но найти её не мог. И вдруг  увидел, что с ней играет кошка. Подкрался, хотел забрать машинку. Но кошка  набросилась на меня и поцарапала мне руку. Я терпел и не плакал. Поцарапанной рукой  взял машинку и уполз». Получилось неплохо.

Замену подлежащего дополнением покажем на другом примере. «Однажды мы поехали на экскурсию. По дороге мы видели разные деревья. Я узнал, что в нашей стране растут мандарины».   – «По дороге нам встречались /попадались/ радовали глаз разные деревья». Я бы добавила эпитет «экзотические» или «необыкновенные».

Ещё один враг всех детских сочинений – это глагол «быть» в прошедшем времени. От него часто не знают, как избавиться, даже взрослые. Однако способы есть. Прежде всего, нужно попробовать заменить прошедшее время настоящим. Если это невозможно, прибегнуть к неполному предложению, опустив «быть» и поставив на его месте тире, или же использовать подходящие по смыслу синонимы (глагол «быть» может использоваться в самых разных значениях, но чаще мы употребляем его в значениях «произойти», «являться», «иметься»). Если такая замена лишает текст выразительности, стоит поискать другие варианты предложений. 

Мне очень понравилось сочинение одноклассницы о любимой детской игрушке. Я даже не сразу заметила, что в нём 6 раз, то есть почти в каждом предложении, повторяется глагол «быть»: «У меня было очень интересное детство. Я не играла в куклы, моими любимыми игрушками были пазлы, машинки. Но плюшевая, самая любимая, была. Это Марганцовка. Кошка, тёмно-фиолетовая. Она была ещё мамина, замызганная, потрёпанная, но очень мягкая, поэтому она мне очень нравилась. Я помню, мне было где-то лет пять. Мы с мамой пошли в поликлинику, и Марганцовка была со мной, и в очереди, и на приёме у врача. Помню, врач только улыбнулась, увидев, как я прижимаю кошку к себе. Я её совсем недавно нашла, поцеловала в нос и подумала, что совсем ещё не выросла  из мягких игрушек в кровати».

Попробуем отредактировать текст. Изменить время полностью не получается, так как в сочинении сопоставляются прошлое и настоящее. Значит, надо в каждом конкретном случае применять разные способы.

И вот что удивительно: в первых трёх предложениях нам ничего исправить не удалось. При любой замене текст терял свою динамичность, простоту, становился искусственным. Пришлось признать, что здесь повтор оправдан, так как наиболее соответствует стилю автора: «Вспоминаю своё очень интересное детство. Я не играла в куклы, моими любимыми игрушками были пазлы, машинки. Но плюшевая, самая любимая, была».

Дальше оказалось проще. В третьем предложении второго абзаца опускаем слова «она была», получаем: «Это Марганцовка. Кошка, тёмно-фиолетовая. Ещё мамина, замызганная, потрёпанная, но очень мягкая, поэтому она мне очень нравилась». Следующие два предложения соединяем в одно, а также используем пропуск глагола: «Я помню, где-то лет в пять я пошла с мамой в поликлинику, и Марганцовка  -  со мной, и в очереди, и на приёме у врача. Врач только улыбнулась, увидев, как я прижимаю кошку к себе». Итак, нам удалось избавиться от  навязчивого глагола в трёх случаях из шести.

Подобные операции мы проделали с повторяющимися словами «потом» и «когда» и убедились, что от повторов можно избавиться примерно в 8 случаях из десяти, но это достаточно кропотливая и тонкая работа.

Естественный, обычный язык стремится к экономному, лаконичному выражению мысли и избегает повторов, если в этом нет нужды. Давняя традиция, идущая от античных риторик – учений о красноречии  - учит избегать повторения слов, стремиться к лексическому разнообразию. Нахождению способов решения этой задачи и посвящена наша работа.

Проанализировав случаи повторений в сочинениях учащихся и поработав над их устранением, мы пришли к выводам, что это не всегда удаётся сделать легко и без потерь смысла или выразительности. Это говорит о том, что лексический повтор – наиболее простая и ясная связь между предложениями. Не случайно она широко используется в научной и деловой литературе. Писатели порой намеренно прибегают к повторам как к яркому стилистическому приёму. Следует помнить, что повторы свойственны и эмоционально окрашенной речи. Но всё-таки в большинстве случаев в речи моих сверстников повторяемость одних и тех же слов обусловлена неумением найти им замену. Проделанная работа помогла нам выделить несколько приёмов «борьбы» с этим явлением:

  1. Подобрать контекстные синонимы к нужным словам.
  2. При необходимости изменить словесное окружение – контекст.
  3. Опустить повторяющееся подлежащее, если нужно, объединив предложения.
  4. Поменять местами подлежащее и дополнение и подобрать новое сказуемое к новому подлежащему. Не лишними будут и эпитеты!
  5. Не забывать про безличные и восклицательные предложения!
  6. Заменить прошедшее время настоящим.
  7. Во второй части сложных предложений пропустить повторяющееся

Памятка «В помощь пишущему»

Ты написал сочинение, но никак не удаётся избавиться от неоправданных повторов? Не расстраивайся, попробуй воспользоваться нашими советами!

Было

Твои действия

Стало

Этим летом я был(а) на море. Там было очень красиво. Каждый день я был(а) на пляже. Рядом с ним было кафе…

Не знаешь, что делать с «был» - «было»?

Пиши в настоящем времени!  Не смущайся, тебя поймут!

Я отдыхаю на море. Вокруг очень красиво. Каждый день я хожу на пляж. Рядом с ним - кафе…

На день рождения мне подарили хомячка. Хомячок был белый с коричневыми полосами, у него были коротенькие лапки и крохотный черненький носик. Мне он очень понравился. Я смеялась над тем, как он неторопливо передвигается на своих лапках…

Экспериментируй!

Опускай, объединяй, заменяй!

Ищи контекстные синонимы!

На день рождения мне подарили хомячка - белого с коричневыми полосами, коротенькими лапками и крохотным черненьким носиком. Мне он очень понравился. Я смеялась над тем, как Хома неторопливо передвигается на своих маленьких ножках…

В выходные я ездила в лес. На лесном пруду жили утки. Дикие утки очень красивы. У них были утята. Маленькие утята пытались догнать своих родителей, которые торопились на пруд…

А может быть, достаточно одной синонимической замены?

В выходные я ездила в лес. На лесном пруду жили утки. Дикие птицы очень красивы. У них были птенцы. Маленькие утята пытались догнать своих родителей, которые торопились искупаться…

Однажды мы поехали на экскурсию. По дороге мы видели разные деревья. Я узнал, что в нашей стране растут мандарины.

Опять это «мы»? Замени подлежащее дополнением и подбери новое сказуемое. А может быть, добавить эпитет?

Однажды мы поехали на экскурсию. По дороге нам встречались  разные экзотические деревья. Я узнал, что в нашей стране растут мандарины.

Летом я была на водопадах. Это очень красивое зрелище. Воды этих водопадов спадают вниз, на камни. От водопадов исходит прохлада. Некоторые брызги падают на камни и людей…

Воды водопадов?! А давай заменим повторяющееся слово описательным оборотом (словосочетанием)!

Поищем синонимы и к другим повторам!

Летом я была на водопадах. Это очень красивое зрелище. Воды, струящиеся с высоты, падают на камни. От их потоков исходит прохлада. Некоторые брызги попадают на скалы и людей…

Вот видишь, сразу стало лучше! Повторения есть? Повторений нет!

Конечно, это далеко не все, что ты можешь сделать со своим сочинением. Добавь эпитеты и придерживайся рекомендаций по избеганию повторений, и у тебя все получится!   

Список использованной литературы

  1. Ладыженская Т.А.  Детская риторика в рассказах и рисунках. 3 класс.  – М., Ювента,  2007
  2. Ладыженская Т. А. Русский язык. 5 класс. – М., Просвещение, 2012
  3. Связь предложений//Солганик Г.Я. От слова к тексту: Кн. для учащихся старших классов. М. Просвещение, 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Формирование навыков устной и письменной речи на среднем этапе обучения"

В даннй работе представлены различные виды работ по формированию навыков устной и письменной речи на среднем этапе обучения....

методическая разработка урока по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи.", 5 класс

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Устная и письменная речь. Стили и типы речи", 5 класс...

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...

ОЗВУЧЕННАЯ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ: СПОСОБЫ «ПЕРЕВОДА» ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В УСТНУЮ

Статья посвящена озвученной письменной речи, имеющей предварительную письменную подготовленность. В работе рассматриваются способы и приемы перевода письменной речи в устную. По мнению автора, устное ...

Разработка элективного курса «Практика письменной речи» как средство формирования коммуникативной компетенции в обучении письменной речи старшеклассников

Овладение письменной речью на иностранном языке долгие годы не являлось целью обучения в школе в силу доминирующего положения устной речи в программах и сложностью овладения данным умением (при ограни...