Урок мужества «Есть такая профессия- Родину защищать!»
классный час (10 класс) на тему

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Урок мужества «Есть такая профессия – Родину защищать!»

Автор: Сехина Людмила Яковлевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия г. Троицка». Методическая разработка предполагает участие в номинации «Учимся Родину защищать», посвященной подготовке обучающихся к службе в Вооруженных Силах РФ.

     Занятие рассчитано на реализацию среди учащихся 10-11 классов (16-18 лет) и является обобщающим мероприятием в системе патриотического воспитания. Оно представляет собой объединенное замыслом и целью мероприятие, призванное способствовать решению основных задач в области патриотического воспитания подрастающего поколения.

Данные материалы, безусловно, являются актуальными, так как   перед современным учителем, занимающимся воспитанием подрастающего поколения, остро стоит вопрос о необходимости повышения уровня нравственности учащихся. Одной из основных проблем нашего общества является утрата патриотизма как национальной идеи. В одном из своих выступлений Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: "Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе».

Область применения мероприятия достаточно широка. Его могут использовать учителя на уроках, связанных с историей России, Российской Армии, классные руководители на внеклассных мероприятиях в образовательных учреждениях различного уровня. Также методическую разработку можно реализовать в военно-патриотических объединениях, на тематических слетах. 

Цели и задачи занятия, которые ставит автор разработки:

1.     Формирование у учащихся представления о чести, воинском долге.

2.     Воспитание нравственности, чувства патриотизма.

3.     Знакомство учащихся с военным прошлым нашей Родины.

4.     Воспитание уважения к подвигам, совершенным в военное и мирное время, осознание необходимости увековечивания памяти павших героев.

5.      Формирование у молодёжи готовности к защите Родины.

6.     Формирование навыков действия в сложной ситуации.

7.     Умение аргументировать свою позицию и отстаивать ее в ходе дискуссии.

8.     Популяризация профессии офицера Российской Армии.

 

Для реализации указанных целей автор использует различные методы работы. Использование наглядного материала помогает учащимся лучше понять, почувствовать обсуждаемые проблемы. Метод наглядности делает урок более эффективным, интересным, а также помогают применить метод погружения в изучаемую эпоху. Проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.

Видео и фотоматериалы, использованные на уроке, представляют из себя выдержки из фильмов советского периода, когда защита Отечества считалась почетной обязанностью каждого гражданина:

1.     Видеофайл №1 Иллюстративный ролик к песне В.С. Высоцкого «Высота».

2.     Видеофайл №2, №3. Отрывки из кинофильма «Ответный ход» режиссера Михаила Туманишвили, Мосфильм 1981год.

3.     Видеофайл №4. Отрывок из кинофильма «Офицеры» режиссеров Владимира Рогового и
Владимира Златоустовского, Киностудия им. Горького 1971 год.

4.     Фотофайл №1. Портрет Героя России майора С. Солнечникова.

 

Еще одним важным методом, применяемым в данной методической разработке, является метод дискуссии. Дискуссия обеспечивает активное включение учащихся в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия. Различные приемы ведения дискуссии, применяемые в данной методической разработке, представляют собой метод интерактивного обучения. У участника дискуссии появляется возможность получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач.

Развивающая функция дискуссии связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс. Дискуссии, применяемые в процессе обучения, являются преимущественно управляемыми учителем. Задача учителя, как организатора дискуссии, чтобы спор не велся ради спора, ради стремления отстоять свою точку зрения во что бы то ни стало и победить. Учащиеся активно включаются в работу как в дискуссионных группах, так и индивидуально.

Одной из разновидности ведения дискуссии является методика ролевой игры, в которой учащиеся должны действовать в предлагаемых обстоятельствах. Задача перед учениками стоит непростая, поэтому организаторская роль учителя на этом этапе также чрезвычайно важна.

Технология «мозгового штурма» поможет учащимся научиться выбирать из предлагаемых решений проблемы наиболее подходящее в данной ситуации, внимательно слушать собеседника (ведь мозговой штурм предполагает отсутствие критики на первом этапа обсуждения проблемы), отстаивать свою позицию, обязательно аргументируя ее.

Для того чтобы подготовить обучающихся к предстоящей работе и заставить их задуматься над предлагаемыми проблемами, используется метод анкетирования, который позволяет выявить уровень заинтересованности учащихся на начальном этапе урока. Неоднократное возвращение к вопросам анкеты в течение занятия стимулирует детей к возможному пересмотру некоторых своих позиций, обусловленному итогами проведения дискуссии.

Обращение к тексту классической русской литературы, а именно к изученному в рамках школьной программы роману Л.Н. Толстого «Война и мир», позволяет учителю, применяя эвристический метод, не только выявлять проблемы, которые затрагиваются на уроке, но и стимулировать учеников к поиску их решения. Поисковая методика помогает понять учащимся также и то, что обсуждаемые вопросы были актуальны в далеком прошлом и остаются таковыми в настоящее время.

 

 

 

 

Ожидаемые результаты реализации методической разработки:

1. Формирование убежденности старшеклассников в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
2. Будут повышены интерес к военной истории России и ее героическому прошлому, сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к выполнению воинского долга.
3. Будет улучшено качество мероприятий и внедрены новые формы и методы проведения гражданско-патриотической работы со старшеклассниками.
 

Список использованной литературы:

 

1.     Высоцкий В.С. «Нерв». М.: Современник, 1981.

2.     Ковалева Г.А. Воспитывая  гражданина. – М.: АРКТИ, 2003.

3.     Люди бессмертного подвига. М.: ПЛ. Т. 2. 1975.

4.     Пашкевич И.А. Патриотическое воспитание. Система работы. – М.: Учитель, 2006

5.     Толстой Л.Н. Собрание сочинений: В 22 т. — М.: Художественная литература, 1979. — Т. 4. «Война и мир». 

6.     Свободная энциклопедия «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества

«Есть такая профессия – Родину защищать!»

Ход урока.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим об очень важных и значимых понятиях в жизни человека. К сожалению, о патриотизме, мужестве, героизме говорят сейчас меньше, чем хотелось бы. Многим кажется, что эти понятия перестали быть актуальными.

Я хочу предложить вам ответить на несколько вопросов анкеты, прежде чем мы перейдем к обсуждению обозначенных мною проблем. Пожалуйста, постарайтесь отвечать на поставленные вопросы откровенно.

Анкета

  1. Сформулируйте одной фразой, что для вас означает быть патриотом.
  2. Как вы понимаете понятие «воинский долг»?
  3. Были ли среди ваших родственников участники Великой Отечественной войны, других войн?
  4. Согласны ли вы с утверждением М. Горького «В жизни всегда                                       есть место подвигу?»  Приведите свои доводы.
  5. Как вам кажется, найдете ли вы в себе силы, чтобы поступить геройски? Какие условия для этого необходимы?
  6. Некоторые считают, что подвиг, совершенный ради славы, нельзя считать подвигом. А как думаете вы?
  7. Может ли жизнь человека быть подвигом? Если да, приведите свои примеры.
  8. Согласны ли вы с тем, что принятие важного решения в минуту опасности – подвиг? Обоснуйте свою точку зрения.

Зачитайте, пожалуйста, свои ответы на первый   вопрос анкеты. (Ученики читают свои ответы). Какая из формулировок вам кажется более емкой, точной? Почему? А с каким из вариантов вы бы не согласились? Аргументируйте.

        В русской литературе во все времена важное место занимали понятия истинного и ложного патриотизма, чувство воинского долга. Один из русских писателей, придававших этим явлениям огромное значение, является Лев Николаевич Толстой. В своем романе «Война и мир» он неоднократно упоминает о подвиге русского народа. Сегодня мы вспомним эпизоды из романа, а именно главы, посвященные Шенграбенскому сражению.

Ученик выразительно читает отрывок из романа Л.Н.Толстого «Война и мир» том 1 часть 2 глава 20.


Пехотные полки, застигнутые врасплох в лесу, выбегали из леса, и роты, смешиваясь с другими ротами, уходили беспорядочными толпами. Один солдат в испуге проговорил страшное на войне и бессмысленное слово: «Отрезали!», и слово вместе с чувством страха сообщилось всей массе.

— Обошли! Отрезали! Пропали! — кричали голоса бегущих.

Полковой командир, в ту самую минуту, как он услыхал стрельбу и крик сзади, понял, что случилось что-нибудь ужасное с его полком, и мысль, что он, примерный, много лет служивший, ни в чем не виноватый офицер, мог быть виновен перед начальством в оплошности или нераспорядительности, так поразила его, что в ту же минуту забыв и непокорного кавалериста-полковника, и свою генеральскую важность, а главное — совершенно забыв про опасность и чувство самосохранения, он, ухватившись за луку седла и шпоря лошадь, поскакал к полку под градом обсыпавших, но счастливо миновавших его пуль. Он желал одного: узнать, в чем дело, и помочь и исправить во что бы то ни стало ошибку, ежели она была с его стороны, и не быть виновным ему, двадцать два года служившему, ни в чем не замеченному примерному офицеру.

Счастливо проскакав между французами, он подскакал к полю за лесом, чрез который бежали наши и, не слушаясь команды, спускались под гору. Наступила та минута нравственного колебания, которая решает участь сражений: послушают эти расстроенные толпы солдат голоса своего командира или, оглянувшись на него, побегут дальше. Несмотря на отчаянный крик прежде столь грозного для солдат голоса полкового командира, несмотря на разъяренное, багровое, на себя не похожее лицо полкового командира и маханье шпагой, солдаты всё бежали, разговаривали, стреляли в воздух и не слушали команды. Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешалось в пользу страха.

Генерал закашлялся от крика и порохового дыма и остановился в отчаянии. Все казалось потеряно, но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, но успев опомниться, побросали оружие и побежали. Долохов, бежавший рядом с Тимохиным, в упор убил одного француза и первый взял за воротник сдавшегося офицера. Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы, разделившие было на две части войска левого фланга, на мгновение были оттеснены. Резервные части успели соединиться, и беглецы остановились. Полковой командир стоял с майором Экономовым у моста, пропуская мимо себя отступающие роты, когда к нему подошел солдат, взял его за стремя и почти прислонился к нему. На солдате была синеватая, фабричного сукна шинель, ранца и кивера не было, голова была повязана, и через плечо была надета французская зарядная сумка. Он в руках держал офицерскую шпагу. Солдат был бледен, голубые глаза его нагло смотрели в лицо полковому командиру, а рот улыбался. Несмотря на то, что полковой командир был занят отданием приказания майору Экономову, он не мог не обратить внимания на этого солдата.

— Ваше превосходительство,  вот два трофея, — сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. — Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. — Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. — Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!

— Хорошо, хорошо, — сказал полковой командир и обратился к майору Экономову.

Но Долохов не отошел; он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся в волосах кровь.

— Рана штыком, я остался во фронте. Попомните, ваше превосходительство.

Учитель: Давайте вернемся к шестому вопросу анкеты. Не вызывает сомнений, что разжалованный Долохов обращает внимание полкового командира на пленного им французского офицера и остановленную бегущую роту неслучайно: он желает выслужиться, чтобы вернуть себе офицерское звание. Давайте выслушаем тех, кто считает подобные поступки подвигом. (Учащиеся выступают, аргументируя свою точку зрения).

Учитель: Другой персонаж, участвовавший в Шенграбенском сражении, - капитан Тушин. Давайте поговорим о нем.

Ученик: Забытая батарея Тушина, героически сражавшаяся с французами безо всякого прикрытия, потеряла треть личного состава и два орудия. По словам Л.Н. Толстого, «… батарея продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырех, никем не защищенных пушек.» Солдаты артиллерийской батареи, которые были на две головы выше и вдвое шире командира, ждали именно от него смелых и решительных действий готовы были вместе с ним биться с неприятелем. Маленький смешной капитан Тушин, мужественно сражавшийся с врагами, со страхом глядел на многочисленных начальников. Этот человек не отступил до тех пор, пока ему не передали приказ командования. «Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника…»

Учитель: Чем же заслужил капитан Тушин такое уважение и своих солдат, и Болконского, и читателей? Как вы оцениваете действия капитана Тушина в сравнении с поступками и мотивацией Долохова? (Выступают учащиеся – оппоненты тех, кто считает подвигом желание прославиться). Почему не отступила батарея? Что было значимо для Тушина? (Ответы учащихся).

Учитель: В истории России было немало тяжелых лет, когда граждане страны вынуждены были сражаться с врагом, защищая свою Родину. Великая Отечественная война стала самой кровопролитной за всю историю.  Известная поэтесса Юлия Друнина писала в одном из своих стихотворений:

Я только раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячи – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

 Страх смерти – естественное чувство человека, особенно обостряющееся на войне, ведь там каждый боец и командир подвергается смертельный опасности. Для того чтобы справиться с ним, нужны огромные усилия. Давайте послушаем песню Владимира Высоцкого «Высота».

ВИДЕОФАЙЛ №1

Вцепились они в высоту, как в свое.

Огонь минометный, шквальный...

А мы все лезли толпой на нее,

Как на буфет вокзальный.

И крики ура застывали во рту,

Когда мы пули глотали.

Семь раз занимали мы ту высоту -

Семь раз мы ее оставляли.

И снова в атаку не хочется всем,

Земля - как горелая каша...

В восьмой раз возьмем мы ее насовсем -

Свое возьмем, кровное, наше!

А может ее стороной обойти,-

И что мы к ней прицепились?!

Но, видно, уж точно - все судьбы-пути

На этой высотке скрестились.

Вопрос, которым задается герой, давайте обсудим и мы. Почему так важны были эти большие и малые рубежи в годы Великой Отечественной войны? Почему солдаты и офицеры отдавали свои жизни за небольшие высоты, поселки, дома? Во имя чего сражался советский народ? Может быть, нужно было отступать, беречь людей? Докажите свою позицию, вспомните героев войны (панфиловцы, подольские курсанты, знаменитый дом Павлова и т.д.)  (Класс делится на малочисленные группы, каждая из которых получает задание аргументированно доказать свою позицию. Затем группы выдвигают представителей, которые в ходе дискуссии доказывают свою точку зрения.  Остальные учащиеся наблюдают за ходом дискуссии, занимая позицию аналитиков, оценивающих содержание и форму выступлений, степень их убедительности, особенности стиля общения дискутирующих, но вмешиваться в ход дискуссии им запрещается. Задача учителя – грамотно вести дискуссию, следить за тем, чтобы в процесс было вовлечено максимальное количество учащихся).

Учитель: Солдаты и офицеры не могли не исполнить приказ командования еще и потому, что их долг состоял в том, чтобы защищать свою страну.

 Что же такое, по-вашему, воинский долг? (Возвращаемся к вопросу 2 анкеты. Ученики формулируют понятия, объясняя их смысл).

Учитель: Воинский долг – это нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Воинский долг определяется требованиями общества, государства и назначением Вооруженных Сил. Всегда ли совпадают необходимость исполнить приказ с собственными моральными принципами военных? Как поступить в этой ситуации?

Сейчас мы увидим с вами кадры из кинофильма «Ответный ход», снятого режиссером Михаилом Туманишвили в 1981 году, рассказывающий о военных учениях   советских десантников и морских пехотинцев. Герои фильма, выполняющие боевое задание, оказались в непростой ситуации, когда моральные принципы расходятся с необходимостью выполнить приказ во что бы то ни стало.

ВИДЕОФАЙЛ №2.

Учитель: Мы посмотрели отрывок из фильма. Наша задача – найти решение в этой непростой ситуации. После непродолжительного обсуждения предложите, пожалуйста, свои варианты решения проблемы. (Приглашаются ученики, один из которых получает задание доказать, что нужно помочь попавшим в бедственное положение противникам, другой придерживается противоположной точки зрения. Если кто-то из спорящих затрудняется убедительно доказать свою правоту, то его сменяет следующий ученик. В процессе ролевой игры учитель объясняет спорящим, что им необходимо найти какое-то компромиссное решение, иначе спор их будет неразрешимым).

Учитель: А теперь давайте посмотрим продолжение фильма, из которого узнаем, как герои справились с проблемой.

ВИДЕОФАЙЛ №3.

Учитель: Как вы оцениваете поступок офицеров? Почему они сочли своим долгом помочь пострадавшим? Можно ли считать этот поступок подвигом? Что вы ответили на восьмой вопрос анкеты в начале урока? А сейчас изменилась ли ваша позиция?

Фильм «Ответный ход» стал вторым в дилогии об учениях десантников. После выхода фильма в прокат конкурс в единственное в стране Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище вырос до 20 человек на место.

 Профессия защитника Родины всегда была почетной и значимой. В России существовали и продолжают существовать офицерские династии. Представители этих династий – гордость страны. Об одном из таких офицеров мы сегодня поговорим.

Ученик выступает с сообщением: (на экране фотофайл №1 с фотографией майора Солнечникова).

Сергей Солнечников родился в 1980 году в городе Потсдам в Германии, где его отец, Александр Васильевич Солнечников, будучи кадровым военным, проходил службу. После возвращения в СССР семья жила в Волгограде. После 8-го класса продолжил учёбу в Ахтубинской общеобразовательной кадетской школе, по окончании которой без экзаменов был принят в Качинское военное училище, а затем С. А. Солнечников поступил в Кемеровское высшее военное командное училище связи, которое окончил в 2003 году. В 2004 году получил назначение в войсковую часть Дальневосточного военного округа.

28 марта 2012 года во время учений солдат, проходящих военную службу по призыву, 19-летний рядовой из положения «стоя» неудачно бросил гранату РГД-5. Боеприпас попал в край переднего бруствера, ограждавшего огневую позицию, срикошетил и отлетел в зону поражения сослуживцев. Майор мгновенно осознал произошедшее, оттолкнул растерявшегося солдата и накрыл собой гранату. Через полтора часа майор скончался на операционном столе от полученных ранений, несовместимых с жизнью.

2 апреля 2012 года С. А. Солнечников с воинскими почестями похоронен в городе Волжский. Ему был 31 год.

3 апреля 2012 года Указом Президента Российской Федерации майору Солнечникову С. А. за героизм, мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского долга, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно).

Дума Благовещенска после обращения губернатора Амурской области приняла решение назвать одну из улиц нового квартала города именем Сергея Солнечникова, его именем также названы улицы Белогорске и Волгограде. В Белогорске была открыта памятная стела майору Сергею Солнечникову, а на Аллее Славы установлена плита со звездой в память о Герое России майоре Сергее Солнечникове. В городе Волжском кадетской школе присвоено имя С. А. Солнечникова.

Учитель: У комбата Сергея Солнечникова не было времени на раздумье, он принял решение мгновенно и спас от гибели и увечий своих бойцов. Давайте почтим память героя минутой молчания…

Учитель: Ребята, мы сегодня говорили о том, что в трудные для страны годы граждане России вставали на ее защиту. К тем, кто защищал Родину, наш народ всегда относился с большим уважением и гордостью. Мужество и слава – эти слова связаны со служением Отечеству.  Но все мы понимаем и другое: чтобы страна могла себя защитить, у нее должна быть боеспособная армия. Поэтому я хотела бы узнать, с каким из тезисов вы согласны. (Каждому из тезисов соответствует карточка определенного цвета, учащиеся выбирают карточки и голосуют ими).

  1. Синяя карточка: «Защита Родины – почетный долг и обязанность ее граждан».
  2. Зеленая карточка: “Защита Родины – принудительная обязанность”.
  3. Красная карточка: «Защита Родины – долг и обязанность ее граждан, но необходимо решать проблемы современной армии».

Учитель: Сегодня я хотела бы закончить наше занятие словами командира эскадрона, бывшего офицера царской армии, героя художественного фильма «Офицеры», снятого в 1971 году Владимиром Роговым.

Видеофайл №4.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Есть такая профессия – Родину защищать!

способствовать утверждению патриотических ценностей, повышению престижа воинской службы и защиты Отечества...

Открытый урок музыки "Есть такая профессия, родину защищать"

Урок посвящен дню памяти воинов-интернационалистов, который отмечается в России 15 февраля. Урок построен по материалам Музея патриотической песни, расположенного в кабинете музыки. На уроке прозвучат...

Урок письма "Есть такая профессия – Родину защищать…"

Разработка урока развития речи для 6 класса...

Урок мужества "Есть такая профессия - Родину защищать"

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа».  Урок мужества:  «Есть такая профессия – Родину защищать!»...