Сложное предложение
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему

Адонина Людмила Александровна

Виды сложных предложений, их  синтаксические связи и схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon slozhnoe_predlozhenie.ppt388.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложное предложение Учитель русского языка Адонина Л.А.

Слайд 2

Синтаксические связи Сочинительная (равноправность) (ССП) сочинительные союзы Подчинительная (главное →придаточное) (СПП) подчинительные союзы; союзные слова (местоимения, наречия) Бессоюзная (БСП) интонация Учитель русского языка Адонина Л.А.

Слайд 3

Сочинительные союзы по значению соединительные противительные разделительные и, да = и, ни - ни, не только -ни и, и - и, как - так и, тоже, также и, но, да = но, зато или, либо, то – то, не то – не то, или – или, то ли - то ли Учитель русского языка Адонина Л.А.

Слайд 4

Сочинительная связь: выражаемые смысловые отношения (типы союзов) соединительные разделительные противительные Он очень милый, и все его любят. [ == ­­ ] , и [ ­­ == ] . Или его полюбят, или он загрустит. Или [ == ] , или [­­ ==] . Он очень милый, но не все его любят. [ == ­­ ] , но [ ­­ == ] . Учитель русского языка Адонина Л.А.

Слайд 5

Подчинительные союзы по значению Разряды Союзы и союзные слова Примеры Временные (указывают на время) когда, пока, едва, лишь, лишь только Когда мы возвращались домой, было темно и тихо. Причинные (указывают на причину) Потому, что, так как, оттого что. ибо Неравная это была борьба, потому что трудней всего преодолевать себя. Целевые (указывают на цель) Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе. Условные (указывают на условие) Если, если – то, раз, если бы Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком. Уступительные (указывают на противоречия) Хотя, не смотря на то что, пускай,(пусть) Ему уже не было страшно, хотя гром гремел по-прежнему и молния полосовала все небо. Сравнительные (указывают на сравнение) Как, как будто, будто, словно, точно Живой язык изменчив, как изменчива сама жизнь. Следственные (указывают на следствие) Так что Льет проливной дождь, так что без зонтика выйти нельзя. Изъяснительные (указывают на то, о чем говорится в главном предложении) Что, чтобы, будто И послышалось мне, будто снег хрустит. Учитель русского языка Адонина Л.А.

Слайд 6

Предложение: сложносочиненное или сложноподчиненное союз союзное слово сочинительный подчинительный Сложное предложение, части которого связывает Сложносочиненное Сложноподчиненное Пахнет полынью и мятой, и от соседних болот легкий туман сизоватый низко над степью плывет. Не прошло и получаса, как сердце его начало ныть… Ему сказали, в чем дело. Учитель русского языка Адонина Л.А.

Слайд 7

Как относится придаточная часть к главной в сложноподчиненном предложении? да нет Придаточная часть относится к этому слову (его называют опорным словом ) Придаточная часть относится ко всей главной части в целом Можно ли от какого-нибудь слова в главной части задать вопрос к придаточной? Он стоял среди метели , которая кружилась вокруг него, лепя мокрым снегом в лицо и застилая окрестности льющейся мутью поземки. Чтобы никого не беспокоить, он играл очень тихо . Учитель русского языка Адонина Л.А.

Слайд 8

да нет Можно ли в данном СПП выделить главную и придаточную части? Вопрос от главной части к придаточной задать нельзя Это взаимо- обусловленные части Придаточная часть отвечает на вопрос какой? чей? который? почему? отчего? по какой причине? несмотря на что? при каком условии? зачем? для чего? с какой целью? где? куда? откуда? когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени? как? каким образом? в какой степени? как? ( при сравнении) на все падежные вопросы Союзы: Если…то, в то время как, между тем как, тогда как, по мере того как, чем…тем, настолько… насколько, едва…как Союзные слова: что, зачем, почему, поэтому, вследствие чего, отчего и др. союз т á к что Как определить тип придаточной части? Типы придаточных Изъясни тельная Определи тельная Образа действия и степени Сравни- тельная Места Условная Времени Причины Цели След- ствия Уступи- тельная Поясни- тельная Сопоставительные предложения Учитель русского языка Адонина Л.А.

Слайд 9

Подчинительная связь: выражаемые смысловые отношения ( типы придаточных) Изъяснительные: Я знаю, почему все его любят. Определительные: Это человек, которого все любят. Пояснительные: Он настолько мил, что все его любят. Сравнительные: Все его любят, будто он очень мил. Временные: Когда он был мил, все его любили. Целевые: Надо быть милым, чтобы тебя любили. Причинные: Его все любят, потому что он мил. Следственные: Он очень мил, так что все его любят. Условные: Если будешь мил, все тебя полюбят. Уступительные: Хотя он очень мил, не все его любят. X — • — • — X — — — X Учитель русского языка Адонина Л.А.

Слайд 10

Бессоюзная связь: выражаемые смысловые отношения Перечислительные: Семья у него прекрасная, сам он очень мил. Пояснительные: Сразу же видно: он очень мил. Причинные: Все его любят: он очень мил. Сопоставительные: Семья у него прекрасная – сам он не очень мил. Распространительные: Он очень мил – это сразу видно. Результативные: Он очень мил – все его любят. Учитель русского языка Адонина Л.А.

Слайд 11

Знаки препинания в бессоюзном предложении (БСП) Знаки Значение Как проверить , Одновременность и последовательность по смыслу _ а) при противопоставлении б) в первом предложении время или условие в) во втором предложении следствие союзами а, но и др. союзами когда и если союзом так что : а) во втором предложении причина б) второе предложение поясняет первое в) второе предложение дополняет первое союзом потому что союзами а именно, то есть союзом что Учитель русского языка Адонина Л.А.

Слайд 12

Определите тип связи в предложении Вечно болезненный и злобный Илья бесчеловечно бивал Лизавету когда та приходила домой. Каждый, кто был летом в Сочи навсегда запомнит белые ночи. Мраком задёрнуты небо и даль ветер осенний наводит печаль. Когда управляющий вызывал меня я замирал от страха и бежал к крыльцу как на казнь. Ты не спросил где я должен тебя ждать. Младшая сестра Женя пока говорили о земстве молчала. когда? [ … гл. …], ( когда …). – СПП с придаточным обстоятельственным времени. кто? [ Каждый , ( кто …), … гл. …]. – СПП с придаточным местоименно-определительным. [ ==== ----- и ----- ], [ ----- ==== ] . - БСП почему? ( когда …),[ … гл. …].– СПП с придаточным обстоятельственным причины. о чем? [ … гл. …], ( где …). – СПП с придаточным изъяснительным. когда? [ … ,( пока …), гл],– СПП с придаточным обстоятельственным времени. Учитель русского языка Адонина Л.А.

Слайд 13

Все кто учился в нашей школе не забудут её никогда. Игра длилась до тех пор пока все костяшки не переходили в одни руки. ...Вдова этого дела не бросала и командовала извозчиками не хуже покойника так что в иные дни чистого рублей пять выезжали. Дед относился к Митрию двояко словно перед ним было два человека... Но как бы ни говорили девушки по всему белу свету, все становится милым в их устах. кто? [ Все , ( кто …), гл. …]. – СПП с придаточным местоименно-определительным. до каких пор? [ … гл. до тех пор ] , ( пока …). – СПП с придаточным обстоятельственным времени. что из этого следует? [ … ], ( так что …), – СПП с придаточным обстоятельственным следствия. как? [ … гл. … ], ( словно …). – СПП с придаточным обстоятельственным сравнения. вопреки чему? ( как бы ни гл. …), [ … ] , …– СПП с придаточным обстоятельственным уступительным. Учитель русского языка Адонина Л.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс

Цель:  Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая:  научить различать и находить сложные предложения и  определят...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Готовимся к ЕГЭ. Сложное предложение. Виды сложного предложения.

Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....