Повторение по теме «Лексика. Культура речи»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014 "Повторение по теме «Лексика. Культура речи»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта46.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя Клясюкова Юлия Викторовна

Класс 5

УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014

Предмет Русский язык

Тема Повторение по теме «Лексика. Культура речи»

Тип урока Урок рефлексии

Цель совершенствование и развитие полученных в результате изучения темы знаний; применение  этих знаний в практической деятельности; развитие интереса к русскому языку на основе творческого подхода к изучаемому.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Учатся рассматривать слово с точки зрения его лексического значения. Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Объясняют лексическое значение слов. Различают однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение слова. Опознают омонимы, синонимы, антонимы. Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Осуществлять действия по реализации плана.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из него.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над словом как лексической единицей.

Осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников. Выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

Формировать навыки постановки вопросов. Использовать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Формировать навыки анализа, творческой инициативности и активности.

Формировать навыки самоопределения (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Формировать навыки смыслообразования            («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него).

Формировать навыки нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор).

Ход урока

Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Форма организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя  и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Индивидуальная..

Читает стихотворение. (Приложение 1)

Приветствуют учителя и проверяют собственную подготовленность к уроку; организуют внутреннюю готовность к уроку.

Полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания всех учащихся.

2

Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. (3 минуты)

Определить цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства её осуществления.

Индивидуальная, фронтальная.

Задаёт вопросы. (Приложение 2)

Отвечают на вопросы, записывают ответы в тетрадь.

Формулирование темы урока, постановка цели и задач урока, проектирование маршрута.

3

Актуализация знаний. (7 минут)

Развивать умение формулировать определение понятий. Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

Фронтальная.

Учитель организует конструктивную совместную деятельность.

Отвечают на вопросы учебника с. 167 и дополнительные вопросы учителя. (Приложение 3)

Повторение  базовых понятий лексикологии.

4

Повторение и закрепление изученного (15 минут).

Развивать умение находить синонимы, антонимы и омонимы в тексте; обогащать словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать; совершенствовать орфографические  умения.

Индивидуальная, групповая.

Учитель организует конструктивную совместную деятельность.

Работая по плану, сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя и учащихся. Объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над словом как лексической единицей. Выполняют задания. (Приложение 4)

Проектирование маршрута преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

5

Физ. минутка. (2 минуты)

Снять утомление учащихся, обеспечить активный отдых и повышение умственной работоспособности учащихся.

Учитель организует проведение физ. минутки.

Выполняют упражнения. (Приложение 5)

Снятие утомления учащихся, обеспечение активного отдыха и повышение умственной работоспособности учащихся.

6

Закрепление изученного материала.

Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.

Индивидуальная.

Учитель проверяет выполнение работ, корректирует (при необходимости).

Вырабатывают умения оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи.

Соотносят между собой факты, понятия, правила; воспроизводят основные идеи изученного материала, выделяют существенные признаки ведущих понятий, конкретизируют их.

(Приложение 6)

Выполнение тестовых заданий.

7

Рефлексия.

Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его.

Индивидуальная, групповая.

Учитель организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его. Высказывают свое мнение.

Осуществляют самооценку, самопроверку;

взаимопроверку;

предварительную оценку.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. (Приложение 7).

Оценивание учебного процесса и результатов деятельности.  

8

Подведение итогов.

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

Информирует учеников о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению; проверяет понимание учащимися содержания работы и способов ее выполнения, подводит итоги урока.

Записывают домашнее задание; осмысливают способы его выполнения.

Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками.

Приложение 1.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

                                  Б. Пастернак

Думайте, чувствуйте, любите, фантазируйте, анализируйте, исследуйте!!!

Приложение 2.

Запишите непроизносимую согласную в корне слова солнце.

Запишите безударную гласную, проверяемую ударением в корне слова деревья.

Запишите последнюю букву слова лук, который необходим для салата.

Запишите сомнительную согласную в корне слова косьба.

Запишите букву из слова машина, соответствующую правилу «Правописание гласных после шипящих».

Запишите последнюю букву слова мак, который не волшебник, а цветок.

Запишите непроверяемую гласную в корне слова алмазный.

Приложение 3.

  1. Что такое лексическое значение?
  2. Специалист, изучающий лексику…(лексиколог)
  3. Приведите примеры слов с переносным значением.
  4. Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)
  5. Словарный состав языка называется …(лексика)
  6. То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)
  7. Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)
  8. Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)
  9. Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)
  10. Слова с одинаковым ЛЗ, но пишутся по-разному (синонимы)
  11. Слова с противоположным ЛЗ (антонимы)
  12. Слова с разным ЛЗ, но пишутся одинаково (омонимы)
  13. Приведите примеры омонимов.
  14. Покажите на одном-двух примерах, что синонимы обозначают одно и то же, но по-разному.

Приложение 4.

  1. Соотнесите слово с его лексическим значением? Какое правило объединяет данные слова?

Брош…ра

устройство для спуска по воздуху в виде купола со стропами, изготовлено из высококачественного шелка.

Ж…ри

собрание судей (в спорте, конкурсах).

Параш…т

небольшая книжка, где листы скреплены металлическими скрепками.

  1. Продолжаем изучать раздел «Лексика». Прочитайте выразительно стихотворение «Золотая мама». Автор неизвестен.

У мамы сердце золотое

И золотая голова,

И руки мамы золотые,

И спорятся ее дела.

И папа маму называет:

-        Ты человек наш золотой!

Сестричка только вот вздыхает:

-        Ведь золото – металл такой,

Колечко, правда, есть на пальце,

Но руки вовсе не блестят,

А на лице у глаз морщинки,

Не золотые – штучек пять…

И нет на сердце золотого,

А сердце… так оно внутри,

Оно в груди у мамы бьется,

Попробуй, пробу разгляди!

-        Сколько раз встречается прилагательное «золотой» в тексте? (6.)

-        Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае.

(золотая мама – хорошая мама; золотое сердце – доброе, человеческое, отзывчивое; золотая голова – умная; золотые руки – умелые; золотой человек – хороший, добрый.)

-        Что вы можете сказать про слово «золотой»? Какое это слово? («Золотой» - многозначное слово.)

-        2.        На дом вам было задано приготовить словарную статью слова золотой. К какому словарю вы обратились?

Заглянем в словарь С.И. Ожегова, узнаем, сколько значений у этого слова.

Золотой. 1. см. золото. 2. в России до 1917г.: золотая монета достоинством в три, пять, десять рублей (империал, а также полуимпериал); вообще, монета из золота, червонец. 3. цвета золота, блестяще-желтый. золотые кудри. золотая осень (осенняя пора, когда особенно ярки желтеющие листья). 4. перен. счастливый, благоприятный. золотая пора. 3. век (время расцвета искусств и наук) золотой век. 5. перен. прекрасный, замечательный. 3. работник. золотые руки (умелые; разг.). 6. перен. дорогой, любимый. золотой мой!

- Сколько значений имеет слово «золотой»? Какое из них основное? С какими из этих значений мы встретились в стихотворении «Золотая мама»?

- Хочу обратить ваше внимание, что 2, 3, 4 значения слова даны под пометой перен.

-        Какое значение слова будет называться прямым? Назовите прямое значение слова «золотой».

-        А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными?

-        На основе чего произошел перенос значения слова в словосочетании «золотая мама», т.е. почему мы такое определение даем маме?

( на основе высокого качества металла – золота. Золотая мама – ценная, дорогая.)

Вывод: Таким образом, многозначные слова могут иметь прямые и переносные значения. Приведите свои примеры. Если возникает затруднение в подборе примеров, какой словарь нам в этом поможет?

  1. Отгадайте загадки.

Со мной ходи стрельбе учиться

И на гряде меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А также попадаю в щи.

(Лук)

Всем пишущим я помогаю.

И птиц от стужи согреваю.

(Перо)

На дереве висит,

В книге лежит.

(Лист)

Как называются такие слова? Омонимы. Приведите примеры омонимов. Если возникает затруднение в подборе примеров, какой словарь нам в этом поможет?

  1. Вставьте пропущенные буквы. Распределите синонимы по группам. Каждую группу обозначьте цифрой. Какой частью речи являются синонимы каждой группы?

Огромный, прав…льно, негод…вать, фейерверк, гр…мадный, точно, обш…рный, злиться, возмущ…ться, с…лют, верно.

  1. Подберите антонимическую пару. Что могут обозначать антонимы? (Температуру, место, цвет, размер, время).

Холодно –                                                                                                                                                         

Вверх –                                                                                                                                                         

День –                                                                                                                                                         

Белый –                                                                                                                                                         

Длинный –                                                                                                                                                         

Приложение (5). Физ. минутка.

Мы сидели и писали,

Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули, спинки дружно все прогнули.

Повернулись вправо, влево.

Стало гибким наше тело.

 И на стуле скок, скок, скок.

Ну как будто колобок!

А теперь попляшут ножки,

Побежали по дорожке

Быстро, быстро, топ, топ, топ.

И в ладоши хлоп, хлоп, хлоп.

Ножки вытянем вперед.

Влево, вправо поворот,

Чтобы мышцы сильнее стали, поработают суставы,

Ножки выше поднимаем.

И в коленочках сгибаем, головой все повращаем.

 И урок наш продолжаем.

Приложение 6.

Тест.

  1. Укажите, какое явление языка иллюстрируют приведённые ниже пары слов. Заполните таблицу.

А) вверх – вниз

  1. омонимы

Б) большой – огромный

  1. многозначные слова

В) идти (в школу) – (часы) идут

  1. антонимы

Г) приятное лицо – лицо глагола

  1. синонимы

Ответ:

Пары слов

А

Б

В

Г

Лексическая группа

Проверь себя

  1. Укажите ошибочное утверждение.
  1. Лексика – совокупность слов какого-либо языка.
  2. Лексикон – словарный запас человека.
  3. Лексическое значение – это то, что слово обозначает.
  4. Лексическое значение слов объясняется в орфографическом словаре.
  1. Значение какого слова определено НЕВЕРНО?
  1. дерзкий – непочтительный
  2. деликатный – вежливый
  3. досуг – увлечение
  4. гололед – ледяная корка на растениях
  1. Среди определений к лову мороз укажите эпитет.
  1. трескучий
  1. сильный
  1. январский
  1. первый
  1. В каком ряду есть «лишнее слово»?
  1. источник, ключ, родник
  1. живучий, жизнеспособный, здоровый
  1. жить, обитать, проживать
  1. объяснить, разъяснить, истолковать
  1. В каком ряду предложения соединятся с помощью антонимов?
  1. Как воет ветер! Как стонет ветер!
  2. Я люблю море. Очень хочу отправиться в морское путешествие.
  3. Вот какая легенда ужасная! Вот какая принцесса прекрасная!
  4. Они взглянули друг на друга и рассмеялись. Сначала захохотал Сергей.
  1. Из слов, данных в скобках, выбрать и подчеркнуть такие, в сочетании с которыми прилагательные получат переносное значение.

Бирюзовый (брошь, небо, перстень)

золотой (кольцо, руки, колосья)

жемчужный (ожерелье, зубы, серьги)

  1. В каком варианте содержится речевая ошибка?
  1. Грустные очи.
  2. Я готовлюсь к предстоящему уроку.
  3. Богатство русской синонимии.
  4. Вчера был небольшой ураган.
  1. Допишите предложение.

Прилагательные, которые не только называют признак, но и дают яркое, образное представление о предмете – это                                 .

Подчеркните такие прилагательные.

Роса утренняя, прозрачная, хрустальная

Мёд пчелиный, янтарный, свежий

Колокольчики лесные, фиолетовые, звонкие

  1. В каком выражении использовано разговорное слово? Подчеркните его.
  1. Учебные достижения.
  1. На улице холодище.
  1. Благодарю вас.
  1. Непогожий день.

Рефлексия.

  1. На уроке я работал

активно

пассивно

  1. Своей работой на уроке

доволен

не доволен

  1. Урок для меня показался

коротким

длинным

  1. За урок я

устал

не устал

  1. Моё настроение

стало хуже

стало лучше

  1. Материал урока мне был

интересен

скучен

Ваши комментарии:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Источники

  1. Рабочая программа по русскому языку. 5 класс / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2013
  2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и других. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / – М.: Просвещение, 2011
  3. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 5 класс / Под ред. И.П. Цыбулько. – М. : Издательство «Национальное образование», 2014
  4.  http://elenaskor.rusedu.net 
  5. http://www.yandex.ru/clck/jsredir?from=www.yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=задания%20по%20теме%20лексика%205%20класс&url=http%3A%2F%2Fwww.74216s002.edusite.ru%2FDswMedia%2Fleksika.doc&uuid=&state=PEtFfuTeVD5kpHnK9lio9T6U0%2BimFY5IWwl6BSUGTYlLrhbQ4RYGvvcwc8%2BYh2LjVPYqwGRm5ao%3D&data=&b64e=3&sign=0522fe503086c45d64a05bf7e4fa0484&keyno=0&cst=AiuY0DBWFJ7q0qcCggtsKSO5t0J4qdjnwUGMu4cvuVA0exjB51HqVbP-4h2PgXRxUQhlEYtCRIcOlQRsmyftGkRkGrKibWdW9reKp4-iEFo6rOgA4nNZwEzvTLmE4REEBIdX50xs8axwW6RHfqS11PF2Dzi0JH5HzppqDIw1Xnd63vH1akTVvKochMy5hkINmCD4acnBsgL2w7cCK1dWfzPYo-CnD3HL&ref=orjY4mGPRjlSKyJlbRuxUiMagqD7IEChNIhECNn1bzr2qM9KeM0leTNrt1933r2Zz-82IN_qPZd8gpsFP0BBb5iZV0130yHCw4tTwLx-nEPx7G6DaZgyqWpDx9nmR8ka2ZJUjJ60WNrL2GoalrsfDinQfgWCHTNL6ievff2Kip8pmwAaG8dtuoOL-bwNI5bXDAbrGlELMWVMyBRYy5k63FDTbz_SJacHXJHquBBBaaohKbeSP_yV04nrsdHXV9Nxqj_uPBjYPfnYdUGvnOcddQpdlmGn5E9hQZTXWk0Um6DA9qodDMJJ5MrkMgcyrsfL&l10n=ru&cts=1449147374352&mc=3.6241717609419584 
  6. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200103506 
  7. http://ruzaschool2.ucoz.ru/publ/reguljativnye_universalnye_uchebnye_dejstvija/1-1-0-3
  8.  http://ozhegov-online.ru/slovar-ozhegova/zolotoj/10104/ 
  9. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200200608 
  10. http://kpoxa.okt.edusite.ru/p83aa1.html
  11.  http://vashabnp.info/load/11-1-0-794 
  12. http://repetuhaslen.ucoz.ru/publ/neobychnye_fizminutki_na_urokakh/1-1-0-4

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный тест №2 по русскому языку в 6 классе. Тема: «Лексика. Культура речи.»

Изучайте значение слов – и вы избавите свет от половины его заблуждений....

Технологическая карта урока: "Повторение и обобщение изученного материала по разделу "Лексика. Культура речи".

 На примере данного урока мы видим, что в одном  уроке интегрированы как  приемы РКМЧП, так и работа в группах, а также экспресс-дебаты.  Такие уроки развивают навыки публич...

Тест по теме "Лексика. Культура речи " (5 класс)

Тест по теме "Лексика. Культура речи " (5 класс) проверяет умение учащихся определять значение слова (прямое\переносное, однозначное\многозначное), находить синонимы, антонимы, омонимы, нахо...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС Тема урока: Лексика. Культура речи. Слово и его лексическое значение

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС  Предмет:    русский языкКласс:      5Тема урока:    Лексика. Культура речи. ...

Контрольная работа по теме "Лексика. Культура речи" 5 класс

Контрольная работа по теме "Лексика. Культура речи" 5 класс вмещает 2 варианта, по 10 заданий разного характера....