«Повторение изученного в разделе «Лексика.Культура речи»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Повторение изученного в разделе «Лексика.Культура речи»

(УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой ) ФГОС.

Учитель Тонкова Лариса Петровна

Класс 6    Предмет  русский язык

Тема урока «Повторение изученного в разделе «Лексика.Культура речи»

Тип урока Урок закрепления знаний

Цели урока (образовательные):  повторить и обобщить изученный материал по лексике, закрепить умения и навыки по теме; активизировать внимание на выразительных возможностях русского языка ;

(воспитательные): эстетическое воспитание школьников на основе текстов мастеров художественного слова;

(развивающие): развивать монологическую речь учащихся, умение анализировать поэтический текст, составлять собственный текст.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения.  Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

Коммуникативные УУД:

 Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, учиться  работать в паре, договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль,  соблюдать правила речевого поведения.

 Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.  Самоопределе-ние к деятельности

Организацион-ный момент

Приветственное слово учителя

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение. Сегодня мы дружно и активно поработаем. В этом я не сомневаюсь.

Приветствие учащихся

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2.  Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Отгадывание кроссворда.

По горизонтали: 1) Раздел лингвистики, изучающий словарный запас языка. 2)Слова, сходные по значению.

По вертикали: 3) Слова, различные по значению, но сходные по звучанию и написанию. 4) Слова, противоположные по значению.

Укажите неверное утверждение

(см. «Тестовые задания по русскому языку. 6 класс», Г.А.Богданова. –М.:Пр.,2012.С. 20 – 22. Задание№1)

Решают кроссворд, ответы записывают на доске

Слушают, находят неверное утверждение, дают правильный ответ.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков

3.  Постановка учебной задачи

-Какой раздел науки о языке  мы изучаем?

- С какими понятиями познакомились?

- Откройте учебники и посмотрите название темы нашего урока.

- Что же мы будем делать на уроке?

Отвечают на вопросы учителя, находят тему урока в учебнике, определяют цели урока.

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: постановка вопросов;

познавательные:общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4.  Работа по теме урока

1. «Кто быстрее?»

- Заменить устаревшие слова синонимами (задание на карточках)

- Как называются такие слова? На какие группы делятся устаревшие слова?

2. В толковом словаре найдите одно диалектное слово, одно профессиональное. Составьте предложения.

3. Определите слово по его лексическому значению. (См.  «Уроки русского языка в 6 классе». Г.А.Богданова.С.43 )

 - Что называем лексическим значением слова? Где находим объяснение лексического значения? Какое ещё может быть у слова значение?

- Обозначьте 3 любых орфограммы в записанных словах.

Работают в парах. Самопроверка.

Запись слов на доске(1 ученик) и в тетради.

Обозначают орфограммы.

Регулятивные: планирование, прогнозирование;познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.Физминутка

6.  Работа с текстом

- Познакомьтесь со стихотворением А.А.Фета. Подумайте, как оно может быть названо. Почему?( Текст на листочках).

-Какое задание можно к тексту подобрать?

- Найдите слова, которыми автор заменяет слово  дождь, его не называя.

Читают стихотворение, подбирают и объясняют название.

Формулируют задание : прочитать выразительно, указать изобразительные средства. Находят таковые: олицетворение: опушка стоит, что-то подошло, барабанит. Завеса движется; эпитет: золотая пыль, свежие листья.

Находят слова :завеса, две капли, что-то.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурироватьзнания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

6.  Творческая работа. Создание лирической миниатюры

- Познакомьтесь со стихотворениями японских поэтов. Они состоят всего из трёх строк. Но поэтам в них удаётся нарисовать картину природы. Эти стихотворения называются хокку. В нём один художественный образ, связанный с каким- либо временем года, и определённое настроение.

- К какому разряду слов относится слово хокку?

- Создайте своё хокку об ушедшем лете, об осени, о приближающейся зиме.

Читают хокку. Определяют образ и настроение.

Работают в группах.

Умение свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.(К)

7.  Рефлексия деятельности

(итог урока)

- Что мы повторяли сегодня на уроке?

- Какое значение имеют знания, полученные вами сегодня на уроке?

- Продолжите, пожалуйста, предложения:

1. Было интересно…

2. Было трудно…

3.Мне захотелось..

4. Я ещё не разобрался(ась) в …

5.Я научился(ась)…

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

Домашнее задание: упр. 140, подготовиться к диктанту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе «Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». Фонетические аспекты организации стиха в практике поэтов серебряного века».

Урок построен по технологии развивающего обучения и интеграции  учебных предметов области "Филология". Обобщение и систематизация материала, изученного в разделе «Фонетика и графика», ведется на ...

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Повторение изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Культура речи»

Материал представляет собой конспект урока, в котором учитель использует разработанный им лингвистический тренажер "Правила фонетической транскрипции"...

Разработка контрольно-диагностических материалов для формирования и оценки учебных достижений учащихся 6 классов по разделу «Лексика. Культура речи»

Проектная работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «ФГОС ООО – основа достижения нового качества гуманитарного образования» в ПМЦПКиППРО Института психологии и образов...

Технологическая карта урока: "Повторение и обобщение изученного материала по разделу "Лексика. Культура речи".

 На примере данного урока мы видим, что в одном  уроке интегрированы как  приемы РКМЧП, так и работа в группах, а также экспресс-дебаты.  Такие уроки развивают навыки публич...

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Повторение изученного в разделе "Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи".

Технологическая карта урока русского языка на тему: " Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи"....

Проверочная работа по разделу "Лексика. Культура речи" 6 класс

Автор: Митина Анастасия Павловна, учитель русского языка и литературы МАОУ "Лицей №62" г. Саратова...