Использование модульной технологии на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Зыкина Наталья Николаевна

При помощи модульного обучения достигается личностно-ориентированное обучение, т.е. учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное обучение: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл материал для учителя34.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Смышляевская средняя общеобразовательная школа №1 « Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика мунициальногорайона Волжский Самарской области

« Использование модульной технологии на уроках русского языка

как средство развития учащихся»

Учитель русского языка и литературы Зыкина Н.Н.

Тезисы

1. При помощи модульного обучения достигается личностно-ориентированное обучение, т. е. учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует

2.Что такое модуль? Семантический смысл термина ''модульное обучение'' связан с международным понятием ''модуль'', одно из значений которого – функциональный узел.

Модуль - это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое. В состав модуля входят целевой план действия, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.

3.Что включает в себя система действий учителя?

Главное – это разработка модульной программы. Учитель должен видеть все уроки в перспективе, т.е. составить планы уроков по теме на четверть или полугодие.

Модульная технология строится на основе развивающегося обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя и товарищей, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что он делает с помощью других, завтра сможет сам, т. е. один цикл завешается, ученик переходит в зону активного развития, и виток раскручивается на новом этапе. В модульном обучении это реализуется путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации деятельности в разных формах – индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава.

4. Что же дает модульное обучение? Главное – это то, что каждый работает самостоятельно в присущем ему темпе, представляются возможности получить консультацию у учителя, помощь у товарища. Значительно глубже осознать содержание, все время себя контролировать. Каждый ученик включается в активную и эффективную познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой.

5.Чем меня заинтересовала эта технология?

1) осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику (подходишь, сразу видно, понял ученик тему или нет);

2) создается условие для развития сильных учащихся (они не ждут остальных, сами дальше разбираются в заданиях);

3) дифференциация в обучении (самостоятельная работа в начале урока и домашние задания разноуровневые)

4) решается проблема домашних заданий (все мы знаем, что без домашних заданий обучать русскому языку очень трудно , раз при оценке деятельности ученика учитывается не только самостоятельная работа, но и домашние задания, ученику приходится каждодневно выполнять домашние задания .

6. Модульное обучение, несомненно, имеет свои  преимущества перед другими методами обучения.

1.Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям.

2. Данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.

3. На занятиях не бывает, как правило, никаких проблем с дисциплиной, у детей нет просто времени на шалости. Сорок пять минут напряжённой работы.

4. Модульный урок помогает выявить знания учащихся, т.к. каждый урок заканчивается выходным контролем.

5. Эта технология предполагает глубокое усвоение теории, практического её применения, что в дальнейшем необходимо при сдаче ЕГЭ.

6. Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку. Ученику кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.

7. Изменяется роль учителя. А их новизна состоит в том, что учитель:

         1) управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;

         2) мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;

         3) использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;

         4) организует помощь ученику в процессе деятельности, проявляет внимание к результатам его самостоятельной деятельности;

         5) создаёт ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику;

         6) создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;

         7) организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку.

7.Основные преимущества использования модульной технологии, на мой взгляд, заключаются в наличии системы индивидуальной работы с учащимися с разным уровнем знаний, практические модули ориентированы именно на такую работу. В учебном процессе учащийся может выбирать траекторию движения по разным уровням, этому способствуют:

1.  задания с оценкой по желанию;

2.  возможность перехода по желанию на более высокий уровень трудности, который оценивается более высоким баллом;

3.  возможность заранее готовиться к контрольным итоговым заданиям и получать за них более высокие оценки;

4.  восполнять пропущенный по болезни материал самостоятельно;

5.  возможность простраивать собственную траекторию обучения и двигаться по ней с отставанием или опережением.

8.В результате применения модульной технологии происходит развитие одной из важнейших компетенций в современном обществе - умение не только организовать собственную деятельность, но и провести анализ результатов своего труда и на его основе определить новые цели и задачи. Её формирование напрямую обеспечивает рефлексия. Я провожу рефлексию, готовясь к занятию, создавая технологическую карту, а ученики – на уроке. Самоанализ деятельности ученики делают подробным или кратким, индивидуальным или групповым, письменным или устным.

« Использование модульной технологии на уроках русского языка

как средство развития учащихся»

Одной из систем организации учебно-воспитательного процесса, которая ориентируется на развитие ребенка, позволяет сократить учебный курс дисциплины без ущерба для полноты изложения и глубины материала, является модульная система.

Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению. Именно оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Так из программированного обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее суть – ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления.

При помощи модульного обучения достигается личностно-ориентированное обучение, т. е. учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное управление его учением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает ребенка объективно оценивать свои способности, результаты своего труда. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому учащемуся видеть уровень усвоения знаний. 

Мой опыт работы по модульной технологии ещё не очень большой, но я поделюсь тем, что знаю и применяю в своей практике.

Что такое модуль? Семантический смысл термина ''модульное обучение'' связан с международным понятием ''модуль'', одно из значений которого – функциональный узел.

Модуль - это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое. В состав модуля входят целевой план действия, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей.

Значит, Модуль выступает средством модульного обучения.  Это – программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся.

Для успешной работы по технологии модульного обучения учитель должен глубоко продумать систему своих действий.

 Что включает в себя система действий учителя?

Главное – это разработка модульной программы. Учитель должен видеть все уроки в перспективе, т.е. составить планы уроков по теме на четверть или полугодие.

Модульная технология строится на основе развивающегося обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя и товарищей, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что он делает с помощью других, завтра сможет сам, т. е. один цикл завешается, ученик переходит в зону активного развития, и виток раскручивается на новом этапе. В модульном обучении это реализуется путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации деятельности в разных формах – индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава.

Какова же система действий учителя по подготовке к переходу на модульное обучение? Прежде всего необходимо разобрать модульную программу (МП), состоящую из комплексной дидактической цели и отдельных модулей, от качества которых зависит эффективность обучения. Чтобы составить модульную программу, учителю прежде всего необходимо выделить стержневые идеи курса. После этого формируется комплексная дидактическая цель (КДЦ), которая имеет два уровня: уровень усвоения учебного содержания учеником и ориентация на его использование в практике, а также для изучения учебного материала в будущем. Затем из КДЦ выделяется интегрирующие дидактические цели (ИДЦ) и формируются модули, которые в совокупности и обеспечивают достижение комплексной дидактической цели. Поэтому каждая идея ИДЦ делится на частные дидактические цели (ЧДЦ), и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ), каждой ЧДЦ соответствует один УЭ.

Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: воспитание. Понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. И здесь большая возможность осуществлять проблемность в обучении и возможности для повторения основного содержания. Эти возможности реализуются через учебный элемент “Резюме”.

Что же дает модульное обучение? Главное – это то, что каждый работает самостоятельно в присущем ему темпе, представляются возможности получить консультацию у учителя, помощь у товарища. Значительно глубже осознать содержание, все время себя контролировать. Каждый ученик включается в активную и эффективную познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой.

Первым и главным критерием оценки успешности обучения в модульном режиме является желание учеников учиться, пробуждение интереса к предмету, личности учителя, школе.

На уроках русского языка модульное обучение эффективно применять на обобщающих уроках, а также на уроках изучения новой темы, в центре которых правописание и пунктуация.

Чем меня заинтересовала эта технология?

1) осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику (подходишь, сразу видно, понял ученик тему или нет);

2) создается условие для развития сильных учащихся (они не ждут остальных, сами дальше разбираются в заданиях);

3) дифференциация в обучении (самостоятельная работа в начале урока и домашние задания разноуровневые)

4) решается проблема домашних заданий (все мы знаем, что без домашних заданий обучать русскому языку очень трудно , раз при оценке деятельности ученика учитывается не только самостоятельная работа, но и домашние задания, ученику приходится каждодневно выполнять домашние задания .

Хочется предостеречь учителей от возможной ошибки при использовании модулей. В модуль нецелесообразно включать большой объём содержательной деятельности, т.к. у школьников ещё плохо развито чувство времени. Учителю нужно постоянно задавать необходимый темп работы учащихся.

Программа составлена. Что делать дальше?

Размножить программу и обеспечить ею каждого ученика. Начинается модульное занятие с целеполагания (определение целей деятельности  учащихся — чему они научатся за урок). А дальше ученик работает с модулем самостоятельно, то есть новую тему он усваивает сам, пользуясь учебником, словарем и т.д. В процессе усвоения материала он получает консультацию у учителя, у товарища по классу, свободно общается с ним, не нарушая дисциплины в классе.

Как оценивается работа?

В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Усвоив материал, ученик сам себе выставляет оценку. Оценку за усвоенный материал может поставить одноклассник и т.д., главное, что ученик усвоил материал, добился поставленной цели. Оценки накапливаются в тетради или в листе оценок, на основании которого выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

Если ученик слабый и не успел выполнить всю работу, то можно оценить ту часть, которую он добросовестно выполнил. Для него это тоже успех.

Для успешной работы учащихся с модулем учебное содержание должно быть представлено таким образом, чтобы ученики эффективно его усваивали. Желательно, чтобы учитель через модуль как бы беседовал с учащимися, вызывал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.

Я считаю, что модульное обучение, несомненно, имеет свои  преимущества перед другими методами обучения.

1.Ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям.

2. Данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения.

3. На занятиях не бывает, как правило, никаких проблем с дисциплиной, у детей нет просто времени на шалости. Сорок пять минут напряжённой работы.

4. Модульный урок помогает выявить знания учащихся, т.к. каждый урок заканчивается выходным контролем.

5. Эта технология предполагает глубокое усвоение теории, практического её применения, что в дальнейшем необходимо при сдаче ЕГЭ.

6. Изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей. Их отношения более дружелюбные, исключающие конфликты. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку. Ученику кажется, что он работает абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули.

7. Изменяется роль учителя. А их новизна состоит в том, что учитель:

         1) управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний (дающего знания) в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;

         2) мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счёт коммуникации, взаимопонимания и добивается положительного отношения к предмету;

         3) использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;

         4) организует помощь ученику в процессе деятельности, проявляет внимание к результатам его самостоятельной деятельности;

         5) создаёт ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику;

         6) создаёт положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества, которое реализуется в системе гуманных учебных взаимоотношений;

         7) организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку.

Многие учителя используют традиционную систему с элементами модульного обучения. Но в старших классах (9-11), по мнению специалистов, можно переходить на модульное обучение по русскому языку, что позволит сократить время учебного курса на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала. Разработка модульных обучающих программ показала, что процесс “конструирования” модулей позволяет “отсечь” все лишнее, всю избыточную учебную информацию, которая не только способствует, а чаще всего затрудняет усвоение нового материала. Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его.

Важным условием перехода на модульное обучение я считаю уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Не во всех классах одинаково эффективно проходят модульные уроки. Только в тех классах, где большое внимание уделяется  формированию навыков самостоятельной работы, учащиеся полностью справляются с модулями. Некоторые  учащиеся просто не успевают выполнить все задания из-за того, что просто не умеют самостоятельно работать. Поэтому  можно работать с модулями не во всех классах, а только в тех, где дети умеют самостоятельно работать. В остальных же классах можно использовать элементы модульной технологии при изучении отдельных тем школьного курса, формируя у них тем самым навыки самостоятельной  работы. Первые уроки по модульной технологии лучше проводить на уроках систематизации и обобщения. Если эта работа понравится и пойдёт гладко, можно использовать модули и при изучении нового материала.

     Но самое важное при освоении модульной технологии – желание учителя использовать её в практике работы, наличие теоретической подготовки и материально-технической базы школы.

Основные преимущества использования модульной технологии, на мой взгляд, заключаются в наличии системы индивидуальной работы с учащимися с разным уровнем знаний, практические модули ориентированы именно на такую работу. В учебном процессе учащийся может выбирать траекторию движения по разным уровням, этому способствуют:

1.  задания с оценкой по желанию;

2.  возможность перехода по желанию на более высокий уровень трудности, который оценивается более высоким баллом;

3.  возможность заранее готовиться к контрольным итоговым заданиям и получать за них более высокие оценки;

4.  восполнять пропущенный по болезни материал самостоятельно;

5.  возможность простраивать собственную траекторию обучения и двигаться по ней с отставанием или опережением.

Разработанные  технологические  карты позволяют учащимся увеличить эффективность учебного процесса за счет введения в них материалов повышенного уровня сложности, большего объема словарных слов, а также материалов для правки текстов.

В каждой составленной  технологической карте по русскому языку фиксируется тема, ставится задача по её освоению, конкретизируется перечень знаний, умений, которые должен приобрести ученик, а также называются языковые явления, которые исследуются. Сама ТК прописывается в 3-х графах: номер УЭ (учебного элемента), учебный материал с указанием заданий, руководство по освоению учебного материала.

Учебных элементов обычно бывает 6-9, обязательными являются следующие:

1).УЭ-1. Знакомство с темой и задачами урока, постановка каждым учащимся индивидуальных задач и целей;

2).УЭ-2.Входной контроль знаний и умений, необходимых для освоения темы;

3).УЭ-3. .Целевая программа действий, сопровождаемая промежуточным контролем в виде само - и взаимоконтроля;

4)УЭ-4.Дополнительный материал, помощь одноклассникам, альтернативные учебные процедуры;

5)УЭ-5.Экспертный контроль, т. е. контроль учителя;

6).УЭ-6..Рефлексия каждым учеником относительно общих и индивидуальных задач и целей учебной деятельности и в соответствии с этим коррекция знаний и умений;

7).УЭ-7.Дифференцированное домашнее задание.

Работа по модулям не только позволяет учащимся получать прочные знания, но и меняет отношения учителя и ученика, всех ребят в классе, побуждая их полностью или частично работать по индивидуальной целевой программе, включает каждого в активную и результативную деятельность. Выбирая пути достижения целей, работая индивидуально, в диалоговом, групповом режиме, ученик трудится в зоне своего ближайшего развития, учится общаться с товарищами и учителями, осуществляет рефлексию (деятельность, направленную на осмысление своих собственных действий и состояний).

Данная технология во многом меняет деятельность учителя и его педагогическое мышление. При подготовке технологической карты необходимо тщательное, доскональное продумывание способов организации разносторонней деятельности каждого ученика. Это заставляет учителя переходить на новую позицию. Педагог не указывает, а советует, не изрекает непреложные истины, а консультирует, помогает самому ученику организовать и осмыслить собственную деятельность. Достигается самая главная цель любого «учения» - в ходе освоения учебной программы овладеть умениями самообучения и саморегуляции, усваивается способ организации собственной самостоятельной деятельности ученика.

В результате применения модульной технологии происходит развитие одной из важнейших компетенций в современном обществе - умение не только организовать собственную деятельность, но и провести анализ результатов своего труда и на его основе определить новые цели и задачи. Её формирование напрямую обеспечивает рефлексия. Я провожу рефлексию, готовясь к занятию, создавая технологическую карту, а ученики – на уроке. Самоанализ деятельности ученики делают подробным или кратким, индивидуальным или групповым, письменным или устным.

Список литературы:

1. Научно-практический журнал « Управление школой» 2011 г

2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1995г.

3.Сорокина И.В. Обобщающие уроки русского языка в 5 классе. Модульные технологии.

34.Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Под редакцией Шамовой Т.И. и Третьякова П.И. Практико-ориентированная монография. Москва –Тюмень, 1994г.

5. Научно-методические журналы «Русский язык и литература». Минск, №4 2001г.,№ 2 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Модульная технология на уроке русского языка. Закрепление материала по теме "Знаки в БСП"

Разработаны два урока по теме "БСП. Знаки в них". 1 урок  тренировочного характера на понимание и отработку правила постановки знаков препинания в БСП. Уровень сложности один, рассчитан на средне...

Модульная технология на уроках русского языка (осуществление входного и промежуточного контроля по русскому языку в 5 классе)

Справка писалась в рамках аккредитации школы. Изучение темы проводилось в модульной технологии. Надеюсь, поможет сэкономить время учителя....

Применение блочно-модульной технологии на уроках русского языка

Данная  технология  базируется на деятельностном и личностно ориентированном  подходе, опирается на теорию развивающего обучения.   Модульное занятие позволяет...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. МОДУЛЬНО-БЛОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ".

Статья посвящена использованию  модульно-блочной технологии на уроке русского языка....

Блочно-модульные технологии на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном материале описывается использование БМТ на уроках русского языка...

Модульная технология на уроках русского языка

Модульная технология на уроках русского языка...