Памятка для учащихся при подготовке к выполнению задания А 7 ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10, 11 класс) по теме

Шарко Мария Игоревна

Материал содержит информацию, проиллюстрированную примерами, об основных видах грамматических ошибок. Красным цветом выделены "сигналы" грамматических ошибок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_zadanie_a_7.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ А 7 (5баллов)

Необходимо  найти в 9 предложениях 5 типов грамматических ошибок.

Алгоритм

  1. Найти «сигнал» ошибки.
  2. Проверить правильность.
  3. Сделать вывод.

«Сигналы» различных типов грамматических ошибок

1) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Предлоги 

По

(в значении «после»)

с предложным падежом

Благодаря

с дательным падежом

«Кому?/Чему?»

Согласно

Вопреки

Наперекор

 

2) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым 

  • Все, те — местоимения множественного числа, значит, сказуемое во МН.Ч. (Все, кто опоздал, извинился. Соединяем: все извинился, кто опоздал).
  • Большинство, меньшинство, ряд, часть, масса, уйма и т.п. (собирательное значение) – ед.ч., если нет управляемых (зависимых слов) или управляемое слово в Р.п. ед.ч. (большинство населения голосовало…)
  • Количественно-именное сочетание (счетный оборот):
  • Ед.ч. указывает на совместность действия, МН.Ч. – на раздельное совершение действия (Пять солдат ушло(и) в разведку);
  • Числ. + обозначение мер веса, пространства - сказуемое в ЕД.Ч.; (…ушло 15 килограммов краски);
  • Числ. + лет, месяцев, дней, часов и др. – сказуемое в ЕД.Ч.; (два года вычеркнуто);
  • 2,3,4, двое, трое, четверо – сказуемое ставится в форме МН.Ч.;
  • МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО, НЕМАЛО, СКОЛЬКО, СТОЛЬКО  - сказуемое в ЕД.Ч.;
  • КТО (вопрос.мест.), НЕКТО, КТО-ТО, НИКТО и др. -  сказуемое в ЕД.Ч.

3) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

РОД «ВИД» - не склоняется видовое понятие.

«ВИД» - приложение склоняется

В романе «Обломов» представлены типы «лишнего человека» и «положительно-деятельного героя». В «Обломове» представлены типы «лишнего человека» и «положительно-деятельного героя».

4) Ошибка в построении предложения с однородными членами

  • объединение двух глаголов одним общим дополнением. Объединять можно только глаголы, требующие дополнение в одном и том же падеже. (Он обратился и получил помощь от ведьмака) 
  • Сочетание в качестве однородных членов разнородных морфологических и синтаксических категорий (н-р, сущ. и инф.: Приняли на себя обязательства: 1) снижение себестоимости; 2) улучшать качество продукции. ИЛИ: …принят в эксплуатацию ряд подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать).
  • Расположение и состав частей двойного союза (Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но  и на их практические навыки).
  • Расположение частицы НЕ и союза А (Не опасна сама болезнь, а её последствия)
  • Несовпадение формы обобщающего слова и однородных членов (Шум, крики, смех – всей этой гаммой звуков была наполнена площадь).

5) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Подлежащее будет выполнять и ОСНОВНОЕ, и ДОБАВОЧНОЕ действия. (Говоря о богатстве языка, в аудитории началась дискуссия).

6) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

  • Причастный оборот  зависит от определяемого слова. Найдите определяемое слово и задайте от него правильный вопрос.

(Он возглавил восстание повстанцев, стремящееся изгнать колонизаторов).

  • Разбивка причастного оборота. Нарушение позиции причастного оборота по отношению к главному слову.

7) Неправильное построение предложения с косвенной речью

В косвенной речи основные ошибки связаны с неправильным средством связи или неправильным употреблением местоимения.

(Ведьмак напомнил Лютику, как сражался с подводными чудовищами и потом вытащил тебя за шкирку из воды).

8) Ошибка в построении сложного предложения.

Обычно речь идёт о присоединении придаточных к главному:

  • Разнотипность частей сложного предложения:
  • В качестве однородных используются придаточное предложение и член простого предложения (В институт поступило много производственников, хорошо показавших себя в труде и характер работы которых соответствует избранной специальности).
  • Как однородные включаются двусоставное и односоставное назывное предложения (Были выдвинуты два положения: 1) все большее значение приобретает борьба с коррупцией; 2) роль в этом деле правоохранительных органов)
  • Различный порядок слов (прямой и инверсированный) в соподчиненных предложениях (К числу достижений следует отнести то, что в гимназии успешно проводится воспитательная работа, внеклассные мероприятия хорошо налажены).
  • Неправильное употребление союзов и союзных слов.
  • Плеоназм союзов / с.с., частицы БЫ, использование УК.мест. (Условия были обозначены, однако тем не менее добиться урегулирования конфликта не удалось)
  • Неправильный порядок слов в предложении с придаточным определительным (Практика проходила в одном из цехов завода, который был недавно реконструирован).

9) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Вид у глагола бывает совершенным и несовершенным.

Совершенный — это действие законченное, совершённое (вопрос: что Сделать? *видите «С» в вопросе — вот вам подсказка, что вид «Совершенный», тоже на «с»*). Несовершенный — это действие продолжительное (вопрос: что делать?).

«Цири обучается искусству ведьмаков и уехала из Каэр Морхена». Тут и вид разный, и время разное.

Источники

  1. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке  [Текст] / Под ред. И.Б. Голуб. – 9-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 368 с.
  2. ЕГЭ: Задание 7. // Alfring [электронный ресурс] URL: http://alfring.ru/ege-russkij-yazyk/ege-zadanie-a5 (Дата обращения: 27.09.2016)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация теоретического материала для выполнения задания А3 ЕГЭ по русскому языку

Теория о морфологических нормах русского языка отдельными "горошинами" рассеяна по всему курсу русского языка 5-9 классов. В данной презентации я собрала и систематизировала данный материал. Он поможе...

Система подготовки к выполнению задания С (ЕГЭ по русскому языку)

Подготовка к выполнению задания С.  (русский язык, 11 класс)...

Теория и памятки для подготовки к выполнению части В ЕГЭ по русскому языку.

Данный материал содержит теорию и памятки для подготовки к выполнению части В ЕГЭ по русскому языку. Думаю, он окажется полезным не только учителям, но и учащимся....

"Подготовка учащихся 9 класса к выполнению тестовой части ОГЭ по русскому языку"

В данной разработке вы найдете теоретический минимум  и по три-четыре варианта  работы, составленной в форме экзаменационных заданий, к каждому из  вопросов тестовой части ОГЭ. Без теор...

Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...

Пособие для учителей и учащихся 10-11 классов для подготовки к сочинению (задание 27 ЕГЭ по русскому языку)

Данное пособие поможет учащимся подготовиться к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку. В нём содержится несколько разделов: критерии написания, план, клише, возможные варианты вступления и закл...

Учебный материал для подготовки к выполнению задания №26 ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году

Учебный материал для подготовки к выполнению задания №26 ЕГЭ по русскому языку в 2019-2020 учебном году: материал содержит полный список изобразительно-выразительных средств художественной речи: тропы...