контрольный материал для 8 класса
тест по русскому языку (8 класс) на тему

Карпова Гульназ Рустемовна

тесты и контрольные диктанты для контроля знаний в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольный диктант с грамматическим заданием за I  триместр

Составила:  Александрова Евгения Станиславовна

Класс: 7

Предмет: русский язык

Тип урока: урок контроля знаний учащихся

Цель:

- диагностировать  знания, умения, навыки  учащихся по морфемике, словообразованию, орфографии, пунктуации.

Текст диктанта:

   Преодолев подъем, Даша спустилась к морю. Вода по-прежнему была прозрачной. Сквозь нее в глубине можно было рассмотреть растения подводного мира. В зарослях водорослей проносились непуганые стайки рыбешек, молниеносно исчезавшие из виду. Слева она увидела огромный камень, обвешанный водорослями.

   Вдоль берега тянулось углубление, заполненное водой. Казалось, это была та же ямка, в которой девочка когда-то нашла камень  удивительной формы.

   Впервые оказавшись здесь, Даша, покачивая ручонками, сначала опустила одну, затем другую ногу и на цыпочках вошла в воду. Не заходя вглубь, нагнувшись над отшлифованными морским прибоем камнями, в течение нескольких секунд в ничем не нарушаемой тишине она наблюдала за хорошо видимой подводной жизнью. Тут-то она и заметила его. Бледно-голубой камень с прожилками, будто искусно нарисованными художником, поразил ее.

                                                                                                                        (118 слов)

Грамматическое задание.

Вариант 1

1.Выпишите из 1 абзаца слова с чередующейся гласной в корне.

2. Из 1 абзаца выпишите слова, с приставками второй группы.

3. Из предложения № 3 выпишите страдательное причастие.

4. Из текста выпишите сложное прилагательное.

5. Найдите в тексте предложение  с усиленным отрицанием.

6.  Произведите синтаксический разбор 1-ого предложения из 3 абзаца, дайте ему характеристику. Из предложения выпишите словосочетания со связью управление, примыкания.

Вариант 2

1. Выпишите из текста слово-исключение, подчиняющееся правилу: Правописание И-Ы после Ц в корне.

2. Выпишите из текста слова с приставками, которые пишутся всегда одинаково.

3. Из 1 предложения 2-ого абзаца выпишите словосочетания со связью управление.

4. Из текста выпишите предложение, осложненное вводным словом.

5. Выпишите из текста предложение с обособленным определением и выделите его графически.

6. Произведите синтаксический разбор  2 предложения из 2-ого абзаца, дайте ему характеристику. Из предложения выпишите словосочетания со связью примыкание, согласование, управление.

Текст диктанта взят из сборника Г. А. Богдановой. Опрос на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1996.



Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по русскому языку  (тестирование)

8 класс

Вариант 1

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) лаур…ат, ком…тет

2) арт...ллерия, об…лиск

3) арх…тектура, д...плом

4) пр…вилегия, р…золюция

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна согласная буква?

1) а…естат, кава…ерия

2) пье…а, иску...ный

3) бе…тристика, инте...ект

4) конгре..,,  диску…ия

A3. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) срЕдства, облегчИть

2) щАвель, включИм

 3) красивЕе, повторИт

4) инАче, собрАла

А4. Какая группа слов является словосочетанием?

1) через сутки

2) машина нагружена

3) кресло-качалка

4) довольно жарко

А5. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

1) Знайте, что я всегда рад помочь вам.

2) Облако представлялось то косматым медведем, то гривастым львом.

3) Команда будет выступать на своём поле.
4) Оксана любила покрасоваться.

А6. Какое предложение является неопределённо-личным?

1) Переходите улицу внимательнее!

2) Мне вдруг сделалось страшно.

3) И на обломках самовластья напишут наши имена!

 4) Маленькая комната в гостинице.

А7. В состав какого предложения входит неполное предложение?

1) Пишу, читаю без лампады.

2) Брат любит чёрный чай, а я — зелёный.

3) Мне что-то не по себе.

4) Суворов учил брать не числом, а умением.

А8. В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?

1) Походка, голос, взгляд (..) всё изменилось в Маше.

2) В опасности забор (..) не препятствие.

3) Твои слова (..) словно острый нож.

4) У моего дедушки пять наград (..) один орден и четыре медали.

А9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Желая до восхода солнца попытать нашего счастья (на тягу можно ходить поутру), мы решили переночевать на ближайшей мельнице.

2) «Моя работа кончена, Паоло, — сказал он мне однажды. — Береги себя и возвращайся домой».

3) Всё здесь было необычайно: и молчаливые горы, и суровые скалы, и даже эти одинокие дома на далёком берегу.

4) «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю» — думал я про полковника.

А10. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Джульетта ты как день!

2) И невозможное возможно.

 3) Существует кстати интересная легенда о происхождении этого названия.

4) Увы мой стих не блещет новизной разнообразьем перемен нежданных.

A11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперёд.

2) Хлеб берут рукой и кладут на тарелку, специально для него предназначенную.

3) Он переоделся, позавтракал в буфете и вернувшись в номер, позвонил в справочное бюро вокзала.

4) Сад был окружён забором, старым, ветхим.

А12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Пустив стрелу,

1) она упала на купеческий двор.

2) Ивану-царевичу не повезло: стрела упала в болото.

3) её долго пришлось искать.

4) Иван-царевич отправился на её поиски.

Прочитайте текст и выполните задания В1—В6

(1)В государственном механизме и во всех деяниях высших чиновников от императора и губернаторов до каких-нибудь мелких делопроизводителей царствовал один и тот же порядок. (2)Во-первых, они не опасались ответственности и получали возможность творить что хотели, не ожидая наказания или возмездия. (3) Лишь на короткие мгновения им угрожали бессмысленными бунтами, легко подавляемыми. (4)Во-вторых, в основе всех действий по управлению страной, министерством, департаментом или другим казённым учреждением лежал личный произвол, каприз, принцип «что хочу, то и ворочу». (5)Произвол всегда оставался основным и единственным способом управления. (б)Именно в таком свете Салтыкову-Щедрину открылась русская история на протяжении веков, которую он в фантастической форме изобразил в знаменитой «Истории одного города», конечно преувеличив и сатирически заострив свои наблюдения над русской жизнью.

В1. Напишите цифрой количество рядов однородных членов в предложении (1).

В2. Из предложения (3) выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

ВЗ. Напишите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства.

В4. Укажите тип сказуемого в предложении (5).

В5. Найдите предложение с несогласованным определением, выраженным определённо-личным предложением. Напишите его номер.

В6. Напишите цифрой количество вводных слов в данном тексте.

Итоговая контрольная работа по русскому языку (тестирование)

8 класс

Вариант 2

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) д…алог, ст…пендия

2) св…детельство, пр…зидиум

3) ч…столюбивый, эп…лог

4) манн…врировать, ид…ал

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется одна согласная буква?

 1) коло…альный, режи…ёр

2) и...юминация, прогре…
3) га...ерея, ко…орит

4) тро…ейбус, ко…итет

A3. В каком ряду в обоих словах верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

 1) кУхонный, обеспЕчение

2) договОр, позвОнит

3) катАлог, началА

4) тортЫ, прАвы

А4. Какая группа слов является словосочетанием?

1) впереди лето

|2) чёт или нечет

3) разделив на группы

4) приёмник настроен

А5. Укажите предложение с составным именным сказуемым.

1) Всё стало вокруг голубым и зелёным.

2) В клетке соловей перестал петь.

3) Прошло несколько месяцев.

4) Ты бы поговорил со мной.

А6. Какое предложение является неопределённо-личным?

1) Сад Капулетти.

2) О любви в словах не говорят.

3) Идёшь, на меня похожий, глаза устремляя вниз.

4) При сильном ветре выходить в море опасно.

А7. В состав какого предложения входит неполное предложение?

1) Знаешь, Зинка, я против грусти.

2) В детстве все девочки играют в куклы, а я любила машинки.

3) Узнали его офицеры, повезли в крепость.

4) Я буду читать за Хлестакова, а ты - за Осипа.

А8. В каком предложении на месте пропуска надо поставить тире?

1) Очевидно (..) не значит верно.

2) Рифей (..) древнее название Урала.

3) И сейчас многие знают и любят песни времён Великой

Отечественной войны (..) «Дороги», «В лесу прифронтовом», «Землянку».

4) Лес (..) будто терем расписной.

А9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) И кочи, и моховые болота, и пни — всё хорошо под сиянием лунным.

2) «Чтобы выдрессировать зверя, — рассказывал дрессировщик, — надо изучить его привычки, подружиться с ним».

3) Однажды — дело было утром часу в двенадцатом — к Перовским нагрянули гости.

4) «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну, как вы поживаете?» — сказал Печорин.

А10. В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)    

1) Об этом портном конечно не следовало много говорить.

2) Для Гулливера одеяло лилипутов казалось маленьким платком.

3) О не клянись луною в месяц раз меняющейся.

4) Люблю тебя Петра творенье!

А11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимым.

2) Быстро поднимался золотистый шар солнца, согревая просыпающееся море.

3) Меня, мокрого до последней нитки, сняли с лошади.

 4) Долго ничего не было видно, кроме дождя и длинного человека лежавшего на песке у моря.

А12. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Проводя реформы,

1) перестраивалась вся жизнь России.

2) Пётр Первый опирался на опыт европейских стран.

3) им упорно сопротивлялись бояре.

 4) их нелегко было принять.

Прочитайте текст и выполните задания В1—В6

  1. Шестнадцатилетнему Лескову пришлось поступить на службу писцом в суд. (2)С 1861 года Лесков - сотрудник московских газет, сначала «Русской речи», а позднее «Северной пчелы». (З)Писатель пробует свои силы в художественном очерке, рассказе, романе, хрониках. (4)В мае 1862 года в передовой статье «Северной пчелы», посвященной пожарам в Петербурге, требует от власти открыть народу «поджигателей», «адских злодеев». (5)Статья, совпавшая по времени с новой волной репрессий против революционеров, была воспринята как открытое публичное выступление охранителя режима, реакционера. (6)Не понятый ни властями, ни революционерами-демократами, ни либералами, разочарованный в реформах царского правительства, не принимая революционной перспективы для России, Лесков называл народ «хранителем отечественного предания» в искусстве, труде, в повседневном укладе жизни.

В1. Из предложения (1) выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

В2. Укажите, чем выражено сказуемое в предложении (2).

ВЗ. Найдите в тексте безличное предложение. Напишите его номер.

В4. Укажите тип сказуемого в предложении (5).

В5. Напишите номера предложений, в которых есть обособленные определения.

В6. Напишите цифрой количество рядов однородных членов в предложении (6).

Ключ

Вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

1

3

2

1

4

2

3

2

1

4

1

3

4

2

4

3

1

3

1

2

4

2

3

4

4

2

Вариант

В1

В2

В3

В4

В5

В6

1

2

Легко подавляемому

2, 6

Составное именное

4

3

2

Шестнадцатилетнему Лескову

(именем) существительными

1

Составное именное

2, 4, 5, 6

3



Предварительный просмотр:

Елена Владимировна Овчинникова,                                            МОУ СОШ № 2 г. Бронницы    

учитель русского языка и литературы

Словосочетание

Вариант 1

1. Определите словосочетание со значением указания на предмет  и его признак:

  1.  новая книга;
  2.  прочитать книгу;
  3.  читать громко.

2. Определите словосочетание со значением указания на действие:

  1.  любимый фильм;
  2.  смотреть фильм;  
  3.  интересный роман.

3. Определите словосочетание со значением признак действия:

  1.  большой успех;
  2.  успехи в работе;  
  3.  выступить успешно.

4. Определите словосочетание со значением признак признака:

  1. быстро бежать;
  2.  очень красивый;
  3.  весенняя пора.

5. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

 Темная аллея, картинная галерея, субботний вечер.

  1.  именем прилагательным;
  2.  именем существительным.

6. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

разговаривать с друзьями, писать письма, собирать грибы.

  1.  глаголом;        
  2.  именем существительным.

7. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

Очень холодно (встречать), весьма интересно (рассказывать).

1) кратким прилагательным;  

2) наречием.

8. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

по-прежнему красивый, очень умный, давно известный.

  1. именем прилагательным;    
  2. наречием.

9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:

1) красивый джемпер;

  1.  джемпер брата;
  2. связать джемпер.

10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ. в В. п.:

  1.  украсить цветами;  
  2.  подарить брату;  
  3.  постелить ковер.

11. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ. в Т. п.:

  1.  прийти на помощь;  
  2.  увлекаться чтением;
  3.  рассказать сказку.

12. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи – согласование:

  1.  первый ученик;
  2.  цветок липы;
  3.  дом отца.

13. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи – управление:

  1.  весенний вечер;
  2.  встретить друзей;
  3.  созревший плод.

14. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи – примыкание:

  1.  золотое кольцо;
  2.  учиться плавать;
  3.  учиться плаванию.

15. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь – примыкание:

1) Чтение «Капитанской дочки» на уроках было счастливыми минутами, поэтому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь.

2)        Есть у Куприна одна заветная тема (Паустовский).

16. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь –  управление:

  1.  Хлынувшая вода прорвала плотину.
  2.  Окрестности здесь очень живописны.

17. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь – согласование:

  1.  Слова механика показались москвичу неуважительными.
  2.  Семь маленьких зверьков испуганно глядят на свет (Песков).

18.        Укажите синонимичные словосочетания:

  1.  девушка высокого роста;
  2.  высокорослая девушка;
  3. длинноногая девушка.

19.        Укажите, какое словосочетание имеет синоним:

  1.  кафе при дороге;
  2.  машина на ремонте.

20. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании гулять в парке:

  1.  по смыслу;
  2.  предлогом и окончанием;
  3.  окончанием.

21. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании гулять долго:

1) по смыслу;

2) окончанием.

22. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании веселая прогулка:

1) по смыслу;

2) окончанием.

23. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при согласовании:

  1.  прилагательное, причастие, местоимение;
  2.  наречие, деепричастие.

24. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при управлении:

  1.  существительное, местоимение;
  2.  деепричастие, наречие.

25. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при примыкании:

  1.  наречие, деепричастие;
  2.  существительное, местоимение.

26. Укажите правильное словосочетание:

  1. одеть ребенка;
  2. одеть пальто.

27. Употребите правильно падеж существительного при глаголе оплатить:

  1.  оплатить проезд;
  2.  оплатить за проезд.

Словосочетание

Вариант 2

1. Определите словосочетание со значением указания на предмет и его признак:

  1.  длинная дорога;
  2.  нарисовать картину;
  3.  рисовать долго.

2. Определите словосочетание со значением указания на действие:

  1.  красивый закат;
  2.  писать письмо;
  3.  очень красивый.

3. Определите словосочетание со значением признака действия:

  1.  высокая гора
  2.  победить страх;
  3.  хорошо учиться.

4. Определите словосочетание со значением признак признака:

  1.  идти медленно;
  2.  очень умный;
  3.  осенний день.

5. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

воскресный день, спортивный зал, зеленая дубрава.

  1.  именем прилагательным;
  2.  именем существительным.

6. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

пилить дрова, убирать урожай, белить стены.

1) глаголом;

2) именем существительным.

7. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

очень громко (говорить), весьма небрежно (писать).

  1.  кратким прилагательным;
  2.  наречием.

8. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

весьма далекий, совсем старый, очень короткий.

  1.  именем прилагательным;
  2.  наречием.

9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:

  1.  любимый костюм;
  2.  костюм сестры;
  3. сшить костюм.

10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ. в В. п.:

1) увлекаться чтением;

2) подарить маме;

3) построить дом.

11. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ. в Т. п.:

  1.  прийти в гости;
  2.  кататься на лыжах;
  3.  заниматься с увлечением.

12. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи – согласование:

  1.  отличная оценка;  
  2.  цветение вишни;

3) говорить по телефону.

13. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи – управление:

  1.  морозное утро;
  2.  упасть на землю;

3) хорошо отдохнуть.

14. Укажите словосочетание со способом подчинительной связи – примыкание:

  1.  приятное лицо;
  2.  быстро делать;
  3.  приказ командира.

15. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь – примыкание:

  1.  Снега кругом ослепительно сверкали (Шишков).
  2.  На траве лежала черпалка из бересты (Тургенев).

16. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь –  управление:

  1.  Роняет лес багряный свой убор (Пушкин).
  2.  Медленно гасли последние звезды (Поповкин).

17. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь –  согласование:

  1.  Глянцевая зыбь отражала чистое небо (Катаев).
  2.  Мимо день и ночь проносились к фронту эшелоны (Поповкин).

18. Укажите синонимичные словосочетания:

  1.  тропинка через лес;
  2.  лесная тропинка;
  3.  тропинка через овраг.

19. Укажите, какое словосочетание имеет синоним:

  1.  город на море;
  2.  промокающая обувь.

20. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании играть в куклы:

  1.  по смыслу; предлогом и окончанием;
  2.  окончанием.

21. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании любить читать:

  1.  по смыслу;
  2.  окончанием.

22. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании курортный город:

1) по смыслу;

2) окончанием.

23. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при согласовании:

  1. прилагательное, причастие, местоимение;
  2. наречие, деепричастие.

24. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при управлении:

  1.  существительное;  
  2.  местоимение;
  3.  деепричастие,  
  4.  наречие.

25. Какие части речи могут употребляться в качестве зависимых при примыкании:

  1.  наречие;
  2.  деепричастие;
  3.  существительное,  
  4.  местоимение.

26. Укажите словосочетание с ошибкой:

  1.  пренебрегшего правилами;  
  2.  разговор откровенен;

3) пара ботинков;    

4) в восьмидесяти четырех городах.

27. Употребите правильно падеж существительного при глаголе  заплатить:

  1.  заплатить проезд;
  2.  заплатить за телефон.

Словосочетание

Вариант 3

1. Укажите, какое сочетание слов не является словосочетанием:

  1.  внутри сада;
  2.  хрустящий хлеб;
  3.  зимняя дорога.

2. Определите словосочетание со значением указания на предмет и его признак:

  1.  весело смеяться;
  2.  песчаный берег;
  3.  писать письмо.

3. Определите словосочетание со значением указания на действие:

  1.  ехать за город;
  2.  белые грибы;
  3.  фонтан брызг.

4. Определите словосочетание со значением признака действия:

  1.  капля меда;
  2.  успешно поработал;
  3.  любимый город.

5. Определите словосочетание со значением признак признака:

1) рано вставать;

2) серьезный человек;

3) очень сильный.

6. Определите, какой частью речи выражено главное слово:

детская комната, вечерняя пора, лесное озеро.

  1.  именем прилагательным;
  2.  именем существительным.

7. Определите,  какой частью речи  выражено главное слово:
жить на даче, охотиться в тайге, покупать продукты.

  1.  глаголом;
  2.  именем существительным.

8. Определите, какие словосочетания являются синонимичными:

1) телефонный разговор; 2) разговор по телефону; 3) телефон товарища; 4) телефонный мастер.

1) 1,2;

2) 1,4;

3) 2,3;

4) 1,3.

9. Укажите словосочетание, состоящее из существительного + существительное:

  1.  веселый мальчик;
  2.  поездка на море;
  3.  приехать в деревню.

10. Укажите словосочетание, состоящее из глагола + сущ. в В. п.:

  1.  заниматься спортом;
  2.  изучать химию;
  3.  встретиться с другом.

11. Укажите словосочетание с подчинительной связью – согласование:

  1.  верный товарищ;
  2.  озеленение города;
  3.  вешать занавески.

12. Укажите словосочетание с подчинительной связью – управление:

  1.  благоухание цветов;  
  2.  весенний сад;  
  3.  старательно учиться.

13. Укажите словосочетание с подчинительной связью – примыкание:

  1.  гулять по парку;
  2.  смотреть фильм;
  3.  приехать вечером.

14. Зависимое слово при примыкании выражается:

  1.  наречием, неопределенной формой глагола, деепричастием;
  2.  существительным, наречием, деепричастием.

15. Укажите, какое словосочетание является фразеологическим оборотом:

  1.  заварить чай;
  2.  заварить кашу.

16. Зависимое слово при управлении выражается:

  1.  существительным;
  2.  местоимением;
  3.  причастием;
  4.  глаголом.

17. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь – примыкание:

  1.  С деревьев медленно падали капли (Поповкин).
  2.  Над долиной прокатилось глухое эхо, растаяло в ущельях (Поповкин).

18. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь – управление:

  1.  С берега доносился лай собак, пение петуха, ржание лошади (Лацис).
  2.  Волнуется желтеющая нива (Лермонтов).

19. Укажите предложение, в котором использована подчинительная связь – согласование:

  1. Волнистые подмосковные поля неожиданно заблестели, точно покрытые глазурью (Бубеннов).
  2. Над броненосцем поднялась туча пыли (Новиков-Прибой).

20. Укажите синонимичные словосочетания:

1) краска для пола;

2) половая краска;

3) краска для волос.

21. Укажите, какое словосочетание имеет синоним:

  1.  участок при школе;
  2.  низинная местность.

22. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании ходить по лесу:

1) по смыслу;

2) предлогом и окончанием;   

3) окончанием.

23. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании идти быстро:

1) по смыслу;

2) окончанием.

24. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании делать добро:

1) по смыслу;

2) окончанием.

25. Определите, как выражается связь зависимого слова с главным в словосочетании курортный город:

1) по смыслу;

2) окончанием.

26. Каким членом предложения является слово шагом в предложении Езда шагом наскучила ей (Горький):

  1.  обстоятельство;
  2.  несогласованное определение.


27. Укажите словосочетание с ошибкой:

  1.  ляжьте на пол;
  2.  навстречу им;
  3.  гораздо разумнее.

Ответы

Задание

Ответ

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

1

4

2

2

2

5

2

2

3

6

1

1

2

7

2

2

1

8

1

1

1

9

2

2

2

10

3

3

2

11

2

3

1

12

1

1

1

13

2

2

3

14

2

2

1

15

1

1

2

16

1

1

1, 2

17

2

1

1

18

1, 2

1, 2

1

19

1

1

1

20

2

11

1, 2

21

1

1

1

22

2

2

2

23

1

1

1

24

1

1, 2

2

25

1

1, 2

2

26

1

3

2

27

1

2

1



Предварительный просмотр:

Елена Владимировна Овчинникова,                                           МОУ СОШ № 2 г. Бронницы    

учитель русского языка и литературы

Проверочная работа

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

1. Словосочетание — это

1) сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных только по смыслу

2) сочетание двух или нескольких слов разных частей речи, связанных грамматически

3) сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически

4) сочетание самостоятельного и служебного слов, связанных по смыслу и грамматически

2.  Какое сочетание слов не является словосочетанием?

1) душистые ягоды

2) листья малины

3) около леса

4) по гладким стволам

3. Какое из словосочетаний является цельным (неделимым, синтаксически неразложимым)?

1) отправиться пешком

2) жаркими лучами

3) желая остановить

4) несколько минут

4. Главным словом в словосочетании задумавшись о прошлом является

1) глагол

2) причастие

3) деепричастие

4) наречие

5. Какое словосочетание является именным?

1) смутно мерцая

2) разговаривая вслух

3) по-прежнему хорош

4) ничем не нарушаемая

6. Зависимым словом в словосочетании скоро остановился является

1) слово состояния

2) краткое прилагательное

3) краткое причастие

4) наречие

7. Определите вид подчинительной связи в словосочетании уверенность в победе.

1) согласование

2) управление

3) примыкание

8.  В каком словосочетании использована связь примыкание?

1) ждать отъезда

2) сверкая на солнце

3) весело играя

4) вспоминая о лете

9. В каком ряду во всех словосочетаниях использована связь согласование?

1) в новом доме, у синеющего пруда, очень весело

2) на крылечке террасы, у второго подъезда, к нашему дому

3) семеро козлят, на влажной траве, гуляя в непогоду

4) моё сердце, белоснежные вершины, первое свидание

10. Укажите виды подчинительной связи, использованные между словами в предложении В этих молчаливых горных долинах стояла прозрачная тишина первых весенних дней (И. Бунин).

1) согласование и управление

2) согласование и примыкание

3) управление и примыкание

4) согласование, управление и примыкание

11. Сколько в данном предложении словосочетаний с подчинительной связью управление?

Со скамейки не видно было берега, и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора ещё более усиливалось (М. Пришвин).

1) 3  2) 4   3) 5   4) 6

12. В каком словосочетании допущена ошибка?

1) оплату счетов

2) скучаю по вас

3) произрастают в Урале

4) убеждён в своей правоте

13. Укажите словосочетание с ошибкой в управлении.

1) удачливый в делах

2) дать характеристику на ученика

3) конкурс лучшего чтеца

4) ослушался приказа

14. В каком ряду во всех словосочетаниях нет грамматической ошибки?

1) играть роль, доказательство о том, идти в магазин

2) посылка из дома, одолжить ручку, благодаря мастерству водителя

3) скучать по дому, работать по-новому, поехать до дому

4) претворять в жизнь, выполнять согласно распоряжения, произвести расчёт

Прочитайте текст и выполните задания 15-17.

(1)Язык служит средством человеческого общения. (2)Он необходим для хранения и передачи информации, для управления человеческим поведением. (3)Никто не знает точно, сколько языков существует на Земле, но их число превышает четыре тысячи. (4)В одной только Африке люди говорят на 1300 языках.

15. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании для передачи информации (предложение 2).

16.  Выпишите из текста словосочетание(-я) с подчинительной связью примыкание.

17. Замените словосочетание человеческим поведением (предложение 2), построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответы

Задания

Ответы

1

3

2

3

3

4

4

3

5

3

6

4

7

2

8

3

9

4

10

1

11

3

12

3

13

3

14

2

15

управление

16

не знает точно, сколько существует

17

поведением человека



Предварительный просмотр:

Елена Владимировна Овчинникова,                                                           МОУ СОШ № 2 г. Бронницы    

учитель русского языка и литературы

Предложение

Вариант 1

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

А. Не плачь ты попусту.

Б. Часам к двум пополудни началась гроза.

В. Уж  не   будут  листвою   крылатой  надо  мною  звенеть  тополя.

Г.  Тротуары заливают асфальтом.

2. Определите тип предложения:

Ночь как год.

А. односоставное

Б. двусоставное

3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения — это...

А. предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы).

Б. односоставные предложения.

В. предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.

4. Найдите безличное предложение.

А. Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.

Б. Хорошо в зимнем лесу!

В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

Г. Газеты приносят утром.

5. Определите  тип   предложения:

Тропинки   в  лесу  замело снегом.

А. двусоставное

Б. определенно-личное

В. безличное

Г. неопределенно-личное

6. Какая схема соответствует предложению:

Россия вспрянет ото   сна,   и  на  обломках  самовластья  напишут  наши   имена?

 А. [двусост.], и [двусост.].

Б. [двусост.], и [определенно-личн.].

В. [двусост. ], и [неопределенно-личн.].

7. Укажите   предложения,   строение   которых   соответствует схеме (знаки препинания не проставлены):

 [двусост.], и [безл.].

А. Еще молчаливы, леса и в небе звенеть еще некому.

Б. Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.

В. Небо было темное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжелые тучи.

Г. Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А. Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.

Б. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

Предложение

Вариант 2

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

А. Веет с поля ночная прохлада.

Б. Осенний день шуршал ломкой листвой.

В. Свет луны во все концы.

Г. В лесу держался запах прелой травы.

2. Определите тип предложения:

 Лед как сахар.

А. односоставное

Б. двусоставное

3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения — это…

А. односоставные предложения.

Б. предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени.

В. предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее.

4. Найдите неопределённо-личное предложение.

А. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.

Б. Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?

В. Наконец-то позвали меня.

Г. В классе тепло.

5. Определите тип предложения:

 В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час.

А. неопределенно-личное

Б. определенно-личное

В. безличное

6. Какая схема соответствует предложению:

Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой?

А. [двусост.], и [двусост.].

Б. [определенно-личн.], и [двусост.].

В. [безл.], и [двусост.].

7. Укажите   предложение,   строение   которого   соответствует схеме (знаки препинания не проставлены.):

 [двусост.], и [безл.].

А. Вспыхнул костер и все стали сушиться.

Б. Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.

В. Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.

Г. Минута — и вдруг туман сгущается.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А. Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.

Б. Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.

В. Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.

Г. Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.

Ответы

Задание

Ответ

Вариант 1

Вариант 2

1

Г

В

2

Б

Б

3

В

Б

4

Б

В

5

В

В

6

В

В

7

А, В

В

8

А

Б



Предварительный просмотр:

Елена Владимировна Овчинникова,                                                     МОУ СОШ № 2 г. Бронницы    

учитель русского языка и литературы

Строение и грамматическое значение предложений

Вариант 1

1. Найдите повествовательное предложение:

1) Дни лета клонились к осени (Пушкин).

2) Ну кто из нас весне не рад (Жаров).

3) Дорожите вековой культурой народа (Янов).

2. Найдите вопросительное предложение:

1) Любимые всегда кажутся нам бессмертными (Паустовский).

2) Не расскажешь ли ты нам о случившемся.

3) Пусть им навстречу солнце зноем брызнет (Дудин).

3. Найдите побудительное предложение:

1) Какая в нем гордость может быть (Горький).

2) Во дворе что-то опять запищало (Куприн).

3) Пойди домой, да и скажи все, как было (Горький).

4. Найдите восклицательное предложение:

1) Веселей кружитесь, дамы, На носки не наступать (Твардовский).

2) Чей это конь неутомимый бежит в степи необозримой (Пушкин).

3) В городском саду без умолку кричали... галки (Куприн).

5. Найдите простое предложение:

1) С утра я чувствовал себя нехорошо (Куприн).

2) Приближалась осень, и в старом саду было тихо, грустно (Чехов).

6. Найдите односоставное предложение:

1) Все было полно грустного и сладостного, необъяснимого весеннего очарования (Куприн).

2) В лесу совсем стемнело (Куприн).

7. Найдите двусоставное предложение:

1) Прибрежные пески делаются темными от росы (Куприн).

2) Самолет тряхнуло и снова резко рвануло вверх (Симонов).

8. Найдите распространенное предложение:

1) По-настоящему бывает счастлив человек, попавший в эти края (Соколов-Микитов).

2) Вести были радостными.

9. Найдите предложение со значением действия в настоящем времени:

1) Пруд едва начинает дымиться (Тургенев).

2) Старинные вязы будут попадаться вам на пути (Солоухин).

3) Брат еще утром разыскал его в училище.

10. Найдите предложение со значением действия в прошедшем времени:

1) Неуловимый свет разлился над землей (Бунин).

2) Он возьмет, бывало, ружье, наденет ягдташ и отправится будто на охоту (Тургенев).

Строение и грамматическое значение предложений

Вариант 2

1. Найдите повествовательное предложение:

  1.  С горы бежит поток проворный (Тютчев).
  2.  Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна (Пушкин).

2. Найдите вопросительное предложение:

1) Спой мне песню про дикие горы (Лебедев-Кумач).

2)  Знаете ли вы украинскую ночь (Гоголь).

3. Найдите побудительное предложение:

1) Редкие капли проносятся в воздухе и висят на листьях (Короленко).

2) Не алый ли цветок вспыхнул это на голубом просторе Волги (Немирович-Данченко)

3) Проходи, садись, дорогим гостем будешь (Шолохов)

4. Найдите восклицательное предложение:

1) Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну (Чехов).

2) В лесу тепло.

3) Какие тропинки, какая задумчивость, тишина (Пришвин).

5. Найдите простое предложение:

1) Он сказал это и почувствовал, как у него холодеет лицо (Паустовский).

2) Люди работали спокойно, споро, молчаливо (Фадеев).

6. Найдите односоставное предложение:

1) Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено (Тургенев).

2) В предгорьях Кавказа из яблок и ягод, из овощей на новых заводах делают консервы (Михайлов).

7. Найдите двусоставное предложение:

1) От воды потянуло сыростью (Шолохов).

2) Из-за деревьев видны недалекие крутые вершины лесистых гор (Короленко).

8. Найдите предложение со значением действия в настоящем времени:

1) Тихо зыблется зеленая рожь (Тургенев).

2) От жарко запылавшего костра речонка отливала плавленой сталью (Пермитин).

3) Вдруг с шумом сорвется и полетит тяжелый глухарь (Соколов-Микитов).

9. Найдите предложение со значением действия в прошедшем времени:

1) На моховых кочках под деревьями краснеет спелая брусника (Соколов-Микитов).

2) Дивный давно привык к моим уходам на рассвете (Паустовский).

Строение и грамматическое значение предложений

Вариант 3

1. Найдите повествовательное предложение:

1) На далеком берегу горели костры (Паустовский).

2) Что заставило вас уехать из Петербурга

2. Найдите вопросительное предложение:

1) Чей конь во весь опор по грозной площади несется (Пушкин).

2) Чистое небо усеялось миллионами звезд (Пушкин).

3) Не медли, друг. Через туман – вперед (Блок).

3. Найдите побудительное предложение:

1) В окно смотрит голубая весна (Пришвин).

2) Кто не проклинал станционных смотрителей (Пушкин).

3) Идите же побыстрее в столовую.

4. Поставьте знаки препинания в конце предложений:

1) Темнеют лазурные своды (Жуковский).

2) Скажи-ка, хорошо на мне сидит мундир (Лермонтов).

5. Найдите простое предложение:

1) Вскоре мы оказались перед густыми зарослями болотного кустарника (Гайдар).

2) Уже вечерело, солнце скрылось за небольшую осиновую рощу (Тургенев).

6. Найдите односоставное предложение:

1) Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость (Чехов).

2) Наверху, на чердаке, посвистывало, подвывало протяжно (А. Толстой).

7. Найдите двусоставное предложение:

1) Долину затянуло сероватым дымом (Паустовский).

2)  Воздух был напитан запахом листьев и корней (Паустовский).

8. Найдите распространённое предложение:

1) Вот зима. Трещат морозы (Никитин).

2)  Покрытые инеем скалы уходили в неясную озаренную даль (Короленко).

9. Найдите предложение со значением действия в настоящем времени:

1) Золотое солнце горит в ясном небе (Телешов).

2) На рассвете небо затянули тяжелые Тучи (Шолохов).

10. Найдите предложение со значением действия в прошедшем времени:

1) Желтые дубовые заросли стояли в росе (Паустовский).

2) Дорога спускается вниз и потом убегает в хвойный лес (Чехов).

Ответы

Задание

Ответ

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

1

1

1

2

2

2

1

3

3

3

3

4

1

3

1) .

2) ?

5

1

2

1

6

2

2

2

7

1

2

2

8

1

1

2

9

1

2

1

10

1

-

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный материал по теме Present Simple для 2 класса

Контрольно-измерительный материал по теме Простое настоящее время для 2 класса по УМК И.Н. Верещагиной...

Подборка материала для контрольных работ (9 класс)

Контрольные работы для 9 класса....

Контрольный материал в форме тестирования по биологии для 6 класса школы VIII вида

Контрольный материал в форме тестирования помогает оперативно и с наименьшими временными затратами проверить качество знаний по биологии...

Контрольно измерительный материал 11 класс

Контрольная работа дана в тестовой форме  по всем четвертям...

Материал по английскому языку на тему: Итоговая контрольная работа 4 класс

Данная контрольная работа предполагает проверку лексико-грамматических навыков учащихся за курс начальной школы по УМК "Английский с удвольствием" М.З Биболетовой....

Контрольно=измерительный материал 6 класс

Тестовые задания можно использовать на любом этапе урока (при актуализации знаний, закреплении изученного, повторениии и т.д.) привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс....

Контрольная работа в 9 классе по химии по теме: "Введение.Повторение материала 8 класса"

Контрольная работа в 9 классе по химии по теме: "Введение.Повторение материала 8 класса" содержит стандартные и нестандартные цепочки превращений, расчетные  задачи и задачи на располож...