Сравнение критериев оценивания итогового сочинения в вузе и школе
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Неволина Елена Александровна

В статье сравниваются подходы и критерии оценивания итговых сочинений выпускников в школах и вузах в 2016 году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Протвино

Неволиной Елены Александровны

Сравнение критериев оценивания итогового сочинения в вузе и школе

Проанализировав свою работу 2-х последних лет, я прихожу к выводу, что одной из болевых точек в работе с выпускниками является подготовка итогового сочинения. Тенденция к переоцениванию данных итоговых сочинений в вузах возрастает: если в 2015 году дифференцированный дополнительный балл за предоставление итогового сочинения давала только Высшая школа экономики, то в 2016 году перепроверка сочинений состоялась уже и в МГУ. Двухгодичный опыт работы членом приёмной комиссии Высшей школы экономики в качестве эксперта по проверке итогового сочинения, позволяет мне сопоставить критерии оценивания итогового сочинения в вузе и школе.

Вспомним критерии оценивания итогового сочинения в школе.

Экспертная комиссия перед осуществлением проверки итогового сочинения (изложения) по пяти критериям оценивания, проверяет соблюдение участниками итогового сочинения (изложения) требований «Объем сочинения (изложения)» и «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)».

После проверки соблюдения установленных требований экспертная комиссия приступает к проверке сочинения (изложения) по пяти критериями оценивания:

 -критерий №1 «Соответствие теме»;

 -критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»;

-критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»;

-критерий №4 «Качество письменной речи»;

-критерий №5 «Грамотность».

Особенности перепроверки сочинений в 2016 году в НИУ ВШЭ состояли в следующем.

Несмотря на то, что при оценивании итоговых сочинений в школе учитывалось требование №2 «Самостоятельность написания итогового сочинения» и формально все зачтённые сочинения считались самостоятельно написанными, при оценивании сочинений в НИУ ВШЭ начислялось до 3 штрафных баллов за заимствования, если же текст целиком заимствован из внешнего источника и факт плагиата эксперт подтверждал точной ссылкой на источник, работа не проверялась вообще и дополнительные баллы за итоговое сочинение не начислялись.

Таким образом, как бы нам ни хотелось, чтобы все работы наших учащихся были зачтены, мы должны предупреждать учащихся о том, что их может ожидать в вузе, если они намерены работу списать.

Штрафные баллы (по 1) начислялись при перепроверке работ в НИУ ВШЭ в 2016 году за 3 и более речевых и грамматических ошибок; 5 и более орфографических и пунктуационные ошибки;1 фактическую ошибку. Опять же мы с вами понимаем, что критерии оценки грамотности выпускника в вуз существенно отличаются от школьного критерия оценивания итогового сочинения (5орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок на 100 слов).

Что приветствовалось в итоговых сочинениях в НИУ ВШЭ?

От 0 до 3 баллов выпускник получал по 1 критерию «Соответствие теме». Мы помним, что в школьной шкале – это один из главных критериев. В НИУ ВШЭ 1 балл начисляют, если тема осмыслена как проблема (т.е. сформулирован конкретный вопрос, ответ на который и представляет собой один из тезисов сочинения) 2 балла начисляют, если раскрыты разные аспекты темы.

При рассмотрении 2-го обязательного школьного критерия «Аргументация. Привлечение литературного материала» НИУ ВШЭ начисляет до 4 баллов:1 балл за уместное напоминание, отсылку к тексту;1 балл за анализ элементов художественного текста;1 балл за опору более чем на 1 произведение литературы (в том числе мемуаристику, публицистику),1 балл за опору на произведения других видов искусства (театр, живопись, кино), исторические документы, факты, высказывания известных людей, а также научные и научно-популярные источники знаний.

Особое внимание НИУ ВШЭ уделяет структуре сочинения: за соблюдение разумных, содержательно оправданных пропорций между вводной основной и заключительными частями начисляет 1 балл; за логическую стройность – связность 2 балла. Здесь мы наблюдаем параллель со школьным критерием «Композиция и логика рассуждения».

Все критерии переоценивания итоговых сочинений размещены на сайтах вузов, куда ребята будут поступать. Возможно, некоторые из выпускников будут писать итоговое сочинение под вуз, поэтому мы должны быть к этому готовы при оценивании работ.

При подготовке ребят к итоговому сочинению в этом году я буду обращать особое внимание на следующие характеристики работы:

-самостоятельность работы;

-раскрытие темы через формулировку проблемы;

-многоаспектность в раскрытии темы;

-привлечение в качестве аргументов более 1 литературного произведения;

-использование в качестве аргументов ссылок на публицистику, научно-популярную литературу, исторические документы, произведения других видов искусств;

-грамотность речи.

Используемые информационные  ресурсы:

  1. https://ba.hse.ru/crit2016
  2. http://www.fipi.ru/
  3. http://sochinenie11.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценивания изложения и сочинения (ГИА) по русскому языку

Презентация поможет наглядно объяснить ученикам систему оценивания изложения и сочинения по русскому языку...

Критерии оценивания сочинения рассуждения 2011-2012

Критерии оценивания   сочинения рассуждения  2011-2012...

Критерии оценивания итогового сочинения-2014/2015

Критерии оценивания итогового сочинения-2014/2015...

Критерии оценки итогового сочинения по литературе

Этот материал предназначен для учащихся 10-11 классов и их родителей, в нем подробно описаны критерии оценки итогового сочинения по литературе....

Итоговое сочинение. От выбора темы к оцениванию по критериям.

Итоговое сочинение. От выбора темы к оцениванию по критериям....

Критерии оценивания итогового собеседования русский язык 9 класс

Итоговое собеседование 9 класс. Критерии оценивания...