Урок на тему "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок построен в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_koren_slova_5_klass.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Корень слова». 5 класс

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о корне как о морфеме и однокоренных словах; научить находить корень слова, подбирать однокоренные слова.

Образовательные:

  • формировать умение формулировать определение понятий;
  • формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения;
  • познакомить с омонимичными корнями;
  • формировать навыки разграничения омонимичных корней;
  • совершенствовать орфографические умения.

Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически мыслить.

Воспитательные: развивать интерес к предмету, используя элементы игры и занимательности.

Планируемые результаты.

1. Личностные:

- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

2. Метапредметные: 

- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения;

- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в обсуждениях.

3. Предметные:

- освоение базовых основ лингвистики; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;

- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска.  

        

Ход урока.

  1. Оргмомент. Приветствие. (Слайд 1)

Добрый день, ребята! Вы готовы начать урок? Улыбнитесь друг другу.

Откройте тетради, запишите: число,  классная работа. Сегодня мы пропишем букву Гг. (Слайд 2)

Я приглашаю вас совершить путешествие по стране, которая называется «Морфемика». (Слайд 3)

  1. Мотивация.

    Во время нашего путешествия мы будем собирать “секреты”, которые помогут вам правильно выполнить задания на уроке. Вы должны быть дружными, активными, внимательными. Только таким ребятам страна Морфемика открывает свои секреты!

  1. Актуализация знаний.  Постановка цели и задач урока. (Слайд 4)

Давайте возьмем рюкзаки, в которые положим знания, полученные на прошлых уроках

- Вспомним, что это за страна Морфемика и кто её жители?

Задание: продолжите предложение.  (Слайд 5)

Морфемика – это наука, которая изучает... (состав, строение слова).

Морфема – это... (самая маленькая значимая часть слова).

Я знаю морфемы: ... (приставка, корень суффикс, окончание).

Итак, мы с вами снова в стране Морфемике. С одним из её жителей –ОКОНЧАНИЕМ - мы познакомились на предыдущем уроке.  А теперь попробуйте угадать, кто ждет сегодня нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью? Чьи секреты мы сегодня будем собирать?

Для этого выполним задание.

Орфографическая разминка. (Слайд 6)

- Какое орфографическое правило можно проиллюстрировать этими словами? Как проверить непроизносимый согласный в слове? Запишем слова в тетрадь, подберем проверочные. (1 ученик у доски)

Кос..ный, радос..ный, ненас..ный, скорос..ной, лес..ный, влас..ный.

Вставьте в пропущенные клетки начальные буквы каждого слова.

о

е

ь

о

а

- Назовите тему нашего урока. (Корень слова) Запишите её в тетрадь. (Слайд 7)

Каковы цели нашего путешествия?

 (Познакомиться с корнем слова, научиться выделять его в словах).

4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. 

- Для того чтобы раскрыть первый секрет, нужно выполнить  следующее задание. (Слайд 8).

 - Посмотрите внимательно, какое слово я зашифровала? Какие морфемы вы видите?  Без какой морфемы невозможно понять значение слова? (Без корня)

- Помогите мне раскрыть первый секрет.

Корень – главная значимая часть слова.

- Посмотрите на это дерево. В его корне находится корень – земл-. (Слайд 9)

Давайте заполним словами  с этим корнем листочки дерева. Запишем слова в тетрадь, выделим корень. (1 ученик у доски)

- Как называются слова, у которых одинаковый корень? (Однокоренные или родственные)

- Что значит родственные?

- Помогите мне найти  второй секрет корня.

В корне заключено общее значение всех однокоренных слов.

Для того чтобы раскрыть следующий секрет корня, нужно выполнить новое задание. (Слайд 11)

- Определите, какой частью речи являются однокоренные слова с корнем –земл-, записанные нами на доске и в тетради. (1 ученик у доски)

- Какой вывод можно сделать о принадлежности однокоренных слов к частям речи? Это третий секрет корня..

Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

Рюкзаки наши потяжелели. Сделаем привал.

Физкультминутка (упражнение для глаз). (Слайд 10)

Давайте вспомним три секрета корня, которые мы положили в свои рюкзачки.

Лингвистическая задача. (Слайд 11)

Ученики 5 класса получили задание составить гнездо родственных слов с корнем -город-. «Пустяки, -сказала Таня. – Это же раз плюнуть. Город, города, городу, городом, о городе». Но у Кати был другой ответ: город, городской, городишко, пригородный, городок. Кто из учениц получил отличную оценку?

(Катя. В первом случае – формы слова.)

Город        город

Города        городской

Городу        городишко

Городом        пригородный

О городе        городок

- Как же корням удаётся обзавестись большой роднёй? (Корням на помощь приходят суффиксы и приставки).

- Помогите мне раскрыть четвертый секрет.

Однокоренные слова образуются с помощью суффиксов и приставок.

Работа в парах.  (Слайд 12)

- Образуйте гнезда однокоренных слов.

Корни для работы:

1 ряд: - цвет -,

2 ряд: -сад-,

3 ряд: -лес-

Проверка (3 человека у доски).

Лингвистическая задача. (Слайд 13)

«Какое странное слово водопровод, - подумала Лена, приступая к выполнению домашнего задания. – В нем два раза употреблен корень –вод-». Права ли Лена?

 Первый коронь со значение «жидкость», второй – «провести»

- Помогите мне раскрыть пятый секрет.

Есть слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разные значения.

-Запишем ответ на вопрос.

Я считаю, что Лена не права. В слове водопровод два корня – вод-. Они одинаково пишутся и произносятся, но разные по значению.

Физкультминутка (верю – хлопаем в ладоши, не верю – топаем).

«Верю – не верю». (Слайд 14)

 - Верите ли вы, что слова лето, полетать - однокоренные? (нет)

 - Верите ли вы, что слова белка, беленький, белить - однокоренные? (нет)

 - Верите ли вы, что слова солнце, солнечный, солнышко – однокоренные? (да)

Верите ли вы, что слова  загорелый, горы, загар – однокоренные? (нет)

5. Первичное закрепление.

- Ребята, вот мы и добрались до дома Корня. Стал ли наш рюкзак тяжелее? А что принесли мы в своем рюкзаке? (Секреты корня)  (Слайд 15)

Молодцы, ребята! Но Корень решил проверить, хорошо ли вы запомнили все его секреты.

(Слайд 16) Тест.

Выбери верное утверждение.

1. Корень – это...

А) главная значимая часть слова Б) часть речи В) часть предложения.

2. Чтобы найти корень, нужно...

А) изменить слово Б) подобрать однокоренные слова

3. Однокоренные слова...

А) могут быть только одной частью речи,

Б) могут быть только разных частей речи,

В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

4. В какой строке записаны однокоренные слова?

А) (длинная) коса, косить (траву), косой (заяц);

Б) купить, купаться, купание

В) трава, травяной, травинка.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.  (Слайд 17)

1. Составить гнезда однокоренных слов, используя корни –стар- (старый), -чуд- (чудо).

2. Написать  лингвистическую сказку о корне.

7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). (Слайд 18)

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс

Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...

Урок русского языка "Слова бывают разные..." 7 класс

Этот урок я давала в рамках муниципального конкурса "Учитель года". Урок из раздела "Лексика". Предложила ребятам осмыслить понятие "слово", убедила их с том, что слова бывают разные. Самыми нужными о...

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Урок - исследование трудных слов.(Технологическая карта урока русского языка).

Технологическая карта урока разработана в соответствии с основными требованиями ФГОС ООО. Урок - исследование трудных по теме"Множественное число имён существительных"....

Конспект урока русского языка "Слова среди слов"

Данный урок целесообразно проводить при повторении  раздела "Лексика". Разные методы и формы работы будут интересны как сильному, так и слабому ученику. Можно проводить урок на элективных курсах ...

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Тема урока: Лексическое значение слова

Тип урока: открытие нового знанияЦели урока: - сформировать представление о способах определения лексического значения слова...