Интегрированный урок по русскому языку в 6 классе .Имя числительное
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Кавыршина Галина Николаевна

Урок призван выполнять следующие цели:

дидактические:

  • формирование умений и навыков, учащихся по теме: “ формирование умений правильно употреблять численные в речи.

воспитательные:image

  • через межпредметные связи воспитывать ученика как всесторонне развитую личность, через сотрудничество предметов к взаимопониманию, взаимопомощи, взаимовыручки.

развивающие:

  • показать взаимосвязь (точки соприкосновения) между предметами для формирования целостной картины общеобразовательного процесса, развивать творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Интегрированный урок.218.21 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»

Интегрированный  урок

по русскому языку  в 6 классе

                     ПРОВЕЛА

                     учитель русского языка и литературы

                     Кавыршина Галина Николаевна

                2016 год

Цели:

дидактические:

  • формирование умений и навыков, учащихся по теме: “ формирование умений правильно употреблять численные в речи.

воспитательные:

  • через межпредметные связи воспитывать ученика как всесторонне развитую личность, через сотрудничество предметов к взаимопониманию, взаимопомощи, взаимовыручки.

развивающие:

  • показать взаимосвязь (точки соприкосновения) между предметами для формирования целостной картины общеобразовательного процесса, развивать творческие способности.

Ход урока. 
I. Организационный момент. 

Урок, который у нас сегодня, необычный, интегрированный.

- А что такое «интеграция»?  

В современном мире невозможно обойтись без цифр, они окружают нас везде. На каких предметах вы встречаетесь с именами числительными?
(Литература, история, обществознание, биология, технология, физическая культура, география, О Б Ж). 

2.Постановка целей

А нужны ли в речи имена числительные?

К нам в гости пришли любитель математики и русского языка.

М.

Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что людям могут дать пустые звуки?

Ф.

Нет ничего ужасней чисел скучных,
Каких – то формул, множества нулей.
А слово нужное? Оно ведь лечит душу
И в трудный час нас делает сильней.

М.

Нет! Миром числа управляют.
Они в порядок наш приводят ум.
И истину лишь математики познают,
Как Архимед, Евклид, Паскаль и Юнг.

Ф.

Есть листьев шум и мир под облаками.
Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом не скажешь все, что выразишь словами –
И боль, и страх, любовь и счастье.

М.

Но математику учил ракет создатель,
И в космос полетели мы без вас.

Ф.

Нет! Первым в космос полетел писатель,
Писатель тот, который был фантаст.

М.

Друзья мои! Не надо ссор,
Решим сейчас мы этот спор.

-Какова же цель нашего урока?

3.Актуализация знаний

  1. Как записывают число в математике и в русском языке? 
  2. В чем разница записи? 
  3. Почему по-разному записывают число? 


4. Словарный диктант 

с устным комментарием учеников об особенностях правописания числительных; указываются виды орфограмм.

Одиннадцать восьмых, двенадцать десятых, шестнадцать двадцатых.

  1. покажите математическую запись данных чисел, 
  2. что они обозначают, что можно сделать с ними?

5.Выборочный диктант

В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся.

1). "Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев". (Четыре лета.)

2). "И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей". (Две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей.)

– Все ли слова были понятны?

Лексическая работа:надите в словаре и запишите значения слов.

Лето – 1) время года между весной и осенью; 2) год (устар.).

Муж – 1) женатый мужчина; 2) деятель на к.-н. общественном поприще (устар.).

Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.); 3) первоначально – ожерелье или цепь, носившиеся на "гриве", т.е. на шее; основная денежная и весовая единица в Древней Руси, представляющая собой серебряный слиток весом около 200 граммов.

В каких значениях употреблены эти слова в представленных примерах?

6.Историческая справка

(индивидуальные сообщения)

Загадка Российского флага 
Российский флаг представляет собой полотнище из трех цветных полос: белой, синей и красной. Полосы кажутся одинаковой ширины, но это далеко не так. Без точного расчета и числительных и здесь не обошлось. Дело в том, что глаз человека воспринимает белый цвет объемнее, чем черный или синий. Поэтому белую полоску надо сделать немного уже, чем синюю. А красный цвет - это цвет опасности, он сразу бросается в глаза и кажется уже, чем на самом деле, поэтому красную надо сделать шире. 
Эти три полосы на самом деле имеют разную ширину. Давайте выясним их количественное соотношение.(
задание по математике)

Таким образом, полосы разного цвета на Российском флаге соотносятся так: 30:33:37. Именно в таком соотношении они кажутся одинаковыми.

Древнерусские имена 
Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на свет детей. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье семеро детей, то их могли назвать так: 
Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый. К этим именам добавлялись еще и клички, например: Ждан Первуш (то есть желанный первенец), Неждан Семый (то есть нежеланный седьмой ребенок), Крикун Пяток, Егоза Шесток, Пузан Четвертак, Веселка Третьяк. 
Эти имена числительные впоследствии стали фамилиями. У кого из одноклассников фамилия образована от числительного (Третьяков)

7.Минутка отдыха

На этот урок к нам пришла "Радионяня". Она споёт вам песенку об интересных числительных. (Прослушивается песня из урока о числительных ПОЛТОРА – ПОЛТОРЫ. )

– Чему же научила вас "Радионяня"?

- Составьте задачу, употребив числительное полтора. Запишем задачу числами и решим её.

8.Отгадывание ребусов

- Можно смешивать в словах буквы и числа. Прочитайте данные слова-ребусы , запишите ответы.

Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка.

- Легко было читать? Почему?

 9.Индивидуальная работа по карточке (с взаимопроверкой)

«НАЙДИ МЕНЯ»

Удвоить, шестилетний, десяток, единица, соединить, один, десять, три, тройка, тысяча, третий ,шестой, шестидневка, четверть, пятак, семеро, утроить, двоякий, трехэтажный

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

глагол

10.Физминутка.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

Предлагаем вам решить задачу на движение.

Задача: Максим и Саша вышли из школы со скоростью 50 м/мин. Рома вышел вслед за ними через 6 мин со скоростью 80 м/мин. Через сколько мин Рома догонит Максима и Сашу?

Ученик – у доски.

Решение: 1) 80-50=30 (м/мин)

2) 50х6=300 (м)

3) 300/30=10(мин)

Ответ: через 10 мин.

Часто используются имена числительные и в образной речи (в пословицах, загадках). Вспомните их.
- Семь братьев, имена разные. 
- Два братца через дорогу живут. 
- Рассыпался горох на семьдесят дорог, никто его не подберёт. 
Пословицы: 
- Сто голов – сто умов. 
- Трус бьёт первым. 
- Пять перстов, да всё ода рука. 
- Для милого дружка семь вёрст не околица. 

11.Проверочный тест

ТЕСТ. 
1. Четвёртое лишнее: 
1) третий; 2) три; 3) утроить; 4) тридцать. 
2) двадцать три; 2) сорок пять; 3)двести; 4) двадцатый. 
3) шестьсот; 2) две пятых; 3) пятеро; 4) сто. 
2. Выберите варианты ответов с количественными числительными: 
1) второй ученик; 2) четверо друзей; 3) три дома; 4) сорок пять страниц. 
3. Какое слово не является простым числительным? 
1) тридцать; 2) семнадцать; 3) шестьдесят; 4) сорок 
4. Какие существительные могут сочетаться с числительным четверо: 
1) друзья; 2) машины; 3)котята; 4) девочки. 
5. В каких числительных в середине пишется Ь: 
1) 60; 2) 16; 3) 700; 3) 18. 
6. В каком слове пропущен Ь? 
1) 1) шест…сот; 2) восем…надцать; 3) пять тысяч… 3) милл…он 
7. Какое из слов помогает проверить правильность склонения числительного шесть: 
1) Ночь; 2) дорога; 3) мяч; 4) солнце; 5) мама. 
8. Какое числительное склоняется как числительное 40? 
1) 60; 2) 100; 3) 10; 4) 90 
9. В каком случае нужно употребить слово «обеими»? 
1) Слышат ___ ушами; 2) переписываться с ________ друзьями;3) видит _____ глазами 4) машет ______ руками 

Итог урока.

Сегодня мы убедились, что знание имен числительных, их правописание нам необходимо, это не такая простая задача и требует постоянной тренировки не только на уроках русского языка, но и математики.

Как же мы решим спор наших гостей?

Самооценка.

-У каждого из вас на столе три цифры 3, 4, 5. Оцените качество своих знаний, использованных на уроке числовой отметкой. Покажите свои отметки, положите выбранную цифру в тетрадь.

VII.  Рефлексия. 
- Что для меня самым полезным было на уроке? 
- А интересным? 
- Что на уроке для меня было трудным? 
- Что нужно ещё раз повторить по теме урока? 
- Задайте друг другу по одному вопросу, используя имена числительные. 
VIII.Д-З

Объясни фразеологизмы: 
*пуд соли съесть, 
а сколько это в килограммах? (16кг); 
*как аршин поглотил, 
а сколько это в метрах, если1 аршин равен16 вершкам (0,71 м), а вершок – 
( 4,45 см); 
* заблудился в трёх соснах; 
* идти на все четыре стороны. 
Сделайте вывод о роли имени числительного в нашей жизни. 




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 6 класс "Порядковое числительное"

Урок находится в рамках образовательной программы по русскому языку, поставленных задач урока, темы инновационной деятельности «Использование информационных технологий на уроках русского языка»С...

Урок русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи"

Данный урок проводится с целью закрепления знаний учащихся о числительном, полученных в начальной школе;  научить отличать числительные от других частей речи, содержащих  числовые значения; ...

Урок русского языка в 6 классе "Имя числительное как часть речи"

Урок русского языка   в 6 классе по теме "Имя числительное как часть речи". Данный урок является первым при изучении раздела "Имя числительное". Урок дает возможность ученикам понять, что такое и...

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Имя числительное».

Урок русского языка направлен на развитие интеллектуальных способностей и мыслительных операций у детей. Осуществление индивидуального подхода позволяет создать ситуацию успеха у каждого ученика. На у...