Модульная технология на уроках русского языка
статья по русскому языку (5 класс)

Модульная технология на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnaya_tehnologi_na_urokah_russkogo_yazyka.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Модульная технология на уроках русского языка.

 Сегодня в школе нужны образовательные технологии, которые готовят каждого ученика к самостоятельному овладению необходимой информацией и дают возможность приобретать практический опыт. Учитель должен научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты своего труда, т.е. научить учиться. Убеждение в этом привело меня к изучению и использованию в своей работе модульной технологии.

     Модульная технология строится на основе развивающегося обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя и товарищей, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что он делает с помощью других, завтра сможет сам, т. е. один цикл завешается, ученик переходит в зону активного развития, и виток раскручивается на новом этапе. В модульном обучении это реализуется путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации деятельности в разных формах – индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава.

Что же дает модульное обучение? Главное – это то, что каждый работает самостоятельно в присущем ему темпе, представляются возможности получить консультацию у учителя, помощь у товарища. Значительно глубже осознать содержание, все время себя контролировать. Каждый ученик включается в активную и эффективную познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой.

Что же собой представляет модульная технология? Модульная технология – одна из личностно-ориентированных педагогических технологий, предоставляющая возможности для развития ученика как субъекта учебной деятельности за счёт:

-планомерной деятельности;

-самообразования;

-самообучения.

Модульная технология ориентирована на самостоятельную работу учащихся и предполагает деление урока на несколько учебных элементов (УЭ). Каждый УЭ имеет свою цель, ставит перед учащимися конкретные задачи и даёт алгоритм – порядок выполнения задания, а также ключ, при помощи которого можно самостоятельно проверить и оценить правильность своих ответов. Всё это позволяет учащимся работать не только в классе под руководством учителя, но и самостоятельно.

В рамках модульного урока возможно применение дифференцированного подхода: ученикам в некоторых УЭ предлагаются задания разного уровня сложности.

Каждый учебный элемент снабжён необходимыми рекомендациями: указывается примерное время, отведённое на выполнение заданий, формы работы, способ проверки.

При планировании изучения темы по модулю необходимы:

проработка всего учебного материала (программ, учебников, дидактических материалов и др.) с целью выделения основного стержня будущего блока уроков;

формулировка комплексной дидактической цели КДЦ;

выделение интегрирующей дидактической цели КДЦ;

и каждая ИДЦ делится на частные дидактические цели (ЧДЦ) и на их основе выделяются учебные элементы (УЭ).Каждой ЧДЦ соответствует один учебный элемент.

Формы заданий для самостоятельной работы учеников  должны предполагать разные виды познавательной деятельности: ответы на вопросы (устно, письменно), заполнение таблиц, тестовые задания. Задания должны быть рассчитаны как на простое репродуктивное воспроизведение учебного материала, так и на творческую деятельность, они ориентируют учеников на работу с различными источниками знаний: текстами и словарями, таблицами и схемами, алгоритмами

Для успешного применения модульной технологии необходимо соблюдать некоторые правила:

1) Начиная работать с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний и умений учащихся, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе. При необходимости можно провести соответствующую коррекцию знаний.

2) Важно также осуществление текущего и промежуточного контроля после изучения каждого учебного элемента (я чаще всего использую мягкий контроль – самоконтроль, взаимопроверка, сверка с образцом и т.д.).

3) После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляют пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля и тоже предполагает соответствующую доработку. Выходному контролю обязательно предшествует резюме учителя (краткий обзор всей темы, акцентирование внимания на сложных вопросах, анализ их и совместное решение). При обобщении используются самые разнообразные формы и методы.

4) Необходимо осуществлять дифференциацию учебного содержания, выделяя уровень обязательной подготовки и уровень выше обязательного.

Как оценивается работа?

В модульной технологии оценивается выполнение каждого учебного элемента. Ученик сам себе выставляет оценку. Оценку за усвоенный материал может поставить одноклассник и т.д. Оценки накапливаются в тетради или в листе оценок, на основании которого выставляется итоговая оценка за работу над модулем. Точность контроля и объективность оценки играют большую роль. Получить хорошую оценку – одна из главных мотиваций при модульной технологии. Ученик чётко знает, что его труд оценивается на каждом этапе и оценка объективно отражает его усилия и способности.

Если ученик слабый и не успел выполнить всю работу, то можно оценить ту часть, которую он добросовестно выполнил. Для него это тоже успех.

Для успешной работы учащихся с модулем учебное содержание должно быть представлено таким образом, чтобы ученики эффективно его усваивали. Желательно, чтобы учитель через модуль как бы беседовал с учащимися, вызывал каждого на рассуждение, поиск, догадку, подбадривал, ориентировал на успех.

Чем меня заинтересовала эта технология?

1)осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику;

2)ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям;

3)данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения;

4)создается условие для развития сильных учащихся;

5)дифференциация в обучении (самостоятельная работа в начале урока и домашние задания разноуровневые);

6)модульный урок помогает выявить знания учащихся, т.к. каждый урок заканчивается выходным контролем;

7)эта технология предполагает глубокое усвоение теории, практического её применения, что в дальнейшем необходимо при сдаче ЕГЭ.

Вывод:

Итак, модульное обучение дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса.

Модульный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему учебный материал и в необходимых пределах уплотнить его. Важным условием перехода на модульное обучение я считаю уровень готовности школьников к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

Первые уроки по модульной технологии лучше проводить на уроках систематизации и обобщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология на уроке русского языка. Закрепление материала по теме "Знаки в БСП"

Разработаны два урока по теме "БСП. Знаки в них". 1 урок  тренировочного характера на понимание и отработку правила постановки знаков препинания в БСП. Уровень сложности один, рассчитан на средне...

Модульная технология на уроках русского языка (осуществление входного и промежуточного контроля по русскому языку в 5 классе)

Справка писалась в рамках аккредитации школы. Изучение темы проводилось в модульной технологии. Надеюсь, поможет сэкономить время учителя....

Применение блочно-модульной технологии на уроках русского языка

Данная  технология  базируется на деятельностном и личностно ориентированном  подходе, опирается на теорию развивающего обучения.   Модульное занятие позволяет...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. МОДУЛЬНО-БЛОЧНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ".

Статья посвящена использованию  модульно-блочной технологии на уроке русского языка....

Блочно-модульные технологии на уроках русского языка (из опыта работы)

В данном материале описывается использование БМТ на уроках русского языка...

Статья "Использование модульной и модульно-блочной технологий на уроках русского языка в старшем звене"

Основная задача учителя сегодня – это воспитать компетентного ученика, способного «самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оце...

Использование модульной технологии на уроках русского языка

При помощи модульного обучения достигается личностно-ориентированное обучение, т.е. учащийся учится сам, а учитель осуществляет мотивационное обучение: мотивирует, координирует, консультирует и контро...