Диагностическая работа по теме "Морфология 6 класс" ( в трёх вариантах)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Ключанская Ирина Евгеньевна

В диагностической работе сможете найти задания, связанные с именами существительными, прилагательными, числительными, местоимениями. Имеются дополнительные задания (одно на выбор), направленные на развитие связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_morfologii_str._1-8.docx_1.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по теме “Морфология” 6 класс.

1 вариант

Задание 1. Что объединяет имена существительные в каждой колонке?

1) Везение, настойчивость, упорство, достижение, успех, награда;

2) Население, родня, прислуга, контингент, профессура, штат;

3) Друг, коллега, малярша, тетя, партнер, невестка, сотрудник.

Задание 2.  Данные ниже существительные во множественном числе распределите на 2 группы: имеющие категорию рода и не обладающие такой категорией. По каким показателям вы определили род существительных из первой группы?

Опилки, туманы, сплетни, часы, дожди, сутки, цветы, села, бури, шахматы, музеи, семьи, сливки, ясли, попытки, занятия, модели, сани, запахи, моря, звери, полосы, чувства, числа, брюки, юбки, сапоги, ворота, прятки, стены, сессии, станции, условия, рыбины, лебеди, сказки, сумерки.

Задание 3.  Найдите качественные прилагательные, укажите их грамматические признаки. К прилагательным, характеризующим и описывающим человека, подберите синонимы и антонимы:

1) А вот карточка моего отца: голубоглазый блондин, изящный, нежный и застенчивый красавчик, мамин и папин любимчик. (А. Рыбаков).

2) Пред ним сидел, перебирая по краю стола тонкими ручками, человек широкоплечий, с просторным туловищем на коротких ногах, с понурою курчавою головой, с очень умными и очень печальными глазками под густыми бровями, с крупным правильным ртом, нехорошими зубами и тем чисто русским носом, которому присвоено название картофеля; человек с виду неловкий и даже диковатый, но уже, наверное, недюжинный. (И. Тургенев.);

3) В детстве был он остроумный, талантливый мальчик, то живой, то задумчивый. (Н. Гоголь);

4) Была она в отца: стройная, хрупкая, изящная блондинка. (А. Рыбаков);

5) В нескольких шагах от «русского» дерева, за маленьким столом перед кофейней Вебера, сидел красивый мужчина лет под тридцать, среднего роста, сухощавый и смуглый, с мужественным и приятным лицом. (А. Тургенев);

6) У мамы было каменное лицо, она допускала, что Анна Моисеевна интеллигентная женщина и Олечка хорошая девочка, - почему ей в три года не быть хорошей? – допускала, что Лева в ней души не чает, но ей до этой девочки дела нет, не ее внучка. (А. Рыбаков);

7) Для меня, человека, ищущего оправдания для своей постоянной праздности, эти летние праздничные утра в наших усадьбах всегда были необыкновенно привлекательны. (А. П. Чехов);

8) На семнадцатом году своей жизни Клим Самгин был стройным юношей среднего роста, он передвигался по земле неспешной, солидной походкой, говорил немного, стараясь выражать свои мысли точно и просто, подчеркивая слова умеренными жестами очень белых рук с длинными кистями и тонкими пальцами музыканта (М. Горький);

Задание 4.  Образуйте от данных прилагательных степени сравнения. В каких случаях это невозможно? Аргументируйте свой ответ.

Пасмурный, большой, деревянный, твердый, извилистый, длинный, свежий, морской, толстый, теплый, душевный, заячий, открытый, тонкий, верный, глубокий, белый, громкий, светлый, смелый, бархатный, гламурный, порядочный, тяжелый, сухой, веселый, учительский, суворовский, близкий, весенний, юго-западный, странный, ленивый, гордый, ранний, милый, плохой, слепой, дорогой, старший, удачливый.

Задание 5.  Раскройте скобки, записав числительные словами.

1) В Улан-Баторе, в (500 км) от Богдо-Ула, толчки достигли (6 балл). 2) У горы Рапакоши, высотой (7788 м), самый крутой в мире склон. Она поднимается над долиной на (6000 м), а длина ее склона составляет около (10 м). Нетрудно рассчитать, что угол подъема в этом случае равен (31 градус). 3) Около (300 город и селение) с окружавшими их полями и плантациями были стерты с лица земли. Более (6000 рыбацкое судно) пошло ко дну. Погибли (36000 человек), сотни тысяч остались без крова. 4) Гигантский комодский варан достигает длины в (3,5 м) и веса в (150 кг).

Задание 6.  Найдите в тексте неопределенные местоимения.

1)Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь,

Так воспитаньем, слава богу,

У нас немудрено блеснуть…

2)  Татьяна любопытным взором

На воск потопленный глядит:

Ей что-то чудное гласит,

Из блюда полного водою…

3)  Младые грации Москвы

Сначала молча озирают

Татьяну с ног до головы;

Ее находят что-то странной,

Провинциальной и жеманной,

И что-то бледной и худой,

А впрочем очень недурной…(А. Пушкин «Евгений Онегин»).

Задание 7. Выписать из текста слова, распределив на группы в зависимости от части речи.

Историзмы — слова и словосочетания, которые обозначали существовавшие когда-то предметы и явления реальной жизни. Например: крепостной, смерд, юнкер и другие. Ушли в прошлое предметы — вышли из употребления слова.
Изменения в общественной жизни выводят из активного словарного запаса множество слов, но они вспоминаются тут же, как только мы заглядываем в прошлое. Поэтому без историзмов не обойтись в трудах по истории: далеко не все в прошлом может быть названо сегодняшними словами. Так, бояре как сословие ушли в историю, и в этой самой истории их можно назвать только этим словом. Вспоминаются историзмы, естественно, и в художественной литературе, когда она обращается к истории. Заменять их современными словами просто безграмотно. Так, стрельца сегодня мы не назовем солдатом, оброк — налогом, квартального — участковым.
Историзмы, в отличие от архаизмов, не имеют синонимов. У архаизмов же всегда есть вполне современно звучащие синонимы: ветрило — парус, ланиты — щеки. Архаизмы, являясь синонимами общеупотребительных слов, выражают, как это характерно для синонимов, разнообразные дополнительные оттенки. Они служат для создания колорита эпохи, для характеристики персонажа, используются как стилистическое средство в публицистике.

Дополнительно (одно на выбор):

  • Составьте рекламный текст с описанием какого-либо предмета, используя прилагательные различных разрядов, форм и степеней сравнения.
  • Используя относительные прилагательные, опишите местность, в которой вы проживаете.
  • Составьте рекомендательное письмо работодателю о молодом специалисте в отрасли образования. Обратите внимание на то, какие при этом будут использованы разряды, формы и степени сравнения прилагательных. Слова для справок: грамотный, квалифицированный, мобильный, коммуникабельный, скромный, амбициозный, честолюбивый, аккуратный, пунктуальный, толерантный, креативный, творческий, инициативный, порядочный.

Вариант 2

Задание 1.  Вставьте вместо точек подходящие по смыслу существительные.

Взять…, взять в руки…; сделать…, сделать из…; купить…, купить для…; нести…, нести из…; шить…, шить из…; требовать…, требовать от…

Задание 2.  Определите род данных существительных:

а) Мощь, слуга, музей, хлебушко, коллега, бригадир, кольцо, соболь, армия, судья, юноша, акация, осадки, сынишка, ртуть, детина, агроном;

б) Пламя, недотрога, старшина, дело, тропики, дворишко, воля, вояка, янтарь, скворушка, дождище, тезка, семья, магистраль, подмостки.

в) Потемки, зеркало, зайчишка, чистюля, фасоль, пластырь, умница, ущелье, народище, тиски, подпись, стремя, мачеха, техник, ветошь, слуга.

Задание 3.   Найдите в тексте относительные прилагательные.

Маленький человек в дырявом желтом котелке и с грушевидным малиновым носом, в клетчатых брюках и лакированных ботинках выехал на сцену Варьете на обыкновенном двухколесном велосипеде. Под звуки фокстрота он сделал круг, а затем испустил победный вопль, от чего велосипед поднялся на дыбы. Проехавшись на одном заднем колесе, человечек перевернулся вверх ногами, ухитрился на ходу отвинтить переднее колесо и пустить его за кулисы, а затем продолжал путь на одном колесе, вертя педалями. На высокой металлической мачте с седлом наверху и с одним колесом выехала полная блондинка в трико и юбочке, усеянной серебряными звездами, и стала ездить по кругу. Встречаясь с ней, человечек издавал приветственные крики и ногой снимал с головы котелок (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»).

Задание 4.  Образуйте от данных прилагательных все ( возможные)  формы сравнения.

Белый, горький, резкий, большой, верный, лучший, опытный, разумный, лояльный, старательный, узкий, туманный, скверный, пустой, крупный, наивный, утренний, долгий, черствый, умный, крепкий, алый, гуманный, новый, честный, упрямый, красивый, удачливый, ленивый, чуткий, мелкий, густой, зеленый, низкий, звонкий, яркий, ловкий, мирный, боевой, сильный.

Задание 5. Раскройте скобки, записав числительные словами:

1) Общее число этих природных бассейнов достигает (20000). 2) Клешни камчатского краба достигают в длину (1,5 м), а вес – (8 кг). 3) Озеро Ханка является одним  из самых мелких в России (в среднем 1-3 м.), и его хорошо прогреваемые летом воды дают приют (33 вид) рыб.

Задание 6.  Выделите указательные местоимения:

1) В два года это был форменный ангел, копия – отец, такой же беленький, голубоглазый, такой же хрупкий и изящный (А. Рыбаков).

2) В таком деле, где материальная ответственность, мало быть честным человеком. Я знал много честных людей, которые на материальной работе горели как свечи (А. Рыбаков).

3) И в самом деле, она с наивным любопытством смотрела на него, точно хотела поближе разглядеть и понять человека, который когда-то любил ее так пламенно, с такой нежностью и так несчастливо; ее глаза благодарили за эту любовь (А. Чехов).

5) Какая-то связь, невидимая, но значительная и необходимая, существует между всеми; и ничто в этой жизни не случайно, все полно одной общей мысли, все имеет одну душу, одну цель, и, чтобы понимать это, мало думать, мало рассуждать, надо еще, вероятно, иметь дар проникновения в жизнь, дар, который дается, очевидно, не всем (А. Чехов).

Задание 7.  Выписать из текста слова, распределив на группы в зависимости от части речи.

Среди множества существующих в природе диких трав крапиву мы запоминаем на всю жизнь с первого же прикосновения к ее листьям, обжигающим кожу. Мы считаем ее сорняком, буйные заросли которого приходится каждый год истреблять. Между тем это растение издавна служило человеку: из ее длинных лубяных волокон когда-то вырабатывали бумагу, плели канаты и рыболовные снасти. Крапива — ценное лекарство. В народной медицине используют изготовленный из нее настой, который улучшает состав крови; отваром из корней полощут рот, чтобы укрепить десны, его втирают в голову от выпадения волос.Собирать крапиву для лечебных целей рекомендуется во время ее цветения: в этот период в растении накапливается наибольшее количество биологически активных веществ. Весной, когда запасы витаминов в организме иссякают, полезны салаты из нежных верхушек крапивы. Их предварительно промывают под струей горячей воды, затем растирают пальцами, чтобы избавиться от жгучих иголок.
Крапиву можно заготавливать на зиму, для чего ее высушивают в тени и растирают в порошок, который потом добавляют в пищу. Еще один полезный совет: хотите дольше сохранить в жаркий летний день мясо или рыбу — плотно обложите их листьями крапивы.

Дополнительно (одно на выбор):

  • Составьте рекламный текст с описанием какого-либо предмета, используя прилагательные различных разрядов, форм и степеней сравнения.
  • Используя относительные прилагательные, опишите местность, в которой вы проживаете.
  • Составьте рекомендательное письмо работодателю о молодом специалисте в отрасли образования. Обратите внимание на то, какие при этом будут использованы разряды, формы и степени сравнения прилагательных. Слова для справок: грамотный, квалифицированный, мобильный, коммуникабельный, скромный, амбициозный, честолюбивый, аккуратный, пунктуальный, толерантный, креативный, творческий, инициативный, порядочный.

Вариант 3

Задание 1.  Укажите лишнее в ряду имя существительное, обоснуйте свой выбор:

а) город, сосед, отъезд, музей, платок, кольцо, лужа, брюки, гусенок;

б) продукция, гарантия, свита, посуда, гардероб, меню, ассортимент;

с) брюки, юбки, сапоги, ворота, прятки, стены, станции, условия, рыбины, лебеди, сказки, сумерки. 

Задание 2.  Выпишите существительные, не имеющие противопоставления по числу.

Дрова, салазки, облака, сени, шаги, пельмени, коллеги, удары, ворота, игрушки, попытки, фонды, встречи, тиски, события, надежды, журналы, сапоги, салки, тряпки, сливки, склады, сходни, ливни, строчки, очки (штрафные), финансы, друзья, Карпаты, налоги, рейтинги, чернила, ставки, прогулы.

Задание 3.  Найдите притяжательные прилагательные. Выделите в них суффиксы:

1) Ничего отец, естественно, не мог изменить, он вошел в дедушкин дом и не вмешивался в чужую жизнь (А. Рыбаков);

2) Валек указал мне моего отца с такой стороны, с какой мне никогда не приходило в голову взглянуть на него: слова Валека задали в моем сердце струну сыновней гордости; мне было приятно слушать похвалы моему отцу, да еще от имени Тыбурция…(В. Короленко);

3) В руках – краюха хлеба,

Уста – вишневый сок.

И вызвездило небо

Пастушеский рожок (С. Есенин);

4) А нам какое дело до господ! – возразила Настя, - к тому же я ваша, а не папенькина. Вы ведь не бранились еще с молодым Берестовым; а старики пускай себе дерутся, коли им весело (А. Пушкин);

5) Сын его не разделял ни неудовольствия расчетливого помещика, ни восхищения самолюбивого англомана; он с нетерпением ожидал появления хозяйской дочери, о которой много наслышался, и хотя сердце его, как известно, было уже занято, но молодая красавица всегда имела право на его воображение (А. Пушкин);

6) Солнце садилось в травы, в туманы и росы, и шум поезда не мог заглушить птичьего щелканья и перелива в кустах по сторонам полотна (К. Паустовский).

Задание 4.  Образуйте от данных прилагательных все (возможные) формы сравнения.

Белый, горький, резкий, большой, верный, лучший, опытный, разумный, лояльный, старательный, узкий, туманный, скверный, пустой, крупный, наивный, утренний, долгий, черствый, умный, крепкий, алый, гуманный, новый, честный, упрямый, красивый, удачливый, ленивый, чуткий, мелкий, густой, зеленый, низкий, звонкий, яркий, ловкий, мирный, боевой, сильный. 

Задание 5.  Раскройте скобки, записав числительные словами

1) Самая огромная степь в мире расстилается между горами Хинган и Карпатскими степями Европейского материка – неоглядный мир длиной в 7500 (км) и шириной от 150 до 600 (км). 2) Тут обитает больше (800 вид), не меньше (2000) морских беспозвоночных и почти 300 (вид) рыб.

Задание 6. Укажите отрицательные местоимения:

1) Никто из зрителей не обратил внимания на новоприбывшего зрителя (М. Булгаков);

2) А моя маленькая приятельница почти никогда не бегала и смеялась очень редко; когда же смеялась, то смех ее звучал как самый маленький колокольчик, которого на десять шагов не было слышно (В. Короленко);

3) Тыбурций и Валек совершенно неожиданно исчезли, и никто не мог сказать, куда они направились теперь, как никто не знал, откуда они пришли в наш город (В. Короленко);

4) Но большую часть дня я ничего не делал, я ходил по комнате, ожидая телеграмм, или сажал во флигеле мальчика, а сам уходил в сад и гулял, пока мальчик не прибегал сказать, что стучит аппарат (А. Чехов);

5) Человек, не умеющий держать про себя свою мысль, не может совершить никакого крупного дела (Д. Карлейль);

6) Так говорят: ничто не ново под луной, и это верно для того, кто ограничивается поверхностными наблюдениями (Д. Дидро).

Задание 7. Выписать из текста слова, распределив на группы в зависимости от части речи.

Когда явились на место, где надобно было драться, Лермонтов, взяв в руку пистолет, повторил торжественно Мартынову, что ему не приходило никогда в голову его обидеть, даже огорчить, что все это была одна шутка и что, ежели Мартынова это обижает, он готов просить у него прощения... везде, где он захочет! «Стреляй! Стреляй!» — был ответ исступленного Мартынова.
Надлежало начинать Лермонтову, он выстрелил в воздух, желая кончить глупую эту ссору дружелюбно. Не так великодушно думал Мартынов. Он был довольно бесчеловечен и злобен, чтобы подойти к самому противнику своему и выстрелить ему прямо в сердце. Удар был так силен и верен, что смерть была столь же скоропостижной, как выстрел. Несчастный Лермонтов испустил дух. Удивительно, что секунданты допустили Мартынову совершить этот зверский поступок. Он поступил против всех правил чести, благородства и справедливости. Ежели бы он хотел, чтобы дуэль совершилась, ему следовало сказать Лермонтову: «Извольте зарядить опять ваш пистолет. Я вам советую хорошенько в меня целиться, ибо я буду стараться вас убить». Так поступил бы благородный, храбрый офицер. Мартынов поступил как убийца.

Дополнительно (одно на выбор):

  • Составьте рекламный текст с описанием какого-либо предмета, используя прилагательные различных разрядов, форм и степеней сравнения.
  • Используя относительные прилагательные, опишите местность, в которой вы проживаете.
  • Составьте рекомендательное письмо работодателю о молодом специалисте в отрасли образования. Обратите внимание на то, какие при этом будут использованы разряды, формы и степени сравнения прилагательных. Слова для справок: грамотный, квалифицированный, мобильный, коммуникабельный, скромный, амбициозный, честолюбивый, аккуратный, пунктуальный, толерантный, креативный, творческий, инициативный, порядочный.

Рефлексия

Какие задания вызвали трудность?

С какими заданиями справились легко?

Какие задания считаете интересными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочная диагностическая работа в 10 классе

КДР (краевая диагностическая работа) по немецкому языку в 10 классе...

Диагностическая работа в 9 классе

Диагностическая работа для учащихся 9 классов по математике....

Итоговая диагностическая работа в 5 классе (вариант 1)

Работа в формате ГИА для проверки знаний по русскому языку на конец учебного года...

Итоговая диагностическая работа в 5 классе (вариант 2)

Работа в формате ГИА для проверки знаний по русскому языку на конец учебного года...

Итоговая диагностическая работа в 8 классе (варианты 1 и 2)

Итоговая диагностическая работа в формате ЕГЭ предназначена для проверки знаний по русскому языку в конце (апреле) учебного года...

Варианты диагностической работы для 9 класса по теме "Основные понятия генетики"

Данная работа может быть использована для проверки домашнего задания или выявления сложностей в овладении основными понятиями генетики...

Диагностическая работа-входная-6 класс (с вариантом для пересдачи)

Данная работа может быть проведена в начале 6го класса на уроке русского языка. Цель - проверить уровень знаний по итгам 2-5 классов. В работе представлены 1 и 2 вариант, а также вариант для пересдачи...