Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Полуднева Виктория Геннадьевна

Эта программа сотавлена в соответствии с требованиями ФГОС и удобна для внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_po_russkomu_yazyku.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Пояснительная записка

 Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

  Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, что способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов  обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.

    Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Связь с уже существующими по данному направлению           программами.

   Содержание занятий кружка представляет собой введение в некоторые  вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с   языковыми нормами.  

Практическая значимость.

Учащиеся среднего звена совершенствуют свои знания, умения и навыки по русскому языку.

Итогом  работы в кружке является участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, создание учебно-исследовательских проектов         (индивидуальных и групповых), защита их внутри группы и на уровне школьного НОУ.

  Перспективность данного курса заключается в том, что предполагается дальнейшее расширение темы от слова к словесности.  

   Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит творческому употреблению родного языка.

   Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.

  Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы занятия   желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

  Вид (модифицированная, экспериментальная, авторская программа) – модифицированная.

Цель и задачи программы.

Цель –   расширение лингвистического кругозора; приобщение к языковым ценностям; увеличение словарного запаса; формирование общей языковой культуры.  

Задачи:

1) закрепление уже изученных лингвистических терминов  

2) знакомство с новой лексикографической терминологией;

3)  развитие умения работать со словарем;

4) развитие навыка поиска лингвистической информации;

5) формирование стремления бороться за чистоту и красоту русского языка;

6) формирование умения самостоятельного лингвистического исследования и наблюдения над художественным текстом.

 

Этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь:

Разделы программы изложены в логической последовательности. Каждый последующий раздел связан с предыдущим. Программа реализуется в течение одного учебного года.

 Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

Возраст обучающихся  12-13  лет. Это возраст, когда  развивается отношение  к Родине, родному языку, формируется личностная манера поведения и желание внести свой вклад в какую-нибудь сферу деятельности. Каждый ребенок пытается найти свое место в коллективе, продемонстрировать свои возможности и таланты, участие в работе кружка дает возможность самореализации через участие в коллективной творческой деятельности.

Особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.), число обучающихся по годам обучения (обосновать).  

  Набор детей производится на добровольной свободной основе. Группа состоит из 15 учащихся  6-7 классов, проявляющих интерес к изучению русского языка.

  Обучающиеся участвуют во внеклассных мероприятиях по русскому языку, в проектной деятельности, в олимпиадах и конкурсах по русскому языку.

 Режим занятий: общее число часов в год; число часов и занятий в неделю.     Программа  рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся 1 раз в неделю по         1 часу.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки. 

Обучающие должны знать:

- языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;

- назначение лингвистических словарей;

- историю современного русского письма;

- материал из жизни и деятельности выдающихся учёных  – языковедов;

- приёмы работы с текстом;

- художественно – выразительные средства языка.

Обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно выполнять различные творческие работы;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их  с точки зрения нормативности;

- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами;

- уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского  народов.

5. Уровень результатов работы по программе:

Первый уровень результатов приобретение школьниками знаний  о происхождении, истории образования и изменения лексических единиц русского языка,  о причинах и механизмах заимствования, исчезновения и появления слов в русском языке, о способах нахождения информации в справочной литературе; расширение словарного запаса,  осознанное овладение лингвистическими терминами.  

Второй уровень результатов —  развитие ценностных отношений школьников к родному языку, Отечеству, родной культуре, народу; умения находить необходимую информацию, употреблять термины в речи, работать с лингвистическими словарями, выявлять «болезни языка» и бороться с ними, применять полученные знания на практике.    

Третий уровень результатов — получение школьниками опыта взаимодействия (проведение заседаний кружка,  изготовление наглядных пособий по русскому языку, раздаточного материала, лингвистических бюллетеней (карточки, буклеты,  сменный материал для стендов).

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
  • анализ и просмотр проектов;
  • составление проектов.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Тематическое планирование

№ п/п

Темы занятий

ЧАСЫ

ДАТЫ

Введение. Языкознание – удивительная наука.

 2

 Беседа;

Составление буклета «Русские лингвисты»

Наш язык. Когда и как люди научились говорить (проблема происхождения языка)

2

Лекция.

Ролевая  игра

Происхождение и развитие письма.

2

Беседа. Создание буклета

Фонетика. Звуковая жизнь слова.

2

Беседа.

Конкурс скорогово-рок

Как рождаются и живут слова

1

Беседа.

 Шарады.

Как рождаются и живут слова

2

Сообщение учащихся.

  Игра «Лексичес-кий марафон»

Как много в этом слове…...

2

 Лаборатор-ная  работа «Анализ текста»

Лото «Омонимы,синонимы,многозначные слова»

Явление синонимии в русском языке.

2

  Исследова-ние по теме занятия.

Составление кроссворда «Синонимы»

Нормы произношения

2

Беседа. Викторина «Верное ударение»

Русская фразеология.

2

Мини-проект «Фразеоло-гизмы»

11

                   Как вас зовут?    

Имена, фамилии, прозвища.

2

Беседа.

Работа с художественными текстами. Составление словаря имен.

12

Где вы живете? Умение рассказывать о своем городе

2

 Исследова-тельский проект «Топоними -ка родного края»

13

Всегда ли мы правильно говорим?

3

Составление орфоэпичес-кого словарика.

14

А все-таки она хорошая!                 (Русская орфография,орфоэпия  и их  принципы)

4

Научное сообщение.

Презентация «Заниматель-ная орфография,орфоэпия»

15

 Особенности русской пунктуации.

2

Оформление стенгазеты  «История русской пунктуации»

16

«Я люблю свой родной язык!»

2

Подготовка и проведение утренника «Язык мой – друг мой!»

Итого

34

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

             эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту, богатство и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

            перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения;

             Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Говорим и пишем правильно» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и пр...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса "Мастерская владения речью"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку и литературе "Книжный мир"

           В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Заняти...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык".

Рабочая программа предназначена для учащихся 5 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку «Моя радуга»

Программа  внеурочной деятельности по русскому языку  «Моя радуга» для 1 класса....