Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Карпенко Елена Ивановна

Подготовка учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vossozdayushchee_voobrazhenie.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего

воображения.

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ ОСОШ №6 имени В.А. Сулева

КАРПЕНКО ЕЛЕНА ИВАНОВНА.

Как известно, в психологии выделяют разные виды воображения: творческое и воссоздающее. В отличие от творческого воображения, направленного на создание новых образов, воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих словесному описанию. Именно воссоздающее воображение пронизывает весь учебный процесс, без него невозможно представить себе полноценное обучение.

Особенно важна его роль при чтении художественного текста. «Конечно, это относится не ко всякому чтению. Такое чтение, которое преследует одну лишь цель – узнать, “про что здесь говорится” и “что случится дальше”, – пишет известный психолог Б.М. Теплов, – не требует активной работы воображения. Но такое чтение, когда мысленно “видишь и слышишь” все то, о чем идет речь, когда мысленно переносишься в изображаемую ситуацию и “живешь” в ней – такое чтение невозможно без самой активной работы воображения».

Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка и литературы не только является существенным компонентом формирования полноценного восприятия текста, его понимания, но и связано с общим умственным развитием, реализацией познавательной активности, эстетическим и эмоциональным восприятием, творческим началом личности.

Сказанное в полной мере можно отнести к написанию изложения.

Задача учителя – сделать так, чтобы при восприятии художественного текста ученик мысленно «видел и слышал» то, что слушает (читает). Добиться этого, разумеется, непросто. Воссоздающее воображение у разных людей и детей в частности развито не в одинаковой степени. Только очень немногие (по данным наших экспериментов, менее 10%) умеют видеть своим «умственным взором» образы, созданные писателями. Поэтому моя цель – пробудить воображение у одних, развить, не дать угаснуть у других.

Какими приемами можно развить воссоздающее воображение?

  1. Представить все, что читаете или слышите на своем «мысленном экране»: увидеть мысленно созданную писателем картину, иначе текст ни запомнить, ни понять. Этот тип заданий называется «Включите воображение». Формулируется оно достаточно просто: «Представьте, что все, о чем вы читаете, вы видите на своем “мысленном экране”. Включайте его при каждой встрече с текстом». В дальнейшем напоминать о необходимости активизации воображения можно коротко: «Включите свой “мысленный экран”, «Постарайтесь мысленно увидеть…», «Пусть поработает ваше воображение» и т.п. Эффективность этого приема подтверждена многочисленными экспериментами. Сухие цифры говорят сами за себя: у тех учеников, которым удалось включить воображение, запоминание текста улучшается в четыре-пять раз.
  2. Рисовать пошаговую картину прямо перед собой (представьте, например, последовательно то, о чем говорится в тексте: время года, дерево, птичку, какая она?).
  3. Нарисовать словесный рисунок предмета (или иллюстрирование, которое проводится по вопросам или заданиям такого типа: “Как вы представляете себе обстановку в какой-то момент действия? Представьте себе, что все это нарисовано на картине. Расскажите так, будто все это находится перед вашими глазами”).
  4. Составить рассказ в картинках (слайдах) последовательно: так называемая воображаемая экранизация (здесь работает и зрительная память: более 60% людей воспринимают информацию зрительно). Учащимся можно предложить словесно нарисовать ряд кадров, вообразив, будто рассказ проходит перед их глазами на экране. Воображаемую экранизацию можно провести с участием практически всех учащихся.
  5. Составить план из картинок к тексту и пересказать текст по «картинному» плану.
  6. Пересказ «от себя»: помогает детям прочувствовать прочитанное.

В результате такого обучения, на мой взгляд, развиваются не только воссоздающее воображение, но и внимание, память, понимание, чего так не хватает нашим ученикам при воспроизведении текста.

Очень трудно обучать учащихся писать изложения на основе воссоздающего воображения: неумение ребенка создать (увидеть) образ, соответствующий словесному описанию, «перенестись» в изображаемую ситуацию, рассеянное внимание – трудности, возникающие при воспроизведении текста. Однако задание «Включите воображение» дети выполняют, стараясь мысленно увидеть прочитанный текст. Это получается не у всех, а, в первую очередь, у школьников с творческим мышлением. С остальными, как было сказано выше, составляем пошаговую картину, план из картинок, пересказ «от себя».

Подводя итог, следует подчеркнуть, что воссоздающее воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому, что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с воображением. Поэтому так важно учителю на уроке  уделить много внимания развитию воссоздающего воображения, начиная с младших школьников.

Литература

1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2007.

2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М., 1995. С. 145–200.

3. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2006. № 6. С. 3–10.

4. Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Понимание текста на уроках русского языка и литературы // Русский язык. 2007. № 23. С. 23–28.

5. Евграфова Е.М. Понимание и воображение // Русский язык, № 5/2003. С. 14.

6. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1991.

Ростовская область, Егорлыкский район, х. Объединенный.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Объединенная средняя общеобразовательная школа №6 имени В.А. Сулева.

ПОДГОТОВКА
УЧАЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ.

Доклад на тему:

«Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего

воображения».

                                                                       

                                                  Подготовила:

учитель русского языка и литературы

                                                       МБОУ ОСОШ №6  имени В.А. Сулева

КАРПЕНКО ЕЛЕНА ИВАНОВНА.

2015 – 2016 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ, ПРОВЕРЯЮЩИХ ПОЛНОЕ И ТОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ.»

«ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ, ПРОВЕРЯЮЩИХ ПОЛНОЕ И ТОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ.» (подготовка к ЕГЭ)...

Презентация«ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ, ПРОВЕРЯЮЩИХ ПОЛНОЕ И ТОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ.»

«ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ, ПРОВЕРЯЮЩИХ ПОЛНОЕ И ТОЧНОЕ ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ.» - презентация...

Урок обучение чтению с полным пониманием содержания прочитанного текста. Изучающее чтение.

Цель: - совершенствование навыков чтения          - расширение лексического запаса по теме          - отработк...

Работа над сжатым изложением с использованием воссоздающего воображения (конспект урока русского языка в 8"А" классе)

Конспект урока русского языка в 8 «А» классе Тема урока: Работа над сжатым изложением с использованием воссоздающего воображения. Место и роль урока: закрепление знаний о способах сжатия тек...

Творческая мастерская "В гостях у Мнемозины" запоминание текста методом ключевых слов.

Конспект занятия в формате творческой мастерской для обучающихся треьего класса. С помощью мнемотехники запоминаем полезные для здоровья и мышления продукты за 10 минут....

Упражнения на понимание и построение текста для 7-8 классов на основе рассказа А.И.Куприна «Белый пудель»

В статье предлагаются задания на понимание и построение текста, разработанные на примере заданий, предложенных в книге Н.А.Шапиро "Учимся понимать и строить текст. 5–9 классы" для 7-8 классов, которые...

Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения.Презентация.

Подготовка учащихся 9 класса к написанию сжатого изложения....