Урок письма "Есть такая профессия – Родину защищать…"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мелихова Ирина Васильевна

Разработка урока развития речи для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma.docx31.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя школа №5

городского округа г. Михайловка»

«Лучший урок письма»

Номинация «Есть такая профессия – Родину защищать…»

Конспект урока развития речи для 6 класса

Мелихова Ирина Васильевна,

учитель русского языка и литературы.

403342

Волгоградская обл.

г. Михайловка,

ул. Республиканская д.60 кв.21

8(927)521-18-66

Городской округ город Михайловка, 2016

Тема урока: Урок письма «Есть такая профессия – Родину защищать»

Тип урока: урок развития речи

Класс: 6

Цель урока: создание условий для написания письма солдату-участнику ВОВ

Задачи урока: 

-обучающие: закрепление навыков написания письма и его структуры

-развивающие: развитие операций анализа, синтеза, сравнения для решения проблемных ситуаций, творческого мышления

-воспитательные: воспитание чувства уважения к ветеранам, гордости за них, патриотизма

-деятельностные: формирование умений реализации новых способов действий

Предметные результаты: знать структуру и правила написания письма; уметь писать личное письмо;

Метапредметные результаты: способность осознавать цель учебной деятельности и пояснять её, умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, гордость за родной народ, стремление к речевому самосовершенствованию.

Формы обучения: парная, коллективная

Методы обучения: работа в парах, активные методы обучения, метод сравнения.

Оборудование: проектор и экран.

Предварительная подготовка: несколько учеников готовят сообщение о солдатском треугольнике и материал для заочной экскурсии на Солдатское поле и в г. Воронеж  к памятнику почтальону; ученица собирает материал о военных почтальонах и готовит вместе с учителем небольшую инсценировку; военная форма; тексты солдатских писем, свернутые в форме треугольника, специально состаренные.

Ход урока:

  1. Организация начала урока. Мотивация учебной деятельности.

 

-Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: 
Я в школе на уроке. 
Я радуюсь этому. 
Внимание моё растет. 
Память моя крепка. 
Голова мыслит ясно. 
Я хочу учиться. 
Я готов к работе. 
Работаю.

 

  1. Постановка целей и задач урока.

-Восстановите и прочитайте  пословицы, соединив их части в нужном порядке:

(на мультимедийном экране)

Если народ един,

Честь солдата

За край свой

Береги землю родимую,

Родина – мать,

насмерть стой.

умей за нее постоять.

как мать любимую.

береги свято.

он непобедим.

-Что объединяет эти пословицы?

-В этих образных и выразительных изречениях народ воплотил горячую любовь к Родине и ненависть к ее врагам — иноземным захватчикам.

-Какая близится памятная дата? (9 Мая - День Победы)

-Начиная с первых дней Великой Отечественной войны, когда большая часть мужского населения покинула свои дома и вступила в ряды Советской Армии, единственной ниточкой, дающей возможность получить хоть какую-нибудь весточку из дома, стала почтовая связь.

(В класс входит ученица в военной форме, с сумкой на ремне).

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Агапкина Маша. На почту я попала в 1944 году. Жили мы тогда в Орловской области. Мама была очень больна, поэтому разноску писем поручили мне. Наступила зима, а у меня даже не было тёплой одежды, не говоря уж об обуви. Мама мне где-то раздобыла фуфайку и резиновые калоши, в этом я и ходила. Какими радостными были люди, дождавшиеся известия от своих родных. Письма читали всем посёлком. Потом стало приходить много похоронок…

Писем белые стаи

Прилетали на Русь.

Их с волненьем читали,

Знали их наизусть.

Эти письма поныне

Не теряют, не жгут,

Как большую святыню

Сыновьям берегут.

(Почтальон раздает учащимся солдатские треугольники).

-(Учитель) Что необходимо знать и чему научиться, чтобы правильно

писать письмо?  

-Ребята, как вы думаете, кому мы сегодня будем писать письмо?  

-Что в нем особенного?  

-Попробуйте сформулировать цели и тему урока. (Ответы детей)

3. Изучение нового материала.

1)Сообщение подготовленного учащегося

-Чем отличаются письма, лежащие перед вами, от тех, которые мы обычно получаем по почте? (Необычная форма – «треугольник»)

-Как вы думаете, с чем это связано?

-Послушаем сообщение вашего одноклассника.

- (Ученик) Солдаты писали письма на листочке бумаги, а затем складывали его особым  образом, чтобы получился треугольник. Такие треугольники отдавали на военную почту. Они были без марок, а только с печатью полевой почты, тоже треугольной формы. Это было не только из-за нехватки конвертов, но и из-за того, что военной цензуре было намного легче развернуть «треугольник». Цензура – общее название контроля власти за содержанием и распространением  информации, в некоторых случаях также частной   переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых вредными или нежелательными.

2)Заочная экскурсия

-А знаете ли вы, что в городе Волгограде  стоит памятник солдатскому треугольнику?

Послушайте предысторию его возникновения (рассказывает и демонстрирует слайды подготовленный ученик)

«Моя черноглазая Мила. Посылаю тебе василёк. Представь себе: идёт бой, кругом воронки, и здесь же растёт цветок. Вдруг очередной взрыв, и василёк сорван. Я его поднял и положил в карман гимнастёрки… Мила, папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха, чтобы фашисты не поступили с тобой так, как с этим цветком»- пишет своей дочери защитник Сталинграда (ныне Волгограда) майор Петраков.

И именно это письмо, которое вы сейчас видите, в форме треугольника,  как один из элементов запечатлено на мемориальном комплексе «Солдатское поле».

А теперь мы переместимся в г. Воронеж, где находится первый в России памятник военному почтальону, прототипом которого стал экспедитор-почтальон 333-го стрелкового полка 6-й Краснознаменной стрелковой дивизии ефрейтор Иван Леонтьев, который под шквальным огнем фашистских войск доставлял почту на передовые позиции Воронежского фронта. Во время боя за станцию "Балаклея" Леонтьев был обстрелян немецкими автоматчиками, но, несмотря на это, принес на передовую бойцам и командирам почту. В мае 1943 года за проявленную смелость и мужество он был награжден медалью "За боевые заслуги", а в январе 1944 года погиб на фронте.

- (Учитель) Казалось бы, почтальон не самая боевая профессия на фронте, но и здесь было место подвигу. Ефрейтор Иван Леонтьев прошел долгими дорогами Великой Отечественной войны. Его жизнь — это судьба десятков тысяч военных почтальонов, которые обеспечивали, наверное, самую важную и теплую связь воинов Красной Армии с близкими и родными. Мы сегодня отдаем дань памяти всем воинам, всем тем, кто обеспечил нашу великую Победу.

3) Анализ языкового материала

-(Учитель) Вот они, свидетели тех далёких лет, тех грозных событий. Их писали своим родным и близким наши воины-защитники, те, кого сегодня нет рядом с нами…  Им более семидесяти лет. На многих из них выцвели чернила, поблёкла типографская краска, но их до сих пор бережно хранят во многих семьях.

У каждого письма своя история: счастливая или печальная. О чём думали наши славные воины? Что их больше всего волновало? О чём они писали? Давайте заглянем в эти письма.  (Учащиеся разворачивают «треугольники»)

-Сейчас поработаем в парах. Прочитайте тексты писем и сравните их: чем они сходны, чем различаются.

Письмо 1

       Здравствуйте, дорогие родные мама, Володя, Тася и Зоя!

Недавно я от Таси получил письмо, в котором она пишет, что дома все благополучно. А раз дома все благополучно, я спокоен за дом. У меня тоже все хорошо, стою пока что на старом месте, но скоро должен переехать, вступить в бой.

       Шлю всем горячий привет! Надеюсь, скоро встретимся!

Ваш Николай

12 октября 1943 г.

Письмо 2

       Анастасия Петровна! Ваш муж, сержант Метелкин Семен Матвеевич, в бою за нашу социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив героизм и мужество, был убит 13 апреля 1942 года. Похоронен в селе  Мантуровка Ленинградской области.  

       Командир части Попов А.Р.

(Учащиеся анализируют тексты писем и делают вывод о принадлежности текстов к разным стилям речи)

-А вам приходилось писать кому-нибудь письма?

-Какой стиль уместно использовать при написании личных писем?  (Разговорный)

-Как вы думаете, что объединяет такие разные письма? (Одинаковое построение)

4)Составление алгоритма написания письма

-Попробуем составить алгоритм написания письма (совместная работа учащихся и учителя с интерактивной доской.  Запись составленного алгоритма в тетради).

Алгоритм написания письма

1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо.

2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

5. Подпись. Дата.

-  А  нужно  ли  соблюдать    этикет  при  написании  письма?  (Письмо  должно

быть  грамотным,  аккуратным,  корректным,  не  грубым,  не  обидным, понятным).

- (Учитель) Война вторглась в жизнь каждой семьи. Многие солдаты так и не вернулись с войны.  Представьте, что вы встретились со своим родственником – солдатом. Что бы вы ему хотели сказать?

4. Подведение итогов. Рефлексия.

-Чему мы учились на уроке?

-Удалось ли нам достигнуть поставленных целей?

(Учащиеся устно заканчивают предложения)

-Сегодня на уроке я …

-Мне сегодня…

-Я понял, что…

5. Домашнее задание: «Написать письмо  солдату-участнику Великой Отечественной Войны»

Список литературы и использованных ресурсов:

Список литературы и использованных  ресурсов:

1.Программа под редакцией Т.А. Ладыженской.  

под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещение, 2011.

  1. Вокруг тебя – мир…: Книга для ученика. 6 класс/К.  Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова и др. – М: ООО «Гендальф», 2000.
  2. Русский язык. 6 класс: планы-конспекты уроков / И.М. Халабаджах. -  Ростов

н/Д: Феникс, 2014.

  1. Русский  язык.  5-9  классы.  Изучение  речеведческих  понятий:  конспекты

уроков, измерительные и дидактические материалы/ авт.-сост. А.А. Фешина и

др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  1. http://infourok.ru/material.html?mid=50936
  2. http://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik
  3. http://literaturologiya.academik.ru 
  4. http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/12/Sungurov/0.htm
  5. http://gaspito.ru/index.php/component/content/article/201

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Есть такая профессия – Родину защищать!

способствовать утверждению патриотических ценностей, повышению престижа воинской службы и защиты Отечества...

Открытый урок музыки "Есть такая профессия, родину защищать"

Урок посвящен дню памяти воинов-интернационалистов, который отмечается в России 15 февраля. Урок построен по материалам Музея патриотической песни, расположенного в кабинете музыки. На уроке прозвучат...

Урок мужества «Есть такая профессия- Родину защищать!»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Урок мужества «Есть такая профессия – Родину защищать!»Автор: Сехина Людмила Яковлевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия г. Троицка». Методическая разработ...

Урок мужества "Есть такая профессия - Родину защищать"

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».  Урок мужества:  «Есть такая профессия – Родину защищать!»...